Украинская патриархия. Украинская православная церковь

Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Православная церковь на территории Украины; не признана канонической ни одной из Поместных православных церквей. Название происходит от Украинского экзархата Русской православной церкви, с указанием юрисдикции для различения в названии от Украинской православной церкви (далее – УПЦ), находящейся в составе Русской православной церкви.

История

Возникновение церкви тесно связано с политической ситуацией в стране и обретением ей в 1991 г. независимости. Уже в конце 1980-х гг. в связи с ростом сепаратистских настроений на западе Украины активизировалась деятельность церквей с акцентом на национальную самобытность – прежде всего Украинской греко-католической и Украинской автокефальной православной церквей (далее – УАПЦ), нередко вступавших в конфликты с Русской православной церковью. Для урегулирования положения в 1990 г. Священным синодом Русской православной церкви было принято решение о предоставлении Украинскому и Белорусскому экзархатам статуса автономии, а затем и независимости с правом иметь собственные Синоды и самостоятельно избирать себе главу. Когда в 1991 г. Украина в одностороннем порядке объявила о выходе из СССР, первый ее президент Леонид Кравчук в полной мере поддерживал планы Филарета по созданию «независимой церкви в независимом государстве».

В 1992 г. УПЦ потребовала у Русской православной церкви автокефалию (церковную независимость), в каковой ей было отказано под предлогом того, что Архиерейский собор не вправе решать такие вопросы. На Архиерейском соборе Русской православной церкви в Москве украинские епископы не поддержали своего предстоятеля, в результате чего у митр. Филарета потребовали уйти в отставку, он сначала согласился, а потом вернулся в Киев и отказался, в связи с чем 11 июня того же года был лишен священства.

В 1992 г. избрали нового предстоятеля Украинского экзархата Русской православной церкви, которым стал митрополит Владимир (Сабодан). После этого митр. Филарет с сохранившими ему верность архиереями инициировал собор по объединению части УПЦ и УАПЦ, на котором в 1992 году появилась новая структура – Украинская православная церковь Киевского патриархата (далее – УПЦ КП). На соборе выбрали и главу новой церкви – патриарха Мстислава (Скрипника). После этого собора три епископа УАПЦ подали прошения на переход в Русскую православную церковь. Параллельно с этим некоторая часть УАПЦ не признала объединения и не захотела входить в структуру Киевского патриархата. На данный момент главой конфессии является патриарх Филарет (Денисенко), 22 октября 1995 г. он был интронизирован на патриарший престол. Официальный титул – «Святейший Патриарх Киевский и всея Руси-Украины».

В целом для УПЦ КП характерна достаточно жесткая националистическая позиция; ее сторонников постоянно обвиняют в насильственных захватах приходов УПЦ на территории Украины. После смены власти в Украине в результате политического кризиса 2013-2014 гг. и событий на Майдане Незалежности проекты по обретению церковью автокефалии поддерживаются Верховной радой и Президентом; в июне 2016 г. Верховной радой было подписано обращение к Вселенскому патриархату (Константинопольской православной церкви) с просьбой об образовании на территории страны единой церковной организации, которая бы объединила УПЦ КП, УПЦ (находящаяся в составе Русской православной церкви) и УАПЦ, так что раскол тем самым был бы преодолен.

До этого, в 1993-1994, 2007-2008 и 2015 гг. Киевский патриархат совершал также попытки пойти на объединение с УАПЦ с целью объединенными усилиями добиться у Константинополя искомого статуса, апеллируя к тому, что Киевская митрополия, находившаяся до этого под руководством греков, в 1686 г. была незаконно передана Московскому патриархату. Политика Вселенского патриархата в этом отношении, однако же, отличается крайней осторожностью в связи с возможными конфликтами с Русской православной церковью, отношения с которой у него и так в последнее время складываются не самые благоприятные.

Церковь поддерживает евхаристическое общение с Македонской и Черногорской православными церквями, статус которых не был признан Сербской православной церковью, а также с находящимися в юрисдикции Константинополя Украинскими православными церквями в США и Канаде.

Практика

Культовая практика имеет типичные для православия региональные особенности. Богослужение преимущественно проводится на украинском языке, однако встречаются случаи употребления церковнославянского и русского (на приходах в России и Украине), греческого, английского и японского языков в качестве богослужебных.

Численность

Большинство представителей данной конфессии проживает в Украине. Согласно социологическому опросу, проведенному в Украине в феврале 2016 г., 38% православных Украины относят себя к УПЦ КП .

В России, согласно государственной статистике, зарегистрировано восемь общин и одно епархиальное управление в Московской области. Единственный храм УПЦ КП на территории России – Богоявленский собор в г. Ногинск Московской обл. – принадлежит Богородской епархии, которую возглавляет митр. Адриан (Старина). 3 октября 2016 г. Ногинский городской суд принял постановление о его сносе. Кроме того, на территории России действует Обоянско-Белгородская епархия УПЦ КП, но храмов у нее нет и богослужения проводятся в приспособленных для этого домашних помещениях. Общины УПЦ КП присутствовали на территории Крыма, однако сейчас на территории Крыма отсутствуют зарегистрированные религиозные организации этой церкви.

В других странах УПЦ КП имеет последователей среди украинской диаспоры, в том числе в США, Канаде, Австралии, странах ЕС, Японии и Парагвае.

Литература

Конфессиональная ситуация на Украине: история и современность. – М.: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2011. – 365 с.

Драбинко А . Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории). – К.: 2002. – 296 с.

Єленський В . Релігія після комунізму: Україна в центрально-східноєвропейському контексті. Київ: НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2002. – 420 с.

Історія релігії в Україні. - Т. 10. Релігія і Церква років незалежності України / За ред. А. Колодного. - Київ-Дрогобич: Коло, 2003. – 613 с.

А. Зыгмонт и Е. Воинов

Http://www.pravoslavie.ru/86919.html

В ночь на 29 мая 2019 года в Киевской области неизвестные обокрали два храма Бориспольской епархии УПЦ, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на пресс-службу епархии. В храме в честь […] 31.05.2019
  • Несмотря на заверения представителей власти в том, что прекратятся захваты храмов и насильственные переводы религиозных общин в новосозданную «ПЦУ», приходы УПЦ на Волыни и Ровенщине по-прежнему подвергаются […] 31.05.2019
  • Духовенство та віряни Рівненської єпархії УПЦ, напевне, найбільше в Україні останнім часом потерпають від нападів прихильників так званої «ПЦУ». Тільки протягом цих вихідних було влаштовано ряд провокацій […] 12.05.2019
  • Четыре именных сообщения из местного сельсовета 8 апреля 2019 года получил священник Павел Таран, настоятель храма УПЦ святого апостола евангелиста Иоанна Богослова села Красноселка Бершадского района Винницкой […] 11.04.2019
  • 1-2 апреля 2019 года по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия председатель Представительства УПЦ при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор принял […]
  • 14 марта 2019 года Европейский Суд по правам человека направил в адрес религиозной общины УПЦ с. Птичья Ровненской области официальное сообщение о том, что жалоба заявителя на действия украинской власти в связи с […] 5 мес., 1 нед. назад опубликовано на сайте
  • В своей проповеди в Неделю Крестопоклонную Блаженнейший Митрополит Онуфрий рассказал о том, как правильно переносить скорби и болезни, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. Архипастырь рассказал, что […] 5 мес., 1 нед. назад опубликовано на сайте
  • Блаженнейший Митрополит Онуфрий в своей проповеди в Неделю Крестопоклонную объяснил, почему люди, которые не соблюдать заповеди Господни, не могут называть себя христианами, сообщает Информационно-просветительский […] 5 мес., 1 нед. назад опубликовано на сайте
  • Публикации

    Патриархия.ru

    Проповіді Предстоятеля

    ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.

    Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году).

    Мчч. Адриана и Наталии (305–311). Блж. Марии Дивеевской (1931).

    Прп. Адриана Ондрусовского (1549). Собор Нижегородских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после1 26 августа).

    Сщмч. Петра Иевлева пресвитера (1918); св. Георгия Коссова исп., пресвитера (1928); сщмч. Виктора Элланского пресвитера, мчч. Димитрия Морозова, Петра Бордана и св. Романа Медведя исп., пресвитера (1937). Обре́тение мощей свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (2000).

    Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).

    Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – 1 Кор., 158 зач., XV, 1–11. Мф., 79 зач., XIX, 16–26. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

    Согласно информации, предоставленной порталу «Анти-раскол» источником в Киевском Патриархате, управляющий Дрогобычско-Самборской епархией УПЦ КП «архиепископ» Иаков (Макарчук) фактически утратил контроль над подведомственным ему духовенством. Причиной тому является разочарование клириков в правящем «архиерее», который неоднократно провоцировал громкие скандалы своей агрессивностью и нетактичным поведением.

    Решение об этой хиротонии было принято на заседании Священного Синода «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» (УПЦ КП), проходившем 27 июля 2013 г. На этом же заседании «епископ» Лаврентий (Мигович) был уволен от управления Харьковской епархии.

    Согласно информации, предоставленной порталу «Анти-раскол» источником в Киевском Патриархате, 25 августа 2013 г. верующие г. Самбор Львовской области, собравшиеся в местном Рождество-Богородичном кафедральном соборе, изгнали своего правящего «архиерея».

    Рассуждая о положении дел в современной жизни украинского Православия, следует отметить значительное усиление позиций Киевского Патриархата, выработавшего новую тактику в реализации своего автокефального проекта. Развитие кризисных явлений в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" способно коренным образом изменить религиозную ситуацию в Украине, утвердив монополярность среди пребывающих в расколе православных христиан.

    27 июля 2013 г. в Киеве состоялось очередное заседание Священного Синода «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» (УПЦ КП). Как и предполагалось, одним из важнейших вопросов, обсуждавшихся на синодальном заседании, было положение «епископа Харьковского и Богодуховского» Лаврентия (Миговича).

    Как сообщил редакции портала «Анти-раскол» источник в Киевском Патриархате, после опубликованных на нашем ресурсе материалов о «епископе Харьковском и Богодуховском» Лаврентии (Миговиче) последний был вызван для объяснений к «патриарху Киевскому и всея Руси-Украины» Филарету (Денисенко)...

    10 июля 2013 г. пресс-служба Московско-Богородской епархии "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) опубликовала официальное обращение к читателям сайта названной епархии. Именуя "митрополита Львовского и Сокальского" Димитрия (Рудюка) "гордым болтуном" и "подстрекателем нестроений между людьми", авторы обращения высказывают всецелую поддержку другому кандидату в Предстоятели УПЦ КП, каковым является "митрополит Переяслав-Хмельницкий и Белоцерковский" Епифаний (Думенко). Поводом к написанию обращения послужили подозрения управляющего Московско-Богородской епархией "митрополита" Адриана (Старины) относительно возможного насмешливого отношения к нему "митрополита" Димитрия (Рудюка).

    24 октября 2012 г. на 85 году жизни скончался пребывавший на покое "митрополит" Евсевий (Политило), бывший управляющий Ровенской епархии "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата".

    Очередное заседание Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) прошло 21 октября 2011 г. под председательством "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко).

    Очередное заседание Священного Синода неканонической религиозной организации "Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат" (УПЦ КП) состоялось 27 июля 2011 г. под председательством "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко).

    Бывший управляющий Луганской епархией "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) "епископ" Тихон (в миру Тарас Иванович Петранюк) объявлен в уголовный розыск, причиной чему послужило совершение им преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 190 УК Украины (мошенничество в особо крупных размерах). 10 марта 2010 г. "епископ" Тихон мошенническим путем завладел деньгами жителя города Луганска в размере 100 тысяч долларов США, после чего скрылся.

    Очередное заседание Священного Синода неканонической религиозной организации "Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат" (УПЦ КП) состоялось 13 мая 2011 г. под председательством "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко).

    Очередное заседание Священного Синода неканонической религиозной организации "Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат" (УПЦ КП) состоялось 17-18 марта 2011 г. под председательством "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко).

    Вчера "архиепископ Донецкий и Мариупольский" Сергий (Горобцов), "иерарх" неканонической "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП), сообщил редакции официального сайта УПЦ КП о своей решимости совершить акт самоубийства. Поводом к этому он назвал готовящийся переход храма села Каменка Тельмановского района приходской общине Московского Патриархата...

    24 декабря 2010 г. на шестьдесят седьмом году жизни скончался бывший "епископ Харьковский и Богодуховский" "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" Флавиан (Пасечник). Причиной смерти стало заболевание сахарным диабетом. В следствии развития телесного недуга "епископ" Флавиан полностью ослеп и ему была ампутирована часть ноги...

    Согласно информации, распространяемой "Украинской Автокефальной Православной Церковью", в составе Немецкого деканата "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) пребывает бывший "иеродиакон" Маркус Гуйгенс, совершивший операцию по пересадке пола. При вхождении в состав Немецкого деканата Мартин Гуйгенс был наречен "матушкой" Стефанией и облачен в женские монашеские одежды...

    Решением Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП), принятым 13 декабря 2010 г., "епископ Луганский и Старобельский" Тихон (Петранюк) был отстранен от управления епархией за "неисполнение обязанностей правящего архиерея", а также "поведение, недостойное архиерейского сана" и "подрывающее авторитет Киевского Патриархата".

    "Архерейская" хиротония "архимандрита" Агапита (Гуменюка) состоялась 8 августа 2010 г. в Свято-Владимирском кафедральном соборе г.Киева. Возглавил рукоположение Предстоятель УПЦ КП "патриарх Киевский и всея Руси-Украины" Филарет (Денисенко).

    Как сообщалось ранее, на заседании Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата", проходившем 27 июля 2010 г., было принято решение о рукоположении наместника Киевского Свято-Михайловского Златоверхого монастыря "архимандрита" Агапита (Гуменюка) во "епископа Вышгородского", викария Киевской епархии. Во исполнение этого решения 7 августа 2010 г. в Киевском Свято-Владимирском кафедральном соборе был совершен чин "архиерейского" наречения "архимандрита" Агапита, который возглавил Предстоятель УПЦ КП "патриарх Киевский и всея Руси-Украины" Филарет (Денисенко).

    27 июля 2010 г. под председательством "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко) состоялось заседание Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП), на котором были приняты следующие решения: 1) На вдовствующую Львовскую архиерейскую кафедру был назначен "митрополит Переяслав-Хмельницкий и Бориспольський" Димитрий (Рудюк). В связи с этим назначением последний был освобожден от должности ректора Киевской Православной Богословской Академии, однако сохранил за собой такие важные посты, как Председательство в Учебном комитете и постоянное членство в Священном Синоде УПЦ КП...

    В ночь с 5 на 6 июля 2010 г. после тяжелой болезни на 65-м году жизни скончался "митрополит Львовский и Сокальский" Андрей (Горак), "иерарх" неканонической "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП). Архиерейское рукоположение он принял в Московском Патриархате, но в 1992 г. уклонился в раскол, за что был лишен священного сана в канонической Церкви. В настоящее время Львовская епархия УПЦ КП является вдовствующей. Назначение нового правящего "архиерея" во Львовскую епархию, являющуюся одной из наиболее крупных и авторитетных в Киевском Патриархате, может существенно изменить внутренний расклад сил в руководстве УПЦ КП и самым непосредственным образом отразиться на процессе подготовка преемника 81-летнему "патриарху Киевскому и всея Руси-Украины" Филарету (Денисенко).

    В неканонической "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" состоялось рукоположение нового "архиерея". Согласно решению Священного Синода УПЦ КП, принятому 13 декабря 2009 г., на вакантную Черновицко-Кицманскую кафедру был избран "иеромонах" Марк (Гринчевский), клирик Хмельницкой епархии УПЦ КП. 17 декабря 2009 г. состоялось рукоположение "иеромонаха" Марка во "епископа Черновицкого и Кицманского".

    Таким образом, к настоящему времени состав "епископата" Киевского Патриархата расширился до 42 "архиереев".

    13 декабря 2009 г. под председетельством "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко) состоялось заседание Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата". Среди наиболее значимых решений, принятых на этом заседании, можно отметить следующие:

    *В связи с тяжелой продолжительной болезнью "архиепископ Черновицкий и Кицманский" Варлаам (Пилипишин) был отстранен от управления епархией и уволен на покой...

    На заседании Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" от 21 октября 2009 г. было принято решение о рукоположении "иеромонаха" Симеона (Зинкевича) во "епископа Днепропетровского и Павлоградского" и "иеромонаха" Тихона (Петранюка) во "епископа Луганского и Старобельского".

    До своего избрания на "архиерейское" служение "иеромонах" Симеон являлся секретарем Киевской Патриархии, а "иеромонах" Тихон был насельником Киевского Свято-Михайловского Златоверхого монастыря...

    На заседании Священного Синода "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата", проходившем 21 октября 2009 г., было принято решение о рукоположении "архимандрита" Епифания (Думенко) во "епископа Вышгородского", викария Киевской епархии.

    Спустя более трех недель после избрания, 14 ноября 2009 г., в Свято-Владимирском соборе г. Киева, состоялся чин наречения "архимандрита" Епифания во "епископа Вышгородского"...

    Дфокумент, с помощью которого часть духовенства, причастного к созданию «Киевского патриархата», объявила о своем выходе из этой структуры, открывает «тайны» 90-х, времен, когда раскол набирал свои обороты.

    З аявление

    Епископов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата

    Мы, митрополит Переяславский и Сичеславский Антоний, архиепископ Винницкий и Брацлавский Спиридон, епископ Житомирский и Овручский Софроний, епископ Харьковский и Полтавский Роман, епископ Яготинский Иоанн ЗАЯВЛЯЕМ О СВОЕМ ВЫХОДЕ ИЗ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА. Этот выход мы мотивируем тем, что УПЦ КП является Церковью неканонической и неблагодатнОЙ, не руководствуется канонам православной церкви.

    Еще с момента возрождения УАПЦ митрополит Иоанн (Бондарчук) утверждал, что эта Церковь является канонической и все хиротонии епископов являются законными. Но впоследствии эти его утверждения стали сомнительными, так как до сих пор неизвестно, кем именно был рукоположен архиепископ Василий (Бондарчук). Эти сомнения подтвердились и после писем митрополита Иоанна в Московскую Патриархию и статьями, которые были опубликованы в прессе, где он прямо говорил, что епископат УАПЦ является неблагодатным.

    После объединения УАПЦ и части УПЦ во главе с Филаретом (Денисенко) наши сомнения немного развеялись, так как последний утверждал, что в скором времени Киевский Патриархат будет признан. Но после поездки в Константинополь в июле 1992 Филарет резко сменил ориентацию, говоря, что путь признания может затянуться на долгое время. Это обусловлено тем, что Филарета, лишенного сана, не признает весь православный мир. И пока он будет находиться в числе епископата, в диалог с УПЦ КП никто вступать не будет. Это подтвердил и предстоятель Грузинской Православной Церкви во время визита к нему делегации УПЦ КП во главе с митрополитом Антонием. Но, несмотря ни на что, Филарет постепенно узурпировал власть в Церкви, прикладывая все усилия к тому, чтобы стать Патриархом.

    Во время проведения Всеукраинского Православного Собора в Киеве нам стало известно, что наши хиротонии недействительны, что до сих пор от нас тщательно скрывалось. Это снова вызвало у нас глубокие сомнения в благодатности Церкви.

    После Собора власть Филарета стала еще более жестокой. Он стал совсем пренебрегать епископатом УАПЦ, пренебрегать канонами Церкви, заботясь только о своем кресле. Например, как может человек с высшим духовным образованием, хорошо знающий каноны Церкви и знающий о том, что на одной кафедре не может быть два епископа с одинаковыми титулами, настаивать на том, чтобы за ним сохранился титул митрополита Киевского в то время, когда Патриарх носит этот же титул.

    Пренебрегая новоизбранным Патриархом на Соборе Филарет заявил, что без него Киевский Патриархат не сможет существовать. Пренебрежение к Патриарху проявляется еще и в том, что никогда Филарет не идет на прием к нему, но вызывает Патриарха к себе в кабинет.

    Последние события, которые сложились в Церкви, тоже вызвали у нас беспокойство и возмущение. В отсутствие митрополита Антония, Управляющего делами Киевской Патриархии, по приказу Филарета было совершено вооруженное нападение на его кабинет. Когда митрополит Антоний с благословения Патриарха, поехал на лечение, были сделаны провокационные заявления о том, что митрополит обвинялся в хищении епархиального имущества и средств. Но кроме личных вещей митрополит Антоний отъезжая ничего не брал. Тем более, на счету Киевской епархии и по сегодняшний день насчитывается 100 000 000 рублей. О каком же разграбление может идти речь? Оценивая последние события, митрополит Антоний действительно обратился к Патриарху Московскому, зная, что все действия в отношении него не являются случайными.

    В Житомирской, Харьковской, Винницкой и других епархиях по указанию Филарета тоже произошли беспределы в отношении архиереев, шантаж, запугивание, угрозы.

    В своих последних интервью Филарет отмечает, что идет очищение Церкви от архиереев, моральное состояние и порядочность которых его не устраивает. Но о какой морали и порядочности может говорить человек, который за аморальный образ жизни был лишен сана Церковью, которой он служил, человек, который пренебрегает мнением иерархов православного мира и презирает каноны Церкви, использует их так, как это выгодно ему.

    Основой каждого государства есть закон и долг каждого его гражданина строго придерживаться этого закона. Тем более, нарушение канонов Церкви является недопустимым в Православии. Видя, как эти каноны игнорируются Филаретом и его сторонниками, мы окончательно решили выйти из УПЦ КП. Это ни в коей мере не означает, что мы являемся предателями национальной Церкви, как нас теперь некоторые называют. Мы патриоты нашего независимого государства и стремимся к независимой Украинской Церкви. Влившись в законную Церковь, своими молитвами и посильным трудом мы хотим ускорить предоставление независимости нашей Украинской Православной Церкви.

    После воцарения на Украине новой постмайданной власти, мы можем наблюдать как страна медленно, но верно катится в пропасть. Причем подобная тенденция наблюдается во всех сферах жизни страны, включая социальную и экономическую. Как ни прискорбно, но эти изменения коснулись в том числе и духовной сферы, на которую посягнуло нынешнее украинское правительство.
    В попытках «подмять» под себя духовную составляющую жизни граждан, правительство нашло идеального кандидата на роль проводника своей воли. Этим человеком стал предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата — «патриарх» Филарет (Михаил Антонович Денисенко), для которого не впервой сотрудничать с украинскими власти ради обоюдной выгоды.
    Дабы в полной мере понять, что же из себя представляет УПЦ Киевского патриархата и «патриарх» Филарет, следует немного углубиться в историю.
    УПЦ Киевского патриархата «образовалась» путем объединения некоторых «епископов» УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь) и лишенного сана за личные грехи и церковные нарушения Филарета 25 июня 1992. И еще до этого на архиерейском Соборе 1-3 апреля 1992 в Москве Филарет, признав свою вину в распространении искушения в Украине, перед Крестом, Евангелием и всем епископатом РПЦ, пообещал по возвращении в Украину сдать полномочия новому избраннику Архиерейского собора УПЦ, который соберет в Киеве. Поскольку Украинская Православная Церковь в то время уже была самостоятельна в управлении.
    Но украинские архиереи предупреждали, что он может обмануть, и Патриарх спросил Филарета при всех еще раз. И тогда Филарет не без раздражения ответил (цитируем по сохраненному аудиозаписи): «Мы ведь христиане. Сказано в Расписной «да будет слово ваше да - да, имеется - имеется, а все остальное от лукавого».
    Но, вернувшись в Киев и получив поддержку президента Украины Леонида Кравчука, с которым был знаком еще со времен работы последнего в идеологическом отделе ЦК Компартии Украины, Филарет собирает пресс-конференцию. И на ней объявляет о том, что все обещания он давал под давлением, поэтому никакого заявления об отставке не будет. И вообще, уйти со своего поста не может, ибо отвечает за Украинскую Православную Церковь перед Богом. Не забыл при этом упомянуть о своем, якобы, самопожертвовании ради независимости УПЦ и о происках «имперской церкви-насильницы».
    В конце концов, безграничное терпение Матери-Церкви лопнуло и «за продолжение Филаретом раскольнической деятельности, распространение раскола за пределы Русской Православной Церкви, что, в частности, привело к увеличению раскола в Болгарской Православной Церкви; за принятие в «общение» раскольников из других Православных Церквей» и за многие другие преступления против Церкви и Веры Архиерейский Собор РПЦ постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой, и будет ему анафема перед всем народом».
    Филарет не покорился решению Собора и с пущим упорством продолжил строить свою личную церковь. По сути, УПЦ-КП является политическим бизнес-проектом, который только маскируется под церковь и к которому многие государственные чиновники приложили свои нечистые руки. При их поддержке денисенковские боевики начали захватывать храмы и монастыри, церковное имущество и приходские кассы.
    Однако, когда в 1994 году Леонид Кучма одержал победу на выборах, раскол потерял своего покровителя в лице уже бывшего президента Кравчука, и впервые правоохранители занялись филаретовством. Что же они обнаружили? Оказалось, что двухгодовалая патриотическая «церковь» обзавелась своим коммерческим банком («Ажио», Филарет – учредитель), а на резиденцию Филарета зарегистрировано с десяток фирм. Чем же занимались патриотические молитвенники? Ввозом и торговлей нефтью, металлом, иномарками, тканями, бытовой и офисной техникой, шинами и т.д. с «криминальным сокрытием от налогообложения». Объемы «работы» впечатляли: тысячи тонн металла, 30 тысяч аккумуляторов и т.д. Это целая теневая экономика и отмывка финансов. Торговали в Украине и за рубежом. Хотя именовались «православными» благотворительными миссиями и братствами.
    На время Украинская православная церковь Киевского патриархата поумерила свои амбиции, но все изменилось с приходом к власти новой волны политических деятелей. Сегодня, пользуясь покровительством киевских властей лжепатриарх снова развернул бурную деятельность в деле личного обогащения и укрепления влияния УПЦ КП на территории Украины.
    Результатом этого стало возрастающее давление на каноничную УПЦ Московского патриархата. Так, политики уже на протяжении нескольких лет пытаются протолкнуть антиконституционные законопроекты, направленные на вмешательство в деятельность УПЦ МП.
    С резкой критикой подобных действий выступил правозащитник из общественной организации «Украина православная» Олег Денисов. «Таким образом, авторы законопроекта фактически пытаются легализовать схему политического давления на религиозные организации», - считает Денисов.
    Со своей стороны, Филарет продолжает планомерно захватывать храмы, ранее принадлежащие УПЦ МП. Ведь древнейшие храмы с многомиллионным имуществом – это огромные деньги. И существующая политическая обстановка – это идеальная возможность их заполучить. Политизировавшееся духовенство УПЦ Киевского патриархата уподобилось украинским чиновникам – вместо того, чтобы выполнять свою истинную функцию, оно занимается переделом власти, сфер влияния, и, главное, денег.
    Из последних бизнес-проектов «патриарха» Филарета можно выделить строительство многоквартирного жилого дома на территории епархии УПЦ КП.
    В 2016 году стало известно, что УПЦ Киевского патриархата возводит в Тернополе девятиэтажный дом, квартиры в котором пойдут на продажу частным лицам. Сообщается, что деньги, полученные от продажи недвижимости, будут направлены на возведение крупного собора.
    На земельном участке, отведенном Тернопольской епархии УПЦ КП, идет возведение девятиэтажного дома с последующей продажей квартир.
    Заказчиком строящейся недвижимости выступает епархия. Декларация строительства дома опубликована на сайте собора, который будет возведен рядом с девятиэтажным домом.
    Дом, в котором будет 117 квартир, расположится на перекрестке улиц Генерала Тарнавского и Киевской. Прибыль, полученную от продажи квартир, церковь собирается использовать для строительства собора.
    «В случае форс-мажора, если квартиры не будут продаваться, надеемся на деньги жертвователей (для постройки собора)», — заявили в пресс-службе Тернопольской епархии УПЦ КП.
    Также УПЦ КП не брезгует ради получения прибыли сдавать помещения древних соборов и монастырей в пользование различным структурам, часть из которых, как показывает определенная практика, может исповедовать в находящемся под омофором Киевского патриархата месте далеко не православные ценности.
    Для примера можно привести объявление Эзотерического культа, расположившегося в Выдубицком монастыре.
    «Мы находимся в самом сердце древнего Киева, в Выдубицком монастыре (принадлежит УПЦ Киевского патриархата). рядом с Ботаническим садом. Атмосфера мира и покоя, чистый воздух, красивый сад, уютные залы и помещения помогут сделать занятия максимально эффективными».
    Украинская православная церковь Киевского патриархата на сегодняшний день не признана ни в одной стране мира, ни одной из конфессий, патриархий. Во всём мире к УПЦ КП относятся как к секте, которой она и является.
    Это полностью личное бизнес-предприятие Филарета, которое он создал на страшнейших грехах гордыни и тщеславия. Как заявил сам лжепатриарх: «Не имеет значения, присутствует ли Святой Дух в наших церквях или нет, для нас важно иметь возможность делать то, что мы хотим». А из действий УПЦ КП ясно видно, что единственной её заботой является личное обогащение, а отнюдь не духовная составляющая жизни украинского общества и стремление к Богу.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!