Расписание служб храма игоря черниговского в переделкино. Уникальные купола - храм князя игоря черниговского в переделкино

Память святого и благоверного великого князя Игоря Черниговского празднуется Церковью дважды в году: 18 июня (5 июня по старому стилю) и 2 октября (19 сентября по старому стилю).

Храм святого благоверного князя Игоря Черниговского - соборный храм в посёлке Переделкино в Москве в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. (г.Москва, ул.Лазенки 7-я, д.42. Проезд: от пл. Переделкино по ул 5-я Лазенки, не доходя Переделкинского кладбища с правой стороны возле дороги.)

Здесь проживает схиархимандрит Илий (в миру Алексей Ноздрин) - духовник братии Оптиной пустыни, личный духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В православной среде считается «одним из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени».

Перед храмом на площади установлен памятник великому князю Игорю, а также святителю Филиппу. Оба святых стали жертвами политической борьбы. Памятник символизирует их единство, силу духа в трагические моменты российской истории. В июне 2013 года памятник был освящен.

Князь-мученик Игорь Черниговский жил в первой половине XII века (он умер в 1147 году) , когда Русскую землю сотрясали жестокие междоусобицы. Жертвой одной из таких междоусобных войн он и стал.

Именем святого Игоря был назван его родной племянник - князь новгород-северский и черниговский Игорь Святославич, будущий герой памятника литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве».

Митрополит Филипп II (в миру Фёдор Степанович Колычёв) - епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного.

Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч-Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.

Перед входом постоянно стоит вот такая машина - голубая «Волга» ГАЗ-21 с оленем. Чья это машина, я не знаю.

В давние времена в этих местах располагалась деревушка Спасское-Лукино. С того времени чудом уцелели некоторые памятники архитектуры, имеющие большое историческое значение. Одним из таких бесценных памятников является Преображенская церковь.

В XVII веке храм в Переделкино (Спасское-Лукино) стали окружать крестьянские избы. Вскоре это местечко назвали Переделкой. Село Лукино стало центром вотчины.

Церковь Спаса Преображения впервые упоминается в 1646 году. К началу XVIII века в документах описываются уже две церкви - в том числе и Спасская.

В начале XIX века многие подмосковные поселения значительно пострадали от варварского разорения французами. В Лукине пожаром было уничтожено много дворов крестьян и усадебный дом. Остается загадкой, почему французы пощадили храм в Переделкино. Несмотря на то, что часть из имущества похитили, наиболее ценные реликвии были сохранены, благодаря настоятелю Иоанну Яковлеву, который успел главные реликвии закопать в землю.

В 1815 году в селе построили каменную Спасо-Преображенскую церковь. Это здание считается ярким образцом классицизма. Когда усадьба стала принадлежать Боде-Колычеву, облик строения изменился. На здании появились художественные элементы храмового искусства XVII века.

После Революции святыня, как ни странно, не была уничтожена. В 1924 году собирались закрыть храм, уже было принято соответствующее решение, однако по каким-то причинам этого не сделали.

В 1952 году в Переделкино произошло торжественное событие. Это историческое место стало официальной резиденцией Патриарха всея Руси, который, надо сказать, полюбил это место всей душой. Создание резиденции Патриарха словно вдохнуло новую жизнь в Переделкино. Храм Преображения Господня был отремонтирован. Неподалеку от него появилось кладбище. На фото ниже мы видим вход на кладбище - слева от автомобильной парковки.

Церковь Спаса Преображения в Переделкино с 1991 года стала подворьем Патриарха. Мы видим эту церковь на фото ниже. А тот роскошный храм, который мы видели раньше, это и есть Храм святого благоверного князя Игоря Черниговского. Но он - новодел.

Идея строительства новой церкви неподалеку от Патриаршей резиденции - заслуга Патриарха Алексия II. Он утвердил оригинальный проект в 2005 году и принял решение освятить храм во имя князя Игоря Черниговского и Киевского. Алексий II лично выбрал лучшее место и благословил начало возведения храма.

После четырех лет упорной работы лучших мастеров Переделкино украсил изысканный храм-терем, который сочетает в себе элементы многих стилей русской архитектуры.

Фарфоровые главы разных цветов увенчаны крестами огромных размеров. Фасады, отделанные яркой насыщенной майоликой, дарят ощущение радости. Храм высится на пригорке, и его оригинальная форма, свежесть и необычность архитектурного решения неизменно притягивают к себе взоры гостей.

Переделкино теперь по праву гордится храмом, построенным в наше время. Внутреннее убранство его необычно по художественному решению и по форме. Оно дарит необыкновенное ощущение распахнутости и простора, легкости и широты, наполненности радостью и светом.

Смысловой центр храма в Переделкино - белоснежный, с позолотой керамический иконостас. С ним великолепно гармонируют киоты с образами, выполненные в том же стиле. Пояса орнамента визуально делят стены на секторы, подчеркивая их белизну, и добавляя нотку сказочности.

В январе 2010 года Святейший Патриарх освятил камень, заложенный в основание храма в Переделкино.

17 июня 2012 года соборный храм Игоря Черниговского в Переделкино был освящен, и отслужена первая литургия.

Церковь рассчитана на 1200 прихожан. Так же, как кафедральный Храм Христа Спасителя, собор в Переделкино имеет стилобатную и цокольную части.

Авторы, проектировавшие фарфоровые купола, долго искали решение, казалось бы, неразрешимой задачи - как можно создать оригинальные маковки церкви, которые бы кардинально отличались от других и при этом были бы надежны и долговечны.

Центральный купол храма имеет диаметр 10 метров. Основной его цвет ярко-синий, отлично сочетающийся с другими красками.

К храму прилегает парково-садовый ансамбль, с уцелевшей каким-то чудом частью старинного здания и обелиска, посвященного знаменитым личностям из боярского рода Колычевых, к которому принадлежал Филипп - предстоятель Православной Церкви Руси в XVI веке.

Это один из наиболее почитаемых и любимых святых в нашей стране. Потомки святителя, Колычевы, сделали собственное имение и храм местом поклонения памяти этого Святого угодника.

Я точно не знаю, но полагаю, что схиархимандрит Илий проживает именно в этом доме.

По конец мы обойдём этот храмовый комплекс по периметру.

Сразу позади резиденции мы видим яблоневый сад и группу коттеджей, обнесенную колючей проволокой, по которой, возможно, пропущен ток. Камеры видеонаблюдения фиксируют любое движение.

Кто живёт за этим забором, мне неведомо. Когда мы приблизились к воротам, из будки моментально вышла пара огромных охранников. Вопросы им мы задавать не стали.

Налево - посёлок, где находится дом-музей Булата Окуджавы. А мы завернули направо. Здесь расположены всякие увеселительные заведения. Например, сельпо.

А напротив - озеро с прилепившимися коттеджами по периметру. Это и есть само Переделкино.

О посещении дома-музея Булата Окуджавы я рассказывал

В настоящее время во владении Патриарха Московского и всея Руси и священного Синода находится три резиденции. Но особенно знаковым местом для верующих является резиденция Патриарха Кирилла в Переделкино.

Место пребывания Патриарха в летний период – усадьба Лукино в селе Спасское-Лукино, ранее принадлежавшая старинному дворянскому роду Колычевых. Эта земля с ее историческими памятниками была передана в пользование российской Православной церкви в 1952 г. в качестве подарка на 75-летний юбилей Патриарха Алексия I. Сейчас здесь располагается Центр Православного наследия и культуры – место сосредоточения научно-богословских, духовно-просветительских и музейных сил страны.

Это место можно назвать своеобразной официальной дачей епархиального архиерея. Здесь в летний период времени устраиваются приемы, а в Храмах, расположенных на территории комплекса ежедневно проходят церковные службы. Патриарх Кирилл проводит здесь время с мая по сентябрь, а предшествующий ему отец Алексий II жил здесь постоянно и очень любил это сказочное место.

Первая церковь на этом месте была построена еще в 15 веке на средства бояр Колычевых, из рода которых нам известен митрополит Филипп, призванный Иваном Грозным в Москву для духовного наставничества. В середине 17 века ее сменил деревянный храм Спаса Преображения Господня. В начале 19 века здание было выложено из камня. Сегодня Храм является центром культурно-исторического комплекса в Переделкино. Общий размер всей территории, находящейся в ведении РПЦ – 30 га. На этой земле помимо главного храма расположились патриаршее подворье, Собор святого князя Игоря Черниговского и Киевского, два памятника – Князю Игорю и митрополиту Филиппу, Храм Воскресения Господня, мемориальное кладбище, на котором захоронены такие выдающиеся деятели как Борис Пастернак, Корней Чуковский, Андрей Тарковский и другие. На территории функционирует воскресная школа, есть молодежный клуб, библиотека.

Резиденция Патриарха Кирилла в Переделкино, официальный сайт:

Усадьба Лукино в Переделкино является излюбленным местом посещения среди верующих потому, что здесь служит духовный наставник Патриарха Кирилла – знаменитый старец отец Илий. Со всей страны к нему желают попасть на беседу, нуждающиеся в помощи, совете, исцелении, получении благословения. Его молитва считается просветленной и обладает двойной силой.

June 16th, 2017


Всего 65 фото

Обычно мы используем слово «новодел» для того чтобы обозначить не только то, что скажем храм или историческое здание воссозданы или построены только что, но и то, что раз новодел, значит это слово означает ширму, декорацию, подделку облика исторического архитектурного объекта и демонстрируем в конечном счете свое некоторое пренебрежение к нему. Очень часто новоделы действительно раздражают и вызывают ощущение отторжения. Иногда даже появляется скорая мысль, - лучше бы оставили как было, чем воссоздавали вот так, зачастую просто разрушая памятник до основания и отливая бетоном его несущие конструкции. Кроме того, человек часто бессознательно ощущает «неправду», - такие объекты становятся для созерцателя не интересными, как бы «неживыми». Много еще должно пройти времени, чтобы такой храм наполнился человеческими эмоциями, духовной силой и благодатью. Но бывают и исключения.

Таким исключением, по моему мнению, является Церковь Святого Игоря Черниговского в Ново-Переделкино. О ней и пойдет здесь речь. Хоть этот храм и есть тот самый новодел, но ощущается он цельным, наполненным красотой и величием. Современные зодчие смогли создать уникальный завораживающий индивидуальный образ Черниговского собора, что вызывает внешне явный позитивный отклик в душе. Приступим же к подробнолму осмотру собора и узнаем его историю.

Очень хотелось сделать фотографии этого храма в летнем контексте - голубое небо, белые кучевые облака и прочее... Уникальные фарфоровые купола и элементы отделки церкви заиграли бы в полную духовную силу. Но, лето у нас в этом году как и весна были не совсем комортными, вот как и сейчас на всех этих фото ниже. Непонятно, пойдет дождь или нет!?) Ну, это лирика. Теперь о самом храме.

Переделкино вековыми узами связанно с духовной культурой, историческими событиями и выдающимися личностями России и находится на территории древнего села Спасское-Лукино, где чудом сохранились памятники архитектуры и культуры, имеющие важное национальное значение. Среди них уникальный соборный храм в честь святого князя Игоря Черниговского и Киевского, который был построен в подмосковном Переделкино на территории резиденции Патриарха Кирилла.
02.

В XVII веке деревянный храм Преображения в Переделкино (Спасское-Лукино) уже существовал. Вокруг него стали строиться крестьянские избы. Вскоре это местечко назвали Переделкой. Село Лукино стало центром вотчины. Церковь Спаса Преображения впервые упоминается в 1646 году. К началу XVIII века в документах описываются уже две церкви - в том числе и Спасская.
03.

Деревянный Спасский храм в Переделкино имел пристроенную к нему каменную церквушку, которую освятили во имя Дмитрия Ростовского. В начале XIX века многие подмосковные поселения значительно пострадали от варварского разорения французами. В Лукине пожаром было уничтожено много дворов крестьян и усадебный дом. Не выяснено, почему французы пощадили храм в Переделкино. Несмотря на то что часть из имущества похитили, наиболее ценные реликвии были сохранены, благодаря настоятелю Иоанну Яковлеву, который успел главные реликвии закопать в землю.


В 1815 году в селе построили каменную Спасо-Преображенскую церковь. Это здание считается ярким образцом классицизма. Когда усадьба стала принадлежать Боде-Колычеву, облик строения изменился. На здании появились художественные элементы храмового искусства XVII века. От той постройки до нашего времени «дожил» килевидный портал, царские врата и иконостас XVII века. Настенная живопись, хоры относятся к 1950 году.
04.

После Революции святыня (как ни странно) не была уничтожена. В 1924 году собирались закрыть храм, уже было принято соответствующее решение, однако по каким-то причинам этого не сделали. В 1952 году в Переделкино произошло торжественное событие. Это историческое место стало официальной резиденцией Патриарха всея Руси, который, надо сказать, полюбил это место всей душой. Создание резиденции Патриарха словно вдохнуло новую жизнь в Переделкино.

В настоящее время здесь проживает схиархимандрит Илий (в миру Алексей Ноздрин) - духовник братии Оптиной пустыни, личный духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Среди верующих считается «одним из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени».
05.

Среди икон этого храма следует особо отметить Нерукотворный образ Спаса, подаренный храму Святейшим Патриархом Алексием I. Этот чудотворный образ, находящийся ныне в алтаре, в XVIII в. принадлежал семье князей Долгоруковых, и из надписи на обратной стороне иконы известно, что она во время моровой язвы в Киеве в 1770 году спасла от смерти инокиню Фроловского монастыря - мать князя М.И. Долгорукова и ее келейниц.
06.

07.

Храм Преображения Господня был отремонтирован. Неподалеку от него появилось кладбище. Здесь нашли вечный покой многие известные люди - священнослужители, писатели (К. Чуковский, Б. Пастернак и другие). Спасо-Преображенская святыня с 1991 года стала подворьем Патриарха.

Замечательная идея строительства церкви неподалеку от Патриаршей резиденции - заслуга Патриарха Алексия II. Он утвердил оригинальный проект в 2005 году и принял решение освятить храм во имя князя Игоря Черниговского и Киевского. Алексий II лично выбрал лучшее место и благословил начало возведения храма.
08.

После четырех лет упорной работы лучших мастеров новый изысканный храм-терем украсил окрестности в Переделкино. Храм сочетает в себе элементы многих стилей русской православной архитектуры.
09.

10.


11.

Святой благоверный князь Игорь Черниговский

Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все - правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца - святого Мстислава Великого (+ 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название "Мономашичи"). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного за свою горькую судьбу "Гори-славичем". Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава (+ 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
12.

Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.
13.

В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: "Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав - брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю".

Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. "Не хотим быть в наследстве", - решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.
14.


Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.
15.

В "порубе" (холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было "вырубить" его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Многие думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Однако князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время "в слезах и молитве".

16.

Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.
17.

Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося перед иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир Игоря до двора матери своей, ...и стали бить Владимира". Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях" (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и "повергли на торгу".

Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева. В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе. Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры.

18.

Перед храмом на площади установлен памятник великому князю Игорю, а также святителю Филиппу (фото выше). Оба святых стали жертвами политической борьбы. Памятник символизирует их единство, силу духа в трагические моменты российской истории. В июне 2013 года памятник был освящен.
19.

Открыт сейчас восточный портал собора.
20.


21.

Внутреннее убранство собора необычно по художественному решению и по форме. Оно дарит необыкновенное ощущение распахнутости и простора, легкости и широты, наполненности радостью и светом. Смысловой центр храма в Переделкино, как впрочем, во всех православных храмах - белоснежный, с позолотой керамический иконостас. С ним великолепно гармонируют киоты с образами, выполненные в том же стиле. Пояса орнамента визуально делят стены на секторы, подчеркивая их белизну, и добавляя нотку сказочности.
22.


23.

Церковь рассчитана на 1200 прихожан.
24.

Так же, как кафедральный Храм Христа Спасителя, собор в Переделкино имеет стилобатную и цокольную части. Авторы, проектировавшие фарфоровые купола, долго искали решение, казалось бы, неразрешимой задачи - как можно создать оригинальные маковки церкви, которые бы кардинально отличались от других и при этом были бы надежны и долговечны.
25.

Фарфоровые главы разных цветов увенчаны крестами огромных размеров. Фасады, отделанные яркой насыщенной майоликой, дарят ощущение возвышенной радости. Храм высится на пригорке, и его оригинальная форма, свежесть и необычность архитектурного решения неизменно притягивают к себе взоры гостей.
26.

27.


28.

В январе 2010 года Святейший Патриарх освятил камень, заложенный в основание храма в Переделкино. Строила храм известная "Балтийская строительная компания" (ЗАО). 17 июня 2012 года соборный храм Игоря Черниговского в Переделкино был освящен, и отслужена первая литургия.
29.


30.

31.


32.


33.


34.


35.


Центральный купол храма имеет диаметр 10 метров. Основной его цвет ярко-синий, отлично сочетающийся с другими красками.
37.

К храму прилегает парково-садовый ансамбль, с уцелевшей каким-то чудом частью старинного здания и обелиска, посвященного знаменитым личностям из боярского рода Колычевых, к которому принадлежал Филипп - предстоятель Православной Церкви Руси в XVI веке.
38.

Это один из наиболее почитаемых и любимых святых в нашей стране. Потомки святителя, Колычевы, сделали собственное имение и храм местом поклонения памяти этого Святого угодника.

Немного сирени в тему...)
39.


С южной стороны собора находятся строения Патриаршего двора. Двор очень большой по площади...
42.

С севера от храма можно увидеть примечательный стилизованный дворец в псевдорусском стиле.
Возможно это гостиница Подворья.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Немногие места Подмосковья имеют такую известность, как Переделкино, которое вековыми узами связанно с духовной культурой, историческими событиями и выдающимися личностями России. Переделкино находится на территории древнего села Спасское-Лукино, где сохранились памятники архитектуры и культуры, имеющие важное национальное значение. Среди них следует особо выделить храм Спасо-Преображения.

К этой церкви прилегает садово-парковый ансамбль с уцелевшей частью старинного дома и обелиском, посвященным знаменитым личностям из древнего рода бояр Колычевых, к которому принадлежал святитель Филипп, предстоятель Русской Православной Церкви в XVI веке. Святитель Филипп всегда был одним из самых любимых святых в нашем отечестве, а его потомки Колычевы — свое имение и храм в Переделкино сделали местом особого почитания этого угодника Божьего.

Правительство страны передало Московской Патриархии бывшую усадьбу Колычевых для обустройства при ней резиденции Патриархов Московских и всея Руси. Благодаря этому значимому событию Переделкино суждено было стать крупнейшим центром православного наследия в России.

Во второй половине XVII века, местность около Спасо-Преображенского храма заселили крестьянами, и она получила название Переделка. Центром же старинной дворянской вотчины было село Лукино на реке Сетунь.

Первые сведения о храме относятся к 1646 году, но в конце XVII века в документах уже упоминались две деревянные церкви в селе Лукино: первая — во имя Преображения Господня, вторая — Иоанна Предтечи с приделом Воздвижения Креста Господня. В селе Лукино, как это обыкновенно бывало в большой вотчине, кроме владельческого дома с многочисленными дворовыми строениями и садом, находились конный и скотный дворы и другие хозяйственные постройки.

Деревня Переделка в то время принадлежала к сельцу Измалково, которое с 1707 года стало самостоятельной усадьбой по соседству с селом Лукино.

Приходской деревянный однопрестольный храм во имя Спаса Преображения имел приписную каменную церковь, возведенную в 1760-х годах в усадьбе при сельце Измалково, освященную во имя святителя Димитрия Ростовского.

В конце XVIII века село Лукино вошло в состав учрежденного по указу императрицы Екатерины II Звенигородского уезда Московской губернии.

В 1812 году французские войска, захватившие Москву, подвергли огню и опустошению многие подмосковные деревни. Не миновало разорения и село Лукино: здесь сгорели барский усадебный дом и больше половины крестьянских дворов, (из 31 был сожжен 21 двор).

Такой же участи подверглись соседние селения Измалково, Федосьино и Орлово. Здание Спасо-Преображенского храма не пострадало. Часть церковного имущества похитили вражеские мародеры, но самое ценное сохранилось, благодаря настоятелю церкви священнику Иоанну Яковлеву, который закопал его в землю.

Строительство новых церквей в звенигородских вотчинах — селах Лукино и Акулово относится ко времени после Отечественной войны. Храмозданную грамоту на возведение трехпрестольной каменной церкви в селе Лукино выдал в 1815 году управляющий Московской епархией епископ Дмитровский Августин (Виноградский).

В 1816 году были освящены приделы церкви во имя святых апостолов Петра и Павла и святой великомученицы Варвары. В 1819 году викарий Московской епархии епископ Дмитровский Лаврентий (Бакшевский) по благословению Митрополита Московского и Коломенского Серафима (Глаголевского) освятил главный престол Спасо-Преображенского храма.

В архиве сохранилось описание храма, датированное 1821 годом. В нем говорится: «Церковь каменного здания, крыта железом и окрашена краской, глава на ней обита жестью с позлащенными звездами, при ней колокольня каменная. На колокольне 5 колоколов, церковь обнесена каменной оградой, трапеза от настоящей церкви отделена стеклянной аркой».

По своим архитектурным характеристикам Спасо-Преображенская церковь в Лукино, также, как и подмосковные храмы в селах Черкизово на Сходне, Болычево, Карачарово, Поречье, Покровское, Акулово относится к памятникам зрелого классицизма.

В 1853 году усадьба в селе Спасском-Лукино переходит к барону Михаилу Львовичу Боде (1824—1888 гг.), с именем которого связан новый облик Переделкино и Спасо-Преображенской церкви.

В XIX веке по мужской линии род Колычевых пресекся, и мать М.Л. Боде — Н.Ф. Колычева была последней представительницей этого, одного из самых знаменитых и древних родов нашего отечества. М.Л. Боде с Высочайшего позволения принял фамилию и герб Колычевых и стал именоваться бароном Боде-Колычевым. На средства семьи Боде были построены под Москвой в подольской усадьбе «Мещерское» каменная церковь в «русском стиле» во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а также отдельная каменная часовня, со склепом, где покоились родители Михаила Львовича усопшие Л.К. Боде и Н.Ф. Боде, урожденная Колычева. Эти останки в 1 867 году с разрешения митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) были перенесены в село Лукино и поставлены во вновь построенной часовне-крипте, подле церкви.

Интерес к древнерусской культуре Михаил Львович Боде вынес из детства. Его отец Лев Карлович по высочайшему повелению императора осуществлял надзор за реставрационными и строительными работами в Кремле. Детские и юношеские впечатления Михаила Боде укрепились в зрелом возрасте, особенно под воздействием домашнего учителя известного русского филолога и иконоведа Ф.И. Буслаева.

Любовь к родной старине, истории и культуре отразилась на всем жизненном укладе Михаила Львовича и проявилась в его идее создания усадебно-паркового ансамбля в «русском стиле» в Переделкино, как памятника истории боярского рода Колычевых.

М.Л. Боде-Колычев особо почитал выдающегося иерарха Русской Церкви митрополита Филиппа (Феодора Ивановича Колычева, 1507-1569 гг.), канонизированного в 1652 году.

Святитель Филипп митрополит Московский и всея Руси был предстоятелем русской православной церкви в царствование Иоанна Грозного. Он принадлежал к роду Колычевых — одному из самых древних и знатных боярских родов Московского государства. В 1537 г. молодой боярин тайно покинул Москву, ушел в Соловецкий монастырь и, не открывая своего происхождения, поступил в послушники. За свою праведную богоугодную жизнь в 1548 г. инока Филиппа поставили игуменом монастыря. Строгий аскет и подвижник игумен Филипп стяжал не только огромный духовный авторитет, но и стал образцовым хозяином. При нем был возведен и освящен новый главный каменный собор в честь Преображения Господня, а также вместо деревянного Успенского собора, построен каменный. На островах и в поморских вотчинах этой знаменитой обители им были сделаны удивительные преобразования. В суровом северном крае на каменистой почве острова при игумене Филиппе стали выращивать невиданные до того времени овощи и садовые деревья. Он устроил сеть каналов между многочисленными озерами острова, поставил на них мельницы, а также построил множество новых сооружений, а старые значительно усовершенствовал.

Постепенно деятельность Соловецкого игумена приобрела всеобщую известность, и в июле 1566 г. царь Иоанн Грозный вместе с освященным собором стал «понуждать» Филиппа принять митрополичий сан. Игумен согласился стать предстоятелем Русской Православной Церкви лишь при условии сохранения за собой права протеста против всех безнравственных и противоречащих христианским законам явлений, таких как массовые расправы опричников.

Первый год святительства Филиппа прошел вполне благоприятно. Царь успокоился, и неистовства опричников прекратились, но уже в 1567 г. возобновились казни невинных людей: столица была залита кровью. Зверства опричников и жестокость самодержца терроризировали всю Москву. Свои ходатайства за опальных святитель начал с бесед наедине с Иоанном IV, но их встреча не принесла результата.

Тогда митрополит решился на всенародное обличение царя.

22 марта 1568 г. в Успенском соборе Кремля Филипп обратился к Иоанну Грозному с речью, в которой напомнил ему о долге христианина, об ответственности перед судом Божьим за кровопролитие и беззакония. В другой раз, когда царь пришел на богослужение в Успенский собор, митрополит отказался его благословить и снова стал обличать государя. Эти поступки вызвали ярость грозного самодержца, и он решил избавиться от святителя. 8 ноября 1568 г., во время литургии в Успенский собор явились опричники, сняли с митрополита Филиппа архиерейское облачение и одели его в простую монашескую одежду.

Святой был сослан в Тверской Отрочь монастырь, а спустя год нечестивый царь приказал его убить. Он послал опричника Малюту Скуратова, и тот задушил святителя во время молитвы. В 1591 году мощи мученика Филиппа перевезли из монастыря Отроча на Соловки, а в 1652 году, во время царствования Алексея Михайловича, они были торжественно перенесены в Москву и положены в Успенском соборе Кремля.

В память об этом знаменательном событии барон М.Л. Боде-Колычев в своей усадьбе Лукино соорудил часовню из больших булыжных камней, специально доставленных из Соловков, и установил в ней памятный крест, точную копию того креста, который стоял на месте встречи мощей святого на Крестовой Заставе царем Алексеем Михайловичем. Часовня была расписана сюжетами из жития святителя Филиппа, и в ней находилась копия любимой иконы святого — Запечной Божьей Матери и камень из соловецкой могилы митрополита.

Икона Божией Матери «Утоли моя печали»

В усадьбе за «боярскими воротами» М.А. Боде-Колычев поставил обелиск, на котором золотыми буквами написаны имена его знаменитых предков, отдавших свою жизнь за русскую землю. В течение многих лет Михаил Львович тщательно собирал архивные источники, материальные предметы, реликвии по истории рода бояр Колычевых, которые впоследствии вошли в уникальный родовой музей-архивохранилище, здание которого было построено специально в дворцово-мемориальном ансамбле.

В 1869 году к имению М.Л. Боде-Колычева, ставшего гормейстером императорского дворца, провели новую экипажную дорогу. С возведением новых усадебных построек в 1860-1870 годах возникла необходимость в переустройстве Спасской церкви. Особое почитание Святителя Филиппа митрополита Московского выразилось в устройстве северного придела, проект которого датируется 1883 годом. Другой придел, устроенный одновременно с Филипповским, освятили во имя Николая Чудотворца. Таким образом, Спасо-Преображенский храм стал пятипрестольным (по данным «Метрики» 1887 г.). Филипповский придел с галереей-папертью увенчался трехглавием.

В 80-е годы XIX века к храму были пристроены два крыльца в стиле русской архитектуры XVII века, устроены новые и переделаны старые главы на церкви и приделах, две из которых получили витые формы глав собора Покрова на Рву (Василия Блаженного). Изменилась и форма купола высокой четырехярусной колокольни. На южной стороне церкви была построена часовня, с почитаемой Иверской иконой Божией Матери. Фасады храма богато украсились кирпичными, белокаменными и керамическими (изразцовыми) деталями. Особенно интересны хорошо сохранившиеся до наших дней изразцы с рельефными изображениями креста и птиц. Снаружи в киотах помещались живописные изображения святых угодников, а стены и своды внутри храма заново расписаны.

Центральный иконостас был сделан из дуба, и стал пятиярусным. Его украсили иконы старого письма и древние расписанные еще в XVII веке царские врата с великолепными иконами. Нельзя не отметить роли, которую сыграл в создании церковного ансамбля в усадьбе Колычевых известный художник-археолог, признанный знаток древней Руси, один из основателей национального направления в русском искусстве Ф.Г. Солнцев.

Главный деревянный двухэтажный усадебный дом Боде-Колычевых соединялся особой каменной двухэтажной галереей с домовым храмом святителя Филиппа, построенным в 80-е годы над склепом-усыпальницей рода Боде-Колычевых, а из Филипповской церкви к приходской Спасо-Преображенской вела деревянная галерея.

М.Л. Боде-Колычев скончался в Москве в марте 1888 года, и был похоронен в фамильной усыпальнице. Имение перешло во владение его жене баронессе Александре Ивановне Боде-Колычевой, урожденной Чертковой, а затем их дочери графине Наталье Михайловне Соллогуб, урожденной Боде-Колычевой.

После смерти замечательного храмостроителя М.Л. Боде-Колычева церковнослужители начинают испытывать трудности по содержанию храма. Поэтому в 1903 году причт церкви с разрешения Московской Духовной Консистории начинает сдавать в аренду церковную землю. Клиром было заключено два договора аренды на 12 лет с господином Ф.И. Бельмер и мещанином Е.И. Смирновым. При этом арендаторы обязались «не открывать ни трактирных, ни питейных заведений» на церковной земле. Во второй половине XIX века по сведениям Межевой канцелярии Спасо-Преображенский храм имел более 26 десятин пахотной и сенокосной земли.

В буре революционных событий и гражданской войны усадьба в селе Лукино, как и многие другие дворянские имения, сильно пострадала: сгорел главный двухэтажный дом поместья, был практически уничтожен домашний музей рода Колычевых с уникальной коллекцией исторических реликвий. Такая же судьба постигла при советской власти родовой архив Колычевых. Большинство предметов искусства вывезли и распределили в разные государственные хранилища, нарушив тем самым цельность собрания Боде-Колычевых. Многое из национализированного имения было похищено или уничтожено, а территория усадьбы поделена под распашку и застройку, в том числе и часть исторического парка. В доме Колычевых разместилась детская колония Хамовнического района Москвы. Церковь Святителя Филиппа, как домовый храм, закрыли по январскому декрету 1918 года.

Храм Спаса Преображения оставался действующим приходским храмом на территории Козловской волости, позже Кунцевского района Московской области. В 20-е годы при создании в Переделкино интерната старых большевиков возникла опасность закрытия Спасо-Преображенской церкви, о чем было принято решение Кунцевским райисполкомом, но храм так и не был закрыт. Лишь 10 лет, до 1949 года богослужение в церкви совершалось не регулярно. К счастью за эти годы храм не был разграблен. В годы лихолетья Спасо-Преображенский храм оставался одним из немногих действующих в Московской области. Благолепие церкви, уставная служба и священнослужители-монахи Троице-Сергиевой Лавры привлекали к этому храму множество прихожан как из окрестных селений, так и из Москвы.

Спасо-Преображенскую церковь посещали выдающиеся представители русской культуры, многие из которых проживали на дачах в поселке писателей «Переделкино». Под впечатлением благолепия и красоты Спасо-Преображенского храма в Переделкино был написан замечательный цикл стихотворений Б.Л. Пастернака, вошедший в роман «Доктор Живаго», за который автор получил Нобелевскую премию.

Новый важный этап в истории Спасо-Преображенского храма начался в 1952 году. По случаю 75-летнего юбилея Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) правительство предоставило Московской Патриархии под резиденцию территорию бывшей усадьбы Колычевых с уцелевшим зданием под названием «Боярские ворота» и примыкающие к нему постройки. На территории резиденции в парке сохранился и обелиск Колычевым.

Патриарх Алексий I очень полюбил Переделкино. В течение почти 20 лет он постоянно жил и работал в этой загородной резиденции и здесь в 1971 году в возрасте 93-х лет скончался. При патриархе Алексии I здание «Боярские ворота» было значительно расширено, а перед Спасо-Преображенским храмом устроено кладбище, на котором были захоронены митрополит Кировоградский и Николаевский Нестор Анисимов (09.11.1884 — 04.11.1962 гг.), митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим Свиридов (21.12.1887 — 10.08.1963 гг.), протопресвитер Николай Колчицкий (1890 — 1961 гг.) и ряд других известных священнослужителей и деятелей православной церкви.

Совсем недавно в ноябре 2001 года на погосте перед храмом была погребена Л.К. Колчицкая. Она еще со времени хрущевских гонений на церковь была сотрудницей канцелярии Патриархии. Ее отпевание в храме Христа Спасителя совершил Святейший Патриарх Алексий II, а литию на могиле — настоятель Патриаршего подворья архимандрит Владимир Зорин. Отпевание Л.К. Колчицкой самим предстоятелем Русской Православной Церкви стало ясным свидетельством трогательной заботы и уважения Патриарха Алексия II к простому человеку, который своим самоотверженным, подвижническим трудом в течение всей своей жизни праведно и преданно послужил Церкви.

В ста метрах от храма расположено поселковое переделкинское кладбище, где захоронены всемирно известные писатели Б.Л. Пастернак, К.И. Чуковский, А.А. Тарковский и многие другие деятели культуры. В самом писательском поселке «Переделкино», основанном А.М. Горьким, открыты для посетителей литературные мемориальные музеи Б.Л. Пастернака и К.И. Чуковского.

Но главной достопримечательностью Переделкино всегда была и остается Спасо-Преображенская церковь и, разумеется, резиденция Святейшего Патриарха.

С 1952 до 1975 года храм Спасо-Преображения в Переделкино был подворьем Троице-Сергиевой Лавры. 17 апреля 1975 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил передать Спасо-Преображенский храм для подворья Афонскому Русскому монастырю святого великомученика Пантелеимона. Таким образом храм в Переделкино стал островком этой святой обители в России. В Спасо-Преображенской церкви особо почитают Иверскую икону Божьей Матери афонского письма. Чудотворный образ Иверской иконы Божией матери привезен со Святой горы Афон из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря в 1975 г. Икона находится в часовне, пристроенной к зданию храма с южной стороны.

В январе 1991 г. афонское подворье было переведено в центр Москвы в храм великомученика Никиты на Швивой горке, а храм Спаса Преображения в Переделкино получил статус Патриаршего подворья.

После избрания Патриархом Московским и всея Руси Алексия II в мае 1990 года в Спасо-Преображенском храме в Переделкино, как и во всей Русской Православной Церкви произошли весьма важные перемены.

Было решено построить вблизи храма в Переделкино большой комплекс зданий Русской Православной Церкви: крупный Научно-богословский центр, общедоступный музей Русской Православной Церкви, и целый ряд других сооружений. Для реализации этого проекта необходимо было создать Генеральный план и концепцию развития прилегающей к храму территории, освободить участки земли от деревенских жилых и хозяйственных построек, оформить землеотводы и выполнить множество других сложных организационных работ. Положение крайне осложнялось еще и тем, что вокруг храма уже начиналось строительство коммерческими структурами нескольких панельных блочных жилых домов и коттеджного поселка. Для их возведения было завезено множество железобетонных конструкций. Такое утилитарное использование историко-культурной заповедной зоны привело бы к неминуемой утрате уникального облика Переделкино с его замечательным садово-парковым ландшафтом, сделав эту жемчужину Подмосковья заурядным микрорайоном массовой дешевой застройки.

Попечение о возрождении и сохранении историко-культурных и духовных ценностей территории, прилегающей к церкви в Переделкино Святейший Патриарх Алексий II возложил на настоятеля Спасо-Преображенского храма архимандрита Владимира Зорина и А.В. Бугаевского. В результате многолетней работы, поддержанной Правительством Москвы и ее мэром Ю.М. Лужковым, а также губернатором Московской области Б.В. Громовым, были поэтапно решены сложнейшие задачи по сохранению и развитию особо ценной мемориальной территории в Переделкино. Земельный участок Московской Патриархии около Спасо-Преображенского храма увеличился с 2,3 до 30 гектар, приблизительно до тех размеров, которые имел приход до революции. Правительство Москвы отселило из зоны благоустройства вокруг подворья более 600 человек, при этом все семьи получили современные комфортабельные квартиры вместо жилья в ветхих строениях, находившихся в аварийном состоянии. В соответствии с новым Генеральным планом территории, в Переделкино не только для построек Патриархии, но и для оставшихся жителей поселка, а также Геронтологического Центра и Кардиологического санатория прокладываются современные городские коммуникации, вместо старых аварийных.

Правительство Московской области построило новый мост через реку Сетунь и превосходную дорогу от Минского шоссе до Патриаршего подворья, отвечающую самым современным требованиям. Территория старинной усадьбы и парка вокруг храма приведена в образцовый порядок управляющей объединенным хозяйством резиденции Патриарха и церкви Т.Д. Михайловой. Благодаря ее неустанной заботе, внешний облик храма обрел былое великолепие. Его железная кровля была заменена на медную, позолочены все двенадцать куполов, покрашены наружные стены церкви, ветхие двери и окна заменены на дубовые, произведена впечатляющая отделка иконной лавки. Начата и постоянно ведется реставрация внутри храма.

Совсем недавно, с 1998 года по 2000 год были заново написаны сильно пострадавшие от времени фрески Филипповского придела, и в нем установлен новый иконостас. Все эти работы выполнены художником В.А. Греховым за счет спонсорских средств предпринимателя С.А. Михайлова, при попечении настоятеля храма архимандрита Владимира Зорина.

Благодаря финансовой помощи Министерства путей сообщения, Газпрома ведется строительство комплекса зданий Русской Православной Церкви. Под наблюдением игумена Иеронима (Чернышева) завершается возведение крупного центра Православного наследия и 2-х этажного монашеского корпуса, вокруг этих зданий возведена высокая монастырская стена с башнями и другими специальными сооружениями.

Сохранившаяся часть здания «Боярские ворота»

В дальнейшем планируется построить Научно-богословский Центр, крещальный храм, церковно-приходскую школу, часовню и другие службы.

Так в годы Патриаршества Его Святейшества Алексия II и по инициативе этого выдающегося предстоятеля Русской Православной Церкви началась новая славная глава в истории Переделкино. После завершения строительства комплекса уникальных сооружений, Переделкино станет крупнейшим научно-богословским, музейным и духовным центром нашего отечества.
Просмотры (2083)

Подмосковье имеет огромное количество памятных исторических мест. Переделкино - одно из них. Это место хорошо известно не только в России, но и далеко за ее пределами.

Немного истории

В давние времена в этих местах располагалась деревушка Спасское-Лукино. С того времени чудом уцелели некоторые памятники культуры, архитектуры, имеющие большое историческое значение. Одним из таких бесценных памятников является Преображенская церковь.

В XVII веке храм в Переделкино (Спасское-Лукино) стали окружать крестьянские избы. Вскоре это местечко назвали Переделкой. Село Лукино стало центром вотчины.

Церковь Спаса Преображения впервые упоминается в 1646 году. К началу XVIII века в документах описываются уже две церкви - в том числе и Спасская.

Деревянный Спасский храм в Переделкино имел пристроенную к нему каменную церквушку, которую освятили во имя

В начале XIX века многие подмосковные поселения значительно пострадали от варварского разорения французами. В Лукине пожаром было уничтожено много дворов крестьян и усадебный дом. Та же участь постигла и Измалково. Остается загадкой, почему французы пощадили храм в Переделкино. Несмотря на то что часть из имущества похитили, наиболее ценные реликвии были сохранены, благодаря настоятелю Иоанну Яковлеву, который успел главные реликвии закопать в землю.

В 1815 году в селе построили каменную Это здание считается ярким образцом классицизма.

Когда усадьба стала принадлежать Боде-Колычеву, облик строения изменился. На здании появились художественные элементы храмового искусства XVII века. От той постройки до нашего времени «дожил» килевидный портал, и иконостас XVII века. хоры относятся к 1950 году.

Храм Спаса Преображения в Переделкино после революции

После Революции святыня (как ни странно) не была уничтожена. В 1924 году собирались закрыть храм, уже было принято соответствующее решение, однако по каким-то причинам этого не сделали.

Резиденция Патриарха

В 1952 году в Переделкино произошло торжественное событие. Это историческое место стало официальной резиденцией Патриарха всея Руси, который, надо сказать, полюбил это место всей душой. Создание резиденции Патриарха словно вдохнуло новую жизнь в Переделкино. был отремонтирован. Неподалеку от него появилось кладбище. Здесь нашли вечный покой многие известные люди - священнослужители, писатели (К. Чуковский, Б. Пастернак и другие).

Спасо-Преображенская святыня с 1991 года стала подворьем Патриарха.

Храм Игоря Черниговского в Переделкино

Эта замечательная идея строительства церкви неподалеку от Патриаршей резиденции - заслуга Патриарха Алексия II. Он утвердил оригинальный проект в 2005 году и принял решение освятить храм во имя Черниговского и Киевского. Алексий II лично выбрал лучшее место и благословил начало возведения храма.

После четырех лет упорной работы лучших мастеров новый храм получила наша столица, великолепная Москва. Переделкино украсил изысканный храм-терем, который сочетает в себе элементы многих стилей русской архитектуры.

Фарфоровые главы разных цветов увенчаны крестами огромных размеров. Фасады, отделанные яркой насыщенной майоликой, дарят ощущение радости. Храм высится на пригорке, и его оригинальная форма, свежесть и необычность архитектурного решения неизменно притягивают к себе взоры гостей.

Многими историческими памятниками славится Москва. Переделкино теперь по праву гордится храмом, построенным в наше время. Внутреннее убранство его необычно по художественному решению и по форме. Оно дарит необыкновенное ощущение распахнутости и простора, легкости и широты, наполненности радостью и светом.

Смысловой центр храма в Переделкино, как впрочем, во всех православных храмах - белоснежный, с позолотой керамический иконостас. С ним великолепно гармонируют киоты с образами, выполненные в том же стиле. Пояса орнамента визуально делят стены на секторы, подчеркивая их белизну, и добавляя нотку сказочности.

В январе 2010 года Святейший Патриарх освятил камень, заложенный в основание храма в Переделкино.

17 июня 2012 года соборный храм Игоря Черниговского в Переделкино был освящен, и отслужена первая литургия.

Устройство храма

Церковь рассчитана на 1200 прихожан. Так же, как кафедральный Храм Христа Спасителя, собор в Переделкино имеет стилобатную и цокольную части.

Авторы, проектировавшие фарфоровые купола, долго искали решение, казалось бы, неразрешимой задачи - как можно создать оригинальные маковки церкви, которые бы кардинально отличались от других и при этом были бы надежны и долговечны.

Центральный купол храма имеет диаметр 10 метров. Основной его цвет ярко-синий, отлично сочетающийся с другими красками.

К храму прилегает парково-садовый ансамбль, с уцелевшей каким-то чудом частью старинного здания и обелиска, посвященного знаменитым личностям из боярского рода Колычевых, к которому принадлежал Филипп - предстоятель Православной Церкви Руси в XVI веке.

Это один из наиболее почитаемых и любимых святых в нашей стране. Потомки святителя, Колычевы, сделали собственное имение и храм местом поклонения памяти этого Святого угодника.

Памятник Великому князю

Перед храмом на площади установлен памятник великому князю Игорю, а также святителю Филиппу. Оба святых стали жертвами политической борьбы. Памятник символизирует их единство, силу духа в трагические моменты российской истории. В июне 2013 года памятник был освящен.

Великолепный храм в Переделкино является ярким образцом современного храмового зодчества. Труд многих людей, проектировавших и строивших этот храм, вложивших в это святое дело свой талант, душу, молитвы, силы и знания по достоинству оценили простые верующие и священнослужители. Сегодня храм в Переделкино, живописно устремившийся величественными куполами ввысь, привлекает своей красотой внимание и сердца христиан.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!