Иеромонах анатолий отзывы берестов. Анатолий берестов - религиозный и общественный деятель

Игумен Анатолий (Берестов) руководитель и духовник ДПЦ Иоанна Кронштадтского. Игу́мен Анато́лий (в миру Анатолий Иванович Берестов; 11 сентября 1938, Москва РСФСР СССР) - российский религиозный и общественный деятель, священнослужитель Русской Православной Церкви, врач, главный детский невропатолог города Москвы (1985-1995), доктор медицинских наук, профессор, психиатр, педиатр, духовный писатель. Родился в 1938 году в Москве в неверующей семье. После окончания школы поступил в фельдшерское училище, стал медиком, служил в армии в Подольске. Позднее учился в Московском 2-м медицинском институте на педиатрическом факультете. Был лучшим студентом, единственным на курсе ленинским стипендиатом. Во время учёбы на втором курсе пришёл к вере благодаря своему брату Михаилу (позднее - схииеромонаху Рафаилу), подарившему ему первое Евангелие. Анатолий учился во Втором медицинском институте. На втором курсе ему было рекомендовано прочитать книгу В. И. Ленина «Марксизм и эмпириокритицизм». Как сознательный студент, Берестов прочитал эту ленинскую работу от корки до корки и пришёл в ужас: «Если это - верх философии, то в чем же смысл жизни? Где его найти?» И вспомнил о Евангелии, которое подарил ему брат. Он стал искать у себя дома это Евангелие. Искал три дня. Перерыл всю квартиру, но найти не мог, хотя точно помнил, где оставлял книгу. На третий день обессиленный сел на стул и произнес про себя: «Господи, если Ты есть, сейчас же, сию минуту, пошли мне Евангелие!» И в эту самую секунду раздается звонок в дверь. Входит соседка: «Анатолий, я тут у Миши брала почитать книгу и забыла отдать. Возьми, пожалуйста». У него застучала кровь в висках. Это было Евангелие. На пятом курсе руководством института был поставлен вопрос о его отчислении «за аморальное поведение» (посещение храма), а голосование вынесено на комсомольское собрание. Студенты-сокурсники отстояли своего товарища, посчитав, что вера в Бога не повод для исключения из высшего учебного заведения. После окончании института женился, хотя женитьба была необычная: его духовный наставник, известный старец Троице-Сергиевой лавры, посоветовал ему стать монахом. Молодой человек был уже влюблён и серьёзно не воспринял совета старца, а благословение на женитьбу взял у архиерея. Узнав об этом старец вздохнул: «Теперь поделать нечего - благословение архиерея выше моего. Имей в виду, Анатолий, ты проживешь с ней 10 лет, она умрёт, у тебя останутся от неё двое детей, и ты всё равно станешь монахом». В 1977 году скончалась его супруга, оставив ему на воспитание двоих детей. Научная и медицинская деятельность С 1966 по 1991 год прошёл путь от ординатора, аспиранта, ассистента, доцента, до кандидата (позднее - доктора) медицинских наук и профессора кафедры детской невропатологии в Российском государственном медицинском институте. С 1985 по 1995 года исполнял обязанности главного невропатолога г. Москвы. C 1991 года руководил Реабилитационным центром для инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Церковное служение. В декабре 1991 года он был рукоположён в сан дьякона и начал служить в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, недалеко от Реабилитационного центра. В 1993 году пострижен в монашество на Валааме с дальнейшим прохождением послушания на Московском подворье Валаамского монастыря. В 1995 году рукоположён во иеромонаха. Настоятель храма прп. Серафима Саровского - Патриаршего подворья при институте трансплантологии и искусственных органов Московской медицинской академии им И. М. Сеченова, сотрудник Российского православного университета. С 1996 года - руководитель Реабилитационного душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье. Центр занимается реабилитацией лиц с наркотический и алкогольной зависимостью и пострадавших от занятий оккультизмом и деятельности тоталитарных сект. 15 апреля 2009 года в Храме Христа Спасителя в Москве Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан игумена. Литературное творчество. Кроме публикаций в области педиатрии и неврологии, является автор большого количества книг, посвященных наиболее острым проблемам российского общества, таким как наркомания, оккультизм, взаимоотношения медицины и Церкви. Награды Награждён правом ношения набедренника и золотого наперсного креста. Ордена: Орден прп. Серафима Саровского III степени (31 октября 2013 год).

Кто исцелит наркомана? Есть ли лекарство от СПИДа? Как относиться к ясновидению? На эти и другие вопросы «РД» отвечает руководитель Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье, доктор медицинских наук игумен Анатолий (Берестов).

Корр.: Отец Анатолий, расскажите, чем занимается сегодня ваш центр?

О. Анатолий: Наш центр существует с 1996 года, когда он был организован по благословению Патриарха Алексия II для реабилитации лиц, пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма. А с 1997 года мы стали активно заниматься реабилитацией наркозависимой молодёжи. За эти годы центром сделано очень много. Около 25 тысяч человек излечились от наркомании и алкоголизма. Десятки тысяч человек спасены от оккультизма и сект. Около 1000 бывших оккультистов и сектантов обратились к Церкви. Так что мы зря хлеб не едим. И сейчас эти два направления у нас основные: секто-оккультизм и наркомания.

Корр.: Почему вы стали заниматься наркозависимыми?

О. Анатолий: Изначально мы это не планировали. Но однажды из сатанинских сект к нам пришло одновременно 18 молодых людей, страдающих наркоманией. Нам надо было их как-то переориентировать. Мы создали специальную программу реабилитации молодёжи, страдающей наркозависимостью и алкоголизмом. И эта программа вдруг стала очень хорошо работать, все 18 человек в течение месяца были переориентированы – перестали употреблять наркотики, увлекаться алкоголем. С этого момента мы поняли, что и этой проблемой можно эффективно заниматься. А раз можно, значит, нужно. И мы стали активно заниматься реабилитацией наркозависимых. И очень успешно.

Корр.: Каковы цифры?

О. Анатолий: 95 человек из 100, приходящих в наш центр с улицы, – как правило, не верующих и не воцерковленных молодых людей, становились здоровыми, то есть прекращали употребление наркотиков и алкоголя. И вот с тех пор уже более 25 тысяч молодых людей, прошедших через наш центр, стали вести здоровый образ жизни. Но сейчас мы работаем без какой-либо программы. Мы просто воцерковляем. Мы увидели, что достаточно воцерковить этого молодого человека, чтобы в нём исчезла тяга к наркотикам или алкоголю. Были у нас и игровые зависимые. Сейчас их, слава Богу, стало гораздо меньше.

Корр.: Вы считаете, что можно воцерковить нашу современную неверующую молодёжь?

О. Анатолий: Оказывается, ещё как можно! Наша практика показывает, что почти все молодые люди, приходящие в наш центр с улицы, становятся верующими. Таким образом, мы делаем их не только здоровыми в психическом отношении, но они наполняют храмы. Это замечательно!

Одно время я много летал и ездил по России – от Камчатки и Сахалина до Минска, а также бывал в Сербии, Болгарии и Греции. И везде организовывались православные центры по реабилитации наркозависимых, которые действовали с таким же успехом. Года 4 назад мы провели конференцию руководителей таких центров. Оказалось, что везде очень хорошие результаты. Самые минимальные – 60 процентов оздоровления. Сравним с цифрами оздоровления от официальной медицины – от 0 до 5 процентов. Некоторые общественные организации по разным программам – до 10–12 процентов. Всё это говорит о том, что проблема наркомании и алкоголизма – скорее всего не медицинская, а духовная. И только вторично она становится медицинской. Но изначально виной всему грех, греховный образ жизни.

Корр.: Я знаю, что к вам обращаются и непрофильные больные.

О. Анатолий: Да. Были человек 7 гомосексуалистов, которые стали вести нормальный образ жизни. Они женились и родили детей. У всех хорошие семьи.

Были больные СПИДом. У нас в храме служил молодой человек, который в буквальном смысле слова умирал от СПИДа. У него были поражены все органы, особенно нервная система, почки, печень, сердце. Мы все в храме за него молились, и он начинал молиться в те минуты, когда к нему возвращалось сознание. Я один из первых врачей в Советском Союзе, кто изучал проблему СПИДа и ВИЧ-инфекции. Поэтому знаю этот вопрос не понаслышке. Он не должен был выжить. Но он выжил. Начиная с него, я насчитал 18 человек, которые обращались в наш центр с подобным заболеванием и исцелились, а потом перестал считать. С 1997 года ни один из них не умер, хотя их было сотни больных! Если человек начинает молиться, СПИД уходит, ВИЧ-инфекция может оставаться в дремлющем состоянии, а может и совсем исчезнуть.

Приходили и больные раком. Обычно их присылают к нам из монастыря, находящегося напротив нашего Крутицкого подворья, где находится икона Божией Матери «Державная», которой молятся раковые больные. Я их исследовал как врач, посылал к своим друзьям-хирургам. Ну, те в конце концов возмутились и высказали мне: «Отец Анатолий, зачем ты к нам присылаешь здоровых людей?!» Вот так вот!

Корр.: Поразительно!

О. Анатолий: Да, поразительно. Так что, видите, когда люди становятся на церковный путь, начинают молиться, вести православный образ жизни, коренным образом меняется их не только душевное, но и телесное здоровье. Бывает и такое, что после многих лет употребления наркотиков наркозависимый после первой же исповеди теряет эту зависимость. Это для нас уже обычное явление.

Корр.: Чудо. Но почему подобное не случается в других храмах? Ведь во всех храмах исповедуют…

О. Анатолий: Дело в том, что мы специально занимаемся этой проблемой. Мы очень хотим помочь больным и молимся за них. И они приходят к нам с желанием получить помощь от нас, они верят нам и тоже молятся. Получается двойная молитва, которая и приводит к таким удивительным результатам.

Корр.: Батюшка, я знаю, что к вам приходили даже бесноватые…

О. Анатолий: Да, приходили и тоже получали исцеление. Не могу сказать, чтобы слишком часто. В последнее время их особо и не видно. А в первые годы бывали частенько.

Корр.: А как вы их отчитывали? По требнику Петра Могилы?

О. Анатолий: Никаких отчиток я не произвожу. Точно так же я зарока от пьянства и алкоголизма не принимаю. Потому что по опыту видел, как люди дают зарок, то есть клянутся Богу, что они «завязывают», и не выдерживают. Поэтому, чтобы не вводить их в такое искушение, я не принимаю зарок. Мы просто молимся с ними и за них. Вот архимандрит Герман в Троице-Сергиевой Лавре действительно проводит отчитку, и бывают хорошие результаты. К нам нередко приезжают от него люди. У него такие люди оздоравливаются довольно часто. И слава Богу, что Церковь помогает!

Корр.: Отец Анатолий, а как относятся к вашим успехам в медицинском сообществе?

О. Анатолий : Когда я произношу цифру, что 95 процентов излечиваются у нас от наркозависимости, они крутят пальцем у виска и говорят за глаза: «Отец Анатолий – наш клиент». Так было, например, на симпозиуме в Иркутске в 2000 году. А в 2002-м эти же врачи организовали в Иркутске православный центр по реабилитации наркозависимых. В 2013 году я ездил в Иркутск на 10-летие этого центра. Они сейчас показывают просто прекрасные результаты. А руководит центром тоже священник – отец Владимир Кокорин.

Корр.: Сейчас к вам обращается меньше или больше больных, чем в прежние годы?

О. Анатолий: Примерно одинаково. Через медицинский кабинет обращаются примерно 700 человек в год, но большая часть больных приходит непосредственно в наш храм на Крутицком подворье. Они проходят у нас реабилитацию, конечно же, амбулаторно. Невозможно 1500–2000 человек принять на стационарное лечение. Правда, есть у нас домик в Дедовске (Московская область), куда мы помещаем особо сложных больных, как правило, не москвичей.

Корр.: Ваш центр сейчас полностью переориентировался на работу с наркозависимыми?

О. Анатолий: Нет, мы продолжаем работать и с пострадавшими от сект и оккультизма, постоянно проводим чин присоединения к Православной Церкви.

Корр.: Такие понятия, как «сглаз» или «порча», реальны?

О. Анатолий: Реальны, как реален грех. С моей точки зрения, сглаз и порча – это и есть грех. Поэтому все мы – порченные грехом. Кроме того, бывают люди очень мнительные, на которых достаточно не так посмотреть, чтобы они себе вбили в голову, что на них навели порчу.

Корр.: Как относитесь к ясновидению?

О. Анатолий: Ясновидение – это проявление колдовства и магии. Мы с такими проявлениями боремся. К прозорливости это не имеет никакого отношения.

Корр.: А каково ваше отношение к знаменитой предсказательнице Ванге, которая позиционировала себя православной?

О. Анатолий: У меня к Ванге отношение двоякое. С одной стороны, я признаю, что это очень хороший, добрый, милый человек. А с другой стороны, её мистика – не христианская. И на доброго, хорошего человека бесы нападают. Даже более скажу – именно на такого человека бесы более злы. Важно вовремя покаяться, чтобы иметь защиту от бесов. Иначе можно окончательно попасть в их цепкие лапы.

Корр.: Приходили ли к вам экстрасенсы?

О. Анатолий: Да, и немало. Каялись, отрекались о своей деятельности, проходили чин присоединения к Церкви. Но в последнее время перестали приходить. В основном обращаются люди, пострадавшие от экстрасенсов.

Корр.: Что бы вы посоветовали молодым людям с проблемами, на которых специализируется ваш центр?

О. Анатолий: Когда молодой человек приобретает Бога, его жизнь резко меняется и меняется жизнь его семьи. Коренным образом жизнь меняется. Это результат воцерковления. Так что если кто-нибудь из молодых людей или членов их семей прочитает эти мои слова, я бы посоветовал им начать ходить в храм и молиться. Все надежды свои надо возлагать на Бога. Только тогда можно стать по-настоящему здоровым – и душевно, и телесно.

Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ

Этому человеку исполнилось 78 лет, но при этом он сохранил бодрость тела и ясность ума. Анатолий Берестов является известной и авторитетной личностью среди верующих людей, на сегодняшний день он помог сотням больных и нуждающихся. По образованию Берестов медик и когда-то занимал должность главного детского невропатолога в Москве. Многие знают Анатолия Берестова не только как духовного наставника и священника, но и как сильнейшего врача невропатолога, который разбирается в ряде психических патологий, а также в природе человеческих зависимостей. Созданный им помогает сотням наркоманов и алкоголиков справиться со своими зависимостями.

Несмотря на то что Берестов воспитывался в классической коммунистической семье атеистов, в его жизни часто случались различные чудеса и Божьи провиденья, что и помогло ему обратиться в веру.

Семья и детство будущего иеромонаха

Анатолий Берестов родился в Москве 11.09.1938 года. Кроме него, в семье было еще 2 брата: Михаил и Николай. Берестов рос обычным ребенком и ничем особо не выделялся среди своих сверстников.

Семья мальчика была совершенно неверующей. В школе детей обучали коммунистическому атеизму, а ходить в церковь считалось делом глупым и постыдным.

Пророческая шутка

Будучи уже взрослым человеком, Анатолий Берестов вспомнил очень показательную историю из своего детства, когда его же собственные слова, оброненные около церкви в шутку, стали пророческими. Однажды он вместе с братом Михаилом после школы проходил мимо церквушки и увидел, как выходящие оттуда люди несли веточки березы. Это действо двум неопытным парням показалось очень забавным, и Анатолий в шутку сказал брату, что когда они вырастут, он станет священником, а брат - монахом. Парень не мог тогда себе даже представить, что этими словами он определил и свою будущую жизнь, и судьбу своего брата Михаила.

После окончания школы Берестов поступил в фельдшерское училище и стал работать по специальности. Потом он был призван для прохождения срочной службы и служил в городе Подольске. Получая увольнительные, он приезжал в Москву и обязательно бывал в родительском доме.

Судьбоносное предсказание монахини

К тому времени брат Анатолия - Михаил Берестов - стал верующим человеком и обратился к церкви. На этой почве между братьями часто возникали споры, поскольку Анатолий отказывался воспринимать религию всерьез. Во время одной из очередных дискуссий Михаил сказал, что спорить с братом о Боге он больше не намерен, ведь вскоре Толик сам все поймет и познает истину.

Незадолго до встречи с братом Михаилу довелось побывать в Троице-Сергиевой лавре, где он встретился с одной монахиней. Она и сказала, что в скором времени брат Анатолий станет верующим человеком. Поскольку монахиня в своей среде была достаточно авторитетным человеком, Михаил решил не торопить события и не давить на брата. Он просто подарил ему Евангелие, надеясь, что Анатолий со временем его прочтет.

Решение служить Богу

Тем временем Анатолий Берестов всерьез увлекся медициной и решил получать высшее образование в данной сфере. Для этого он поступил во второй Московский медицинский институт. Учился молодой человек хорошо и был одним из лучших студентов. На втором курсе в ходе учебной программы ему было рекомендовано прочесть одну из работ Владимира Ленина под названием «Марксизм и эмпириокритицизм».

Должного эффекта на Анатолия книга не произвела. Вместо того чтобы укрепить в сознании парня основы атеизма и коммунизма, она вызвала у него полное непонимание. Берестов стал задаваться вопросом о том, что если эта работа признана верхом философии, то в чем же тогда состоит смысл жизни.

Именно в этот период он и вспомнил о Евангелии, которое ему подарил брат. Анатолий пришел домой с твердым намерением прочесть его, но, к сожалению, книгу найти в доме он не смог. Обыскав все места, где она теоретически могла бы быть, будущий священник решил мысленно обратиться к Богу и попросил подать ему хоть какой-нибудь знак.

Буквально сразу же после этого в дверь постучали, и на пороге оказалась соседка, которая пришла вернуть то самое Евангелие. Она сообщила, что взяла его почитать у Михаила и забыла о нем, и вот только сейчас вспомнила и пришла вернуть книгу.

Для Берестова это было своеобразным знамением, он прочел всю книгу и поверил совершенно всему, что там было написано.

Успешная карьера в медицине

Одновременно с познанием Божьего учения Анатолий продолжал учебу в институте. Когда он был на втором курсе, в учебном заведении стало известно, что парень посещает храм. Это стало поводом для организации специального собрания. Студента хотели отчислить из института, считая, что посещение храма аморальное поведение, недопустимое для студента-медика. Но на защиту молодого человека встали его сокурсники, которые, к счастью, посчитали, что исключать талантливого студента из-за его веры по крайней мере глупо.

Таким образом, Анатолий Берестов остался в медицинском институте. После выпуска его карьера складывалась весьма успешно. В качестве основного направления он выбрал невропатологию. В 1966 году он стал ординатором, затем аспирантом. Далее он стал доцентом медицинских наук, а вскоре и профессором. Долгое время он преподавал в медицинском институте. Начиная с 1985 года в течение целых 10 лет Берестов занимал пост главного невропатолога Москвы.

Личная жизнь священника

История женитьбы и дальнейшей супружеской жизни у будущего священника также не обошлась без чудес. После окончания медицинского института он был влюблен в свою будущую супругу и твердо намеревался жениться на ней. В это время его был один известный старец из Троице-Сергиевой лавры. Он настоятельно советовал Анатолию отказаться от затеи жениться, а выбрать путь монаха, поскольку именно такая доля ему уготована судьбой. Но молодой человек не намеревался сдаваться и взял благословение для брака у высшего по чину архиерея.

Тогда старец-духовник сказал, что со своей супругой Берестов проживет всего лишь 10 лет, а затем она скончается, оставив ему двоих детей. Как ни парадоксально, все слова старца оказались пророческими. Жена Берестова умерла в 1977 году.

Много лет спустя, в 1991 году, Анатолий получил сан дьякона и стал служить в Царицынском храме. Через 2 года, в 1993-м, он все-таки был пострижен в монахи, а в 1995-м его рукоположили в иеромонахи.

Назначение на руководящую должность

Начиная с 1991 года у священника появился опыт управления реабилитационными центрами. Именно в этом году он был назначен на должность директора в детский центр для реабилитации больных ДЦП.

При этом до 1996 года отец Анатолий Берестов не покидал медицины - в статусе профессора наук он работал на кафедре нервных болезней при медицинском институте.

Реабилитационный центр Анатолия Берестова

Со временем у него возникла идея создать собственный центр, где можно было бы оказывать духовную и психологическую помощь пострадавшим от различных оккультных организаций и сект, которых в конце 90-х годов в стране появилось очень много.

В 1996 году иеромонах Анатолий Берестов получил на это благое дело благословение самого Святейшего Патриарха. Таким образом был создан Душепопечительский центр имени праведного Иоанна Кронштадтского. Как и задумывалось изначально, в нем оказывалась помощь всем тем, кто стал жертвами псевдопровидцев, сатанистов и прочих сектантов. Люди, которые долгое время подпадали под гипноз и массовое зомбирование, обращались в христианскую веру и получали духовную пищу для исцеления. Поскольку руководитель центра был невропатологом с немалым стажем, он понимал и знал, как оказать таким пострадавшим психологическую реабилитацию, а в случае необходимости и

Многопрофильная помощь нуждающимся в исцелении

В 1998 году в центре произошло неординарное событие: на реабилитацию поступило множество людей, которые пострадали от деятельности одной из сатанинских сект. Проблема заключалась в том, что практически все пострадавшие оказались наркоманами. После этого инцидента Анатолий Берестов, центр которого до этого случая занимался только духовной реабилитацией, понял, что должен оказывать помощь наркозависимым и алкоголикам.

С тех пор им была разработана специальная программа для нарко- и алкозависимых, которая успешно применяется более 10 лет. Самым удивительным является то, что, по словам Берестова, после прохождения реабилитации исцеление наступает более чем в 90 % всех случаев.

Не просто духовный спаситель, но и высококлассный медик

Самыми распространенными и страшными болезнями нашего времени стали ВИЧ-инфекция и онкологические заболевания. Те, кто столкнулся с подобной бедой, ищут всевозможную поддержку, и центр Анатолия Берестова ее предоставляет. Несмотря на то что поверить в подобные заявления простому человеку очень трудно, священник говорит, что у их центра имеется опыт лечения СПИДа. Во время многократных молитв болезнь отступает, а ВИЧ-инфекция переходит в своеобразное "спящее" состояние, что позволяет зараженному человеку жить долгой и полноценной жизнью. Берестов заявляет, что в свое время он насчитал 18 человек, которые пришли в центр с этой страшной болезнью и исцелились, а после 1997 года он просто перестал вести подобную статистику.

То же происходит и с больными онкологией. Кроме исцеляющих молитв, отец Анатолий предлагает тем, кто обратился к нему за помощью, консультации своих знакомых онкологов-хирургов, ведь в медицинской сфере у Берестова остались сильные связи, и он считается весьма авторитетным невропатологом до сегодняшнего дня.

Книги, написанные священником

Анатолий Берестов - священник и активный который успевает еще и публиковать собственные книги. Этот удивительный человек имеет ряд авторских публикаций в сфере детской неврологии и педиатрии. Также он написал немало авторских трудов, которые посвящены таким сегодняшним социальным проблемам, как наркомания, алкоголизм, оккультизм.

И, как настоящий врач, конечно же, в своих работах он не мог не затронуть такой проблемный вопрос, как взаимоотношения церкви и медицины.

Среди его изданных в разный период времени работ особой популярностью читателей пользуются следующие:

  • «Беседы с православным врачом».
  • «Духовные основы наркомании».
  • «Колдуны в законе».
  • «Оккультное поражение человека».

Андрей Полынский

Сражался с магами монах
В жизни ученого-невропатолога и иеромонаха Анатолия Берестова, руководителя центра во имя святого , происходят невероятные вещи .

В начале было Слово

Чего-чего, а чудес в жизни у батюшки всегда было предостаточно. Вот одно из них. Когда отец Анатолий был еще пионером, он вместе со своим братом Михаилом прогуливался недалеко от Рижского вокзала. Братья увидели, как из местной церкви вышла большая группа людей с веточками березы (видимо, дело было на Троицу). Тогда им это показалось дикостью: век научно-технического прогресса — а тут такое средневековье! Толя рассмеялся, ударил братца ладонью по спине и воскликнул: «Ну, ничего, ты будешь монахом, а я священником». С тех пор прошло много лет. Миша стал истинным монахом. Ныне он схимник Рафаил. Отец Анатолий — тоже священнослужитель и тоже монах. Слова, сказанные ради насмешки, осуществились в точности.

Впрочем, прежде чем это случилось, в судьбе отца Анатолия произошло много событий, в том числе и чудесных. После школы он окончил фельдшерское училище, стал медиком, служил в армии в Подольске. И по долгу службы часто приезжал в Москву. Нередко заходил домой. В это время его брат Михаил уже стал верующим. И каждый раз при встрече братья очень долго спорили о вере. Анатолий доказывал нелепость верования в Бога. Часто спорили до остервенения. И расставались недругами. И вот однажды, незадолго до окончания службы, Анатолий вновь приезжает домой, встречается с Михаилом и опять начинает спор. На что брат совершенно неожиданно засмеялся. «Ты чего смеешься?» — удивился Анатолий. «Да что мне спорить с тобой без толку, ты же и сам скоро станешь верующим», — отвечает брат. «Чтобы я стал верующим?! Да никогда такого не будет!» — взвился Анатолий. На что ему в ответ брат поведал следующую историю.

Пророчество старой монахини

Дело все было в том, что незадолго до этого Михаил побывал в Троице-Сергиевой лавре, где повстречался с одной монахиней, 25 лет просидевшей в сталинских лагерях, ставшей там инвалидом и ходившей на костылях. Про нее говорили, что она — прозорливица и великой духовной жизни человек. Он подошел к ней и попросил помолиться за родственников. Она ему сказала: «А, Рафаильчик, это ты!» — «Я не Рафаил, я Михаил!» — «Да, да, я знаю, что ты Рафаил. Я знаю, что твой отец Иоанн под конец жизни станет верующим, как и твоя мама, Анна. А вот — радуйся — твой брат Анатолий скоро станет очень верующим! А вот за брата Николая надо молиться». Так она и назвала всех родственников точно по имени. Так оно и случилось. А брат Николай действительно единственный человек в их семье, который к вере в Бога не подошел.

Рассказ брата не произвел на Анатолия никакого впечатления: мол, мало ли чего ваши старухи наговорят… Но споры прекратились. Прошло время. Анатолий уже учился во Втором медицинском институте. На втором курсе ему было рекомендовано прочитать книгу Ленина «Марксизм и эмпириокритицизм». Как сознательный студент, Берестов прочитал эту ленинскую работу от корки до корки и пришел в ужас. Он не увидел там никакой философии, а лишь одну сплошную ругань. Он задумался: «Если это — верх философии, то в чем же смысл жизни? Где его найти?» И вспомнил о Евангелии, которое подарил ему брат. И он стал искать у себя дома это Евангелие. Искал три дня. Перерыл всю квартиру, но найти не мог, хотя точно помнил, где оставлял книгу. На третий день обессиленный сел на стул и произнес про себя: «Господи, если Ты есть, сейчас же, сию минуту, пошли мне Евангелие!» И в эту самую секунду раздается звонок в дверь. Входит соседка и говорит: «Анатолий, я тут у Миши брала почитать книгу и забыла отдать. Возьми, пожалуйста». Анатолий взял. У него застучала кровь в висках. Это было Евангелие. И он, конечно, тут же бросился его читать. И сразу же поверил тому, что там написано.

Благословение старца

По окончании института Анатолий женился. Женитьба была несколько необычная. Его духовник, известный старец Троице-Сергиевой лавры, посоветовал ему стать монахом. Однако молодой человек был уже влюблен и серьезно не воспринял совета старца. А благословение на женитьбу взял у архиерея. Когда старец узнал об этом, он лишь вздохнул: «Теперь поделать нечего — благословение архиерея выше моего. Имей в виду, Анатолий, ты проживешь с ней 10 лет, она умрет, у тебя останутся от нее двое детей, и ты все равно станешь монахом». Все случилось, как сказал старец.

Жизнь Анатолия Берестова в медицинской науке была столь же яркая, как и сегодняшняя — в Церкви. За непродолжительный срок он стал кандидатом (а затем и доктором) медицинских наук, профессором кафедры нервных болезней в Медицинском институте (ныне — университет), в течение 10 лет исполнял обязанности главного невропатолога Москвы.

В начале 90-х Анатолию Берестову предложили должность директора крупнейшего в стране Реабилитационного центра для инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Он весь отдался служению инвалидам, вывел центр на международный уровень. В то же время, в декабре 1991-го он был рукоположен в сан дьякона и начал служить в церкви в Царицыно, недалеко от Реабилитационного центра. Но наступала эпоха безвременья и «демократизации», сломавшая все, что только можно сломать.

Дважды приговоренный

Брат отца Анатолия, отец Рафаил, был уже насельником Святой горы Афон. А вот жизнь самого отца Анатолия в ту пору походила больше не на житие деятеля церкви, а на мистический триллер или крутой детектив.

— Был у меня один сотрудник, как оказалось, связанный с бандитами, — вспоминает батюшка. — Сначала он меня уговаривал за вознаграждение передать им часть помещений. Потом явились и сами боевики и назначили неделю на раздумье, угрожали в случае моей неуступчивости разделаться с моей семьей. Я указал им на дверь и сообщил в милицию. Они об этом сразу узнали. Какие-то «доброжелатели» позвонили в центр и сообщили, что меня скоро убьют. 8 мая 1993 года после службы в Царицынском храме я вышел из церкви и увидел лежащего на паперти человека с тяжелейшими следами побоев. Увидев меня, он приподнялся и спросил: «Вы Анатолий Иванович Берестов? Мне надо с вами переговорить» — «Мы с вами будем говорить, когда вы придете в нормальное состояние, а сейчас вам надо в больницу», — сказал я. На что он ответил: «Я вас сегодня должен был убить, но, после того как узнал, что вы священник, отказался. И вот за это поплатился…»

В 1993 году отец Анатолий принимает монашество на Валааме с дальнейшим прохождением послушания на Московском подворье Валаамского монастыря. В это же время вышла его книга «Число зверя на пороге третьего тысячелетия», раскрывающая подноготную оккультизма. Эта книга имела ошеломляющий успех, в том числе и за рубежом. Во многом она предопределила дальнейшую жизнь автора. К отцу Анатолию пошел поток больных, пострадавших от оккультизма и тоталитарных сект. С благословения Патриарха иеромонах Анатолий открывает Реабилитационный центр, ныне — Душепопечительский центр святого праведного , что на Патриаршем Крутицком подворье. Уже работая здесь, он был приговорен к смерти во второй раз. На этот раз — к астральной.

Однажды батюшка выступал по радио с обличением экстрасенсов и прочих колдунов. Такие выступления батюшки всегда вызывали их безумную ярость. Вот и на этот раз на радио позвонили и — нет, не ругались — объявили от группы экстрасенсов, что приговаривают отца Анатолия к астральной смерти. Самое интересное, что когда батюшка вернулся к себе домой, в обычную московскую квартиру, то в его комнате начала происходить какая-то чертовщина: хохот, ржание, стук в дверь, в потолок. Заглянул сын: «Что у тебя тут творится?» Полтергейст продолжался минут 40. Затем отец Анатолий встал на молитву, помолился, окропил комнату святой водой — и все прошло.

Спаси нас, Спас!

— Заниматься лечением наркозависимых я хотел давно, – рассказывает отец Анатолий. — Но не знал — каким образом. В голове никак не созревал план программы по реабилитации. В 1998 году я был паломником на теплоходе из Одессы на Святую землю и меня сделали духовником рейса. 500 с лишним пассажиров исповедовались у меня. Однажды, когда мы отходили от Афона — мы стояли на рейде напротив русского Пантелеимонова монастыря — я спустился в каюту и вдруг услышал удивительное монашеское пение. Расстояние до самого Афона было большое, никакое пение оттуда до нас бы не дошло. Я никак не мог понять, откуда оно шло. Представляешь — при оглушительном грохоте машин теплохода. Потом я вышел на палубу и удивился тому, что сотни пассажиров припали к бортовым поручням. Люди кричали: «Смотрите, крест!» И действительно: от берега до теплохода по воде простирался огромный православный шестиконечный крест. Он образовался на водной ряби — там, где просматривался крест, эта рябь полностью отсутствовала. Несколько минут сопровождало нас это явление. Затем крест тихо покрылся той же водной рябью. Затем, когда мы служили молебен перед мощами святых угодников, которые привезли монахи из Пантелеимонова монастыря, — главой целителя Пантелеимона, рукой Иоанна Воина и главой — я приложил иконку к этим святыням. Вечером, когда я вошел в свою каюту, то почувствовал удивительный аромат. Он исходил от иконки и распространялся в течение последующих двух суток… Затем на Святой земле, на горе Фавор, я наблюдал сошествие Благодатного облака, в котором блистали огни — в ночь на Преображение Господне. Я долго не мог понять: почему Господь мне показывает столько удивительных явлений? Но когда я приехал в Москву и пришел в Душепопечительский центр, понял: надо заняться наркоманами. И вот тогда сразу сама по себе пришла идея и как заняться. Теперь я понял, что те удивительные явления были мне как подача благодатных сил на тяжелую борьбу с наркоманией.

руководитель и духовник ДПЦ Иоанна Кронштадтского

Игу́мен Анато́лий

(в миру Анатолий Иванович Берестов; 11 сентября 1938, Москва РСФСР СССР) — российский религиозный и общественный деятель, священнослужитель Русской Православной Церкви, врач, главный детский невропатолог города Москвы (1985—1995), доктор медицинских наук, профессор, психиатр, педиатр, духовный писатель .

Родился в 1938 году в Москве в неверующей семье.

После окончания школы поступил в фельдшерское училище, стал медиком, служил в армии в Подольске.

Позднее учился в Московском 2-м медицинском институте на педиатрическом факультете.

Как сознательный студент, Берестов прочитал эту ленинскую работу от корки до корки и пришёл в ужас:

«Если это — верх философии, то в чем же смысл жизни? Где его найти?»

И вспомнил о Евангелии, которое подарил ему брат. Он стал искать у себя дома это Евангелие. Искал три дня.

Перерыл всю квартиру, но найти не мог, хотя точно помнил, где оставлял книгу.

На третий день обессиленный сел на стул и произнес про себя: «Господи, если Ты есть, сейчас же, сию минуту, пошли мне Евангелие!»

И в эту самую секунду раздается звонок в дверь. Входит соседка: «Анатолий, я тут у Миши брала почитать книгу и забыла отдать. Возьми, пожалуйста».

У него застучала кровь в висках. Это было Евангелие.

После окончании института женился, хотя женитьба была необычная: его духовный наставник, известный старец Троице-Сергиевой лавры, посоветовал ему стать монахом.

Молодой человек был уже влюблён и серьёзно не воспринял совета старца, а благословение на женитьбу взял у архиерея.

Узнав об этом старец вздохнул: «Теперь поделать нечего — благословение архиерея выше моего.

Имей в виду, Анатолий, ты проживешь с ней 10 лет, она умрёт, у тебя останутся от неё двое детей, и ты всё равно станешь монахом».

В 1977 году скончалась его супруга, оставив ему на воспитание двоих детей.

Научная и медицинская деятельность

С 1966 по 1991 год прошёл путь от ординатора, аспиранта, ассистента, доцента, до кандидата (позднее — доктора) медицинских наук и

Профессора кафедры детской невропатологии в Российском государственном медицинском институте.

С 1985 по 1995 года исполнял обязанности главного невропатолога г. Москвы. C 1991 года руководил Реабилитационным центром для инвалидов, страдающих детским церебральным параличом.

Церковное служение.

В декабре 1991 года он был рукоположён в сан дьякона и начал служить в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, недалеко от Реабилитационного центра.

В 1993 году пострижен в монашество на Валааме с дальнейшим прохождением послушания на Московском подворье Валаамского монастыря. В 1995 году рукоположён во иеромонаха.

Настоятель храма прп. Серафима Саровского — Патриаршего подворья при институте трансплантологии и искусственных органов Московской медицинской академии им И. М. Сеченова, сотрудник Российского православного университета.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!