Петр первый 5. Библия онлайн

Принадлежность первого Соборного послания св. апостола Петра этому именно первоверховному апостолу, в новое время западными библеистами иногда оспариваемая, утверждается прежде всего не только указанием второго Соборного послания того же апостола (2 Петр 3:1 ), но и единогласным свидетельством первохристианского предания, идущего от самого апостольского века, а затем и внутренними признаками, заключающимися в самом содержании послания. В отношении свидетельств предания достойно замечания, что уже св. Поликарп Смирнский , муж апостольский и ученик св. апостола Иоанна Богослова, в своем послании к филиппийцам, как свидетельствует Евсевий (Церковная история IV, 14), "приводит некоторые свидетельства из первого послания Петрова ", и это вполне подтверждается сличением Поликарпова послания к филиппийцам с первым соборным посланием ап. Петра (из последнего у св. Поликарпа приводятся: 1:8,13,21 ; 2:11,12,22,24 ; 3:9 ; 4:7 ). Столь же ясные свидетельства в пользу подлинности первого послания ап. Петра находятся у св. Иринея Лионского , также приводящего места из послания с указанием на принадлежность их ап. Петру (Против ересей . IV, 9, 2, 16, 5), у Евсевия (Церковная история V, 8), у Тертуллиана ("Против иудеев"), у Климента Александрийского (Стром. IV, 20). Вообще Ориген и Евсевий называют 1 Петра непререкаемо подлинным ἐπισττολὴ ὁμολογουμένη (Церковная история VI, 25). Свидетельством общей веры древней Церкви первых двух веков в подлинность 1 Петра является, наконец, нахождение этого послания в сирском переводе II века Пешито . И во все последующие века вселенская Церковь на Востоке и Западе согласно признавала это послание Петровым.

О той же принадлежности послания ап. Петру говорят и внутренние признаки, представляемые самим содержанием послания.

Общий тон или акцент воззрений священного писателя послания, характер его богословия, нравоучения и увещания, вполне соответствует свойствам и особенностям личности великого первоверховного апостола Петра, как известна она из евангельской и апостольской истории. Две главных характерных черты выступают в духовном облике св. апостола Петра: 1) живой, конкретный образ мыслей, склонный, ввиду отличающей ап. Петра горячности, легко переходит в побуждение к деятельности, и 2) постоянная связь мировоззрения апостола с учением и чаяниями Ветхого Завета. Первая особенность апостола Петра со всею очевидностью выступает в евангельских упоминаниях о нем (см. Лк 5:8 ; Мф 14:25-33 ; 16:16,22 ; Ин 6:68,69 ; Мк 9:5 ; Ин 13:9 ; Лк 22:31-33,57 и др.); вторая удостоверяется призванием его, как апостола обрезания (Гал 2:7 ); обе эти особенности одинаково отразились и в речах ап. Петра, изложенных в книге Деяний апостольских. Богословие и писания ап. Петра отличаются вообще преобладанием образов и представлений над отвлеченными рассуждениями. У апостола Петра мы не встречаем ни таких возвышенно-метафизических созерцаний, как у апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ни такого тонкого выяснения логического соотношения христианских идей и догматов, как у апостола Павла. Внимание св. Петра останавливается преимущественно на событиях, истории, главным образом христианской, частью же и ветхозаветной: освещая христианство, преимущественно, как факт истории, ап. Петр является, можно сказать, богословом-историком, или, по собственному его выражению, свидетелем Христовым: апостольское призвание он полагает в том, чтобы быть свидетелем всего, что сотворил Господь Иисус Христос, и особенно воскресения Его. Многократно говорится об этом в речах апостола (Деян 1:22 2:32 ; 3:15 ; 5:32 ; 10:39 ), и то же утверждается в его посланиях (1 Петр 5:1 ; 2 Петр 1:16-18 ). Столь же характерна для апостола Петра связь его учения с Ветхим Заветом. Эта черта весьма заметно выступает в писаниях св. апостола Петра. Христианство он всюду освещает главным образом со стороны связи его с Ветхим Заветом, поскольку в нем осуществились ветхозаветные предсказания и чаяния: достаточно, для примера, сравнить место из речи апостола Петра по поводу исцеления хромого Деян 3:18-25 и слова 1 Петр 1:10-12 , чтобы видеть, что все суждения и доказательства апостола исходят от факта ветхозаветного откровения и всюду предполагают ветхозаветное пророчество, предуготовление и новозаветное исполнение. В связи с этим в учении ап. Петра занимает весьма видное место идея божественного предвидения и предустановления (Самое слово πρόγνωσις , проразумение, предведение, кроме речей и послания ап. Петра — Деян 2:23 ; 1 Петр 1:2,20 — в Новом Завете нигде больше не встречается). И в речах своих, и в посланиях ап. Петр весьма часто говорит о предустановленности того или иного события новозаветного (Деян 1:16 ; 2:23-25 ; 3:18-20,21 ; 4:28 ; 10:41,42 ; 1 Петр 1:1,20 ). Но в отличие от ап. Павла, во всей полноте развившего учение о предопределении (Рим 8, 9 , 11 гл.), ап. Петр, не давая теоретического выяснения идеи божественного предвидения и предопределения, предлагает самое обстоятельное раскрытие о фактическом обнаружении божественного предвидения и предопределения в истории — о пророчестве. Учение о пророчестве, о вдохновении пророков Святым Духом, об откровении им тайн Божиих, о самодеятельном проникновении их в эти тайны и т. д. — раскрыто у ап. Петра с такою полнотою и ясностью, как ни у одного из священных писателей, — и это учение одинаково нашло свое выражение и в посланиях, и в речах (1 Петр 1:10-12 ; 2 Петр 1:19-21 ; 3:2 , сн. Деян 1:16 ; 2:30-31 ; 3:18-24 ; 4:25 ; 10:43 ).

Наконец, характерную черту посланий, равно как и речей апостола Петра, составляет обилие прямых цитат из Ветхого Завета. По отзыву ученого А. Клемена (Der Gebrauch des Alt. Testam. in d. neutest. Schriften . Gütersloh, 1895, s. 144), "ни одно из новозаветных писаний не богато так ссылками на Ветхий Завет, как 1 послание ап. Петра: на 105 стихов послания приходится 23 стиха ветхозаветных цитат ".

Это близкое совпадение в духе, направлении и основных пунктах учения между речами и посланиями ап. Петра, равно как и между особенностями содержания и известными из Евангелия характерными чертами личности в деятельности ап. Петра, дает убедительное доказательство принадлежности двух соборных посланий тому же великому первоверховному апостолу Петру, речи которого записаны и в книге Деяний св. апостолов, именно в первой части этой книги (гл. 1-12 ). После речи на Апостольском соборе (Деян 15:7-11 ), дальнейшая деятельность св. Петра делается достоянием церковных преданий, не всегда достаточно определенных (см. Четьи-Минеи . Июня 29). Что касается теперь первоначального назначения и первых читателей 1 Соборного послания ап. Петра, то апостол пишет свое послание избранным пришельцам рассеяния (ἐκλεκτοι̃ς παρεπιδήμοις διασπορα̃ς ) Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1:1 ). Ввиду того, что "рассеяние", διασπορα , нередко обозначает в Писании (Иак 1:1 ; 2 Макк 1:27 ; Иудифь 5:19 ) совокупность иудеев, живущих в рассеянии, вне Палестины, в языческих странах, — многие древние и новые толкователи послания св. ап. Петра полагали, что оно написано к христианам (ἐκλεκτοι̃ς , избранным) из иудеев. Такого взгляда держались в древности Ориген , Евсевий Кесарийский (Церковная история III, 4), Епифаний Кипрский (Против ересей . XXVII, 6), блаженный Иероним (О знаменитых мужах . Гл. I), Икумений , блаж. Феофилакт ; в новое время — Бертольд , Гуч , Вейсс , Кюль и др. Но во всей исключительности мнение это не может быть принято: в послании есть места, которые могут быть относимы к языко-христианам, но отнюдь не к иудео-христианам. Таковы, напр., слова апостола в 1:14,18 , где причина прежней плотской и греховной жизни читателей ἐν τη̨̃ ἀγνοία̨ , в неведении Бога и Его святого закона, — а самая эта прошлая жизнь их именуется "суетной (ματαία ) жизнью, преданною от отцев": то и другое приложимо лишь к религиозно-нравственному язычников, а никак не иудеев. То же следует сказать и о таких местах, как 2:10 ; 3:6 ; 4:3,4 . Поэтому, следует 1) принять смешанный состав читателей — иудео-христиан и языко-христиан; 2) под именем "рассеяния" надо разуметь христиан вообще без различия национальности, 3) "избранные пришельцы" — не отдельные христиане, а целые христианские церковные общины, как видно из заключительного приветствия от целой Церкви 5:13-14 . Если в перечне географических названий 1:1 видели указание на существование в Малой Азии иудео-христианских общин, основанных здесь раньше и независимо от благовестия ап. Павла, и основание этих общин усвоили ап. Петру, то все это не подтверждается новозаветными данными, которые, напротив, приписывают первое насаждение христианства в малоазиатских провинциях ап. Павлу (Рим 15:20 ; Деян 13 ; сл. 14:1 и т. д.). Равным образом и церковное предание не сообщает ничего определенного о проповеди ап. Петра в названных им 1:1 местностях.

Что же побудило ап. Петра обратиться с посланием к христианам этих провинций? Общею целью послания, как видно из его содержания, является намерение апостола — утвердить читателей разных общественных положений в вере и правилах жизни христианской, устранить некоторые нестроения внутренние, успокоить в внешних скорбях, предупредить от соблазнов со стороны лжеучителей, — словом, насаждение в жизни малоазийских христиан тех истинных духовных благ, недостаток которых в жизни и поведении которых был ощутителен и сделался известным апостолу Петру, быть может, при посредстве бывшего с ним в то время ревностного сотрудника Павлова Силуана (1 Петр 5:12 ; 2 Фес 1:1 ; 2 Кор 1:19 ). Можно лишь заметить, что и наставления, и особенно предостережения ап. Петра отличаются более общим характером, чем наставления и предостережения в Павловых посланиях, что и естественно ввиду того, что ап. Павел был основателем малоазийских церквей и ближе знал условия их быта по личному непосредственному опыту.

Местом написания первого соборного послания ап. Петра является Вавилон, откуда от имени местной христианской общины апостол посылает приветствие церквам малоазийским, которым направляет послание (5:13 ). Но что следует здесь разуметь под Вавилоном, мнения толкователей расходятся. Одни (Кейль , Неандер , Вейсог и др.) видят здесь знаменитый в древности Вавилон на Евфрате. Но против этого говорит уже то, что к евангельскому времени этот Вавилон лежал в развалинах, представляя одну обширную пустыню (ἔρημος πολλὴ — Страбон . География . 16, 738), а затем еще более — полное отсутствие свидетельств церковного предания о пребывании ап. Петра в Месопотамии и проповеди его там. Другие (Гуг , преосвящ. Михаил ) разумеют в данном случае Вавилон Египетский — небольшой город на правом берегу Нила, почти против Мемфиса: здесь была христианская церковь (Четьи-Минеи . 4 июня). Но о пребывании ап. Петра и в Египетском Вавилоне предание ничего не сообщает, оно лишь считает евангелиста Марка, ученика ап. Петра, основателем Александрийской церкви (Евсевий . Церковная история II, 16). Остается принять третье мнение, в древности высказанное Евсевием (Церковная история II, 15) и теперь господствующее в науке, по которому Вавилон (1 Петр 5:13 ) нужно понимать в аллегорическом смысле, именно: видеть здесь Рим (Корнели , Гофман , Цан , Фаррар , Гарнак , проф. Богдашевский ). Кроме Евсевия , из древних толкователей под Вавилоном разумели Рим блаж. Иероним , блаженный Феофилакт , Икумений . В пользу этого понимания говорит и текстуальное предание: многие минускульные кодексы имеют глоссу: ἐγράφη ἀπò Ρώριης . Если против этого указывали, что до написания Апокалипсиса (см. Откр 16:19 ; 17:5 ; 18:2 ), не могло образоваться иносказательное наименование Рима Вавилоном, то в действительности такое сближение первого с последним произошло, по свидетельству Шеттгена (Horae hebr. P. 1050), значительно раньше, будучи вызвано аналогиею между древним угнетением иудеев со стороны халдеев и позднейшим — со стороны римлян. И то обстоятельство, что в заключительных приветствиях Павловых посланий, написанных из Рима (к Филиппийцам, Колоссянам, Тимофею, Филимону) последний не называется Вавилоном, не исключает возможности такого словоупотребления у ап. Петра, которому вообще свойственна аллегория (напр., слово διασπορα в 1:1 , имеет духовный, переносный смысл). Таким образом, местом написания 1 соборного послания ап. Петра был Рим.

Трудно с точностью определить и время написания послания. Многие древние церковные писатели (св. Климент Римский , св. Игнатий Богоносец , Дионисий Коринфский , св. Ириней Лионский , Тертуллиан , Ориген , канон Муратория ) свидетельствуют о пребывании ап. Петра в Риме, но все они не датируют прибытие его в Рим даже хотя бы с приблизительною точностью, а говорят большею частью о мученичестве первоверховных апостолов, опять без точной датировки этого события. Поэтому вопрос о времени происхождения рассматриваемого послания должен быть решен на основании новозаветных данных. Послание предполагает устроение св. ап. Павлом малоазийских церквей, имевшее место, как известно, в третье великое благовестническое путешествие апостола языков, около 56-57 гг. по Р. Х.; следовательно, ранее этого срока первое соборное послание ап. Петра не могло быть написано. Затем в этом послании не без основания указывали признаки сходства с Павловыми посланиями к Римлянам и Ефесянам (ср., напр., Деян 26-27 гл. ). Именно тогда естественно было ап. Петру обратиться с посланием к малоазийским церквам, лишившимся своего великого благовестника, и преподать им наставление в вере и благочестии и ободрение в скорбях жизни. Таким образом, вероятным временем написания послания является период между 62-64 гг. (вскоре после первого послания, незадолго до мученической своей кончины апостол написал и второе послание).

По особенностям личной духовной жизни своей, а также и по особенному назначению послания, апостол Петр более всего и неоднократно поучает читателей христианской надежде на Бога и Господа Иисуса Христа и на спасение в Нем. Как апостол Иаков является проповедником правды, а евангелист Иоанн — любви Христовой, так ап. Петр есть по преимуществу апостол надежды христианской.

Исагогическая и толковательная литература о посланиях ап. Петра на западе очень значительна, таковы, напр., труды Hofmann ’а, Wiesinger ’а, Kühl ’а, Usteri , Sieffert ’а и др. В русской библиологической литературе нет специальной ученой монографии о посланиях св. ап. Петра. Но весьма ценные исагогико-экзегетические сведения о предмете содержатся в трудах 1) проф. прот. Д. И. Богдашевский . Послание св. Ап. Павла к Ефесянам . Киев, 1904; и 2) проф. О. И. Мищенко . Речи святого ап. Петра в книге Деяний Апостольских . Киев, 1907. Заслуживает также полного внимания брошюра епископа Георгия . Изъяснение труднейших мест первого послания св. апостола Петра . 1902. Ближе же всего изъяснению посланий ап. Петра, как и других соборных посланий, служит классический труд преосвящ. еп. Михаила. Толковый Апостол . Кн. 2-я. Изд. Киев, 1906. Имеют известное значение и "Общедоступные объяснения " соборных посланий архимандр. († архиеп.) Никанора . Казань, 1889.

Личность Петра Великого стоит в истории России особняком, так как ни среди современников, ни среди приемников и потомков не нашлось человека, который смог бы произвести такие глубокие изменения в государстве, настолько внедриться в историческую память русского народа, став при этом полулегендарной, но наиболее яркой ее страницей. В результате деятельности Петра Россия стала империей и заняла место среди ведущих европейских держав.

Петр Алексеевич родился 9 июня 1672 г. Его отцом был русский царь Алексей Михайлович Романов, а матерью Наталья Нарышкина — вторая жена царя. В возрасте 4 лет Петр потерял отца, который умер в 47 лет. Воспитанием царевича занимался Никита Зотов, который по меркам тогдашней России был очень образованным. Петр был младшим в большой семье Алексея Михайловича (13 детей). В 1682 году после смерти царя Федора Алексеевича при дворе обострилась борьба двух боярских кланов — Милославских (родственники первой жены Алексея Михайловича) и Нарышкиных. Первые считали, что престол должен занять больной царевич Иван. Нарышкины, как и патриарх, выступали за кандидатуру здорового и довольно подвижного 10-летнего Петра. В результате стрелецких волнений был выбран нулевой вариант: царями становились оба царевича, а регентом при них назначалась их старшая сестра — Софья.

Петра поначалу мало интересовали государственные дела: он часто навещал Немецкую Слободу, где познакомился со своими будущими соратниками Лефортом и генералом Гордоном. Большую часть времени Петр проводил в подмосковных селах Семеновском и Преображенском, где им были созданы потешные полки для увеселения, ставшие впоследствии первыми гвардейскими полками — Семеновским и Преображенским.

В 1689 году между Петром и Софьей происходит разрыв. Петр требует от сестры удаления в Новодевичий монастырь, потому что к этому времени Петр и Иван уже достигли совершеннолетия и должны были править самостоятельно. С 1689 по 1696 год Петр I и Иван V были соправителями, пока последний не умер.

Петр понимал, что положение России не позволяет ей полностью реализовывать свои внешнеполитические планы, а также стабильно развиваться внутренне. Было необходимо получить выход к незамерзающему Черному морю, чтобы придать дополнительный стимул отечественной торговле и промышленности. Именно поэтому Петр продолжает дело, начатое Софьей и активизирует борьбу с Турцией в рамках Священной Лиги, но вместо традиционного похода в Крым, молодой царь бросает всю свою энергию на юг, под Азов, взять который в 1695 году не удалось, но после постройки зимой 1695-1696 годах флотилии в Воронеже Азов был взят. Дальнейшее участие России в Священной Лиге, однако, начало терять смысл — Европа готовилась к войне за Испанское наследство, поэтому борьба с Турцией переставала быть приоритетом для австрийских Габсбургов, а без поддержки союзников Россия не могла противостоять османам.

В 1697-1698 годах Петр инкогнито путешествует по Европе в составе Великого посольства под именем бомбардира Петра Михайлова. Тогда он заводит личные знакомства с монархами ведущих европейских стран. За границей Петр получил обширные знания в навигации, артиллерийском деле, кораблестроении. После встречи с Августом II, саксонским курфюрстом и польским королём, Петр решает перенести центр внешнеполитической активности с юга на север и выйти на берега Балтийского моря, которые предстояло отвоевать у Швеции, самого мощного государства в тогдашней Балтике.

Стремясь сделать государство более эффективным, Петр I провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска, церковь подчинена государству, введен Духовный регламент, проведено деление страны на губернии, построена новая столица - Санкт-Петербург).

Понимая отсталость России в промышленном развитии от ведущих европейских держав, Петр использовал их опыт в самых различных областях - в мануфактурном деле, в торговле, в культуре. Государь уделял огромное внимание и даже насильно заставлял дворян и купцов развивать необходимые стране знания и предприятия. К этому можно отнести: создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов. Петр прекрасно понимал, насколько важны военные успехи страны, поэтому лично возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696 годов, принимал участие в разработке стратегических и тактических операций входе Северной войны 1700-1721 годов, Прутского похода 1711 года, Персидского похода 1722-23 годов.

7 Комментариев

Валуев Антон Вадимович

8 февраля отмечается День Российской науки, основателем которой стал Петр I Великий, выдающийся государственный и общественный деятель, Царь - реформатор, создатель Российской Империи. Именно его трудами в Санкт - Петербурге была учреждена Академия наук, в которой на благо России из поколения в поколение трудились выдающиеся представители отечественной и зарубежной науки. Позвольте поздравить коллег с профессиональным праздником и пожелать интересной работы, постоянно совершенствуя знания и опыт, при этом всегда оставась верным своим убеждениям, стремясь преумножить вековые традиции российской науки.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

Указом Петра Великого в Санкт - Петербурге учрежден Сенат, высший орган государственной исполнительной власти. Сенат просуществовал с 1711 по 1917 годы. Один из самых важных и влиятельных институтов в системе светской государственной власти Российской Империи.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

Поворотным пунктом в истории европейской модернизации общественно - политического строя России считается Великое Посольство молодого государя Петра Алексеевича. В ходе Посольства будуший император своими глазами увидел Западную Европу и оценил ее большой потенциал. После возвращения на родину процессы обновления многократно ускорились. Быстро развивались дипломатические и торгово - экономические отношения, промышленное производство, науки, культура и военное дело. В некотором смысле, это и было настоящее " окно в Европу ", которое для России открыл царь Петр.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

Талант государственного деятеля виден в его отношении к развитию человеческого фактора, личности, социального потенциала страны. И здесь Петр I сделал многое для укрепления и общественных связей, и внутренней стабильности, и, в итоге, позиций Российской Империи на мировой арене. Кадровая политика Петровской эпохи базировалась на двух основах: таланте каждого человека - вне зависимости от его социального происхождения - и его стремления быть полезным Отечеству. В 1714 году Указом Петра было запрещено производство дворян в офицерское звание, если до этого они не прошли службу простыми солдатами. Спустя шесть лет в новом указе Петр закрепил право каждого старшего офицера на получение дворянского патента и передачи дворянского титула по наследству. На практике это означало, что благодаря своим талантам и проявленному в реальных условиях мужеству и героизму человек честно зарабатывал право на переход в иное, более высокое сословие. Это был важный шаг в обновлении сословной иерархии Российской Империи.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

18 мая - вдвойне важная дата в военной истории нашего Отечества. В 1703 году в устье Невы тридцать русских лодок под командованием Петра l в ходе дерзкого рейда захватили два шведских военных фрегата, "Астрильд" и "Гедан". Это событие считают началом героической истории Балтийского флота. Год спустя, для укрепления военных позиций на Балтике, по указу Петра I заложен Кроншлот, форт Кронштадта. С тех пор прошло три столетия, и всегда Балтийский флот и Кронштадт защищали и защищают интересы России. Торжественные мероприятия в этот день проходят в Санкт - Петербурге и Кронштадте, городах военно - морской славы России. Основателю Российской Империи, Балтийскому флоту, Кронштадту - виват!!!

Смышленый Иван Михайлович

Хорошая, информативная статья. Хотя стоит заметить, что в курсе прозападной официальной истории, "совершенствуемом" в деле искажения Истины со времен первых Романовых-западников, Петр Романов выглядит благодетелем Отечества, "отцом народов" России-Евразии.
Но вот в народе русском сохранились-таки сведения, что "подменили немцы царя" - то ли в малолетстве еще, то ли уже в юности (А.А. Гордеев). А скорей всего, правда в том, что завербовали Петра 1-го иезуиты-католики, неустанно ведущую свою работу по осуществлению "Дранг нах Остен" - "Натиска на Восток” (Б.П. Кутузов).
Ибо "... надо сказать, что при Петре I колонизаторы уже не стеснялись вволю «расходовать людские ресурсы» захваченной ими страны - «в эпоху Петра Великого» убыль населения
Московской Руси составила, по оценкам разных историков-исследователей, примерно от 20 до 40% всего населения.
Впрочем, население Московской Руси сокращалось и вследствие бегства народа от деспотизма колонизаторов. А бежал народ от них в основном в Татарию (см. ниже).
Вообще-то, надо сказать, «европеизацию» Руси-Московии Петр Романов начал со своей семьи. Первым делом, жену свою из исконно русского рода, Евдокию Лопухину, заключил в монастырь - в тюрьму, то есть. Посмела возражать против издевательств мужа и его западноевропейского окружения над Отечеством - тем, видимо, зело мешала «внедрению западной культуры и прогресса».)
А вот девка Монс из немецкой слободы всемерно помогала Петру в том внедрении. На нее и поменял Петр русскую жену - красавицу и умницу. А сына Алексея, поскольку тот тоже с возрастом упорно не желал «европеизоваться», предал казни. Но перед тем Петр, используя все навыки, перенятые им у учителей-иезуитов, долго и упорно «вел розыск» в отношении Алексея. То есть, под пытками допрашивал сына - почему противится сей «европеизации», да кто у него сообщники в этом «темном» да злодейском, по мнению «царя-просветителя», деле (7)...."

(Из книги "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" (Москва, Алгоритм, 2012). Автор Г.Р. Еникеев).

Также об этом всем и еще о многом сокрытом от нас из подлинной истории Отечества читайте в книге “Великая Орда: друзья, враги и наследники. (Московско-татарская коалиция: XIV–XVII вв.)”.– (Москва,Алгоритм, 2011). Автор тот же.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

Петру Великому Россия обязана многими преобразованиями. Так, именно согласно его указу от 15 декабря 1699 года в России утверждалось юлианское летоисчисление и юлианский календарь. С тех пор Новый Год в нашей стране стали отмечать не с 1 сентября, а с 1 января. При Петре Первом были заложены и многие важнейшие культурные атрибуты этого народного празднования - украшенные ели, фейерверки, новогодние карнавалы и многие другие зимние увеселения. Накануне Новогодних праздников, по традиции, принято подводить итоги прошедшего года и с надеждой строить планы на будущее. Хочется пожелать всем коллегам и участникам проекта приятных предновогодних хлопот, побольше радости, семейного тепла, уюта, счастья. Пусть в Новом, 2016 - м Году нас ждут новые творческие планы, удачные и интересные идеи, пусть они обязательно исполнятся!

Петр I, за свои заслуги перед Россией получивший прозвище Петр Великий, – фигура для российской истории не просто знаковая, а ключевая. Петр 1 создал Российскую империю, поэтому оказался последним царем всея Руси и, соответственно, первым Императором Всероссийским. Сын царя, крестник царя, брат царя - Петр и сам был провозглашен главой страны, причем на тот момент мальчику едва исполнилось 10 лет. Изначально у него был формальный соправитель Иван V, но с 17 лет уже правил самостоятельно, а в 1721 году Петр I стал императором.

Царь Петр Первый | Haiku Deck

Для России годы правления Петра I явились временем масштабных реформ. Он значительно расширил территорию государства, построил прекрасный город Санкт-Петербург, невероятно поднял экономику, основав целую сеть металлургических и стекольных заводов, а также понизив до минимума импорт заграничных товаров. Кроме того, Петр Великий первым из российских правителей стал перенимать у западных стран их лучшие идеи. Но так как все реформы Петра Первого достигались за счет насилия над населением и искоренения всякого инакомыслия, личность Петра 1 у историков до сих пор вызывает диаметрально противоположные оценки.

Детство и юность Петра I

Биография Петра I изначально подразумевала его будущее царствование, так как он родился в семье царя Алексея Михайловича Романова и его супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной. Примечательно, что Петр Первый оказался 14-м ребенком у своего отца, но первенцем для матери. Также стоит заметить, что имя Петр было совершенно нетрадиционным для обеих династий его предков, поэтому историки до сих пор не могут выяснить, откуда же он получил это имя.


Детство Петра Первого | Academic Dictionaries and Encyclopedias

Мальчику было всего четыре года, когда скончался царь-отец. На престол взошел его старший брат и крестный Федор III Алексеевич, который взял опекунство над братом и приказал дать тому максимально хорошее образование. Впрочем, с этим у Петра Первого оказались большие проблемы. Он всегда был очень любознательным, но как раз в тот момент Православная церковь затеяла войну против иноземного влияния, а все преподаватели-латинисты были от двора отстранены. Поэтому царевича обучали русские дьяки, которые и сами не имели глубоких знаний, а русскоязычных книг должного уровня еще не существовало. В итоге Петр Первый имел скудный словарный запас и до конца жизни писал с ошибками.


Детство Петра Первого | View Map

Царь Федор III правил всего шесть лет и скончался из-за слабого здоровья в молодом возрасте. По традиции престол должен был занять еще один отпрыск царя Алексея, Иван, но он был очень болезненным, поэтому семья Нарышкиных организовала фактически дворцовый переворот и объявила наследником Петра I. Им это было выгодно, так как мальчик являлся потомком их рода, но Нарышкины не учли, что семья Милославских поднимет восстание из-за ущемления интересов царевича Ивана. Состоялся знаменитый Стрелецкий бунт 1682 года, итогом которого стало признание одновременно двух царей – Ивана и Петра. В Оружейной палате Кремля до сих пор сохранился двухместный трон для братьев-царей.


Детство и юность Петра Первого | Русский музей

Любимой игрой юного Петра I стали занятия со своим войском. Причем солдатики у царевича были вовсе не игрушечными. Его сверстники одевались в униформу и маршировали по улицам города, а сам Петр Первый «служил» в своем полку барабанщиком. Позднее он даже завел собственную артиллерию, тоже настоящую. Потешное войско Петра I называлось Преображенским полком, к которому позднее добавился Семеновский полк, а, кроме них, царь организовал потешный флот.

Царь Петр I

Когда юный царь был еще несовершеннолетним, за его спиной стояла старшая сестра, царевна Софья, а позднее мать Наталья Кирилловна и ее родственники Нарышкины. В 1689 году брат-соправитель Иван V окончательно отдал Петру всю власть, хотя номинально оставался со-царем, пока скоропостижно не умер в возрасте 30 лет. После смерти матери царь Петр Великий освободился от тяготившего опекунства князей Нарышкиных и именно с той поры можно говорить о Петре Первом как о самостоятельном правителе.


Царь Петр Первый | Культурология

Он продолжил военные действия в Крыму против Османской империи, провел серию Азовских походов, результатом которых оказалось взятие крепости Азов. Для усиления южных границ царь построил порт Таганрог, но полноценного флота Россия все еще не имела, поэтому окончательной победы не достигла. Начинается масштабное строительство судов и обучение молодых дворян за границей корабельному делу. И сам царь учился искусству постройки флота, даже поработав плотником на строительстве корабля «Пётр и Павел».


Император Петр Первый | Книгоголик

Пока Петр Великий готовился реформировать страну и лично изучал технический и экономический прогресс ведущих европейских государств, против него был задуман заговор, причем во главе стояла первая жена царя. Подавив стрелецкий бунт, Петр Первый решил переориентировать военные действия. Он заключает мирное соглашение с Османской империей и начинает войну со Швецией. Его войска захватили крепости Нотебург и Ниеншанц в устье Невы, где царь решил основать город Санкт-Петербург, а на близлежащем острове Кронштадт поместил базу русского флота.

Войны Петра Великого

Вышеперечисленные завоевания позволили открыть выход к Балтийскому морю, получивший позднее символическое название «Окно в Европу». Позднее к России присоединились территории Восточной Прибалтики, а в 1709 году в ходе легендарной Полтавской битвы шведы были разгромлены полностью. Причем важно заметить: Петр Первый в отличие от многих царей не отсиживался в крепостях, а лично руководил войсками на поле боя. В Полтавской битве Петру I даже прострелили шляпу, то есть он действительно рисковал собственной жизнью.


Петр Первый при Полтавской битве | X-digest

После поражения шведов под Полтавой король Карл XII укрылся под покровительством турок в городе Бендеры, который тогда входил в состав Османской империи, а сегодня расположен в Молдавии. При помощи крымских татар и запорожского казачества он стал нагнетать обстановку на южной границе России. Добиваясь высылки Карла, Петр Первый, наоборот, вынудил османского султана вновь развязать русско-турецкую войну. Русь оказалась в ситуации, когда нужно вести войну на три фронта. На границе с Молдавией царь попал в окружение и согласился подписать мир с турками, отдав им назад крепость Азов и выход к Азовскому морю.


Фрагмент картины Ивана Айвазовского "Петр I при Красной горке" | Pусский музей

Помимо русско-турецкой и северной войн Петр Великий нагнетал обстановку на востоке. Благодаря его экспедициям были основаны города Омск, Усть-Каменогорск и Семипалатинск, позднее к России присоединилась Камчатка. Царь хотел осуществить походы в Северную Америку и Индию, но воплотить в жизнь эти задумки не сумел. Зато он провел так называемый Каспийский поход на Персию, в ходе которого завоевал Баку, Решт, Астрабад, Дербент, а также другие иранские и кавказские крепости. Но после смерти Петра Великого большинство этих территорий оказались утерянными, так как новое правление посчитало регион не перспективным, а содержание гарнизона в тех условиях было слишком дорогостоящим.

Реформы Петра I

Благодаря тому, что территория России значительно расширилась, Петру удалось реорганизовать страну из царства в империю, и начиная с 1721 года Петр I стал императором. Из многочисленных реформ Петра I явно выделялись преобразования в армии, которые позволили ему достигнуть больших военных побед. Но не менее важными были такие новшества, как переход церкви под подчинение императору, а также развитие промышленности и торговли. Император Петр Первый отлично осознавал необходимость просвещения и борьбы с устаревшим образом жизни. С одной стороны, как самодурство воспринимался его налог на ношение бороды, но в то же время появилась прямая зависимость продвижения дворян по службе от уровня их образованности.


Петр Первый рубит бороды боярам | VistaNews

При Петре основана первая русская газета и появилось много переводов иностранных книг. Были открыты артиллерийские, инженерные, медицинские, морские и горные школы, а также первая в стране гимназия. Причем теперь общеобразовательные школы могли посещать не только дети знатных особ, но и отпрыски солдат. Он очень хотел создать обязательную для всех начальную школу, но осуществить этот замысел не успел. Важно заметить, что реформы Петра Первого затронули не только экономику и политику. Он финансировал образование талантливых художников, ввел новый юлианский календарь, пытался изменить положение женщины, запретив насильственную женитьбу. Также поднимал достоинство подданных, обязав их не становиться на колени даже перед царем и использовать полные имена, а не называть себя как раньше «Сенькой» или «Ивашкой».


Памятник «Царь-плотник» в г. Санкт-Петербург | Русский музей

В целом, реформы Петра Первого меняли у дворян систему ценностей, что можно считать огромным плюсом, но при этом пропасть между знатью и народом возросла многократно и теперь не ограничивалась только финансами и титулом. Главным минусом царских преобразований считается насильственный метод их воплощения. Фактически это была борьба деспотизма с необразованными людьми, и Петр рассчитывал кнутом привить народу сознательность. Показательным в этом плане является постройка Санкт-Петербурга, которая велась в тяжелейших условиях. Многие мастеровые бросались от каторжной работы в бега, а царь приказывал всю их семью сажать в тюрьмы, пока беглецы не вернутся с повинной.


Комсомольская правда

Так как методика управления государством при Петре Первом нравилась далеко не всем, царь основал орган политического сыска и суда Преображенский приказ, который позднее перерос в печально известную Тайную канцелярию. Самыми непопулярными указами в этом контексте был запрет на ведение записей в закрытой от посторонних комнате, а также запрет недоносительства. Нарушение обоих этих указов каралось смертной казнью. Таким способом Петр Великий боролся с заговорами и дворцовыми переворотами.

Личная жизнь Петра I

В юношестве царь Петр I любил бывать в Немецкой слободе, где не только увлекся иноземной жизнью, например, научился танцевать, курить и общаться на западный манер, но и влюбился в немецкую девушку Анну Монс. Его мать была очень встревожена подобными отношениями, поэтому по достижении Петром 17-летия настояла на его свадьбе с Евдокией Лопухиной. Впрочем, нормальной семейной жизни у них не было: вскоре после свадьбы Петр Первый покинул жену и наведывался к ней только ради предотвращения слухов определенного рода.


Евдокия Лопухина, первая жена Петра Первого | Воскресный день

У царя Петра I и его жены было трое сыновей: Алексей, Александр и Павел, но двое последних умерли в младенчестве. Старший сын Петра Первого должен был стать его наследником, но так как Евдокия в 1698 году неудачно попыталась свергнуть мужа с престола ради передачи короны сыну и была заключена в монастырь, Алексей оказался вынужден бежать заграницу. Он никогда не одобрял реформ своего отца, считал того тираном и планировал низвергнуть родителя. Впрочем, в 1717 году молодого человека арестовали и заключили под стражу в Петропавловской крепости, а будущим летом вынесли смертный приговор. До казни дело не дошло, так как вскоре Алексей умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах.

Через несколько лет после расторжения брака с первой женой Петр Первый взял в любовницы 19-летнюю Марту Скавронскую, которую русские войска захватили как военную добычу. Она родила от царя одиннадцать детей, причем половину – еще до законного венчания. Свадьба состоялась в феврале 1712 года после принятия женщиной православия, благодаря которому она стала Екатериной Алексеевной, впоследствии известной как императрица Екатерина I. Среди детей Петра и Екатерины - будущая императрица Елизавета I и Анна, мать , остальные погибли еще в детстве. Интересно, что вторая жена Петра Первого была единственным человеком в его жизни, кто умел успокоить его буйный характер даже в моменты бешенства и припадков гнева.


Мария Кантемир, фаворитка Петра Первого | Википедия

Несмотря на то, что жена сопровождала императора во всех походах, он смог увлечься молодой Марией Кантемир, дочерью бывшего молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича. Мария оставалась фавориткой Петра Первого до конца его жизни. Отдельно стоит упомянуть про рост Петра I. Даже для наших современников более чем двухметровый мужчина кажется весьма высоким. Но во времена Петра I его 203 сантиметра казались совершенно невероятными. Судя по летописям очевидцев, когда царь и император Петр Великий шел через толпу, его голова возвышалась над морем людей.

По сравнению со своими старшими братьями, рожденными другой матерью от их общего отца, Петр Первый казался довольно здоровым. Но на самом деле его почти всю жизнь мучили сильнейшие головные боли, а в последние годы правления Петр Первый страдал от почечнокаменной болезни. Приступы еще больше усилились после того, как император вместе с рядовыми солдатами вытаскивал севший на мель бот, но он старался не обращать на недуг внимания.


Гравюра "Смерть Петра Первого" | АртПолитИнфо

В конце января 1725 года правитель уже не мог терпеть боли и слег в своём Зимнем дворце. После того как сил кричать у императора не осталось, он только стонал, а все окружение поняло, что Петр Первый умирает. Смерть Петр Первый принял в страшных муках. Официальной причиной его смерти врачи назвали воспаление легких, но позднее у докторов возникли сильные сомнения на счет такого вердикта. Было проведено вскрытие, которое показало страшное воспаление мочевого пузыря, которое уже переросло в гангрену. Похоронили Петра Великого в соборе при Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а наследницей трона стала его супруга, императрица Екатерина I.

В этой главе апостол дает конкретные указания сначала пастырям, как они должны вести себя по отношению к своему стаду (ст. 1-4), а затем - младшим, чтобы они были послушными и смиренными и возлагали свои заботы на Господа, ст. 5-7. Далее он увещевает всех трезвиться и бодрствовать против искушений, быть твердыми в вере; искренно молится за них и заканчивает послание торжественным славословием, приветствиями и апостольским благословением.

Стихи 1-4 . Здесь мы можем заметить следующее:

I. Лица, к кому апостол обращается с увещанием, - пресвитеры, пасторы и духовные руководители церкви, старейшины, не по возрасту, а по положению, служители тех церквей, которым он писал послание.

II. Лицо, дающее это увещание, - апостол Петр: умоляю я. Чтобы придать особую силу своему призыву, Петр говорит, что он - сопастырь им и налагает на них только то, что готов сделать сам. Он был также свидетелем страданий Христовых, поскольку вместе с Ним находился в саду, сопровождал Его во дворец первосвященника и, вполне вероятно, наблюдал на расстоянии за Его страданиями на кресте, находясь среди толпы, Деян 3:15. Он добавляет, что был также соучастником в славе, что открылась до некоторой степени во время преображения (Мф 17:1-3) и полностью будет открыта в день второго пришествия Иисуса Христа. Запомним:

1. Кому надлежит учить других, тот должен тщательно изучить свои собственные обязанности, так же как научить людей их обязанностям.

2. Как отличаются дух и поведение Петра от духа и поведения тех, кто претендует на звание его преемников! Он не командует и не повелевает, а умоляет. Он не притязает на верховную власть над всеми пастырями и церквами, не называет себя кардиналом, викарием Христа или главой церкви, но считает себя пастырем. Все апостолы были пастырями, хотя не каждый пастырь был апостолом.

3. Быть свидетелем Христовых страданий - это честь, принадлежащая исключительно Петру и еще немногим, но быть участником славы, которая должна открыться, - это привилегия каждого искреннего христианина.

III. Описываются обязанности пастыря и то, как они должны исполняться. Долг пастыря тройной:

1. Пасти Божие стадо, проповедуя ему чистое Божие слово и управляя им в соответствии с теми указаниями, какие предписаны в Слове Божием; то и другое подразумевается в самом выражении пасите Божие стадо.

2. Пастыри церкви должны надзирать над ней. Пресвитера призываются исполнять служение епископа (как значит это слово), лично заботясь и бодрствуя над стадом, вверенным их попечению.

3. Они должны подавать пример стаду, практиковать в своей жизни святость, самоотречение, смирение и все другие обязанности христианина, все, что они проповедуют и к чему призывают людей. Эти обязанности должны исполняться не принужденно, не потому, что они обязаны делать это, не по принуждению со стороны светских властей или из страха, но от души, находя наслаждение в работе; не для гнусной корысти, не ради прибылей и выгод, связанных с занимаемым им положением, или особого вознаграждения за служение, но из усердия, видя в стаде нечто большее, чем просто шерсть, искренно и доброхотно стремясь послужить церкви Божией. Не господствуя над наследием Божиим, то есть не властвуя над ними с насилием и принуждением, не налагая на них никакого бремени человеческих измышлений вместо предписанного в Слове долга, Мф 20:15,26; 2Кор 1:24. Запомним:

(1) Достоинство Божией Церкви и всех истинных членов ее очень высоко. Эти бедные рассеянные страдающие христиане были стадом Божиим. Остальной мир - это табун диких зверей. Христиане - упорядоченное общество искупленных для Бога Великим Пастырем, живущих в святой любви и общении друг с другом по воле Божией. Кроме того, они удостоены звания наследия Божия, Его особого удела, они избраны из общего множества в качестве Его собственного народа, чтобы пользоваться Его особым благоволением и исполнять для Него особое служение. В Новом завете это слово никогда не ограничивается духовными служителями.

(2) Пастыри церкви должны смотреть на свой народ как на Божие стадо и наследие Божие и обращаться с ними соответственным образом. Это не их народ, чтобы они могли господствовать над ним по своей воле, но Божий народ, и с ним следует обращаться с любовью, кротостью и нежностью ради Того, Кому он принадлежит.

(3) Служители, занимающиеся служением по принуждению или из гнусной корысти, никогда не исполнят свое служение так, как должно, потому что совершают его неохотно, не добровольно.

(4) Самый верный для служителя способ приобрести уважение среди людей - это наилучшим образом исполнять свой собственный долг и всегда быть примером для них во всяком добром деле.

IV. В противоположность гнусной корысти, которая для многих является главной побудительной причиной к принятию на себя и исполнению пастырского служения, апостол представляет им венец славы, предназначенный Великим Пастырем для всех верных служителей. Запомним:

1. Иисус Христос - Пастыреначалъник всего стада и наследия Божиего. Он искупил их и управляет ими, Он защищает и спасает их навеки. Он является также Пастыреначальником над младшими пастырями, они приняли свою власть от Него, действуют во имя Его и в конечном счете будут отчитываться перед Ним.

2. Этот Пастыреначальник явится, чтобы судить всех служителей и пастырей, чтобы призвать их к ответу, исполняли ли они свой долг в личной жизни и в общественной в соответствии с вышеизложенными указаниями.

3. Те, кого Он найдет исполнившими свой долг, получат несравненно лучшее, чем временные выгоды: они получат от Великого Пастыря вечную славу самого высокого достоинства -неувядающий венец славы.

Стихи 5-7 . Изложив и объяснив долг пастырей, или духовных руководителей церкви, апостол переходит теперь к наставлениям паствы.

I. Как они должны относиться к своим служителям и друг к другу. Апостол называет их младшими, поскольку они, по большей части, были моложе своих степенных пасторов; он также хочет напомнить им о том, что они ниже их по своему положению; наш Спаситель применял этот термин для обозначения нижестоящих, Лук 22:26. Он увещевает более молодых и занимающих более низкое положение повиноваться пастырям, оказывать им должное уважение и почтение, покоряться их увещаниям, обличениям и их власти, их предписаниям и повелениям, как того требует Слово Божие, Евр 13:17. Относительно их взаимоотношений дается правило - подчиняться друг другу, в такой мере, чтобы принимать один от другого обличения и советы, быть готовыми носить бремена друг друга, исполнять все, к чему обязывают дружба и милосердие; отдельные члены должны подчиняться указаниям всей общины в целом, Еф 5:21; Иак 5:16. Поскольку повиновение старшим по возрасту или положению, а также подчинение друг другу противны гордой природе и эгоистичным интересам человека, то апостол советует им облечься смиренномудрием. «Да будут ваши души, ваше поведение, ваша внешность и все ваше существо украшены смирением - это самая прекрасная одежда, какую только вы можете надеть; это сделает послушание и обязанности легкими и приятными для вас; если же вы будете непокорными и гордыми, то Сам Бог восстанет против вас и сокрушит вас, ибо Он гордым противится, в то время как смиренным дает благодать». Заметьте:

1. Смирение есть великое средство, охраняющее мир и порядок во всех христианских церквах и обществах, а гордость - великий нарушитель того и другого, она является причиной большинства распрей и раздоров в церкви.

2. Между Богом и гордым человеком существует взаимная вражда (именно это означает данное слово), гордые воюют против Бога, а Он посмеивается над ними; Он противится гордым, потому что они уподобляются сатане, врагу Бога и Его Царства среди людей, Прит 3:34.

3. Кому Бог дает благодать быть смиренным, тому Он даст еще больше благодати, мудрости, веры, святости и смиренномудрия. Исходя из этого апостол добавляет: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время, ст. 6. «Так как Бог противится гордым, но дает благодать смиренным, то смиряйте себя не только друг перед другом, но и перед великим Богом; Его суд грядет на мир и должен начаться с дома Божиего, гл 4:17; Его рука всемогуща, и Он может легко низложить вас, если вы горды, и возвысить, если вы смиренны; Он обязательно совершит это, либо в земной жизни, если сочтет это наилучшим для вас, либо в день всеобщего возмездия». Запомним:

(1) Размышление о всемогущей руке Божией должно сделать нас смиренными и покорными Ему во всем, что Он посылает нам.

(2) Смирять себя под крепкую руку Божию - это ближайший путь к избавлению и возвышению; терпеливое перенесение Его наказаний, покорность Его воле, покаяние, молитва и упование на Его милость - залог того, что Он пошлет в свое время помощь и избавление, Иак 4:7,10.

II. Апостол, зная, что христиане, которым он писал, уже находились в очень тяжелом положении, справедливо предполагает, что его предсказание приближения еще больших трудностей может вызвать у них множество забот и страхов перед ними и теми последствиями, к каким они приведут их самих, их семьи и церковь Божию; предвидя, что эти чрезмерные заботы станут для них тяжелым бременем и жестоким искушением, он дает им прекрасный совет и подкрепляет его убедительным аргументом. Он советует им возложить все свои заботы на Него. «Все ваши заботы, расстраивающие и изнуряющие вас, ранящие ваши души и пронзающие ваши сердца, возложите на мудрое и милосердное провидение Божие; доверьтесь Ему со спокойной душой, ибо Он печется о вас. Он желает освободить вас от ваших забот и взять заботу о вас на Себя. Он либо отвратит то, чего вы так страшитесь, либо поддержит вас в том. Он устроит для вас все события так, что вы убедитесь в Его отцовской любви и нежности к вам, и все обернется вам во благо, а не во зло» (Мф 6:25; Пс 83:12; Рим 8:28). Запомним:

1. Самые лучшие из христиан склонны обременять себя чрезмерными, тревожными заботами; апостол называет их все заботы ваши, намекая, что заботы христианина различны и многообразны: личные и семейные заботы, заботы о сегодняшнем дне и о будущем, заботы о себе, и о других, и о всей церкви.

2. Даже у добрых людей бывают очень тягостные и часто греховные заботы; когда заботы возникают от неверия и неуверенности, когда они мучают и смущают душу, делают нас неспособными исполнять свой долг и препятствуют радостному служению Богу, тогда они преступны.

3. Самое лучшее средство против непомерных забот - это возложить их на Бога и предать каждое событие Его мудрому и милосердному предопределению. Твердая уверенность в правильности Божией воли и Его определений успокаивает человеческий дух. Мы... успокоились, сказавши: да будет воля Господня! (Деян 21:14).

Стихи 8-9 . Здесь апостол отмечает следующие три момента:

I. Он указывает на опасность со стороны врага более жестокого и неугомонного, чем наихудший из людей, и описывает:

1. Его характер и имена.

(1) Он - противник: «Противник ваш; не обычный противник, а враг, обвиняющий вас и ведущий против вас тяжбу в важном для вас судебном деле, он домогается ваших душ».

(2) Диавол, великий клеветник всех братьев; это название происходит от слова, означающего поражать или наносить смертельный удар. Он хочет поразить злобой ваш нрав и пустить яд в вашу душу. Если бы он смог поразить этих людей гневом и ропотом во время их страданий, то, может быть, ему удалось бы привести их к отступлению и гибели.

(3) Он рыкающий лев, голодный, сильный и жестокий, свирепый и прожорливый преследователь душ.

2. Его дело: он ходит, ища кого поглотить; его главная цель - поглотить и погубить душу. Он неутомим и неотступен в своих злобных устремлениях, ибо всегда, день и ночь ищет, стараясь поймать кого-нибудь в сети и погубить навеки.

II. Отсюда Петр делает вывод, что их долг состоит в следующем:

1. Трезвиться; управлять как внешним, так и внутренним своим человеком согласно правилам воздержания, умеренности и самоотречения.

2. Бодрствовать; не быть самоуверенными или беспечными, но помнить о постоянной опасности со стороны этого духовного врага и, сознавая ее, быть на страже, стараясь помешать осуществлению его замыслов и спасать свои души.

3. Противостать ему твердой верой. Именно на их веру нацеливался сатана; он знал, что если ему удастся поразить их веру и привести их к отступлению, то он достигнет своей цели и погубит их души; поэтому, чтобы разрушить их веру, он поднимает против них жестокие преследования и восстанавливает против них властелинов этого мира. Они должны противостоять этим жестоким испытаниям и искушениям хорошо обоснованной, решительной и твердой верой. Чтобы вдохновить их на это,

III. Он говорит, что их заботы не исключительные, так как они знали, что подобные страдания случаются с их братьями по всему миру и что все дети Божий являются их соратниками в этой борьбе. Запомним:

1. Все великие преследования, когда-либо возникавшие в мире, начинал, вдохновлял и осуществлял диавол, он не только клеветник братии наших, но и великий гонитель, люди – это его добровольные злобные орудия, а он главный противник, ведущий борьбу против Христа и Его народа Быт 3:15; Отк 12:12.

2. Поднимая гонение против верных рабов Божиих, сатана имеет целью привести их к отступлению посредством причиняемых им страданий и таким образом погубить их души.

3. Трезвость и бдительность необходимы в любое время, но особенно в дни страданий и гонений. «Умеряйте свою любовь к земному, иначе сатана очень скоро победит вас.

4. Если вы хотите победить сатану как искусителя, клеветника или гонителя, то противостойте ему твердой верой; если ваша вера сдастся, то вы обречены, поэтому паче всего возьмите щит веры» (Еф 6:15).

3. Сознание того, что и другие христиане страдают, помогает переносить свою долю страданий: ...Такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.

Стихи 10-14 . Мы приблизились к заключительной части послания.

I. Апостол начинает ее с очень важной молитвы, обращаясь с ней к Богу как Богу всякой благодати, от Кого исходит всякий небесный дар и всякое небесное звание и Кто все доводит до совершенства, удостоверяя их в том, что Бог уже призвал их быть сопричастниками той вечной славы, которую Он, будучи ее Собственником, обещал и назначил им через заслуги и заступничество Иисуса Христа. Заметьте:

1. О чем он просит для них; не о том, чтобы освободить их от страданий, но чтобы они были умеренными и недолгими, чтобы Бог, по кратковременном страдании их, возвратил их к мирной и спокойной жизни и совершил в них Свой труд: укрепил против всяких колебаний в вере или в исполнении ими своего долга; утвердил слабых и поставил их на Христе как на твердом основании прочно, так, чтобы их союз с Ним была нерасторжим и вечен. Запомним:

(1) Всякая благодать исходит от Бога, посредством Своей благодати Он обуздывает человека, обращает, утешает и спасает его.

(2) Все призванные в состояние благодати призваны и к участию в вечной славе и вечном блаженстве.

(3) Все призванные быть наследниками вечной жизни через Иисуса Христа должны, тем не менее, страдать в этом мире, но страдания их будут кратковременны.

(4) Совершенствование, утверждение, укрепление добрых людей в благодати и сохранение их в ней представляет собой настолько трудное дело, что его может совершить только Бог всякой благодати, поэтому Его следует усердно искать путем постоянной молитвы и уповать на Его обетования.

2. Доксология апостола, cт. 11. Из этой доксологии мы видим, что все, получившие благодать от Бога всякой благодати, должны и будут приписывать Ему славу и державу во веки веков.

II. Апостол резюмирует цель написания своего послания к ним (ст. 12), состоявшую в том, чтобы:

1. Засвидетельствовать им и уверить их, с помощью сильнейших доводов, в том, что учение о спасении, которое он преподал и они приняли, было истинным учением о Божией благодати, предсказанным пророками и возвещенным Иисусом Христом.

2. Призвать их твердо стоять в евангельском учении, принятом ими, несмотря на все хитрости обольстителей и гонения врагов.

(1) Главное, к чему должны стремиться служители в своем труде, - это убедить людей в достоверности и превосходстве христианской веры; именно об этом апостолы свидетельствовали и этим утешали людей, прилагая все свои силы.

(2) Твердое убеждение, что мы находимся на истинном пути к небу, лучше всего побуждает нас твердо стоять на этом пути и не отступать от него.

III. Петр хвалит Силуана, с которым он послал им это короткое послание, как верного брата, любящего их, и надеется, что и они тоже ценят его, хотя он был служителем необрезанных. Заметьте, что уважительная оценка труда духовного служителя в значительной мере содействует успеху его труда. Когда мы убеждены в верности служителя, то его служение принесет нам больше пользы. Предубеждения, какие могли быть у некоторых из иудеев против Силуана, поскольку он был служителем язычников, вскоре должны были рассеяться, как только они будут убеждены в том, что он был верным братом.

IV. Петр заканчивает послание приветствием и торжественным благословением. Заметьте:

1. Петр, находясь во время написания этого послания в Вавилоне Ассирийском (куда он пришел как апостол обрезанных, чтобы посетить тамошнюю церковь, бывшую главной из церквей рассеяния), посылает от этой церкви приветы другим церквам, которым он писал (ст. 13), сообщая им, что Бог избрал христиан в Вавилоне из мира, чтобы сделать их Своей Церковью и участниками вечного спасения через Иисуса Христа вместе со всеми другими верными христианами, гл 1:2. К этому приветствию апостол присоединяет евангелиста Марка, бывшего в то время вместе с ним, называя его духовным сыном, так как он обратил его в христианство. Заметьте, что все церкви Иисуса Христа должны иметь самую нежную заботу друг о друге, иметь взаимную любовь, молиться друг за друга и, по возможности, помогать друг другу.

2. Он призывает их горячо любить друг друга и выражать это лобзанием любви (ст. 14), как было принято в те времена в тех странах, и заканчивает послание благословением, обращенным ко всем, кто во Христе Иисусе, то есть соединены с Ним верой и являются здоровыми членами Его мистического тела. Благословение, призываемое на них апостолом, есть мир, под которым он подразумевает всякое необходимое благо, всякое благоденствие; к этому он добавляет аминь в знак искреннего желания и твердой надежды, что мир будет уделом всех верных.

5:1 сопастырь. Хотя Петр уже упоминал свое звание апостола (1,1), здесь, в поддержку руководителей малоазийских церквей, он подчеркивает свое с ними единодушие и общность.

5:2 пасите Божие стадо. Это выражение в общих чертах описывает обязанности пресвитера. Образ пастыря подразумевает заботу, защиту, управление и руководство. В ВЗ это слово служило метафорой для обозначения вождей Израиля (Иез. 34,1-10). Сам Иисус обрисовал им Свое отношение к Церкви (ср. 2,25; см. Лк. 15,3-7; Ин. 10,1-18). В устах Петра это слово заставляет вспомнить его вторичное призвание (Ин. 21,15-17).

надзирая. Греч.: "эпископунтес", того же корня, что и существительное "эпископос" - епископ, надзиратель, блюститель (2,25; Деян. 20,28; Флп. 1,1; 1 Тим. 3,1.2). "Епископ" употреблено как допустимый синоним слова "пресвитер" ("старейшина", "старший") в Деян. 20,17 и Тит. 1,6.7. Епископство подразумевает надзор, управление и руководство (Тит. 1,7 и ком.).

не для гнусной корысти. Осуждается корыстолюбие и алчность, но не продиктованная любовью благодарность за труд (1 Кор. 9,14; 1 Тим. 5,17.18).

5:4 Пастыреначальник. Христос (2,25). Такое именование выявляет связь пастырской заботы Христа с деятельностью церковных руководителей: они - помощники Пастыря, ответственные перед Ним.

5:5 пастырям. Это же греч, слово в ст. 1 употреблено в смысле "церковнослужители"; здесь это слово, вероятно, имеет более общее значение - "старшие" (ср. 1 Тим. 5,1).

5:8 противник ваш диавол ходит. Греч. слово, переведенное "противник", применялось к оппоненту на судебном разбирательстве; слово "диавол" (греч.: "диаволос") - перевод в Септуагинте еврейского слова "сатана", которое и означает "противник", "клеветник" или "обвинитель" (Иов 1,6-12; Зах. 3,1.2; ср. Откр. 12,9.10). Фраза указывает на первичный источник любых преследований.

как рыкающий лев. Образ, возможно, заимствован из псалмов (напр., Пс. 7,3; 9,30.31).

5:10 Бог же всякой благодати. Бог дарует помощь и силу соразмерно всякой нужде и потребности.

призвавший нас в вечную славу Свою. Цель извечного и действенного замысла Божия в отношении верующих - прославление их (Рим. 8,28-30; 2 Кор. 4,17).

во Христе Иисусе. Все дары Божией благодати подаются верующему через его единство со Христом. См. ком. к 2 Кор. 5,17.

5:12 чрез Силуана. Вероятно, Сила из Деян. 15,40, спутник Павла в его втором миссионерском путешествии. Выражение "чрез Силуана" не уточняет его роли. Может быть, он просто доставил послание, а может быть, служил секретарем (писцом).

5:13 Приветствует вас... церковь в Вавилоне. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

Марк, сын мой. Иоанн Марк (Деян. 12,12.25; 13,5.13; 15,37-39). Согласно Папию (ок. 60-130 гг. по Р.Х.), Марк тесно сотрудничал с Петром и от него получил большую часть материала для своего Евангелия.

5:14 лобзанием любви. Поцелуй был и есть распространенная форма приветствия на Ближнем Востоке (Мф. 26,48.49; Лк. 15,20), соответствующая современному западному рукопожатию. Для христиан этот обычай должен быть внешним знаком их любви и единства. Ср.: "целование святое" (Рим. 16,16; 1 Фес. 5,26).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!