Православный праздник Вербное воскресенье. История праздника

Праздник не имеет фиксированной даты, отмечается за неделю до Пасхи

Вербное воскресенье (церковное название - Вход Господень в Иерусалим) - великий двунадесятый православный праздник. Он посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято посещать богослужения, освящать в храмах вербные или ивовые ветви и украшать ими в доме иконы.

Вербное воскресенье в 2020 году отмечается 12 апреля. Дата каждый год меняется в зависимости от дня празднования Пасхи. Праздник отмечается за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста.

Название праздника Вербное воскресенье произошло от обычая освящать в этот день в церкви ветки вербы. Они символизируют пальмовые ветви, которыми иудеи приветствовали Иисуса в Иерусалиме. В России пальмы не растут, поэтому их заменили вербовыми ветками. Верба - первое растение, которое расцветает весной. Она олицетворяет пробуждение природы после зимнего сна и возрождение новой жизни.

Как праздновать Вербное воскресенье

  1. Подготовка к празднику начинается за несколько дней. Люди срезают веточки вербы и ставят дома в воду, чтобы они распустились.
  2. Празднование Вербного воскресенья начинается вечером в субботу. В церквях проходят богослужения и освящение вербы.
  3. В воскресенье в церквях также идет служба, и священники окропляют вербные прутики святой водой.
  4. После службы люди приносят освященные веточки домой, кладут их возле икон и хранят в этом месте в течение года. Для привлечения силы, здоровья и достатка легонько хлестают по спине вербными прутьями членов семьи.
  5. Хозяйки готовят праздничные обеды или ужины. Вербное воскресенье выпадает на Великий пост. В этот день запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу и немного красного вина.

Вербному воскресенью предшествует праздник Лазарева суббота. В этот день Иисус Христос совершил великое чудо - воскресил праведного Лазаря. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица - неделя перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

История праздника

Праздник Вход Господень в Иерусалим установила христианская церковь в Иерусалиме в IV веке. На Руси он возник в X веке и получил название Вербное воскресенье.

Праздник посвящен торжественному входу Иисуса Христа в Иерусалим перед Пасхой в 33 году. После того, как Христос воскресил Лазаря из Вифании, слухи о Нем распространились по многим городам. Он въехал в Иерусалим на осле в сопровождении апостолов. По традиции те, кто въезжал в город на коне, несли войну, а въезжавшие на осле - мир. Иудеи увидели в Иисусе нового правителя - царя. Они осыпали путь Христа цветами, пальмовыми ветвями, клали у его ног одежду. Но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, а на мученическую смерть во имя искупления грехов человечества. Спустя пять дней эта же толпа кричала: «Распни Его…!».

Существует языческая версия происхождения Вербного воскресенья, согласно которой прообразом праздника стало древнеславянское торжество Вербохлест. Оно было посвящено плодородию, живучести и силе воли, которые отождествляла верба. В этот день устраивались массовые гуляния. Парни в шуточной форме хлестали девушек вербой. Считалось, что такой ритуал способствует продолжению рода и появлению здоровых и сильных наследников. Также в этот день били вербовыми прутиками домашних животных, чтобы они росли здоровыми.

Традиции и обряды

С Вербным воскресеньем связано множество традиций и обрядов. Они направлены на привлечение здоровья, богатства, благополучия, удачное замужество, счастливое материнство.

Современные традиции в России

Верующие люди готовятся к Вербному воскресенью заблаговременно. За несколько дней до праздника они срезают молодые веточки вербы, заносят их в дом и ставят в воду, чтобы они распустились. Выбирать стоит неиспорченные деревья, где нет дупл, сломанных или засохших побегов. Не рекомендуется использовать вербу, которая растет возле кладбища или водоемов. Согласно поверью, на ней может отдыхать нечистая сила.

Празднование Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. В церквях проходит всенощное бдение. На богослужении священники читают Евангелие, 50 псалом и окропляют вербовые прутики святой водой. Прихожане стоят с веточками и зажженными свечами до конца службы. В воскресенье проводится Литургия Иоанна Златоуста и снова проходит освящение вербы.

Освященные ветки люди приносят домой и кладут возле икон. Существует традиция хлестания ими детей и взрослых членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!». Люди верят, что такой ритуал помогает очиститься от сглаза и злых духов, привлечь здоровье, силу и достаток.

Народные целители заготавливают в этот день почки ивы. Они верят, что настои из них помогают мужчинам сохранять силу, а женщинам - зачать ребенка. Хозяйки пекут из вербных почек пироги. Считается, что они помогают уберечь домочадцев от болезней.

Молодые девушки в этот день делают привороты на будущих мужей. Они ломают несколько веток на вербе, перевязывают их красной нитью, загадывают на суженого и хранят за иконами. Выбрасывать связку нельзя, так как можно сломать жизнь молодого человека и собственную.

В некоторых регионах осталась древняя традиция устраивать в этот праздник вербные базары или ярмарки. На них проводятся гуляния с колоритными угощениями и развлечениями для взрослых и детей. Народные мастера продают ремесленнические изделия и херувимы - ветки вербы, украшенные фигурками ангелов.

Старинные традиции празднования

Женщины, у которых были маленькие дети, в Вербное воскресенье купали их в воде с вербными почками. Они верили, что такой ритуал способен избавить младенцев от недугов и дать растущему организму здоровье и силы.

Родственники немощных и больных людей били их вербными прутиками по телу и при этом приговаривали: «Святой Дух, через вербу входи - болезнь уводи. Верба придет - болезнь унесет». Считалось, что такой обряд помогает вернуть здоровье.

Хозяйки выпекали печенье с добавлением вербных почек, чтобы стать здоровее и отвести от своей семьи болезни. Выпечку скармливали и скоту, чтобы увеличить поголовье и защитить его от болезней.

После окончания службы в церкви верующие съедали 9 вербных почек, чтобы защититься от зубных болей и недугов.

В этот день люди забивали на углу дома освященный вербный кол. Они верили, что он поможет изгнать страхи и сделает всех членов семьи решительнее.

В XVI-XVII веках в Москве в Вербное воскресенье проходил ежегодный Крестный ход. В нем участвовали Патриарх Русской православной церкви и царь. Они проезжали по городу на осле. Важным атрибутом праздника было древо, украшенное плодами. Плоды символизировали Божью благодать. Их раздавали всем желающими на Красной площади после всеобщей молитвы.

Свойства освященной вербы

Освященная верба становится святыней. Она обладает чудодейственной силой в течение года. В церкви рекомендуют хранить ее в доме возле икон до следующего Вербного воскресенья. Это помогает привлечь здоровье, достаток, удачу. Также можно делать с нее целебные настои, проводить ритуалы по защите от болезней, пожаров, по привлечению здоровья, сил, благополучия.

Ритуалы с освященной вербой

  • Для очищения от сглаза и злых духов бьют легко по спине членов семьи освященными вербными прутьями и при этом приговаривают: «Не я бью, верба бьет!». Для привлечения силы, здоровья и достатка произносят при хлестании: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля». Хлестание вербой домашних животных уберегает их от болезней.
  • Чтобы защитить дом от пожара и молнии, сжигают несколько веток и сохраняют пепел.
  • Чтобы привлечь здоровье и силу, выпекают в Вербное воскресенье хлеб с распустившимися почками освященной вербы и кушают его.
  • Женщинам, которые не могут долго забеременеть, нужно проглотить несколько вербных почек.
  • При бессоннице ставят у изголовья кровати веточку вербы и перед сном произносят: «Святые ангелы, сон мой берегите, святая верба, нежить отгоняй».
  • Для благополучного решения важного дела съедают вербную почку и думают о деле.
  • Чтобы стать увереннее в себе, втыкают освященную веточку в крышу дома или в углу потолка.
  • Чтобы быть сильными и здоровыми, в Чистый четверг (за три дня перед Пасхой) до восхода солнца заваривают в кипятке вербную ветку и умываются или ополаскиваются этим отваром.

Выбрасывать освященные прутики в мусор нельзя. Это может привести к болезням и денежным проблемам. Использованную или пришедшую в негодность вербу можно:

  • пустить по течению реки;
  • сжечь отдельно от мусора;
  • закопать в чистом месте;
  • положить между кустов растущей молодой вербы;
  • использовать для изгнания злых духов и очищения дома - поджечь веточку и обойти с ней все углы помещения;
  • отдать в ближайший храм, где вербу сожгут с молитвой.

Что можно и нельзя делать в Вербное воскресенье

В этот день запрещено выполнять работу по дому: убирать, стирать, мыть посуду. Нежелательно готовить горячие блюда, поэтому хозяйки стараются подготовить праздничные угощения для семьи заранее. Не рекомендуется шить, вязать, вышивать, а также расчесывать голову. Не разрешается заниматься тяжелым физическим трудом: колоть дрова, работать на огороде.

В этот праздник нельзя ссориться, нецензурно выражаться, желать зла, думать о плохом. Лучше воздержаться от просмотра телевизора, компьютерных игр, шумных застолий.

Крещение
Православная церковь не запрещает крестить ребенка в Вербное воскресенье. Нужно только заранее договориться со священнослужителем о времени события и подготовить все необходимое для его проведения.

Свадьба
Вербное воскресенье приходится на период Великого Поста, во время которого не рекомендуется устраивать пышные торжества. Если молодожены хотят скрепить свой любовный союз в этот день, следует ограничиться росписью в ЗАГСе и скромным отмечанием в узком кругу без мясных блюд и алкоголя.

Венчание
Венчаться в этот день по уставу Православной церкви запрещается, поскольку праздник выпадает на Великий пост. Исключением может стать лишь согласие архиерея, который правит церковью.

Что можно и что нельзя кушать

Вербное воскресенье приходится на Великий сорокадневный пост перед Пасхой. В этот праздник Православная Церковь дает послабление поста. Запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу.

Традиционными угощениями праздничного стола являются овощные салаты, рагу с добавлением гороха, фасоли, кукурузы, бобов, чечевицы, каши из смеси круп. Популярный продукт в период поста - грибы. Хозяйки делают из них жаркое, запеканки, пироги, зразы, супы, голубцы. Грибы и бобовые заменяют мясные продукты. На десерт хозяйки подают фрукты, постный зефир, варенье, мармелад, халву, горький шоколад, печенье. Традиционными напитками являются кисели, компоты, узвары. На Вербное воскресенье разрешается употреблять в малом количестве красный кагор.

Что подарить на Вербное воскресенье

На этот праздник принято вручать символические подарки и сувениры:

  • Освященная в церкви вербная веточка.
    При вручении такого подарка пожелайте человеку разных благ: здоровья, благополучия, удачи.
  • Букет из вербы или букет цветов с вербой.
  • Оберег из веточек вербы.
    Оберег можно сделать самостоятельно. Для этого возьмите несколько веточек вербы (желательно освященных в церкви), сплетите из них косичку и соедините в веночек. Можно украсить его искусственными цветами или цветными ленточками. Такой оберег будет защищать дом от бед и ненастий.
  • Открытка с Вербным воскресеньем.
  • Подарок церковной тематики.
    Хорошим вариантом станет икона «Вход Господень в Иерусалим».
  • Чашка, футболка, магнит на холодильник, мыло ручной работы с названием праздника, изображением вербы или иконы.

Приметы и поверья

  • Если на Вербное воскресенье выпадает хорошая погода, то будет хороший урожай фруктов.
  • Чтобы в доме был достаток и благополучие, в этот день необходимо посадить или пересадить комнатный цветок. Если он будет хорошо расти, то следует ожидать прибыли, а если завянет - готовиться к убыткам.
  • Если девушка хочет в ближайшем году выйти замуж, то ей необходимо до рассвета наломать веток на молодой вербе, положить их у изголовья кровати и весь день думать о любимом человеке.
  • Перед тем, как совершить важное дело, нужно съесть три вербовых почки, припасенные в Вербное воскресенье. Они способны привлечь удачу.
  • Чтобы избавиться от головной боли, следует тщательно расчесаться, собрать волосы с расчески, опустить их в воду и вылить у корней вербы.

Католическое Вербное воскресенье

У католических христиан Вербное воскресенье имеет название Пальмовое воскресенье, или Неделя Вайи. Праздник отмечается за неделю до католической Пасхи. В 2019 году он выпадает на 14 апреля.

В этот день торжественная служба начинается с пешего шествия вокруг церкви, которое символизирует встречу иудейского народа с Иисусом Христом. В нем участвуют священнослужитель и прихожане, которые держат в руках зажженные свечи, пальмовые ветки и поют гимн Христу-Царю и Библейские песни. В конце богослужения проходит освящение пальмовых веток.

Символы и традиции праздника в разных странах

Главный символ праздника Вербного воскресенья в России и других православных странах СНГ - верба, или ива остролистая. В зависимости от географического месторасположения и исторических традиций народа у торжества могут быть другие атрибуты:

  • Финиковая пальма - у христиан, которые проживают в странах Средиземноморья.
    Пальмовые ветви были первым символом праздника. Они символизировали ветви, которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа.
  • Оливковое дерево - в Швейцарии и Италии.
    В Швейцарии этот день получил название Оливкового воскресенья.
    В Италии олива считается символом мира. Освященную веточку принято дарить человеку, с которым хочется помириться.
  • Кокосовая пальма - на Филиппинских островах. Из ее листьев делают букеты, с которыми люди торжественно прославляют Иисуса Христа.
  • Грецкий орех - символ праздника в Австрии. В канун этого дня жители страны заготавливают толстые ореховые побеги, которые украшают сладостями, цветами и лентами.
  • Сухоцветы - в Польше и Литве. В этих странах в Вербное воскресенье появляются букеты из высушенных побегов злаковых, колосьев пшеницы, можжевельника и синих бумажных цветов.
  • Тис - в Англии.
  • Апельсин - во Франции. Задолго до Вербного воскресенья французы проращивают апельсиновую косточку в цветочном горшке. Накануне праздника они украшают лентами молодые проросшие побеги и берут их с собой на богослужение.

Поздравления

  • До праздника осталось:

    дней час мин сек
    215 20 : 28 : 04

Символ Вербного Воскресенья – верба, праздник ещё называют Вход Господень в Иерусалим. Какого числа в 2019 году Вербное Воскресенье у православных? Вербное Воскресенье 2019, число православного праздника приходится на 21 апреля 2019 года, дата по церковным канонам выпадает на воскресный день за неделю до Пасхи.

В православном календаре Вербное Воскресенье выделяется, как одно из главных церковных событий, проходящих из года в год. В 2019 году переходящий церковный праздник наступает во время Великого Поста. Несмотря на строгий пост, в этот день во всех церквях священники проводят праздничные богослужения. Торжество отмечается в последнее воскресенье Великого Поста. Со следующего дня начинаются самые строгие дни недели – Страстная седмица.

Светлый православный праздник Вход Господень в Иерусалим считается двунадесятым, в этот день христиане молятся, с грустью отмечают Пальмовое Воскресенье в кругу семьи, готовят свои мысли и душу к наступлению Светлой Пасхи. По православной традиции верующие начинают отмечать торжественное событие накануне – в субботу, освещая вербовые ветви в церкви.

Разгадамус считает познавательным. Хотя Вербное Воскресенье приходится на день Великого Поста, в меню верующих христиан разрешается включать рыбу. Послабление в приёме пищи допускается перед самой знаменательной неделей пасхального Поста – Страстной неделей.

Вечером в субботний день перед Вербным Воскресеньем, во время праздничной, службы священник окропляет вербовые ветви святой водой, принесённые прихожанами, после чего христиане стоят до конца богослужения в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим.

Какого числа Вербное воскресенье в 2019 году: 21 апреля

Гороскоп на каждый день

1 ч. назад

Число 21 апреля 2019 года – это тот день, когда будет Вербное Воскресенье или Вход Господень в Иерусалим. Церковный праздник Вербное Воскресенье не имеет точной даты в православном , число христианского торжества ежегодно определяется относительно числа .

За неделю до Светлого Христова Воскресения христиане украшают свои дома освященными в церкви веточками вербы с почками. Вербовые ветви по православным традициям должны находиться в доме и стоять целый год у каждого верующего христианина, как напоминание о Великой трагедии, описанной в Библии, связанной со смертью Христа.

История Вербного воскресенья

История рассказывает, что ещё в семнадцатом веке праздник называли Пальмовым Воскресеньем. Пальма в отличие от вербы встречается исключительно в южном климате, поэтому заменой пальмовым ветвям стала верба, почки на ветвях которой распускаются ранней весной самыми первыми.

Из истории появления праздника, согласно Священному Писанию, день ознаменовался тем, что Иисус Христос въехал в Иерусалим на белом осле. Появление Мессии чествовали ликующие люди, собравшиеся у входа в Иерусалим, Иисуса приветствовали ветвями пальмы, устилали дорогу листьями пальмового дерева. День, когда Иисус Христос предстал перед народом, стал важным праздником для христиан. Пришествию Мессии – Сыну Божьему – рады были не все присутствующие. Не прошло и семь дней, как Иисуса обвинили в покушении на царский трон, и Христа распяли люди, неделю назад чествовавшие Сына Божьего.

История возникновения знаменательной даты связана со страшными событиями, Вербное Воскресенье входит в число трагических церковных праздников православного календаря, дата служит напоминанием для всех живых о мученической смерти Иисуса на кресте. Смерть Иисуса Христа стала искуплением грехов народа, спасением от власти дьявола, смерти и греха.

Традиции Вербного воскресенья

Основной священной традицией Вербного Воскресенья является освящение вербы. Освящение вербовых ветвей святой водой, окропление вербы во время богослужения в церкви – обычай, традиционное наследие, дошедшее до нас от предков, считавших обязательный ритуал магическим, священным. Ветви вербы после окропления в храме христиане приносили домой, хранили возле иконы на протяжении года. На следующий год перед праздником ветки сжигали, приносили новые и ставили без воды в вазу.

Традиция ставить дома вербу сохранилась до настоящего времени. По церковным канонам считается, что освящённая верба служит защитой для дома от пожара, несчастий. Хозяев жилища магическое растение защищает от бедности, болезней, дурного глаза.

Предназначенные для освящения ветки срезают с пушистыми почками со здоровых деревьев, верба, как правило, растёт на берегу реки, водоёма. Вербу иногда христиане заменяют ветвями ивы. Веточки с почками после окропления в храме по традиции становятся украшением дома на целый год, это растение – символ почитания жертвы Иисуса Христа.

Кроме украшения жилища, веточки принято вкладывать в руки усопших, чтобы помочь душе встретиться со Спасителем. Вербу приносят на кладбище и кладут на могилы близких. Храмы накануне праздничной службы украшают зелёными ветками ивы или вербы.

Утренняя служба в церкви посвящена воспоминаниям о страданиях и смерти Иисуса, принявшего добровольно мученическую смерть ради спасения всех грешников.

Во время вечерней службы напоминают прихожанам о наступлении Страстной седмицы, последней неделе, когда Иисус был распят на кресте.

Вербное Воскресенье 2019 года – важный православный церковный праздник со своими традициями, обычаями, которые следует почитать верующим, всегда помнить о жертве, принесённой Спасителем во имя всех живых.

Православные христиане отмечают в воскресенье Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье. Он открывает последний этап подготовки к встрече Воскресения Христова или Пасхи, которая в этом году приходится на 28 апреля.

«Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит божественную литургию в Храме Христа Спасителя в праздник Входа Господня в Иерусалим», — сообщили в пресс-службе предстоятеля. В субботу на вечернем богослужении он освятил вербы.

История праздника

Праздник посвящен воспоминаниям о торжественном входе Христа в Иерусалим. Сведения об этом событии содержатся во всех четырех Евангелиях — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Согласно Евангелию, в последний год своей земной жизни Иисус отправился в Иерусалим вместе с учениками и по пути он получил известие о болезни Лазаря из Вифании, которого называл свои другом. Ко времени прихода Христа в Вифанию Лазарь уже умер, его тело четыре дня покоилось в погребальной пещере. Придя к ней, Иисус начал молиться, а затем воскликнул: «Лазарь, иди вон!». После этих слов усопший воскрес и вышел из гробницы.

На следующий день Христос подъехал к Иерусалиму, где перед праздником иудейской Пасхи собралось множество паломников. Горожане ожидали увидеть торжественное появление Спасителя, но к их удивлению он въехал в городские ворота верхом не на коне, как триумфатор, а на скоромном осле. Народ приветствовал Иисуса, дорогу перед ним застилали одеждой и пальмовыми ветвями, которыми на Востоке чествовали победителей и брали с собой в паломничество по святым местам. С тех пор пальмовые ветви используются как атрибут праздничных богослужений у восточных христиан и католиков. В России и некоторых других странах их заменили букеты из веточек вербы.

Затем Христос направился в Иерусалимский храм, где велась подготовка к пасхальным жертвоприношениям: сгоняли жертвенный скот, открывали торговые и разменные лавки. Он выгнал оттуда всех торговцев, что вызвало гнев первосвященников, однако никто не посмел ослушаться. Когда же Христос исцелил всех немощных и больных, пришедших к храму, народ еще больше поверил в него как в спасителя Израиля. Вечером он вернулся в Вифанию, в дом Лазаря, вместе со своими учениками и последователями.

Особенности и традиции

Вход Господень в Иерусалим отличается от других двунадесятых праздников тем, что формально не имеет в церковном календаре дней предпразднства (накануне праздника) и попразднства (после него), поскольку приходится на период между Четыредесятницей и Страстной неделей. На праздник в православных храмах освящают ветки вербы. Этот чин проводится накануне, во время всенощного бдения в Лазареву субботу. Затем освященную вербу раздают прихожанам, которые держат ее всю службу вместе с горящими свечами.

«Во время Входа Господня в Иерусалим люди встречали Спасителя с пальмовыми ветвями и постилали по дороге свои одежды. Так как у нас не растет пальмовое дерево, как на Востоке, мы используем вербу. Верба первой просыпается у нас от зимнего сна, словно проповедует о воскресении мертвых, о том, что впереди весна жизни, а все, скованное морозом, скоро оживет и покроется листьями или цветами. Нужно помнить, что верба освящена и выбрасывать куда попало ее нельзя. Следует сжечь сухую веточку, а пепел закопать в месте, которое не попирается ногами, либо пустить в реку. Если же мы хотим сохранить вербу, то, принеся ее из храма, ставим в вазу с водой и потом высаживаем», — рассказал ТАСС настоятель Богоявленского собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин.

С праздником Входа Господня в Иерусалим в разных странах связаны интересные традиции. В Иерусалиме в этот день совершается величественный крестный ход во главе с патриархом Иерусалимской православной церкви. С иконой праздника процессия с пальмовыми ветвями проходит дорогой Спасителя: с Елеонской горы спускается в Гефсиманию и вступает в Старый город. Также на Востоке есть традиция крестного хода с младенцами в этот день, поскольку именно дети устилали ветвями дорогу Христу.

В восточнославянской традиции освященной вербе придавали особую силу, верили, что она может спасти от грозы, помогает больным исцелиться, а также может уберечь домашний скот от болезней, сглаза и нападений хищных животных. С праздником также было связано много пословиц и примет, в частности считалось, что мороз в этот день предвещает хороший урожай яровых культур.

В ербное воскресенье - воскресение на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник - Вход Господень в Иерусалим.

Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (называемыми «ваии») и хвалебной песней: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.

В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев («ваия», «пальмы»). Поэтому церковное название шестой седмицы Великого Поста - «седмица ваий», а воскресенья - «цветоносное». У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Пестрая) неделя», «Вербница», «Вербич».

Иисус Христос с учениками по пути в Иерусалим

Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.

В городах допетровской России Вход Господень в Иерусалим отмечался с особой торжественностью. В 16-17 вв. в Москве, Новгороде, Ростове, Казани, Астрахани и Тобольске кульминацией празднества был крестный ход, во время которого царь или глава городской администрации вел за узду коня, замаскированного под осла, на котором восседал патриарх или местный архиерей. Шествия проводились ежегодно вплоть до 1697 года и были отменены указом Петра I вместе с патриаршеством.

Освящение вербы в Вербное воскресенье

Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение. После торжественного шествия патриарх принимал в своих палатах, в трапезной, калек, убогих и нищих, которых собственноручно с большим почтением к ним потчевал, затем омывал им ноги, а в завершение - одаривал милостыней.

В 19 в. празднование значительно упростилось. В субботу, а особенно в воскресенье, в церкви проводились праздничные службы и разрешалось послабление поста. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пироги - рыбники. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра.

Рыбник на столе

Канун Вербного воскресенья в некоторых местах (например, в Городищенском у. Пензенской губ.), шумно и весело праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины.

В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез»; «Вставай рано, бей барана»; «Бьем, чтобы быть здоровым». Последней били молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота. Вернувшись в избу, где заранее было приготовлено угощение, молодежь веселилась, ела блины и кашу, а остатками угощали мальчиков, приходивших на утро поздравлять с праздником.

В храме в Вербный день

В народе верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками вербы детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими выгоняли скот, на божнице.

Кое-где к вербному воскресенью или к его кануну, Лазаревой субботе, приурочивали встречу весны. Женщины и девушки водили хороводы с пением весенних песен, иногда в этот день качались на качелях.

Как часто, не задумываясь, мы говорим “Слава Богу!”. На самом деле восклицанием “Осанна Сыну Давидову!” когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись.

В церковном календаре Вербное воскресенье называют “Вход Господень в Иерусалим”, а неделю называют “Неделей пальмовых ветвей”, что не очень распространено в России, где не растут пальмы.

Вербное воскресенье – двунадесятый праздник.

История праздника Вербное воскресенье

Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета – брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: “Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его”. Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: “Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой”, на что Иисус ответил ей: “Воскреснет брат твой”. И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет”. Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени – большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: “Лазарь! Иди вон”, и… Лазарь вышел. Иисус сказал: “Развяжите его, пусть идет”.

Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! “Осанна Сыну Давидову!” Веры многим кричавшим это хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых.

Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия, и через какое-то время начнутся события Страстной недели…

Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращает торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным.

Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала. Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы “чаша сия” миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а значит, понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Возгласы “Осанна!” сменились криками “Распни!”. Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалиме, зная, что он будет разрушен.

Почему праздник называют Вербным воскресеньем

Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово “паломник”, кстати, означает “носитель пальмы”. Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что “в Иерусалим войдет кроткий Царь”. Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.

Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его. Поэтому Он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт напишет свое знаменитое стихотворение:

Их-то Господь - вон какой!

Их-то Господь - вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то - гляди, сынок -

Навстречу смерти Своей.

А у тех-то Господь - он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то - увы, сынок, -
А наш-то на ослике - цок да цок -
Навстречу смерти Своей.

А у этих Господь - ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
- Эван эвоэ! - пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.

Но наш-то, наш-то - не плачь, сынок, -
Но наш-то на ослике - цок да цок -
Навстречу смерти Своей.
На встречу со страшною смертью Своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!

Тем не менее Иисуса встречали словами “Осанна Сыну Давидову!”. Так кричали дети, что исполнило пророчество о том, что хвала Господу совершится “из уст младенцев”. Фарисеи испугались этих слов и просили: “Скажи им – пусть замолчат”, а Иисус отвечал: “Если они умолкнут, камни возопиют”. И Его продолжали громко славить за увиденные прежде чудеса. Ученики думали, что Иисус идет на трон, а Он шел на Крест. Они ждали грядущего благоденствия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью. Православные, чествуя Иисуса, тоже находятся в предчувствии грядущей Страстной недели.

Несмотря на то, что Иисуса встречали как Царя, Он плакал, входя в Иерусалим, оплакивая его грядущую судьбу. Он жалел Иерусалим, хотя тогда для этого не было еще никаких предпосылок. Иерусалим процветал. Уничтожение Иерусалима в 70 году оправдало предвидение катастрофы во время расцвета и великолепия, когда еще никто не мог подумать об этом. Войдя скромно на ослике, Христос все же принимал почести, как Победитель. Одновременно принимал со смирением грядущие страдания и намекал на то, что не стоит страшиться их, Своим ученикам. Зная, что Его ждет, Он был спокоен и оплакивал лишь судьбу разрушенного города. Он знал, что Его ждет смерть, более того, мучительная кончина, но знал и то, что смерть упразднится, не будет иметь никакого значения в Царствии Небесном, которое не имело никакого отношения к земному царствованию. А ведь именно его ожидали и собравшиеся, и ученики. После воскрешения Лазаря они считали, что произойдут еще более великие чудеса, свержение врагов, а Иисус предстанет грозным и сокрушающим. Но мы узнали Христа другим и Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием благоденствия в нашем мире.

В России пальмы не растут, поэтому Иисуса “встречают” первой веточкой весны, теплого времени, веточкой вербы.

Традиции Вербного воскресенья

В православном богослужении существовал специальный чин, который являлся воспроизведением Евангельских событий. Вплоть до VII века Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы царь. Это действо называлось “Шествие на осляти” и напоминало людям о событиях Входа Господа в Иерусалим.

Сейчас эту традицию упразднили и верующие просто освящают веточки вербы в память о пальмовых ветвях и встрече Спасителя в Иерусалиме. В знак готовности чествовать Иисуса как Царя Небесного, великого ликования. В этот день обычно стоит ясная и теплая погода. Верба – знак встречи Триумфатора и Победителя смерти, именно так следует встречать Спасителя. Верба – это еще и символ прощения и доброты. Мы держим в руках свежие весенние веточки в знак того, что готовы простить наших обидчиков, как и нас прощает Господь, которого люди распяли после того, как встретили Мессией и Царем.

При этом народные приметы о том, что на счастье надо съесть почку вербы, сварить из нее отвар для богатства или здоровья и т.д., – не более чем суеверия, к которым Церковь призывает не прислушиваться.

Вербное воскресенье – трагический праздник перехода Великого поста к Страстной седмице, но он же напоминает нам о грядущей Пасхе.

Праздничное богослужение

Шестая неделя Великого поста предшествует Страстной неделе и заканчивается великим праздником – Входом Господним в Иерусалим. Празднование начинается с вечерней службы и всенощных бдений в Лазареву субботу. Текст богослужения напоминает о последних днях Иисуса. Он знал, что многие отрекутся от Него. Чтобы даровать своим ученикам надежду на жизнь вечную, Он являет им Свою Божественную силу в воскрешении Лазаря, предвосхищая грядущее воскрешение мертвых при втором Пришествии Спасителя. Структура богослужения Лазаревой субботы полу-воскресная, полу-праздничная. Она напоминает о том, что наш Спаситель пришел открыть Своему творению правду о Спасении. Он не возлагал на нас “бремена тяжелые и неудобоносимые”, а явил пример жизни без греха человечеству, пораженному грехом.

Вербное воскресенье – переходящий праздник, дата праздничного богослужения зависит от дня празднования Пасхи. На праздничном богослужении поются тропари “Общее воскресение” и “Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне”. За полиелеем следует величание “Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне”.

В ходе богослужения священник окропляет вербные веточки. Эти ветки и зажженные свечи люди держат в руках во время исполнения Канона. Православные храмы переполнены молящимися, которые чествуют Царя Славы, который добровольно пошел на страдания. Люди приветствуют Его как победителя смерти и вспоминают грядущие дни Страстной седмицы, страдания Христовы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!