Православный календарь духов день. Как отмечают Духов день и что нельзя делать в этот праздник? Как празднуют Троицу

Христиане всех конфессий готовятся отметить один из важнейших и праздников - День святой Троицы , который также называется Пятидесятница . Сразу за Троицей наступает еще один христианский праздник - Духов день (День святого духа ).

Когда празднуют Троицу в 2017 году

День святой Троицы отмечается в воскресенье, на 50-й день после Пасхи , поэтому праздник называется Пятидесятницей . В этом году все конфессии отметили Пасху одновременно, поэтому и Троицу христиане тоже будут встречать все вместе - 4 июня . В православии Троица относится к двунадесятым (то есть двенадцати важнейшим) праздникам.

Смысл праздника Троица

Троица - это христианская «версия» Ветхозаветной Пятидесятницы, иудейского праздника Шавуот, который отмечается в честь дарования евреям Торы на горе Синай после исхода из Египта.

Согласно евангельским источникам, на 50-й день после Воскресения Иисуса , когда иудеи отмечали Шавуот, апостолы вместе с Богоматерью собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где в свое время прошла Тайная вечеря. Именно там на апостолов и деву Марию и снизошел святой дух, после чего все они стали говорить на разных языках, которых раньше не знали. После этого апостолы отправились в разные страны, чтобы нести туда слово Христово, а христианство перестало быть только иудейским учением, постепенно превратившись во всемирную религию.

Троица-2017: традиции, обряды и приметы

Троица - праздник очень древний, он связан со славянскими традициями и обрядами проводов весны и встречи лета. Поэтому на Троицу на Руси было принято устраивать гуляния и совершать обряды, связанные с древнеславянской мифологией. Среди таких обрядов - все, что связано с русалками и другой нечистью, а также традиции завивания березы и другие народные обрядовые игры, о которых можно подробно прочитать в .

Троицкая суббота

Канун Троицы называется Троицкая родительская суббота , в 2017 году она приходится на 3 июня. В этот день принято молиться за усопших родственников, посещать кладбища и устраивать поминальную трапезу, а также одаривать нищих. Подробнее об этом читайте в Федерального агентства новостей .

Как празднуют Троицу

На Троицу принято украшать жилища и храмы зеленью и цветами, а также березовыми ветками или деревцами, поскольку на Руси береза - главный символ этого праздника.

В канун Троицы нужно убрать дом и сходить на кладбище, чтобы помянуть усопших. Утром на Троицу было принято ходить в храм, чтобы освятить березовые ветки и букеты зелени. Троицкую зелень хранили в течение всего года, она считалась оберегом, защищающим жилище от злых сил и от грозы.

Также в канун Троицы и в сам праздник было принято устраивать совместные трапезы, на которых традиционными блюдами были блины и яичница как символы солнца и жизни. После трапезы молодежь устраивала гуляния, также в эти дни у девушек было принято гадать на будущего жениха.

Гадания на Троицу

Хотя церковь не одобряет гадания, эта традиция сохранилась до наших дней. На Троицу гадали, начиная с четверга и до воскресенья.

Самое распространенное гадание было связано с плетением и пусканием по воде венков, но годились и другие распространенные гадания - с кольцами, цепочками, святочные, и т.д.

Загадывая на суженого, девушки плели венки из зелени, цветов или березовых веток и шли к реке. Там они наклоняли голову и сбрасывали венок в воду. По движению венка и загадывали на будущее и на суженого.

Если венок плывет хорошо и спокойно, у его хозяйки все в этом году будет хорошо.

Если венок плывет под водой или утонул, девушке следовало опасаться болезней, смертей близких или других неприятностей.

Если венок расплелся, это сулило расставание с любимым.

Венок быстро уплыл - значит, жених будет из дальней сторонки.

Ну а если венок застрял у берега, до следующей Троицы сватов можно было не ждать.

Запреты и приметы на Троицу

На Троицу считалось дурной приметой играть свадьбы, но для сватовства, «сговоров» это было самое подходящее время. Считалось, что семью, сговоренную на Троицу, ждет долгая и счастливая совместная жизнь.

На Троицу не принято было работать в поле, во дворе и огороде, также женщинам возбранялось шить и стряпать. Также на Троицу не купались, поскольку это считалось русалочьим временем, а с нечистью старались быть поосторожнее.

Считалось, что если на Троицу идет дождь - значит, лето будет теплым, а год - урожайным, в том числе на грибы и ягоды.

Духов день

Следующий день после Троицы называется Духов день , и посвящен он святому духу. В этот день на Руси старались не работать, и сохранялись все запреты, действующие на Троицу. Считалось, что в Духов день земля-матушка справляет именины, поэтому трогать ее было нельзя, но зато можно искать клады. Люди верили, что земля одарит нежданным богатством тех, кто ей понравится.

Опубликовано 05.06.17 11:30

Духов день: что нельзя делать в этот день, приметы и обычаи, и многое другое читайте в материале TopNews.

Духов день в 2017 году: какого числа у православных?

5 июня 2017 года православные верующие отмечают второй день Троицы - Духов день. Он всегда приходится на понедельник, на 51-й день после Пасхи, хотя и не имеет постоянной даты.

По-другому этот праздник называют Именинами Земли, Провожанием русалок, Иван-да-Марья, Русальницей.

По народному поверью, вечером на Троицу с небес сходит Святой Дух, который освящает и благословляет землю и все, что на ней растет. В церквях в этот день проходят службы инткббэч в честь Пресвятого и Животворящего Духа, который наполняет душу добротой, любовью, радостью, верой и терпением.

На День Святого Духа верующие посещают храм, чтобы помолиться за умерших родственников и знакомых. После храма посещают кладбище, чтобы украсить ветками березы могилы. Там также устраивали трапезу. А вечером вся семья собиралась за столом.

Духов день 2017: что можно и чего нельзя делать?

Люди верили, что в Духов день нельзя тревожить землю и выполнять работы в саду и огороде. Лучше отложить копание земли, посадку растений, прополку и выполнение любых других работ, нарушающих целостность земного покрова. В народе говорили, что работая в этот день можно навредить будущему урожаю. Также сегодня нельзя шить, красить, стирать, делать уборку. Не стоит в этот день заготавливать березовые веники.

Зато этот день подходит для сбора целебных трав, которые, по поверью, в этот день наполнены особой силой и способны также вылечить, как травы, собранные на Троицу. Травы освящали в церкви и хранили целый год.

Православные христиане 5 июня празднуют второй день Троицы - Духов день. Что это за праздник, что нельзя делать в этот день, читайте в свежем материале, из которого вы также узнаете о его истории.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он - источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит».

Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин. 15:26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Когда и как празднуют Духов день?

День Святого Духа в 2017 году выпадает на 5 июня. Ежегодно этот праздник отмечают на следующий день после Троицы, и всегда он приходится на понедельник, на 51-й день после Пасхи.

Праздник православные также именуют Духов день. Сохранились и другие его названия: Именины Земли, Земля-именинница, Провожание русалок, Иван-да-Марья, Русальница.

Согласно поверью, вечером на Троицу с небес сходит Святой Дух, который освящает и благословляет землю и все, что на ней растет. В храмах в этот день проходят службы в честь Пресвятого и Животворящего Духа, который наполняет душу добротой, любовью, радостью, верой и терпением.

В День Святого Духа верующие посещают церковь, чтобы помолиться за умерших родственников и знакомых. После храма посещают кладбище, чтобы украсить ветками березы могилы. Там также устраивали трапезу. А вечером вся семья собиралась за столом.

Что нельзя делать в День Святого духа?

Считается, что в Духов день нельзя тревожить землю и выполнять работы в саду и огороде. Не рекомендуется копать землю, сажать растения, полоть грядки, выполнять любые работы, нарушающие целостность земного покрова. С давних времен сохранилось поверье, что это может навредить будущему урожаю. Также в этот день нельзя шить, красить, стирать, делать уборку. Не стоит в этот день заготавливать березовые веники.

Завершается двухдневный христианский праздник, связанный со святой Троицей. Второй день Троицы на Руси называется Духов день . С этим днем связано много народных поверий.

Когда отмечается Духов день в 2017 году

В 2017 году христиане всех конфессий отмечают Духов день одновременно - 5 июня . Это связано с тем, что в этом году все христиане отмечали Пасху одновременно, 16 апреля, а Троица и Духов день «привязаны» к этому главному христианскому празднику.

Что такое Духов день

Троица, которую отметили 4 июня (читайте подробнее об этом празднике Федерального агентства новостей ) и Духов день в христианстве считается единым праздником Пятидесятницы - сошествия святого духа на апостолов на 50-й день после Воскресения Христова.

Согласно евангельским источникам, после своего Воскресения Иисус 40 дней являлся апостолам. В день (в 2017 году этот праздник пришелся на 25 мая) Иисус поднялся над землей, дав апостолам надежду на помощь святого духа, который в православии считается исходящим от Бога-отца.

На десятый день после Вознесения, когда апостолы и дева Мария были в Сионской горнице (там, где в Страстную неделю проходила Тайная вечеря), они услышали сильный шум. В воздухе появились яркие всполохи огня, который светил, но не обжигал. Божественный огонь опустился на головы апостолов и потух, после чего все, находящиеся в горнице, ощутили действие мощной силы. Так на апостолов сошел святой дух, и они заговорили на разных языках, которых раньше не знали, чтобы нести по всему миру свет Евангелия.

Как празднуют Духов день

День Святого Духа, который в народной традиции называется Духов день, отмечают на следующий день после Троицы, этот праздник всегда он приходится на понедельник, 51-й день после Пасхи.

Поскольку в славянской мифологии это день вступления лета в свои права, праздник имеет и другие народные названия: именины Земли, Проводы русалок, Русальница, Иван-да-Марья.

В народной традиции считается, что вечером на Троицу с небес сходит святой дух, который благословляет землю и все, что на ней растет. В православных храмах в этот день проходят службы в честь пресвятого и животворящего духа. В этот день принято посещать храмы, чтобы помолиться за души умерших. В Духов день, так же, как и в , принято посещать кладбища, поминать усопших на могиле, а потом устраивать дома поминальные трапезы.

Что можно и нельзя делать в Духов день

Согласно славянской традиции, в Духов день нельзя тревожить землю, поэтому под запретом были все работы в поле, саду, огороде и т.д. На Руси в этот день не сеяли, не сажали цветы и овощи, не выкапывали растения, не занимались прополкой и вообще старались лишний раз не беспокоить землю-матушку. Считалось, что в противном случае земля-именинница может обидеться и наказать неурожаем.

Также в этот день были под запретом некоторые женские работы: не рекомендовалось шить, красить ткани, стирать, делать уборку. Кроме того под запретом было все, связанное с мытьем и купаньем, особенно в открытых водоемах. Древние славяне считали, что это последний день, когда русалки устраивают различные шалости и могут из озорства утащить купальщика под воду.

В Духов день не принято было заготавливать березовые веники, но можно было собирать лечебные травы, главное при этом нужно было не нарушить покрова земли. Целебные травы, собранные на Троицу и в Духов день, считались особенно сильными, их освящали в храмах, высушивали и хранили целый год.

По народной традиции в Духов день можно было попробовать поискать клад, считалось, что земля-именинница может порадовать тех, кто ее уважает и бережет.

Установила праздник столь же светлый и радостный, как и в честь Рождества Христова и Богоявления. Как бы опасаясь не воздать достодолжного чествования Святому Духу, Церковь, кроме вчерашнего праздника в честь сошествия Святого Духа на апостолов, установила для особого чествования Святого Духа еще особый день ныне.

Этим она хочет внушить верующим, сколь радостно и велико по своему значению для Церкви сошествие Святого Духа.
   И подлинно, вспомним, какою радостью исполнились сердца апостолов, когда они услышали от Христа обетование послать им Утешителя иного, сколь велики были плоды сошествия на них Святого Духа. Дух Святой, по слову Христову, напомнил им все, что говорил Христос, так что они, вдохновляемые Духом, без затруднения, одушевленно, словами, исполненными мудрости и красноречия, проповедовали о Христе всем народам и их царям и правителям (Ин. 14 :26 ; Лк. 21 :11-15). При содействии Духа Святого некнижные рыбари извлекли «глубины Духа» 204 , «сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2 :3) из священных писаний пророческих, ключ «к уразумению» которых открыл им еще Христос после воскресения (Лк. 24 :45). Дух Святой возвестил апостолам и грядущие судьбы Церкви (Ин. 16 :13), так что они проповедовали без всякого опасения за судьбы своего дела, будучи твердо уверены, что дело их не может погибнуть, несмотря на видимое их бессилие пред лицом враждебного им мира (Деян. 5 :38-39). Дух Святой сопровождал великими знамениями и чудесами их проповедь , так что они покорили вере во Христа народы во всех концах вселенной (Рим. 15 :18-21, 10:18). Духом Святым они «ежедневно умирали» (1 Кор. 15 :31 ; 2 Кор. 4 :11) для страстей плотских (Гал. 5 :16-26), так что постоянно в духовной жизни своей преображались «в тот же (Христов) образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3 :17-18). Наконец, хотя сокровища духовные они носили в немощных, «скудельных сосудах» (2 Кор. 4 :7), но благодатию Духа Христова возносимы были до третьего неба, восхищаемы были в самый рай (2 Кор. 12 :1-9).
   Что же? Неужели только в дни апостолов совершались подобные действия Духа, неужели в наши дни утратило уже силу обетование Христово о Святом Духе? Мы, христиане нынешнего времени, также празднуем ныне исполнение этого великого обетования Христова о Святом Духе. Но как празднуем? Не более ли одними устами, чем сердцем?
   Правда, верующие в простоте сердца и ныне не только устами, а и сердцем празднуют в честь Духа Святого, но не празднуют ли большей частью лишь совершенно бессознательно, совсем не зная о действиях Духа? Те же, кому дано знание, большей частью склонны бывают верить лишь тому, что они могут видеть своими глазами, осязать своими руками; поэтому напоминание о Святом Духе проходит обыкновенно лишь в уме их, совсем не затрагивая сердца, не возбуждая в последнем живой радости. И доселе, таким образом, едва ли не к большинству христиан остаются приложимы слова, сказанные Господом о Святом Духе, что «мир не может принять (Его), потому что не видит Его и не знает Его» (Ин. 14 :17). А некоторые, чтобы оправдать свое неверие в обетование Господа, решаются даже возводить хулы на Духа Святого, говоря вместе с лжеучителем Л. Толстым, будто догмат о Духе Святом выдумала Церковь, чтобы отвлечь людей от труда над нравственным самоусовершенствованием. Это говорят люди, не хотящие знать, что Дух Святой созидает сердце чистое в людях (Пс. 50 :12), обновляет, следовательно, самые «исходища жизни» (Притч. 4 :23 ; Иез. 37 :26-27), не для того, чтобы прекратить труд человека над самим собою, а для того лишь, чтобы облегчить трудность подвигов духовной жизни, «немощное врачуя и оскудевающее восполняя» 205 .
   Современные люди постоянно говорят о духе века и о великом влиянии его на всех членов общества. Почему же столь недоверчиво относятся они к действиям Духа на сердца людей? Ведь сказанное Господом о Духе Святом: «Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет» (Ин. 3 :8) не имеет ли полного приложения и к духу века, влияние которого на нас бывает вполне ощутимо, хотя пути этого влияния нередко остаются совершенно вне нашего сознания? Большей частью мы сознаем, что дух века оказывает на нас влияние чрез общение с какими-нибудь более известными обществу людьми, чрез знакомство с их писаниями. Отчего же невероятным кажется, если трудно нам ощутить непосредственное действие Святого Духа на наш дух, что это действие может проявиться хотя бы чрез общение наше с исполненными Духа святыми и чрез чтение писаний Духа, оставленных нам святыми апостолами?
   Ибо ведь как чрез Духа Святого «во пророцех возвестил еси нам (Бог) путь спасения, и во апостолех возсия… благодать Духа», как «собирал Он собор церковный» 206 , так и поныне немало есть людей, исполненных Духа, особенно среди духовных подвижников, обогащающихся непрестанно «плод ами Духа» (Гал. 5 :22).
   Неужели, наконец, и у нас самих не бывает совершенно минут священного вдохновения, хотя бы здесь в храме, при слышании вдохновенных песнопений Церкви, невольно вселяющих в душу «радость и мир о Дусе Святе» (Рим. 14 :17)? Разве, быть может, сами мы отталкиваем от себя эти порывы духа нашего к общению с Источником святыни. Но тогда мы сами повинны в своей нечувствительности к действиям Духа; тогда к нам приложимы слова апостола: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8 :9).
   Напечатлеем же, братие, ныне в своем уме и сердце слова апостола, слышанные нами сегодня: «Паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных» (Еф. 5 :18-19), чтобы, начав с этой начальной ступени «хождения во свете», соделаться способными и к дальнейшим, изображаемым апостолам (Еф. 5 :8 и далее)! Не будем пренебрегать толцаниями благодати в наши сердца, чтобы не оттолкнуть от себя Высокого «Блюстителя душ наших» (Откр. 3 :20 ; 1 Пет. 2 :25 ;); не будем ожесточать сердец наших при слышании гласа Духа Святого, как бывает с некоторыми! Пусть вместе с песнопениями церковными слова благодати проникают в самое существо наше, чтобы, одушевляемые Духом Христовым, исполнялись мы решимостью и в жизни творить дела Христовы! Почерпая здесь воду из источников жизни для утоления духовной жажды, будем пить из них не для мгновенного, мимолетного услаждения души; но как утоляющая жажду вода источника, услаждая чувства, укрепляет и силы наши, так и пиемая нами вода жизни пусть живительно действует на силы нашего духа, пусть укрепляет нас на мужественную борьбу с умерщвляющими дух страстями плотскими, как воздействовала она на самарянку, оставившую страсти прежней жизни; пусть она возвращает в нас силы для подвига жизни пастырского ли, или иного, какой кому предстоит по воле Божией, и таким образом сделается для нас воистину «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4 :14). Аминь.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!