«Церкви Белорусския Похвало и града Могилева украшение. А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами

Август 10, 2017

В текущем 2017 году исполнилось 300 лет со дня рождения свт. Георгия (Конисского) архиепископа Могилевского (1717-1795). Сорок лет занимал этот выдающийся пастырь Могилевскую кафедру. Ему суждено было служить в тяжелых условиях обострения конфессиональной ситуации в период разделов Речи Посполитой, когда ему по собственному образному выражению приходилось ходить среди волков. Святитель не только смог в эти трудные времена сохранить свою православную паству, но и возвратить в церковную ограду захваченных насилиями и обманом униатов.

Родился будущий святитель на Черниговщине в г. Нежине в семье казачьего урядника и получил мирское имя Григорий. Среди его предков встречались примеры служения не только в воинском звании, но и в звании духовном (инок одного из киевских монастырей - Иов Конисский). После учебы в Киевской духовной академии Григорий принял монашеский постриг с именем Георгий. Как талантливый преподаватель он проявил себя в стенах родной академии, где преподавал философию и богословие. В духовной иерархии он прошел здесь ступени от иеродиакона до архимандрита, а по служебной лестнице от лектора до ректора академии.

В 1755 г. последовало посвящение Георгия (Конисского) на вакантную Могилевскую кафедру. Необходимо заметить, что эта епархия была создана по решению польского сейма в 1632 г. и ее существование было гарантировано польским правительством в статьях Вечного мира 1686 г. с Московским царством. Однако в условиях католического господства и государственной анархии Речи Посполитой число православных церквей постоянно уменьшалось. Из четырех, обозначенных Вечным миром православных епархий, осталась только Могилевская или, как ее еще именовали, Белорусская. Но и здесь к сер. XVIII в. уже больше половины храмов и монастырей были обращены в унию. Когда свт. Герогий вступил на кафедру, их оставалось у православных немногим более 150. Обычными средствами для распространения унии были разъезды католических миссионеров, принуждения крепостных крестьян («хлопов» по терминологии того времени) со стороны панов католического исповедания, препятствия строительству и ремонту православных храмов, католическое крещение и воспитание детей в смешанных браках, наконец, открытые нападки и захват храмов вооруженной рукой.

В таких-то нелегких условиях пришлось начинать свое служение свт. Георгию Могилевскому. Как и некоторые его предшественники, он рассчитывал сначала на поддержку русских посланников при польском дворе. Однако скоро ему пришлось убедиться в их равнодушии к притеснениям православных. Не мог напрямую оказывать свою поддержку и Святейший Синод Русской Церкви. На начальном этапе своего служения святитель вынужден был действовать, полагаясь только на небольшое число своих самых ближайших сотрудников. Без надежды, что его жалобы будут услышаны, он решительно встал на защиту своей паствы словом и примером бесстрашия. При кафедре была открыта церковная школа, преобразованная в последствии в семинарию. В новоучрежденной типографии стали выходить необходимые церковные книги, первой из которых стал «Краткий Катехизис». Стал восстанавливаться архив при Могилевской кафедре, куда выписывались важнейшие документы об основании и имуществах православных храмов и монастырей. Результаты этой кропотливой деятельности сказались в скором времени.

В 1762 г. на российский престол вступила Екатерина II решительно настроенная в «польском вопросе». Речь свт. Георгия о нуждах православных Белорусской епархии на аудиенции у новой императрицы произвела сильное впечатление. В течение нескольких лет он готовил правовую аргументацию для защиты Православия в Речи Посполитой. В 1765 г. перед королем Станиславом Понятовским свт. Георгий произнес блестящую речь, которая была потом переведена на другие языки и стала известна в Европе.

«Вера наша - вот единственное преступление, в котором нас обвиняют… Мы христиане, но христианами же утесняемся… за то, что мы не дерзаем толковать вечные Божии законы согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем неба с землею, - за то, говорю, называют нас схизматиками, богоотступниками. За то, что страшимся противоречить с бесстыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницы, на раны, на позорную казнь и сожжение!»
(Из Речи свт. Георгия (Конисского) перед королем Станиславом-Августом)

Вместе с тем Конисский представил королю и перечень обид православным с перечислением ок. 200 храмов, отнятых униатами. В течение трех лет своего пребывания в Варшаве свт. Георгий подготовил и издал собрание законов Речи Посполитой, гарантирующих права Православной веры («Права и вольности жителей греческого исповедания в Польше и Литве»), подавал на сеймы через русского посланника требования о возвращении отнятых церквей, добивался издания законов, гарантирующих свободу православного исповедания (права некатоликам занимать государственные должности, восстановить православные кафедры, не препятствовать открытию духовных семинарий, починке старых и строительству новых храмов и т.д.). Когда под давлением русского посланника, дипломатических приемов и демонстрации военной силы эти требования были на бумаге удовлетворены, в Речи Посполитой началась католическая реакция. Одна за другой возникли конфедерации католическая, православная и протестантская. Государство погрузилось в хаос междоусобной борьбы. Жизнь свт. Георгия оказалась в опасности. После ряда посягательств на его жизнь, он был вынужден покинуть страну, и находился до Первого раздела Польско-Литовского государства в 1772 г. в Смоленске.
Чтобы расположить к себе шляхту присоединенных областей, императрица Екатерина II объявила в 1772 г. гарантии сословных привилегий и свободу исповедания католической веры. Между тем, большое число обращенных в унию желало вернуться в Православие целыми приходами, о чем подавались соответствующие прошения вернувшемуся в Могилев свт. Георгию. Только в 1780 г. разрешение было дано, что положило началу воссоединения униатов с православными. В 1795 г. императрица сняла окончательно все ограничения к возвращению униатов в Православие. За короткий период воссоединилось 1,5 млн. человек. Среди них преобладали жители Украины. К этому времени Речь Посполитая уже перестала существовать. По Второму и Третьему разделам к России отошли почти вся территория Украины, вся Белоруссия и Литва. Стараниями свт. Георгия в Слуцке была учреждена православная кафедра, на которую был поставлен в 1785 г. его близкий помощник архим. Виктор (Садковский). В 1793 г. архиерейская кафедра была перенесена в Минск, что послужило началом Минской епархии.

Можно сказать, что свт. Георгий по широте своей деятельности восстанавливал Православие не в одной своей епархии, а по всей Белоруссии. Он известен и богословскими трудами, и историческими сочинениями, и проповедями, и даже разными полемическими трактатами, например, против писем Вольтера, распространявших неверие и циркулировавших в светском обществе. Господь сподобил его увидеть многие плоды неутомимых трудов накануне мирной кончины, последовавшей в 1795 г.
Во время пребывания французов в Могилеве в ходе Отечественной войны 1812 г., были открыты нетленные останки святителя.

Канонизация совершена в 1993 г., а память совершается по новому стилю 26 февраля (день преставления) и 6 августа (день прославления). «Радуйся, святителю отче наш Георгие, Церкве Белорусския похвало и града Могилева украшение!»

Окончил Киевскую духовную академию.

В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре.

В 1745 году назначен учителем пиитики в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха.

С 1747 года - профессор богословия и философии и префект академии.

20 августа 1755 года в Киевском Софийском соборе митрополитом Тимофеем Щербацким и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского.

В 1762 году присутствовал в Москве на коронации Екатерины II.

с 14 декабря 1772 года (после 1-го раздела Польши и присоединения Белоруссии к России) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским.

В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя прав. Иосифа.


Георгий Конисский был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносивший новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя "тщательным и добропорядочным правителем и учителем". Писал стихи, первый в Киеве изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария Булгакова, "бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников".

Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. "Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог" - говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников - "немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати". В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, "необузданный разврат".

Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.

Архиепископу Георгию пришлось приложить много руда для сохранения своей паствы в верности Православию. Для этой цели он прежде всего позаботился о нравственном и умственном просвещении, в первую очередь духовенства, а через него и всего народа. В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографии.

Присутствуя на коронации императрицы Екатерины II, он просил ее о защите гонимого Православного населения Польши от теснений католичества и добился от нее обещания выполнить его просьбу.

В 1765 году архиепископ Георгий представлялся польскому королю Станиславу Понятовскому и произнес перед ним речь в защиту Православия. Затем он подал польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях и на сейме в 1767 году добился формального признания веротерпимости в Польше.

Для того, чтобы доказать законность своих требований, он должен был изучить множество исторических документов и юридических актов.

Когда Могилевская епархия отошла к России, то по ходатайству преосвященного Георгия перед Екатериной II был разрешен переход униатов в Православие. В течение трех лет присоединилось к Православию 112.578 униатов.

Заботясь о дальнейшем благоустройстве своей епархии, он не забывал и о православных, оставшихся в Польше без пастырского руководства. По рекомендации Георгия его ученик и единомышленник игумен Виктор Садковский был поставлен архимандритом в Слуцк, а через год сделан епископом вновь открытой в польских пределах православной епархии.

Среди своей паствы он стремился уничтожить все следы влияния унии и латинства на Православие. Расширил здание семинарии, вызвал из Киевской академии новых наставников. Много писал. В своих проповедях архиепископ Георгий не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, "премудростию Соломоновою хвалящихся". Подозрительной казалась ему таинственностью масонства - этого "просвещения, во тьме деемого".

Проповедь его увлекала слушателей своей искренностью. Всю жизнь "трубил" он, как верный, бдительный страж в защиту Православия и не было преувеличением, когда про него говорили, что он "за Церковь святую до крови подвизался".

Занятый мыслью о приближении смертного часа, преосвященный Георгий составил письмо к имеющему заменить его архипастырю с поручением его вниманию своих родных и ближайших служителей, изготовил также духовное завещание и даже эпитафию себе, которую и держал вырезанною на медной доске в том виде, в каком на должна была быть помещена на его гробнице. Вот эта надпись:

"Колыбель Нежин, Киев мой учитель,
Я в тридцать восемь лет сделался святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.
За претерпенные труды и непогоду,
Архиепископом и Членом стал Синоду,
Георгий именем, я из конисских дому,
Коню подобен бывал почтовому.
Сего тут падла закрыл грешны кости.
Год седьмисотый пятый девяностый.

Архиепископ скончался, завершив непостыдно сорокалетие святительства, исполненного образцовых подвигов веры и терпения. Жизнь и труды его, став достоянием истории, навсегда пребудут живым заветом любви к правде, мужеству и верности долгу.


Труды:
  • "О должностях пресвитеров приходских" (руководство приходскому духовенству), 1776.
  • "Исторические известия о епархии Могилевской", 1775.
  • "Записки о том, что в России до конца XVII столетия не было никакой унии с Римской Церковью". ("Чтен. в общ. ист. и древн. Рос.", 1847, N 8).
  • "Слова и речи". Могилев на Днепре, 1892.
  • "Права и вольности жителей, греко-восточную веру исповедающих в Польше и Литве", изд. 1767.
  • "О воскресении мертвых" (трагедия), интермедии. ("Древняя и Новая Россия", 1878, ч. III).
Литература:
  1. Рункевич С. Г. "История Минской архиепископии 1793-1832" СПБ, 1893, стр. 8-392.
  2. Пятницкий И., "Георгий Кониский, архиепископ Могилевский". Могилев на Днепре, 1908.
  3. Соловьев С. М. "История России", кн. V, стр. 829-830, 1079, 1080, 1123, 1372, 1373, 1395; кн. VI, стр. 53, 142, 418, 343, 490, 514, 515, 528.
  4. Ливотов, "Георгий Конисский, архиепископ Белорусский". ("Русск. Обзор.", 1895, N 3, 4, 5).
  5. Макарий, "История Киевской академии", стр. 143-148.
  6. Колосов Н. А., "Георгий Конисский" (по поводу столетия со дня его кончины). М., 1895.
  7. Едлинский, священник, "Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую". СПБ, 1903, т. III, стр. 215-232.
  8. Соловьев, "История падения Польши", стр. 32, 33, 35, 82.
  9. Вишневский Д., "Киевская академия в 1-й половине XVIII века". стр. 142, 203.
  10. Аскоченский, "Киев", т. II, стр. 118, 126.
  11. Заведеев П., "История русск. проповедничества". Тула, 1879, стр. 107-121.
  12. Просторжинский М. А., протоиерей, "История русск. церк. проповеди". Изд. 2, Киев, 1891, стр. 513-531.
  13. Голубинский, стр. 301, 570.
  14. Булгаков, стр. 1404.
  15. Толстой Ю. N 90.
  16. Денисов, стр. 299.
  17. Строев П., стр. 11, 493.
  18. Гатцук, "Календарь на 1883 год", стр. 13..
  19. Пушкин, "Сочинения", т. V, (изд. под ред. Морозова), стр. 287-291 (Рецензия на соч. Георгия).
  20. Списки архиеерев, N 90.
  21. Летопись Е. А., стр. 724, 733, 757.
  22. "Сборник ист. филолог. общ-ва при институте кн. Безбородько", т. I, стр. 41-77; 113- 127.
  23. "Руководство для сельских пастырей", 1871, I, II, NN 25, 26, 27, стр. 266, 298, 348, 418 (статьи Малиновского).
  24. "Портреты именитых мужей Российской Церкви". М., 1843, стр. 39, 40.
  25. "Труды К. Д. А.", 1868, июль, стр. 109-146.
  26. -"- -"- 1870, август, стр. 450-464; сентябрь, стр. 359-538.
  27. -"- -"- 1873, март, стр. 164.
  28. -"- -"- 1893, I, стр. 133-143.
  29. -"- -"- 1894, I, стр. 127-143.
  30. "Приб. к Ц. В.", 1894, N 32, стр. 1109.
  31. -"- -"- 1895, N 6, стр. 213-217; N 45, стр. 1628-1629.
  32. "Христианское Чтение", 1873, январь, стр. 1-46; 309-339.
  33. "Странник", 1868, N 3, (статья Григоровича).
  34. "Могилев. епархиальные ведомости", 1892 (новейшее наиболее полное собр. проп. Георгия конисского).
  35. "Русский Паломник", 1895, N 6, стр. 86-88; N 7, стр. 102-105.
  36. "Правос. Собеседования", 1909, стр. 438; июль-август, стр. 210.
  37. "Исторический Вестник", 1885, т. 21, стр. 448.
  38. -"- -"- 1890, март, стр. 705.
  39. -"- -"- 1906, август, стр. 617.
  40. -"- -"- 1908, март, стр. 779.
  41. "Русская Старина", 1871, август, стр. 99-100 п/стр. стр. 114-116, стр. 120, 129, 191-192.
  42. -"- -"- 1877, т. 19, стр. 130.
  43. -"- -"- 1880, январь, стр. 125.
  44. "Русский Архив", 1889, кн. I, стр. 407, ("Из записок фельдмаршала кн. Пескевича").
  45. -"- -"- 1893, кн. I, стр. 225-226, ("Письма м. Филарета, к С. Д. Нечаеву").
  46. -"- -"- 1895, кн. 1-я, N 3, обложка; кн. 2-я, N 6, стр. 158; кн. 2-я, N 7, стр. 400.
  47. -"- -"- 1903, кн. 3-я, N 10, стр. 258 п/стр. 2.
  48. -"- -"- 1910, кн. 2-я, N 8, стр. 355-357
  49. "Ж. М. П.", 1945, N 1, стр. 44.
  50. -"- -"- 1946, N 2, стр. 20-29.
  51. "ЖПБ", т. XI, стр. 409-502, 504, 505.
  52. БЭЛ, т.IV, стр. 228.
  53. БЭС, т. I, стр. 631-632; т. II, стр. 1582.
  54. ЭС, т. XV-а, стр. 954.
  55. РБС, т. IV, стр. 432-437.

Личность Архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия Конисского занимает особенное место в истории Православной Церкви и Отечества нашего. Энергия его подвижнической натуры нашла свое выражение во многих областях знания и общественного служения. Выдающийся церковный деятель, прославленный проповедник, талантливый политик и дипломат, ученый-философ, педагог, писатель, мужественный борец за свободу совести, защитник Православия - Георгий снискал себе венец святости и немеркнущую славу в благодарной памяти потомков.

Григорий Иосифович Конисский родился 20 ноября 1717 г. в городе Нежине в семье родовитых украинских дворян. Его отец Иосиф Иванович с 1727 г. являлся бургомистром города. До 11 лет Григорий воспитывался в семье, вероятно, посещал полковую школу, где получил основательное начальное образование, позволившее ему поступить в самое передовое учебное заведение Украины - Киево-Могилянскую академию. В ее стенах тогда преподавали выдающиеся представители науки Нового времени: Стефан Калиновский, Сильвестр Кулебяка, Михаил Козачинский, Симеон Тодоровский и др. Во время обучения в академии (1728-1743 гг.) Конисский показал себя одним из самых одаренных учеников, его усердие и успехи в науках послужили причиной тому, что молодого выпускника оставили при Академии в качестве преподавателя.

Исполненный стремлением служить высоким религиозно-просветительским идеалам, Григорий по примеру своего родственника старца Иова Конисского и Святых Отцов Церкви в 1744 г. принял постриг в Киево-Братском монастыре с именем Георгия. С 1744 по 1746 г. он вдохновенно трудится на должности проповедника Киево-Печерской Лавры, где начал развиваться его талант оратора, способного доносить Евангельское слово до слушателей, достучаться до самих окаменелых сердец. В это же время, почти два года молодой иеромонах старательно готовился к преподавательской деятельности, усиленно штудировал в библиотеке Академии труды античных, средневековых и современных писателей, философов и ученых: Аристотеля, Плутарха, Цицерона, Овидия, Вергилия, Эразма Роттердамского, Коменского, Декарта, Галилея, Гассенди, Ломоносова, Татищева и мн. др.

Период педагогической деятельности будущего святителя в Киеве был необычайно плодотворным. Будучи талантливым поэтом, автором многих оригинальных стихов, поэтических драм (самая известная из которых - "Воскресение мертвых") и переложений библейских псалмов, он в 1745 г. стал профессором кафедры поэтики. Работа отца Георгия Конисского "Правила поэтического искусства, из авторов, изучающих естество поэзии, кратко, с нужнейшими наблюдениями, собранные и в пользу студенческой молодежи изложенные и истолкованные в родной... академии 1746 г.", по мнению современных ученых, имела важное значение для развития теории поэтического искусства на Украине и в Белоруссии, способствовала усовершенствованию системы русского стихосложения. Отец Георгий Конисский выступил как один из ревностных сторонников плодотворного влияния русской художественной литературы на украинскую, много заботился об укоренении русского языка среди малороссов.

В 1747 г. отца Георгий стал профессором кафедры философии, где четыре года преподавал свой оригинальный курс и в 1751 г. определился на должность профессора самой уважаемой кафедры Академии - кафедры богословия, а в следующем году был избран ректором. Таким образом, менее чем за десять лет он прошел небывалый путь от рядового преподавателя до профессора самых авторитетных кафедр и, наконец, - ректора. На фоне почета, славы и признания героическим представляется решение иеромонаха Георгия оставить благополучный Киев и возглавить Могилевскую епархию в трудное для нее время. Несмотря на очевидные тяготы и опасности предлежащего поприща, святитель Георгий дал добровольное согласие "вдатися на мечи и на колья, на челюсти зверей и змиев".

Архиерейская хиротония Георгия Конисского состоялась 26 августа 1755 г. в Киеве, когда ему было 38 лет. Прибыв в Могилев, епископ Георгий нашел состояние единственной в то время белорусской епархии крайне удручающим во всех отношениях: духовном, административном, финансовом. Архиерей увидел неприглядную картину умственного и нравственного невежества низших слоев населения и священства. Религиозное запустение было вызвано длительными гонениями на православие со стороны католической знати, римского и униатского духовенства. "Подъехавши к Могилеву, - писал владыка Георгий, - я, прежде всего, узрел свою кафедру по великому безобразию ее сравнительно с римскими костелами... Она была жалка, угнетена и зело страждуща".

"Но - ныне кому неизвестно, в каком жалком виде наша Благочестивая Вера в сем Государстве? - говорил Георгий в 1767 г. в "Слове на день рождения Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы и Самодержицы Всероссийской, Екатерины II". - ...В Литовском Великом Княжестве хотя и осталась последняя Епархия Белорусская: однако и сия большею частию расхищена. Могли вы еще видеть в ней некое число Церквей Православных, но и те сараям паче и хлевникам скотским подобны, а не храмам Христианским: жидовския божницы далече благолепнейший указуют вид.

Таково церквей внешних и рукотворенных состояние, плача достойное, но еще гораздо плачевнейшее внутренних, нерукотворенных, самаго, говорю, сословия Правоверных Христиан. Отнят от них свет учения: школам и семинариям быть не допускают; а потому не только низкого состояния люди, но и само дворянство в крайней простоте и невежестве принуждено жить. <...> Ежели Православные наши люди звания крестьянского; то на них просто, как хищными волками нападение делается. Духовные, властию и силою мирскою укрепясь, гонят православный народ, как овец неимущих пастыря, или до костелов, или до униатских церквей, - гонят не точию из домов, но из церквей наших. Во время самаго Евангельского чтения, пришед в церковь нашу, прикащик бьет народ плетью, как скот гоня из хлева... И если поселяне или граждане слушать их учения, и от Веры своей отступить не хотят; тут они чинят ужасные угрожения и страхования: ставят виселицы, вкапывают столбы, возгнещают костры; розги, терние и другия мучительныя орудия представляют. Отлучив детей от матерей, и матерей от детей, детей убо пред очами матерей под розги кладут, а матерей пред очами детей. Тут вопли и рыдания, каковы, может быть, токмо во время избиения младенцев от Ирода слышаны были. <...>

Молчу о пастырях бедных, Священстве нашем. Сколь многие из них изгнаны из домов; сколь многие в тюрьмах, в ямах глубоких, во псарнях, вместе со псами, заперты были, гладом и жаждою моримы, сеном кормлены; сколь многие биты и изувечены, а некоторые и до смерти убиты".

Будучи человеком неукротимой энергии, прекрасно знающим историю, гражданское право и польский язык, Святитель смело выступил на подвиг защитника Православия - на борьбу, как он выражался, с "волками". В период этой борьбы жизнь его неоднократно подвергалась опасности: в 1759 г. в Оршанском Кутеинском монастыре, когда униаты осадили обитель, чтобы непременно убить Могилевского епископа, и владыку Георгия спасли, вывезши из монастыря в телеге под ветками и навозом; в 1760 г. в Могилеве, когда оголтелая толпа ворвалась в дом епископа и он чудом спасся в подвалах; в 1762 г. в Варшаве, когда загорелся дом, в котором остановился Святитель, а также в 1768 г., когда на архипастыря готовилось покушение и могилевскому архиерею пришлось на четыре года выехать из Могилева в Смоленск в вынужденное изгнание.

Развитие и процветание общества Святитель связывал с развитием науки и образования; способность к научению книжной мудрости воспринималась им как важная черта человека, присущая ему независимо от социального положения. На Могилевской кафедре владыка Георгий выступил страстным поборником просвещения. Сначала он поручил пяти грамотным священникам, приехавшим с ним из Киева, толкование для народа в храмах Евангелия, изъяснение Катехизиса, затем приобрел для священства "Катехизис" Феофана Прокоповича, а в 1757 г. переработал этот катехизис для простого народа и издал в собственной типографии, опубликовал ряд других духовно-полезных книг.

Отстаивая право на образование всех слоев населения, в том числе и простого народа, он открыл при православных храмах школы в Быхове, Гомеле, Мстиславле, Орше, Чечерске и других городах. По образцу Киевской Академии в 1759 году епископ Георгий основал в Могилеве духовное училище, ставшее позднее семинарией, призванной не только дать Белорусской епархии грамотных священников, но стать оплотом просвещения для всех православных белорусов, не имеющих доступа к наукам и знаниям в условиях польского господства.

Целенаправленная борьба православного Просветителя с униатством и католицизмом подтолкнула его в стремлении документально, юридически обосновать права православных перед польским королем и судами. Кропотливо, много лет епископ Георгий по монастырям и храмам, по городам и весям Беларуси и Украины собирал свой знаменитый архив древних грамот и документов, в основу которого были положены документы, полученные им в архиве Коллегии иностранных дел России. Чужеродность унии на белорусских и украинских землях доказывается им в ряде историографических сочинений: "Историческое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархиях в Польше бывших благочестивых, т.е. греко-восточного вероисповедания, кои ремлянами обращены на унию или соединены с римскою церковью", "Записки Конисского о том, что в России до конца XVI века не было унии", "Права и свободы жителям Короны Польской и Великого княжества Литовского, исповедующим греко-восточную религию".

Свои надежды на изменение катастрофической ситуации святитель связывал с русской императорской властью, постоянно писал письма в Синод и Екатерине II, в которых умолял власть предержащих защитить несчастных белорусов, взять под покровительство православных Польши. В 1762 г. он приехал в Россию и 29 сентября произнес "Речь Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Екатерине II ...по совершении священнаго Ея Величества коронования, в Москве", в которой назвал белорусский народ одним из народов, подданных русского престола, несмотря на то, что вся территория Беларуси находилась под властью другого государства. Главным признаком единства великорусского, малорусского и белорусского народов Конисский считал "единоверие", духовную общность. Порыв к единению, с его точки зрения, был освящен высшим смыслом стремления к свободе, независимости и национальному достоинству.

Тема бедственного положения паствы была развита епископом Георгием в его прославленной "Речи Польскому Королю Станиславу Августу, произнесенной в Варшаве" 27 июля 1765 г. на латыни и переведенной впоследствии на многие европейские языки. В ней Георгий обратился к Понятовскому от лица всех православных жителей западной России, принужденных "влачить оковы", возложенные на их совесть. Белорусский святитель подал польскому правительству "Мемориал об обидах православным" с убедительной историко-юридической аргументацией в защиту западнорусских православных. При этом ходатай приложил реестр всех известных ему случаев угнетения православных в Польше, произошедших с 1755 года, и список двух сотен отнятых униатами церквей. Однако рассмотрение мемориала затянулось надолго. Даже после утверждения польским сеймом в феврале 1768 г. трактата о правах диссидентов (гонимых за свои убеждения людей) в реальной государственной и церковной жизни положение православных белорусов переменилось только после первого раздела Польского королевства между Россией, Пруссией и Австрией в 1772 году.

Находясь в изгнании в Смоленске, Святитель продолжал заниматься попечением о своей пастве посредством писем. В соавторстве с епископом Смоленским Парфением (Сопковским), он составил практическое пособие "О должностях пресвитеров приходских", очень нужное для священнослужителей. Это классическое произведение по вопросам литургики, проповеди и особенно пастырского богословия впоследствии было переведено на разные языки мира.

Первый раздел Польши застал Георгия в Смоленске. Отошедшие к России южные провинции Белоруссии - Могилев, Орша, Мстиславль и Рогачев - составили отдельную Могилевскую епархию, в которой с 1773 года владыка мирно трудился до конца своих дней. Господь утешил своего избранника и дал ему радость увидеть увидеть долгожданные перемены. В течение трех первых лет после разрешения униатам переходить в православие к Русской Церкви было присоединено 112.578 жителей. Этот процесс продолжался и в последующие годы, особенно усилившись после второго и третьего разделов Польши в середине 1790-х годов.

Деятельность Святителя Георгия Могилевского по защите Православия и воссоединению униатов не осталась без внимания: в награду за труды он был возведен в 1783 г. в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода.

Могилевский Святитель ратовал о судьбе православных в Польше и после того, как его епархия перешла в состав Российского государства. Все жалобы православных из Польши в Синод, равно как и решения Синода, направлялись именно архиепископу Георгию, и он своим авторитетом и энергичными усилиями оказывал непосредственное благотворное влияние на церковную жизнь православных в самой Польше. Результатом трудов Георгия было учреждение в Польше отдельной епископии для православных. Кандидатом во епископа Святитель предложил своего питомца архимандрита Слуцкого Троицкого монастыря Виктора Садковского.

Особое значение Просветитель придавал развитию Могилевской духовной семинарии, в которой после строительства нового здания в 1785 г. были открыты расширенные классы богословия, философии, латинского, греческого и польского языков. Для преподавания дисциплин в Могилев приглашались профессора Киевской академии. Владыкой Георгием Конисским была выдвинута идея создания в Могилеве учебного заведения университетского типа не только для церковного, но и для мирского образования, в котором бы преподавались такие дисциплины, как гражданская история, география, юриспруденция, физика, немецкий и французский языки. Однако этим масштабным замыслам не суждено было сбыться даже в XIX веке.

Не менее важной для владыки была борьба с нравственными недостатками духовенства, монашества и прихожан. Он сам много проповедовал, объезжая храмы своей епархии. Общее число известных на сегодняшний день проповедей святителя Георгия Конисского - 77. Часть из них была собрана им в "Сборник поучительных слов" и издана, прежде всего, для духовенства (этот сборник не сохранился, известный сегодня свод "Слов и речей" был составлен в конце XIX века редакторами "Могилевских Епархиальных Ведомостей" Д.Тихомировым и И.Пятницким к 100-летию со дня кончины Георгия Конисского). Проповеди Святителя Георгия имели огромное значение в нравственном возрождении белорусского народа. Они отличались искренностью и простотой.

Догматическое и нравоучительное начала в проповедях владыки Георгия неразрывно слиты. Его "Слова" учат слушателей не только основам веры, пониманию догматов Церкви, но особенно христианской нравственности, покаянию; невзирая на лица, обличают развращенность, немилосердность, гордыню, притеснение бедных, лихоимство в судах. Искусный оратор, Георгий умел говорить с народом просто, понятно, подчас используя резкие слова для вразумления малограмотной паствы от суеверий и духовной лени. По мнению А.С. Пушкина, посвятившего в 1835 г. первому собранию сочинений белорусского Просветителя обстоятельную статью, "проповеди Георгия просты и даже несколько грубы, как поучения старцев первоначальных; но их искренность увлекательна".

Многим обязан деятельной натуре архиепископа Георгия Конисского город Могилев, в том числе появлением архитектурных памятников, имевших в свое время важное значение. По благословению Святителя известный архитектор Ян Крыштоф Глаубиц разработал проект, в соответствии с которым к 1762 г. в Могилевском Спасо-Преображенском мужском монастыре на высоком берегу Днепра был возведен величественный собор, до 1802 г. являвшийся кафедральным. В результате созидательной деятельности святителя к началу XIX в. все постройки Спасского, или Архиерейского, монастыря были каменными, и весь монастырь был окружен каменной оградой. Трудами Георгия Конисского были также построены здания архиерейского дома и консистории, Могилевской духовной семинарии, сооружены храмы в с. Нейдоке Рогачевского уезда, в м. Дубровно, в д. Герасименки и д. Селичи близ Черикова. В пригороде Могилева Печерске владыкой Георгием была построена деревянная церковь в честь его небесного покровителя великомученика Георгия Победоносца.

Архиепископ Могилевский и Белорусский Георгий Конисский прожил долгую, для своего времени, жизнь - 78 лет. В 1793 г., осознавая, что земной его срок подходит к концу, он составил завещание, в котором выражалась забота о церковном богослужении, порядке в Церкви, о монашестве, о семинарии и делах епархии, о клире, пастве и благотворительности. Им был установлен порядок благотворения по субботам в городских церквях. Тогда же он сочинил надгробную надпись, которую распорядился выгравировать на медной доске и установить над его могилой. В десяти коротких строках эпитафии отразились самые яркие вехи бурной подвижнической жизни белорусского Просветителя:

Колыбель - Нежин, Киев мой учитель;

Я в тридцать восемь лет сделался святитель.

Семнадцать лет боролся я с волками,

А двадцать два, как пастырь, отдохнул с овцами.

За претерпенные труды и непогоду

Архиепископом и членом стал Синоду.

Георгий имя из Конисских дому.

Коню бывал подобен почтовому.

Тут трупа моего зарыты кости.

В год семисотый пятый девяностый.

По собственному слову святитель Георгий Конисский скончался 13 февраля 1795 г. Он был погребен в сооруженном им Спасском соборе г Могилева. В надгробном слове памяти Георгия Конисского учитель Могилевской семинарии священник Андрей Пригоровский справедливо утверждал: "..Если бы в сии смутные времена не управлял церковным кормилом премудрый Георгий, едва бы осталися в этой стране следы истинного Православия...".

Господь сохранил тело Святителя нетленным. Это было обнаружено впервые в 1812 г. французами, искавшими в склепе оружие и в 1885 г. при ремонте Спасского храма. Заметим, что в настоящее время место нахождения мощей Георгия пока неизвестно, поскольку Спасо-Преображенский собор в советские годы был разрушен, а на его месте построено здание строительного треста.

Исповедническая жизнь Архипастыря оставила в белорусском народе неизгладимую память. В XIX веке слава Георгия Конисского росла и приумножалась. Жители Белоруссии и Украины, а в особенности могилевчане почитали его как святого. В Могилеве у гробницы св. Георгия, стоявшей у правого клироса Спасского собора, постоянно совершались панихиды с проповедью о жизни и трудах Святителя. "Праведники во веки живут" /Пс. 3.6./.

Образ Святителя Георгия как Просветителя Белой Руси и Архипастыря Церкви был отражен на скульптурном монументе "1000-летия России", сооруженном в 1862 г. в Новгородском Кремле, где представлены 106 исторических личностей, наиболее отличившихся за тысячу лет существования государства Российского. Архиепископ Георгий изображен рядом с выдающимися просветителями славян, равноапостольными Кириллом и Мефодием, Нестором летописцем и Феофаном Прокоровичем.

В 1904 г. Могилевским архиепископом Стефаном было установлено ежегодное во всех храмах епархии в день св. великомученика Георгия, 26 ноября, поминовение архиепископа Георгия Конисского "ввиду громадного значения в истории западно-русской Церкви вообще и в истории Церкви Могилевской в частности этого доблестного архипастыря, великого борца за св. Православную веру в Белорусском крае, истиннаго и апостольского труженика, благодетеля всего западно-русского края".

12 декабря 1992 г. в связи с 275-летием со дня рождения Святителя Георгия могилевские власти установили памятную мемориальную доску на доме, в котором проживал святитель. Городской вал, на котором стоит дом, получил наименование Вала Георгия Конисского. Здесь же ко дню прославления Святителя Георгия в лике святых по благословению Высокопреосвященнейшего Максима, Архиепископа Могилевского и Мстиславского, был установлен крест с надписью: "В ознаменование канонизации Святителя Георгия, Архиепископа Могилевского и Белорусского. 24 июля 1993 г." В тот исторический день 6 августа (по новому стилю) при большом стечении молящихся перед крестом был совершен первый молебен Святителю Георгию. Молебен совершали все Иерархи Белорусской Православной Церкви во главе с Патриаршим Экзархом всея Беларуси Митрополитом Филаретом, духовенством Могилевской Епархии и других городов Республики.

С этого времени установилась добрая традиция боголюбивых могилевчан и паломников ежегодно совершать 6 августа торжественный Крестный ход после праздничной Божественной Литургии из Свято-Никольского собора монастыря на Городской вал, служить молебен Георгию Могилевскому. В другие дни горожане приносят цветы к подножию креста. Здесь испрашивают благословение Святителя Георгия новобрачные на их семейную жизнь, скорбящие - утешения, оказавшиеся в трудных обстоятельствах - помощи.

Молитвами Святителя Георгия Могилевского да сохранит ныне и всех нас Господь Бог от всякой скорби, бед и напастей и укрепит в исповедании Святого Православия!

Сергей СОМОВ, кандидат филологических наук

Георгий Конисский
Георгий Конисский

(Григорий Осипович) — святитель, архиепископ Могилевский.

† 1795, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых.

Окончил Киевскую духовную академию.

В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре.

В 1745 году назначен учителем пиитики в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха.

С 1747 года — профессор богословия и философии, префект академии.

20 августа 1755 года в Киевском Софийском соборе митрополитом Киевским, Галицким и всея Малыя России Тимофеем (Щербацким) и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского.

В 1762 году присутствовал в Москве на коронации императрицы Екатерины П.

С 14 декабря 1772 года (после первого раздела Польши и присоединения к России Белоруссии) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским.

В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя праведного Иосифа Обручника.

Святитель Георгий был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносившим новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя "тщательным и добропорядочным правителем и учителем". Писал стихи, первый в Киевской духовной академии изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария (Булгакова), "бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников".

Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. "Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог", — говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников — "немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати". В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, "необузданный разврат".

Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.

Архиепископу Георгию пришлось приложить много труда для сохранения своей паствы в верности Православию. Для этой цели он прежде всего позаботился о нравственном и умственном просвещении, в первую очередь духовенства, а через него и всего народа. В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографию.

Присутствуя на коронации императрицы Екатерины II, он просил ее о защите гонимого православного населения Польши от притеснений католичества и добился от нее обещания выполнить его просьбу.

В 1765 году архиепископ Георгий представлялся польскому королю Станиславу Понятовскому и произнес перед ним речь в защиту Православия. Затем он подал польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях и на сейме в 1767 году добился формального признания веротерпимости в Польше.

Для того, чтобы доказать законность своих требований, он должен был изучить множество исторических документов и юридических актов.

Когда Могилевская епархия отошла к России, то, по ходатайству преосвященного Георгия перед Екатериной И, был разрешен переход униатов в Православие. В течение трех лет присоединилось к Православию 112 тысяч 578 униатов.

Заботясь о дальнейшем благоустройстве своей епархии, он не забывал и о православных, оставшихся в Польше без пастырского руководства. По рекомендации Георгия его ученик и единомышленник игумен Виктор (Садковский) был поставлен архимандритом в Слуцк, а через год рукоположен епископом вновь открытой в польских пределах православной епархии.

Среди своей паствы он стремился уничтожить все следы влияния унии и латинства на Православие. Расширил здание семинарии, вызвал из Киевской академии новых наставников.

В своих проповедях архиепископ Георгий не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве, и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, "премудростию Соломоновою хвалящихся". Подозрительной казалась ему таинственность масонства — этого "просвещения, во тьме деемого".

Проповедь его увлекала слушателей своей искренностью. Всю жизнь "трубил" он, как верный, бдительный страж, в защиту Православия, и не было преувеличением, когда про него говорили, что он "за Церковь святую до крови подвизался".

Занятый мыслью о приближении смертного часа, преосвященный Георгий составил письмо к имеющему заменить его архипастырю с поручением его вниманию своих родных и ближайших служителей, написал также духовное завещание и даже эпитафию себе, которую и держал вырезанною на медной доске в том виде, в каком она должна была быть помещена на его гробнице. Вот эта надпись:

Колыбель Нежин, Киев мой учитель,

Я в тридцать восемь лет сделался святитель.

Семнадцать лет боролся я с волками.

А двадцать два, как пастырь, отдохнул с овцами.

За претерпенные труды и непогоду

Архиепископом и Членом стал Синоду,

Георгий именем, я из Конисских дому,

Коню подобен бывал почтовому.

Сего тут падла* (падаль) закрыл грешны кости

Год седьмисотый пятый девяностый.

Архиепископ скончался, завершив непостыдно сорокалетие святительства, исполненного образцовых подвигов веры и терпения. Жизнь и труды его, став достоянием истории, навсегда пребудут живым заветом любви к Православию, к правде, мужеству и верности долгу.

О должностях пресвитеров приходских. Руководство приходскому духовенству. — 1776. Исторические известия о епархии Могилевской. — 1775.

Записки о том, что в России до конца XVII столетия не было никакой унии с Римской Церковью // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1847, № 8. Слова и речи. — Могилев на Днепре, 1892. Права и вольности жителей, греко-восточную веру исповедающих в Польше и Литве. — 1767.

О воскресении мертвых. Трагедия. Интермедии // Древняя и новая Россия. — СПб., 1878, ч. 3.

Родился будущий иерарх в 1717 году в городе Нежине, который к тому времени уже полстолетия принадлежал России, во влиятельной и знатной семье украинских дворян Конисских. Учился 15 лет в Киево-Могилянской Академии, которую закончил «с особым отличием». В стенах академии Григорий изучил иностранные (польский, латынь, греческий, древнееврейский, немецкий) языки, поэтику, философию, богословие, проявляя особый талант к стихосложению.

Несмотря на то, что Киевская академия в ту пору давно пережила лучшие свои времена, она давала прекрасное образование; об уровне ее выпускников свидетельствует хотя бы то, что Григорий Конисский учился вместе с Григорием Сковородой. После окончания академии принял монашеский постриг и был оставлен преподавателем академии на кафедре риторики. В то время он разработал курс поэтики на латыни; одновременно занимаясь литературным творчеством, сложил в 1749 году наполненную противоатеистического пафоса драму «Воскресение мертвых», а также стихи на русском, латинском и польском языках. Его литературными трудами восхищался А.С. Пушкин. С 1747 года на протяжении пяти лет возглавлял кафедру философии и одновременно был префектом. С 1751 года он - ректор академии, профессор богословия, причем, по оценке современника, он считался лучшим - после Феофана Прокоповича - профессором академии в XVIII веке, а с 1752 года он - архимандрит Киево-Братского монастыря.

С 1755 года начинается новый период его жизни и деятельности: он назначается белорусским епископом и переезжает в Могилев. С 1783 года Конисский становится белорусским православным архиепископом, членом Святого Синода. Тогда на территории Беларуси, которая входила в состав речи Посполитой, оставалась только одна православная епархия с центром в Могилеве. К официальных кругах Польско-Литовской державы обсуждался вопрос о ликвидации и этой епархии.
Радостная и торжественная встреча долгожданного епископа с могилевской паствой не скрыла от святителя Георгия ужасного упадка, который был вызван многими годами преследований православия. Он с первых же дней по вступлении с должность писал бесконечные донесения в Сенат о притеснениях, чинимых униатами и католиками, о захватах ими православных церквей. Одновременно он заботился и о распространении света православия, для чего завел в 1757 году типографию при архиерейском доме и напечатал творение Феофана Прокоповича - православный «Катехизис, или краткое начальное Христианское учение в пользу и спасение юношам, купно же и старым ненаученным, в трех беседах написанный», и бесплатно разослал его по храмам епархий. Им же в этот период был основан ряд школ наподобие братских церковных училищ.

Постоянно заботясь о более высоком образовании духовенства, а примеров обратного сам архиепископ, к прискорбию, достаточно наблюдал во время личных инспекций, могилевский иерарх в 1759 году организовал при Спасском монастыре Духовную семинарию, испросив у русского правительства 400 рублей годовых. Для более успешного противостояния униатству преосвященный Георгий занимался собиранием архивных документов о могилевских православных церквях.

Одновременно с решением церковно-политических задач архиепископ Георгий радел о благосостоянии и устроении своей могилевской епархии. В 1780 году было построено новое здание для семинарии, преподавательский состав которой пополнился из числа выпускников Киевской академии. Он заботился о чистоте православного обряда. О чем свидетельствует грамота, изданная против обливания водой при крещении, также он явился автором грамоты против корыстолюбия священников, статьи против распространяемого французским мыслителем Вольтером безверия. Занимался Георгий и чисто литературным трудом, составляя приветственные речи (одну из них он зачитал 19 января 1787 года перед Екатериной, проезжавшей через Мстиславль).

Больной и усталый от ежедневных забот, 20 января 1793 года архиепископ Георгий написал завещание, а 13 февраля 1795 года предал душу свою Господу. Могилевский святитель Георгий Конисский был погребен в своем кафедральном граде, в церкви неподалеку от архиерейского дома. Господь прославил его остатки нетлением: как сообщается в приложении 3 на странице 555 «Полного месяцеслова Востока» в 1875 году тело его оказалось нетленным». Кроме того, во время нашествия французов в 1812 году захватчики открыли раку с телом святителя и, обнаружив, засвидетельствовали нетленные мощи.

Акафист Святителю Георгию Архиепископу Могилевскому и Белорусскому

В истории Западной Руси, в её борьбе против польско-литовского гнета и за Православную веру, есть много героических имён, духовных подвижников, философов и выдающихся литераторов.
Архиепископ Могилёвский Георгий Конисский (20.11.1717 - 13.2.1795), одновременно был и ученым, и духовным пастырем, и писателем, и исключительно мужественным человеком.
А.С. Пушкин сказал о нем: «Георгий есть один из самых достопамятных мужей минувшего столетия. Жизнь его принадлежит истории».


Архиепископ Георгий - выходец из украинского служилого казачьего рода, стал местночтимым Святым Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви (6 августа1993 года). Как историк и дипломат он стоял у истоков философии западнорусизма. Его заветы важны и для белорусов и для украинцев и для всей Святой Руси. Статья Ивана Мартынова, доцента Могилевского Госуниверситета им А. А. Кулешова - одна из лучших работ о Георгии Конисском.

(Редакция ЗР )


Могилевская земля - Куликово поле святителя Георгия Конисского

В истории государства российского трудно отыскать деятеля, сравнимого с архиепископом Георгием Конисским по широте и глубине взглядов, по разнообразию спектра деятельности, в каждой из которых он являлся новатором, который бы, как никто другой, все свои силы, здоровье отдал служению простому белорусскому народу. Без его титанических усилий след белорусского народа затерялся бы в истории. Мы бы проживали на территории другого государства, насильно были бы ассимилированы, молились бы другим богам. Нынешняя судьба белорусов Белостокской области тому свидетельство. Но исследователи русской истории, философии, русской литературы очень редко и с недомолвками касаются его имени. Белорусская же историография полагает, что он церковный деятель, украинский писатель, а посему очень редко проявляет внимание, притом поверхностное, к описанию его жизнедеятельности, исследованию его богатейшего творческого наследия.

Он происходил из старого украинского служилого рода дворян. Его предки были видными представителями казачества и духовенства. Родился Конисский 20 ноября (по старому стилю) 1755 года, и при рождении его нарекли Григорием - бодрствующий, бдительный. Он получил хорошее семейное образование и воспитание и в 1728 году в 11 лет от роду был отдан в Киево-Могилянскую духовную академию.

В 1743 году он блестяще с особой похвалой окончил полный академический курс и сразу вступает в иноческое звание и становится блестящим проповедником Киево-Печерской лавры.

В 1747 году через два года работы в академии он назначается на должность префекта академии и одновременно на должность профессора кафедры философии.

С 1751 года Конисский становится фактически ректором (невиданный должностной рост в истории). Высок его авторитет в научном мире, любой университет считал бы за честь иметь его своим преподавателем. Налажено и прочно материальное положение, но в 1755 году он вступает на путь личной Голгофы, и чтобы понять и оценить жертвенный подвиг Конисского, следует вспомнить общественно-политическую обстановку на территории современной Беларуси в те времена.

История Белорусской церкви 16-18 веков - это непрерывная цепь борьбы, в большинстве случаев борьбы кровавой Православия с латинством. «В российской державе никакая благочестивая церковь не претерпела столько презрения, ругательств, насилия и обид, как церковь Белорусская. Ее жертвенники, ее алтари, ее святое - кровавыми орошены слезами.» Так писал в Священный Синод преемник Конисского епископ Анастасий Братановский.

Сейчас даже трудно себе представить и поверить, что в течение двух с половиной веков обездоленные белорусы и малороссы, преследуемые пришельцами по вере отцами-иезуитами, фанатичной польской шляхтой, своими жизнями, кровью и слезами омывали свою веру отцов, свою народность. Православных варили в котлах, жгли на медленном огне, сажали на спицы, травили собаками. Но никакие репрессии не смогли сломить белорусов, их преданность Православию. Тогда отцы-иезуиты пошли на хитрость.

Со времени объединения в 1569 году Литвы и Польши в одно государство - Речь Посполитую - усилилось насаждение латинизма, и чтобы как можно больше белорусского народа приняло его, иезуитами была выдвинута идея церковной унии, т.е. объединения православных и католиков с признаками главенства папы римского. Перешедшим в униатство предоставлялись всевозможные привилегии. Православные на госслужбу не принимались, они оказались изгоями на своей земле. В 1596 году в Бресте была подписана с Римом уния, которую приняли большинство православных иерархов Западной Руси. Униатство приняла так называемая белорусская элита, изменив своему народу, оставив простых людей без духовной поддержки. Одними из первых отказались от православия Радзивиллы, которых, если верить нашим СМИ, представляют теперь радетелями белорусского народа. Радзивиллы не просто отказались от Православия, а стали активными «борцами» против Православия. С этого же момента стала униатской и Полоцкая епархия, к которой относились могилевские церкви и монастыри.

Благодаря общим усилиям православных и обострившейся общественно-политической обстановке в Польше в 1632 году была образована отдельно от Полоцкой униатской Белорусская православная епархия с кафедрой в могилевском Спасо-Преображенском монастыре.

Воссоединение части земель Украины и России в 1654 году, национально-освободительное движение белорусов во время войны Богдана Хмельницкого и русского Царя Алексея Михайловича с Польшей вызвали новый взрыв гонений на православных, причем во главе этих гонений отныне становится уже польское правительство.

И хотя Польша трактатом о вечном мире с Россией от 1684 года обязалась на своей территории иметь пять православных епархий, к началу 18 столетия осталась одна-единственная - Могилевская, на которую с надеждой смотрел весь простой православный белорусский народ.

В создавшейся обстановке для «успешного» обращения белорусов в униатство Польша считала одной из главных своих задач ликвидацию православной епархии в Могилеве.

13 октября 1754 года скончался преосвященный епископ могилевский Иероним Волчанский. Польские магнаты надеялись применить испытанный прием - сделать могилевскую кафедру вдовствующей и насилием сломить решимость могилевчан.

И в это трудное для православных могилевчан, да и всех белорусов время святитель Георгий, достигнув высокого положения в обществе, почета, громкой славы, прекрасно осведомленный о положении в Могилеве и его окрестностях, принимает в 1755 году предложение возглавить Могилевскую епархию. Польский король, как не домогались магнаты и некоторые внешние силы, был вынужден согласиться с предложенной кандидатурой. Репутация Святителя Георгия в Европе была безупречной.

Успешная подвижническая работа святитель Георгия еще больше встревожила воинствующую шляхту. Они напали на владыку во время службы в храме летом 1759 года и хотели его убить. Он спасся лишь благодаря тому, что приказал тайно вывезти себя в крестьянской телеге, покрытой сверху навозом.

Тогда в 1760 году вооруженные иезуиты, обозленные открытием семинарии, напали на архиерейский дом и семинарию. Было ранено несколько семинаристов, а сам владыка был вынужден спасаться в подвалах своего дома.

Святитель Георгий не дрогнул. Тогда его начинают клеветнически преследовать в многочисленных судебных исках, обвиняя в «разбойничестве.» Владыка блестяще защищается, и все дела, как ни стремятся предвзято относиться судьи, заканчиваютя провалом.

7 сентября 1764 года королем Польши становится Станислав Понятовский, с назначением которого шляхта согласилась при условии, что он ликвидирует Могилевскую православную епархию. Понятовский уже готов подписать соответствующий указ. Но на его коронации святитель Георгий произнес такую пламенную речь в защиту прав и свобод православных и других инородцев, что Понятовский обещает рассмотреть в установленном порядке и в сейме нарушенные права православных, вернуть им силой отнятые храмы и монастыри.

Король Польши своего обещания не выполнил.

Когда же мытарства владыки дошли до Екатерины II, она дала указания своему послу в Польше принять решительные меры по защите прав православных, и если православные обратятся за помощью к России, то она силой защитит их права.

Возвратившегося в Могилев владыку хотят в 1768 году убить. Он спасся лишь благодаря своевременному предупреждению. Ночью бежал в Смоленск, в ближайшую, расположенную на территории России епархию, и оттуда всеми доступными ему средствами защищал права православных не только Белоруссии, но и Украины. К нему в Смоленск стекались все сведения, а он своими посланиями «бомбардировал» Синод и Варшаву, советами помогал отстаивать в судебном порядке свои права отчаившимся православным.

В ответ на глумление и изуверства латинистов-униатов православный народ Украины поднял восстание, которое приняло широкий размах и ответило не меньшей жестокостью по отношению к угнетателям. Один из гайдамацких отрядов под предводительством Шилы преследовал поляков до турецкой границы. Гайдамаки перешли границу, разбили поляков и пришедшим им на помощь турок.

Этого инцидента оказалось достаточно для объявления войны России, несмотря на то, что гайдамаки - польские подданные.

Турция потерпела поражение, и Россия не стала противиться давнишним планам прусского короля Фридриха II, который за притеснение протестантов просил дать согласие на раздел Польши. И если другие страны захватили часть территории Польши, то Россия только возвратила некоторые свои исконные земли. И главным, определяющим мотивом такого возвращения было притеснение православных, а не имперские замашки России, как пытаются трактовать.

С ликованием белорусы и малороссы встретили свое освобождение. По данному случаю вызванный в Петербург святитель Георгий произнес в придворной церкви взволнованную речь от лица всего белорусского народа.

Но прошло еще много времени, пока загнанные силой в униатство верники смогли вернуться в Православие.

Добившись улучшения положения своей паствы и епархии, владыка не забыл православных белорусов и малороссов, оставшихся на территории Польши. По-прежнему в его лице они видели своего защитника, к нему они обращались за помощью и советом, сообщают обо всех случаях беззакония и притеснения. Усилиями святителя Георгия в Польше была образована самостоятельная православная епархия с кафедрой в Слуцке, которую возглавил его ученик и помощник Виктор Садковский. Оценивая свою пастырскую деятельность до возвращения белорусских земель в лоно Российской империи, владыка писал: «Семнадцать лет я боролся с волками».

Подвиг могилевчан по защите Православия, которое является государствообразующей религией, был оценен, и в 1778 году в Могилев было перенесено из Полоцка центральное управление Белоруссией. И только после октябрьского переворота 1917 г. ненависть большевиков к Царской Семье, к истории государства российского побудила их перенести столицу Белоруссии в Минск.

Но как ни вел себя дипломатично Садковский, поляки сумели сфабриковать против него судебное преследование, бросили его в острог, разграбили архиерейский дом. Прокатилась волна невиданных гонений на православных. Многие из православных вынуждены были спасаться бегством в русские области и просить защиты у русских властей.

Беспорядки дали России повод для новых разделов Польши.

Были расширены Могилевская епархия, образована Минская, но архиепископ Ге-оргий уже не мог воспользоваться плодами своих многолетних трудов. Владыка Георгий, скованный тяжелым недугом, заканчивал свой тернистый земной путь. Сознавая, что его состояние безнадежно и что ему уже не встать со смертного одра, архиепископ Георгий составляет завещание о своем имуществе. Первым пунктом завещания была воля святителя - раздать большую часть денежных средств по его смерти убогим, нищим, вдовам и сиротам. В своем завещании он не забыл никого из тех, кто помогал ему в его трудах, всем он завещал выдать денежное вознаграждение.

Похоронен архиепископ Георгий был в Спасском монастыре, который им был достроен и освящен. В настоящее время после военных и других потрясений его могила неизвестна, она закрыта фундаментом административного корпуса стройтреста № 12.

Главная заслуга святителя Георгия в том, что его усилиями Западная Русь, и в частности Белоруссия, сохранила свою веру, свою народность среди бурного наплыва латино-полонизма, что позволило затем освободиться от польского гнета.

Благодарные современники высоко ценили вклад святителя Георгия в отечественную церковную и гражданскую историю. Великий русский поэт А. С. Пушкин называет его «великим архиепископом Белоруссии», «одним из самых достопамятных мужей минувшего столетия».

Почему в светской литературе и истории стремятся если не вычеркнуть, то принизить значение деятельности святителя Ге-оргия? И кого же нам представляют героями?

В первую очередь Франциска Скорину, который всю свою жизнь стремился заслужить признание Запада, где и провел большую часть своей жизни. Стремился к личному благополучию и обогащению, на этой почве имел судебные разбирательства. В угоду Западу изменил свое имя, которое калькировано с латинского - Franciscus. Раньше в школьных и вузовских учебниках писали Францишек Скорина.

Или второй герой - Наполеон Орда, 200-летие со дня рождения которого пышно отмечено на государственном уровне и сведения о котором в редких энциклопедиях имеются. Наполеон Орда служил Польше, которая во все времена, в том числе и настоящее, является одним из основных полигонов, с которого ведется борьба против белорусского государства.

Выставлять же национальными героями, радетелями за белорусский народ магнатов Радзивиллов - то же самое, что представлять национальными героями России Березовского и Абрамовича.

Мы обычно сетуем, что очень мало сохранилось древних западнобелорусских памятников - писем, книг, актов, летописей. Так в этом большая «заслуга» Георгия Радзивилла по прозвищу «Сиротка». Его имя навсегда войдет в историю как палача древних памятников культуры. «Сиротка», как и магнаты Мацеевский и Гроховский, израсходовали огромные средства на поиски, а затем приобретение русских книг, рукописей, которые потом сжигали. Прославились они и тем, что разрушали русские типографии.

И если подобная печальная участь постигла за редким исключением не все древние памятники западнорусской культуры, то благодаря известной деятельности архиепископа Георгия. Достаточно сказать, что к концу жизни его личная библиотека насчитывала 1269 ценнейших книг и 241 экземпляр рукописей и документов. Мы же не знаем еще, сколько книг уничтожено в пожаре архиерейского дома.

Януш Радзивилл, подобно Вильгельму Кубе, является палачом белорусского народа. В отместку за то, что население Белоруссии поддержало восстание Богдана Хмельницкого, карательная экспедиция под его командованием с неслыханной жестокостью в 1648 году вырезала поголовно все население Пинска и других городов Южной Беларуси.

Ни одна еще круглая дата ни со дня рождения, ни со дня смерти Георгия Конисского не была отмечена на государственном уровне. Прошло незамеченным 200-летие со дня его смерти в 1995 году. Такая же участь может постигнуть и 300-летнюю годовщину со дня его рождения в 2017 году.

На знаменитом памятнике, сооруженном в Новгороде в честь 1000-летия России, на котором помещены барельефы самых-самых знаменитых 106 исторических личностей, прославивших Отчизну, мы находим и барельеф святителя Георгия Конисского.

Могилевщина должна гордиться, что на ее земле жил и творил, отдал все силы и жизнь для процветания белорусского народа святитель Георгий Конисский. Не откладывая в долгий ящик, следует начать подготовку по празднованию на государственном уровне 300-летия со дня его рождения. Масштаб работы настолько велик, что личностными усилиями одиночек его не осилить.

Иван Мартынов

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!