Духов день после троицы. Троица и Духов день: Запреты и поверья, приметы и гадания, традиции и обычаи

Христиане всех конфессий готовятся отметить один из важнейших и праздников - День святой Троицы , который также называется Пятидесятница . Сразу за Троицей наступает еще один христианский праздник - Духов день (День святого духа ).

Когда празднуют Троицу в 2017 году

День святой Троицы отмечается в воскресенье, на 50-й день после Пасхи , поэтому праздник называется Пятидесятницей . В этом году все конфессии отметили Пасху одновременно, поэтому и Троицу христиане тоже будут встречать все вместе - 4 июня . В православии Троица относится к двунадесятым (то есть двенадцати важнейшим) праздникам.

Смысл праздника Троица

Троица - это христианская «версия» Ветхозаветной Пятидесятницы, иудейского праздника Шавуот, который отмечается в честь дарования евреям Торы на горе Синай после исхода из Египта.

Согласно евангельским источникам, на 50-й день после Воскресения Иисуса , когда иудеи отмечали Шавуот, апостолы вместе с Богоматерью собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где в свое время прошла Тайная вечеря. Именно там на апостолов и деву Марию и снизошел святой дух, после чего все они стали говорить на разных языках, которых раньше не знали. После этого апостолы отправились в разные страны, чтобы нести туда слово Христово, а христианство перестало быть только иудейским учением, постепенно превратившись во всемирную религию.

Троица-2017: традиции, обряды и приметы

Троица - праздник очень древний, он связан со славянскими традициями и обрядами проводов весны и встречи лета. Поэтому на Троицу на Руси было принято устраивать гуляния и совершать обряды, связанные с древнеславянской мифологией. Среди таких обрядов - все, что связано с русалками и другой нечистью, а также традиции завивания березы и другие народные обрядовые игры, о которых можно подробно прочитать в .

Троицкая суббота

Канун Троицы называется Троицкая родительская суббота , в 2017 году она приходится на 3 июня. В этот день принято молиться за усопших родственников, посещать кладбища и устраивать поминальную трапезу, а также одаривать нищих. Подробнее об этом читайте в Федерального агентства новостей .

Как празднуют Троицу

На Троицу принято украшать жилища и храмы зеленью и цветами, а также березовыми ветками или деревцами, поскольку на Руси береза - главный символ этого праздника.

В канун Троицы нужно убрать дом и сходить на кладбище, чтобы помянуть усопших. Утром на Троицу было принято ходить в храм, чтобы освятить березовые ветки и букеты зелени. Троицкую зелень хранили в течение всего года, она считалась оберегом, защищающим жилище от злых сил и от грозы.

Также в канун Троицы и в сам праздник было принято устраивать совместные трапезы, на которых традиционными блюдами были блины и яичница как символы солнца и жизни. После трапезы молодежь устраивала гуляния, также в эти дни у девушек было принято гадать на будущего жениха.

Гадания на Троицу

Хотя церковь не одобряет гадания, эта традиция сохранилась до наших дней. На Троицу гадали, начиная с четверга и до воскресенья.

Самое распространенное гадание было связано с плетением и пусканием по воде венков, но годились и другие распространенные гадания - с кольцами, цепочками, святочные, и т.д.

Загадывая на суженого, девушки плели венки из зелени, цветов или березовых веток и шли к реке. Там они наклоняли голову и сбрасывали венок в воду. По движению венка и загадывали на будущее и на суженого.

Если венок плывет хорошо и спокойно, у его хозяйки все в этом году будет хорошо.

Если венок плывет под водой или утонул, девушке следовало опасаться болезней, смертей близких или других неприятностей.

Если венок расплелся, это сулило расставание с любимым.

Венок быстро уплыл - значит, жених будет из дальней сторонки.

Ну а если венок застрял у берега, до следующей Троицы сватов можно было не ждать.

Запреты и приметы на Троицу

На Троицу считалось дурной приметой играть свадьбы, но для сватовства, «сговоров» это было самое подходящее время. Считалось, что семью, сговоренную на Троицу, ждет долгая и счастливая совместная жизнь.

На Троицу не принято было работать в поле, во дворе и огороде, также женщинам возбранялось шить и стряпать. Также на Троицу не купались, поскольку это считалось русалочьим временем, а с нечистью старались быть поосторожнее.

Считалось, что если на Троицу идет дождь - значит, лето будет теплым, а год - урожайным, в том числе на грибы и ягоды.

Духов день

Следующий день после Троицы называется Духов день , и посвящен он святому духу. В этот день на Руси старались не работать, и сохранялись все запреты, действующие на Троицу. Считалось, что в Духов день земля-матушка справляет именины, поэтому трогать ее было нельзя, но зато можно искать клады. Люди верили, что земля одарит нежданным богатством тех, кто ей понравится.

“Надо же – в такую рань и уже так пьяны” – услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно. Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими – еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться – и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, – рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в “постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал”, с коего можно уже при жизни “получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор” (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: “Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь – вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета – вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не “рабами”, но “братьями” – и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес – и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне – один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами – Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь – это их собственная тайна, точнее, теперь – это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил – Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня – наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто – на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? “Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины”, – так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула “князя Шаховского” приобрел имя “монаха Иоанна”. Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

За десять дней до Троицы праздновалось Вознесение Господне. И это был 40 день убийства монахов Оптиной пустыни. Я думаю, в этом году не произошло и не произойдет события, которое вызвало бы больший отклик в народной совести России. Люди, приезжающие в Оптину, уже просят прежде всего показать дорогу не к могиле преподобного старца Амвросия, а к свежим холмикам новомучеников.

Но в этот, сороковой день, когда по традиции Церкви творится самая значимая память об усопших, в Оптиной пустыни было пусто, греховно пусто… Было несколько сот обычных паломников. Было несколько человек, приехавших в Оптину специально, чтобы принять крещение (а это – признак истинно святой кончины убиенных: их смерть стала для других людей призывом ко вхождению в Церковь). Приехал Борис Костенко, бывший и на Пасху в Оптиной, и, снявший светлый и человечный фильм о происшедшем.

Но не было ни одного приезжего монаха, епископа, священника, семинариста (были, правда, студенты недавно созданного Российского Православного Университета)… Так же как не было завсегдатаев “патриотических” митингов, участников гневных пресс-конференций о “разгуле сатанизма”. Тех, кто громче всех демонстрировал свое возмущение убийством, требовательнее всех призывал к ответу и намекал на то, что при нынешнем “режиме” иначе и быть не может.

Они использовали смерть монахов как козырь в своем политическом пасьянсе – но так и не приехали к их могилам…

Это и есть та ошибка, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы. Боль человека и веру Церкви не стоит использовать как пособие в слишком земных играх… Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне, Линкольн ответил: Гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога”.

Помолимся же и мы сегодня, чтобы Россия стала на сторону Бога – Распятого ради нас и Воскресшего.

Ошибки же в духовном правописании мы делаем и видим слишком часто. Например, когда духовные дары желаем поставить на обслугу наших житейских интересов. Когда заходим в храм, чтобы испросить экзаменационную оценку повыше, пенсию побольше, болезней чуть-чуть поменьше. Любое молитвенное прошение – благо. Но Дух-то не может сойти на зачетную ведомость или пенсионную книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у человека: “Сыне, дай Мне твое сердце!”. Это не от ревности или суровости Бога. Просто у Него есть только один Дар, который Он может подарить нам: Самого Себя. Сможем ли мы вместить?

А если, вспомнив о Боге, мы попросим: да, конечно, Ты нам нужен, и, когда я попробую полюбить Тебя, но сейчас мне очень срочно нужно во-о-от это – мы сделаем ошибку. Ту ошибку, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы.

День Святого Духа, Духов день – 17 июня в 2019 году – православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.

День Святого Духа, Духов день 2019

“Надо же – в такую рань и уже так пьяны” – услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Протодиакон Андрей Кураев

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими – еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться – и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, – рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в “постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал”, с коего можно уже при жизни “получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор” (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: “Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь – вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета – вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не “рабами”, но “братьями” – и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес – и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне – один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами – Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь – это их собственная тайна, точнее, теперь – это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил – Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня – наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто – на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? “Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины”, – так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула “князя Шаховского” приобрел имя “монаха Иоанна”. Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

Христианский православный праздник, посвященный Святому Духу, сошедшему с небес, отмечается на 51-й день после празднования Пасхи. Событие всегда выпадает на понедельник, который следует после дня Святой Троицы. Праздник также считается днем возникновения Церкви. Дата праздника подвижная и зависит от Светлого Воскресения.

Этот день христиане проводят в молитвах, посещают храмы, принимают участие в торжественной службе. Одной из главных традиций является поминовение умерших родственников и близких, для чего верующие посещают кладбища и устраивают поминальные трапезы. Считается, что именно в этот день Святой Дух благословляет землю и все растения. Торжество в народе имеет несколько названий и посвящается лету, вступающему в свои права.

О том, какое событие легло в основу праздника, подробно рассказано в Новом Завете. На пятидесятый день после Воскрешения Христа и спустя десять дней после Его Вознесения все ученики собрались в Синайской горнице (той самой, где происходила Тайная Вечеря). Неожиданно воздух вокруг них загудел, зашумело все вокруг, а потом стены горницы охватил пламя – но не тот жаркий огонь, что сжигает все вокруг, а мягкий, теплый, ласковый. И отделились от стен языки пламени, и огненный лепесток словно обнял каждого апостола, окутав его теплом. А когда пламя отступило и погасло, неожиданно поняли ученики, что могут говорить на разных языках. Это Дух Святой сошел на них с небес и даровал им знания языков и наречий, чтобы могли сказать они Слово Божье людям по всей земле.

Описанное событие легко в основу сразу двух праздников – Троицы, который прославляет Триединство, Единение Бога в трех лицах, и Духова дня. Последний установлен, чтобы подчеркнуть величие Святого Духа, его единосущность с Отцом и Сыном.

Появился праздник в противовес антитринитарной ереси, учения, отрицающего единство божественной сути. В католичестве отмечается в день Троицы, в православии же – как отдельный, самостоятельный праздник в понедельник после Троицына дня.

Какого числа Духов день (День Святого Духа)

Народные традиции

Как и у многих христианских праздников, Духов день имеет явные языческие корни, особенно заметные в традициях и обрядах, сопровождающих праздник в народе. И самый яркий из них – прославление Земли-Матушки.

Земля-именинница

По поверьям, в этот день Мать Сыра-Земля празднует свои именины. Почему Землица так упорно именуется Матерью или Матушкой? Дело в том, что, по мнению наших предков, в этот день Земля «зачинала урожай», то есть была беременна будущими плодами – пшеницей и рожью, овощами и фруктами, всем тем, что собирали по осени и что составляло основу благополучия крестьянина. А потому и относиться к Земле в Духов день следовало по-особенному – нежно, трепетно, «обережно». Так, запрещено было копать ямы, вбивать колья, сеять, пахать, боронить, межевать – то есть заниматься любыми работами, способными нанести «раны» Земле. И даже вырывать растения (например, сорняки на огороде) тоже было весьма нежелательно – ведь вполне возможно выдернуть траву с комом земли и нанести ей небольшую, но все же рану.

Кормление Матушки-Землицы

Тайны Земли

Еще один обряд, достаточно широко распространенный и исполняемый вплоть до начала XX века – «слушанье» земли. По преданию, в этот день, исполнившись Духа Святого, Земля наполнялась благодатью, и могла рассказать о своих тайнах – кладах, выходящих на поверхность золотых жилах или месторождениях драгоценных камней.

Все, что надо было сделать – в урочный час уйти подальше от людей и лечь на землю, прильнув к ней ухом – и слушать. Кто-то считал, что делать это надо непременно на дороге, ведь именно по дорогам ходят люди, зарывшие клады. Кто-то, наоборот, уверял, что «говорить» Земля будет лишь подальше от мест пребывания человека, в далеких лугах и темных лесах. Но все сходились на том, что идти «слушать» надо было непременно в одиночестве. Не ответила? Значит, либо рядом кто-то проходил, либо Мать Сыра-Земля посчитала тебя недостойным ее тайн и секретов.

Поверья и приметы

Верующие люди уверены, что в праздник нужно строго соблюдать все приметы, иначе можно накликать на себя гнев Святого Духа, который накануне спускается на землю. Уберечь себя и своих близких от болезней и сглаза помогает мелочь, которая находится в кармане во время торжественной службы. После выхода из храма нужно все монеты раздать нуждающимся.

В народе считали, что дождь с грозой и молнией изгоняет из земли злых духов. Таким образом, если в течение дня шел дождик с грозой, было хорошим добрым знаком. Погода в духов день дает прогноз на все лето. Дождливый праздник обещает дождь еще на шесть недель.

После Духова Дня уже не бывает холодов, и заморозки на почве не появятся уже до осени. Считалось, что именно в этот день лето вступало в свои права.

С Духовым днем в народе связано очень много поверий. Наиболее популярными у славянских народов были верования в русалок. Считалось, что в течение всей праздничной недели они выходят на землю и разгуливают под видом прекрасных дев и юношей. Люди верили, что русалки могут увести человека за собой в водную пучину, поэтому молодым девушкам и детям запрещалось в эти дни ходить в лес. Уберечь себя от русалки можно было только с помощью ароматных растений, которые носили в кармане.

Женщины, идущие к речке или колодцу говорили: «Пошла по воду». Выражение «Иду за водой» могло накликать беду, так как означало пуститься вслед по течению.

Нежелательно быстро бегать, так как можно было потерять свою судьбу, а хождение босиком по утренней росе помогало найти свое счастье.

В День Святого Духа православные собирали букеты из полевых и лесных трав, после чего освящали их в храме. Считалось, что они оберегают от болезней и бед. Всю зелень, которую раскладывали в этот праздник по дому, нельзя выбрасывать - ее необходимо собрать и высушить.

Праздничную трапезу было принято устраивать за большими богато накрытыми столами, за которыми собирались всем селом. В хорошую погоду застолья устраивали на природе.

Духов День в 2020 году, которому народные поверья придают огромное значение, состоится 17 июня. Он, как и многие другие праздничные дни, объединил в себе церковные и языческие традиции. Для этого дня есть особые приметы, предостережения и правила его проведения.

Фотографии:

Венки митрополит
гадания день
празднование

Славяне-язычники дохристианских времен, скорее всего, праздновали Духов День приблизительно в такой же период, как будет в 2020 году, когда растения набирали силу. До сегодня дошли лишь некоторые отголоски этих традиций, возможно, сильно искаженные. Главное их значение – обеспечение хорошего урожая, плодородия.

История и дата

Приход христианства отменил очень многие порядки, сменил уклад жизни славян. Но народные поверья, пусть и не полностью, все же сохранились, что у православных отразилось в том числе на том, когда празднуется Духов День 2020 года. Конечно, церковные обряды имеют совершенно другой смысл, но обычные люди спокойно объединяют и языческие, и православные обычаи, празднуя по-своему. Отсюда пошло множество поверий, предостережений и запретов.

Церковью этот день 2020 года установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов Иисуса Христа. Для того, чтобы смогли проповедовать учение по всему миру, Дух даровал им знание всех языков. Согласно Библии, произошло это на пятидесятый день после Пасхи. Но разные конфессии отмечают праздник в разные дни.

Католики совмещают Духов День с Троицей, не только в 2020, но и каждый год, православные переносят на следующий день. Поскольку дата привязана к Пасхе, то каждый год праздник отмечается разными числами. В католицизме это всегда воскресенье, православии – понедельник.

Есть у праздника множество других названий, например:

  • Русалье, Провожание русалок – связано с поверьем о том, что ночью выходят русалки окроплять посевы водой;
  • Духова, Духовден – вариации по теме основного значения, указывающие на основной смысл, который несет Духов День в 2020 году;
  • Именины Земли, Земля-именинница – обозначает обычай «кормить» землю, традицию не сажать и не собирать ничего в этот день.

Церковные традиции

Итак, церковный обычай православных христиан на Духов День 2020 года устанавливает празднование сошествия Святого Духа на апостолов. Эта часть триединого Бога создана для того, чтобы служить источником жизни. Он властен над всем, кроме жизни и смерти. А в этот день особо отмечается еще одно его назначение – нести православным величие самого Святого Духа.

Когда бы ни был Духов День, какого бы ни было числа, включая 2020 год, при церковных службах читают Евангелие от Матфея, главу 18. Хотя чаще всего говорит и рассуждает о нем Иоанн, но церковная традиция избрала другую притчу. Она говорит об овцах, отбившихся от стада, роли пастуха, под которым подразумевается духовный отец. Притча заставляет задуматься о любви к людям, торжестве правды, невозможности скрыть зло.

Когда наступит Духов День 2020 года, священники могут ходить по дворам, освящая колодцы. Считается, что так воды оберегаются от нечистой силы. После этого освященной водой окропляются дома снаружи и внутри.

Иногда по вспаханным полям проходят крестным ходом. Это уже отголоски языческих традиций, в которых праздник тесно связан с плодородием почвы. Значение такого обхода – призвать Божье благословение на пашню и, конечно, будущий урожай.

Особых запретов на День Святого Духа церковь не налагает, учитывая, какого числа 2020 года он празднуется. Святые отцы говорят о том, что человек ценится не только за почтение праздников, но также за работу. Конечно, истинно верующий, воцерковленный прихожанин обязательно найдет время, чтобы уделить его посещению службы, молитве, но каких-либо наказаний за неотложные дела не предусматривается.

Народные поверья

По большей части Духов День посвящен смене весны летом, что отражается на том, какого числа 2020 года его празднуют. Крестьяне отмечают начало летних полевых работ. Разные игры, пляски, хороводы связаны с имитацией соответствующих действий, но сама работа откладывается на другие дни. Все это выполняется с целью призвать богатый урожай.

Считается, что еще с вечера предыдущего дня 2020 года на землю снисходит Святой Дух. Он находится между людьми, посещает их жилища. Есть также поверье, что с небес спускается святое очистительное пламя, уничтожающее нечистую силу.

Иногда на Духов День принято украшать дома березовыми ветвями, которые как раз зазеленеют к тому моменту, какого числа 2020 года наступит праздник. Этому дереву придается особое значение. Оно играет роль пристанища для душ, которые еще не отправились на небеса.

Из языческих времен пришло поверье, что по земле ходят русалки, мавки, водяные, которые приносят влагу посевам и травам. Это дает им силу для роста – там, где ступила нога водяного.

Но поскольку такие силы считаются нечистыми, люди опасаются их прихода в дома. Оттого многие выставляют на улицу стол с яствами. С этим поверьем переплетен обычай освящения колодцев. Считается, что нечистые силы поселяются в них после окропления пашен и лугов. А молитва батюшки изгоняет их.

Более того, в Духов День в 2020 году, какого числа он будет праздноваться, по вечерам лучше стараться не выходить за пределы деревень. Молодых парней могут запросто заманить русалки, завести глубоко в лес. Защитой от этого служит сплетенный любимой девушкой венок.

Ближе к вечеру на пашни выходят старшие женщины. Они совершают обряд кормления земли. Он заключается в том, что на полях расстилают скатерти и пируют, время от времени раскладывая кусочки пищи по полю и прикрывая их землей. Народ верит, что так усиливает плодородие.

Очень много поверий и запретов Духова Дня связано именно с землей, это перешло и православным, потому стоит обратить внимание, какого числа 2020 года он наступит.

  1. Нельзя ничего сажать или вырывать из почвы. Вообще нельзя работать на земле, иначе можно нанести ей серьезные раны.
  2. Нельзя произносить фразу «за водой», это может привести к смерти в ней. Правильно будет говорить «по воду».
  3. Нельзя смотреться в воду, чтобы не утратить любовь.
  4. По погоде определяют, какими будут последующие полтора месяца.

Молодежь с песнями ходит по деревне. Часто присутствуют ряженые в животных, разыгрываются целые представления.

Вечером молодые незамужние девицы пускают по воде венки. На них загадывают самые разные желания, но чаще всего, конечно, о любви и замужестве. Венок, ушедший под воду, символизирует неудачу, а оставшийся на поверхности – благоприятный исход. Впрочем, этот обряд не всегда привязан к Духову Дню, потому может проводиться до 17 июня 2020 года и позднее.

После кормления, выражения почтения считается, что земля награждает людей. Делает она это, раскрывая местонахождения тайных кладов. Чтобы найти сокровище, нужно очистить мысли, найти укромное местечко, помолиться и припасть ухом к земле. Так получится услышать, где спрятаны клады.

После того, как пройдет Духов День в 2020 году, ранним утром нужно умыться водой из колодца, реки. Считалось, что так «смывается» все плохое, что могло попасть на человека от нечистых сил.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!