Новомученики российские 20 века. Настоящие герои ХХ века: новомученики и исповедники Церкви Русской

«ХХ век – век тысячелетия крещения Руси, стал в то же время эпохой жестоких гонений на Русскую Православную Церковь. Разрушение и осквернение храмов, поругание святынь, издевательства над верующими и убийства ни в чем неповинных людей – все это явило собой картину крестного пути Христова, которому последовали тысячи православных людей, оружием которых была их вера. Среди них архиереи и священники, монашествующие и миряне, люди разных сословий, мужчины, женщины и дети». Более 1600 из них, пострадавшие за Христа, ныне прославлены Русской Православной Церковью. Так Русская Православная Церковь принесла Христу «плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века».

День празднования Собора новых мучеников и исповедников Российских, явленных и не явленных миру, но ведомых Богу, совершается 25 января / 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января / 7 февраля.

Сейчас в каждой епархии продолжается работа по сбору сведений о пострадавших за веру, готовятся материалы для канонизации еще не прославленных святых. Для наиболее полного представления о масштабах гонений обратимся к цифрам. В этом нам поможет уникальная База данных, которая существует в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, «За Христа пострадавшие». Сегодня мы предлагаем читателям интервью с ее создателем – заведующим кафедрой информатики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета профессором Николаем Евгеньевичем Емельяновым.

– Николай Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, где и как проводится работа по сбору сведений о пострадавших за веру в ХХ веке?

Сбор сведений о гонениях на Русскую Православную Церковь в ХХ веке ведется в таких крупных центрах, как Синодальная комиссия по канонизации, Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

В Комиссию по канонизации поступают все жития новомучеников, подготовленные в епархиях, они изучаются и либо отправляются на места для доработки, либо выдвигаются на Заседание Священного Синода для проведения канонизации. В собрании Комиссии хранятся жития всех канонизированных святых и тех новомучеников, канонизация которых готовится. Сейчас причислены к лику святых 1596 человек, пострадавших за веру. Комиссия публикует «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века». К 2006 г. вышло три тома: январь, февраль, март, содержащие около 300 житий, а также «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии», составленные под общей редакцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Собрание Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» – результат титанического труда игумена Дамаскина (Орловского) по изучению материалов, связанных с новомучениками, исповедниками и подвижниками благочестия ХХ века. Основная направленность деятельности Фонда – « подготовка исчерпывающих биографических материалов, которые могут лечь в основу канонизации » . Вышли семь томов, в которых описано около 900 биографий-житий, Фонд представлен в Интернет (www . fond . ru ) .

В отличие от Комиссии и Фонда, собирающих сведения о подвижниках, которые уже канонизированы, или канонизация которых готовится, в Базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета собираются сведения обо всех за Христа пострадавших, в том числе и о тех, вопрос о канонизации которых не стоит. Кратко ее можно охарактеризовать как базу данных репрессий по отношению к Русской Православной Церкви в ХХ веке. На основе Базы данных издана монография «За Христа пострадавшие», содержащая более 4000 биографических справок. На 1 января 2007 г. на сайте ПСТГУ (www. pstbi .ru ) представлено 29000 биографий.

Не могли бы Вы подробнее рассказать об особенностях созданной в ПСТГУ базы данных?

Назначение работы, проводимой в ПСТГУ, естественно, имеет свою специфику.

Во-первых, База данных является не только огромным, не вмещаемым ни в какую книгу, набором сведений агиографического и исторического характера, но также представляет собой инструмент для их научного исследования и обработки. Во-вторых, это мощная информационная система, которая обеспечивает не только быстрый поиск различных сведений о конкретном лице или событии, но и автоматическое составление сложных сводок, графиков, диаграмм для сравнения сведений, полученных из разных источников и т.д. Этот аспект можно назвать научным.

Биографические материалы располагаются в Базе данных по схеме, состоящей из последовательно заполняемых блоков: имя, священный сан, фотографии, дата и место рождения, сведения об образовании, рукоположении, постриге, работе, местах служения и проживания, трудах, наградах, арестах, ссылках, пребывании в заключениях, сведения о кончине, погребении, и об общецерковной или местной канонизации (если она проведена). Как комментарий, к каждому блоку может даваться рассказ о тех или иных ярких эпизодах жизни или обстоятельствах кончины пострадавшего за веру, а иногда и развернутая статья о каком-либо выдающемся церковном деятеле. Кроме того, есть ссылки на документы, публикации, заявителей, то есть – на источники сведений.

В Базе данных более ста реквизитов, они могут повторяться. Есть немало биографий, которые содержат сотни отдельных фактов. Общее количество таких исторических микрофактов в Базе данных миллионы. Микрофакты в истории – это факты из жизни отдельных людей, не только монархов и крупных политических деятелей, но и священников, певчих, сторожей – в нашем исследовании – всех репрессированных за веру православных христиан. Науке ХХ века свойственно такое обращение к природе микро явлений (кванты в физике, понятия микро- и макроэкономики). Обработку такого объема фактов можно произвести только с помощью компьютера.

– Как часто исследователи обращаются к Базе данных «За Христа пострадавшие», можно ли привести какие-нибудь конкретные примеры работы с базой?

База данных используется в научных исследованиях и издательской деятельности ПСТГУ уже около пятнадцати лет. Примеры использования Базы данных можно разбить на группы по применяемым методам: простой поиск по одному критерию, статистические оценки и поиск по нескольким критериям, использование сложного поиска и привлечение других баз данных. Первой большой работой, в которой использовалась База данных «За Христа пострадавшие», была подготовка к изданию в 1993 году Актов Святейшего Патриарха Тихона.

База данных является источником биографических указателей. Так, например, все издания ПСТГУ по истории Русской Православной Церкви ХХ века снабжаются именными указателями, для составления которых используется база данных.

Справочный аппарат в нашей Базе данных примерно по ста реквизитам строится автоматически, что дает особые возможности для выявления исторических закономерностей. База позволяет вывести списки всех людей, проходивших по одному делу; всех, служивших в избранной области, городе, храме; учившихся в конкретном учебном заведении и т.п. Кроме того, можно определить источник каждого факта, отмеченного в базе. Это может быть ссылка на государственные архивы или архив ПСТГУ.

По благословению Его Святейшества Святейшего патриарха Алексия с помощью Базы данных «За Христа пострадавшие» для всех правящих архиереев были оперативно подготовлены списки возможных кандидатов на канонизацию к историческому Архиерейскому Собору 2000 года. Для каждой епархии были написаны специальные программы отбора пострадавших за Христа, служивших или живших в епархии. От многих епископов мы получили письма-благодарности за помощь.

База данных «За Христа пострадавшие» – это источник для создания новой церковной иконографии. К Собору 2000 года наш Университет (в то время – Православный Свято-Тихоновский Богословский институт) получил благословение председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия написать икону «Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века». Икона была написана в мастерских Университета под руководством ректора протоиерея Владимира Воробьева и декана факультета Церковных художеств протоиерея Александра Салтыкова.

Для создания этой иконы из Базы данных были выбраны около 1000 фотографий, на основе которых были написаны более 100 ликов и разработаны сюжеты клейм. База данных является незаменимым источником, к которому часто обращаются иконописцы. Хочется обратить внимание на икону Священномученика митрополита Казанского Кирилла (Смирнова), написанную в Университете. Эта икона обильно мироточила в первый день празднования памяти священномученика Кирилла 20 ноября 2000 г. Все, молящиеся в тот день в храме, с духовным трепетом вспоминают это событие.

База данных «За Христа пострадавшие» позволяет также выявить общую картину гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке . На основе сведений, собранных в базе, были построены графики репрессий для оценки статистики гонений.

На представленных рисунках верхняя линия – это график арестов; нижняя линия – график расстрелов. Они дают наглядное представление о соотношении размеров гонений по годам. Для человека с техническим образованием эти графики – пример самовозбуждающейся системы. Такие системы разрушаются, если нет внешнего воздействия. Внешним воздействием, остановившим этот процесс саморазрушения, явилась Великая Отечественная война.

Эти графики строились, когда в Базе данных насчитывалось 3, 10, 20 тысяч пострадавших. Качественно картина волн гонений оставалась неизменной. Волны пропорционально росли вверх. Таким образом, База позволяет произвести оценку общего числа пострадавших за Христа в ХХ веке в России от полумиллиона до миллиона человек и окончательных размеров волн гонений.

Гонения на иерархов Русской Православной Церкви в ХХ веке. Мы располагаем данными о репрессиях, которые были применены к 440 архиереям. Из них 237 архипастырей были расстреляны или замучены в заключении. Но, даже и эти огромные цифры потерь среди православного епископата далеко не являются исчерпывающими, и можно ожидать увеличения этого списка.

Второй график показывает, что репрессии, направленные на иерархов – Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви – имели плановый, регулярный характер. Так, на рисунке видно, что колебания интенсивности репрессий в 1,5 – 2 раза с 1923 года по 1936 год не представляют явно выраженных волн гонений (подобно предыдущему рисунку), а скорее являются одним сплошным непрекращающимся процессом. И поэтому можно сказать, что главный удар богоборческой власти был направлен на иерархов Русской Православной Церкви.

Добровольное изгнанничество. Примером использования сложного ассоциативного поиска по всем полям и реквизитам Базы данных может служить поиск добровольных изгнанниц – тех девушек и женщин, которые поехали за духовными и родными отцами, женихами, мужьями.

Этой цели служит запрос : жена, поехала или нашла в тюрьме или ссылке, мужа (или дочь отца или невеста жениха ). В БД подобных биографий более двухсот. Мы знаем далеко не всех, это значит, что добровольных изгнанниц были тысячи.

Священномученик Киприан епископ Карфагенский пишет о «мученичестве сострадания и дел милосердия в мирные времена». Какими же особенно трудными были дела милосердия во времена гонений. « Если день воздаяния и суда застанет нас готовыми, спешащими, бегущими на поприще благотворения, то Господь никак не оставит без награды…Он дарует за добрые дела белый венец, а побеждающих во время гонения …увенчает за страдание венцом багряным » .

Пример человека спешащего, бегущего на поприще благотворения, в те тяжелые годы являет Агриппина Николаевна Истнюк . Она поехала по благословению иеромонаха Симеона (Холмогорова) и своих родителей за своим духовным отцом иеромонахом Павлом (Троицким). Вера Максимовна Сытина спасла в лагере своего жениха Сергея Иосифовича Фуделя. Елизавета Александровна Самарина разделила со своим отцом Александром Дмитриевичем, бывшим оберпрокурором Священного Синода, все трудности суровой ссылки в Якутию. И много других аналогичных женских судеб представлено в БД новомучеников.

Совершенно особенный пример являет биография Николая Евграфовича Пестова . (известного духовного писателя, профессора). Он поехал по этапу за своей арестованной женой Зоей Вениаминовной и спас ее. Она была измучена незнанием того, за что арестована и что с тремя маленькими детьми. Следователи говорила ей, что «муж сидит, дети в детдоме» .

Репрессии в российских университетах. Благодаря Базе данных можно сопоставить проценты пострадавших за Христа среди выпускников и преподавателей девяти университетов России. Полученные результаты можно назвать оценкой воспитательной работы в университетах, как, впрочем, и оценкой разлагающей веру деятельности этих учебных заведений, так как в университеты приходило больше верующих людей, чем их покидало. Данные, полученные делением общего числа пострадавших за веру выпускников университета на число всех окончивших университет в 1880 – 1930-е гг. говорят о том, что самый высокий процент пострадавших дал МГУ (4.5%), СПбГУ (3%), почти столько же у Казанского университета (2,7%). Интересно сравнить оценку, полученную по Базе данных ПСТГУ с результатами работы Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации новомучеников и исповедников, куда поступают сведения от правящих архиереев. Результаты сравнения по этим совсем разным критериям оказываются поразительно близкими.

Распределение репрессий по факультетам российских университетов. Если взять отношение пострадавших к числу студентов, то получим следующие проценты по факультетам всех университетов:

историко-филологические – 9%, юридические – 2%, физико-математические – 1,5%, медицинские – 1,5%.

То есть приблизительно каждый одиннадцатый из историков и филологов пострадал, каждый пятидесятый из юристов, примерно каждый семидесятый из математиков, физиков и медиков. Такое заметное различие в числе пострадавших можно объяснить или тем, что верующих историков в процентном отношении было в шесть раз больше, чем верующих математиков, физиков, медиков, или тем, что их, как идеологических работников, особенно преследовали. Вторая причина более вероятна.

В базу данных поступают многие ранее неизвестные факты о пострадавших архиереях. Обратимся к совсем другому источнику информации – картотеке М. Е. Губонина, размещенной на сайте ПСТГУ под названием База данных «Епископы и епархии». Собиратель бесценного церковно-исторического архива и составитель изданного в 1994 г. сборника «Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти», М. Е. Губонин до своей кончины в 1971 году тайно составлял картотеку по епархиям. При издании «Актов» она автоматически была преобразована в картотеку по епископам, и опубликована в виде двух справочников: епархии и епископы.

В этих списках события жизни около 100 епископов после 1920-х – 30-х годов установлены. Их биографии заканчиваются словами: «дальнейшая судьба неизвестна». Это те, кто уходили на покой или в оппозицию к митрополиту Сергию, а в канцелярии митрополита Сергия числились на покое. Эта область – белое пятно истории нашей Церкви ХХ века. В течение последнего месяца пришли сведения о расстреле еще одного иерарха. Белое пятно медленно сокращается.

Сравнение с данными общества «Мемориал». Тайное изменение направленности репрессий в годы «великого террора» 1937 – 1938 годов. Изучение следственных дел всех, расстрелянных на полигоне Бутово, показало, что примерно каждый двадцатый пострадал за веру, то же соотношение наблюдается и среди пострадавших в Левашово под Санкт-Петербургом. Поэтому можно предположить, что в списках всех репрессированных, которые составляются Обществом «Мемориал» также примерно 5% пострадавших за веру.

Сравнение количеств репрессий по месяцам показывает, что до февраля 1937 года, действительно, примерно каждый 20-й пострадал за веру. В марте же 1938 года за веру пострадал, примерно, каждый – 40-й, потом – 100-й. Не может быть, чтобы карательные органы всех областей случайно изменили направленность репрессий, – это результат воздействия из центра. Объяснением этого явления может служить то, что 16. 04. 1938 г. было издано Постановление Президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Комиссии Президиума ЦИК по вопросам культа (см. , с.25). Видимо это Постановление готовили уже в марте, и оно по существу означало уверенность ЦИК в окончательном уничтожении Церкви и возможность (с точки зрения ЦИК) ограничиться примерно ста тысячами уже репрессированных и расстрелянных к тому моменту, вместо запланированных (по известному письму Маленкова) – шестисот тысяч.

Статистика имен по БД «За Христа пострадавшие»

Иван

2005

Мария

Николай

1681

Анна

Александр

1487

Александра

Василий

1426

Евдокия

Михаил

1130

Прасковья

Петр

Татьяна

Алексей

Анастасия

Павел

Екатерина

Владимир

Ольга

Сергий

Елена

В таблице представлена статистика имен по БД «За Христа пострадавшие».

Судя по представленной таблице, самым распространенным именем среди новомучеников было имя – Иоанн. Две тысячи Иванов были названы в честь Иоанна Богослова, Иоанны Крестителя, Иоанна Воина, Златоуста и др. (всего 68 святых с именем Иоанн было в русских святцах). Точно установить про большинство новомучеников, в честь кого они названы, невозможно. Однако Николаев в святцах было всего семь, и святитель Николай среди них самый чтимый, поэтому, очевидно, в честь него названо большинство новомучеников из почти тысячи семисот Николаев. Поэтому тропарь Святителю Николаю «Правило веры и образ кротости» может служить выражением духовного идеала новомучеников и исповедников Российских ХХ века. «По имени и житие » – стереотипная формула житий…

Поминовение новомучеников.

Закономерно желание церковных людей поминать за Христа пострадавших в день их кончины. На сайте ПСТГУ легко вызвать список всех, за Христа пострадавших, память которых празднуется в тот или иной день. Каждый день в году есть пострадавшие, списки включают от 20 имен до 161 имени скончавшихся. Самый крупные репрессии приходятся на 17 февраля и 28 декабря. 17 февраля число погибших – 161 (151 расстрелянных), в том числе пять епископов, число арестованных – 113. 28 декабря число арестованных наибольшее – 399, из них три епископа, число погибших – 81.

По каждому из расстрелянных, скончавшихся в заключении, арестованных имеется биографическая справка, в которой размещены все сведения, которые мы на сегодня о нем знаем. Так, 21 января 1938 года в Ульяновске был расстрелян протоиерей Иоанн Апраксин в возрасте 77 лет. Всего по так называемому «Ульяновскому делу» были расстреляны 55 человек, в основном окраине «Старого» кладбища. Почти каждый день года можно связать с каким-то одним или несколькими местами России, где расстреляна основная часть пострадавших в этот день. И так 50 – 100 пострадавших каждый день.

29.000 имен в базе данных.

Для того чтобы оценить результат – 29.000 имен , необходимо кратко вспомнить историю сбора сведений.

В 1989 году была создана Синодальная Комиссия по изучению материалов о реабилитации духовенства и мирян, работавшая под руководством Высокопреосвященного Владимира (тогда митрополита Ростовского и Новочеркасского). Обращения Святейшего Патриарха Алексия II и правящих архиереев о создании Комиссии и сборе сведений передавали по радио и телевидению, напечатали практически во все газетах, но отклик был невероятно малым.

Гонения, война сделали свое дело – память о мучениках практически была стерта. Из сотен тысяч пострадавших за Христа менее тысячи были названы родственниками. Конечно, в начале 90-х годов многие старые люди не верили, что репрессии не вспыхнут вновь. Но главное все-таки было в уничтожении связи поколений, как следствие гонений и войн, потому что свидетели или умерли, или молчали при жизни.

В1992 году был создан Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, Комиссия уже практически не работала из-за того, что письма перестали поступать. В том же году было получено благословение Святейшего патриарха Алексия «сосредоточить работы по исследованию истории Русской Православной Церкви XX века в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте» и передать в Институт архив данных, собранный Комиссией. Казалось, что 5000 имен собрать невозможно, хотя было ясно, что пострадали сотни тысяч верующих. Следующие 15 лет работы принесли более 27.000 имен.

На кафедре информатики ПСТГУ постоянно собираются, обрабатываются и вводятся в Базу данных сведения о гонениях. К январю 2007 г. накоплено более 29.000 биографических справок и 4.600 фотографий. За 16 лет работы в ней приняли участие более 50 человек. Вопреки всем ожиданиям скорость сбора не снижается, а увеличивается.

Что сегодня мы знаем о репрессиях иерархов, священнослужителей и мирян?

Были репрессированы: 4 – патриарха и 440 иерархов. Расстрелян, замучен каждый второй из них. Среди более 12.200 репрессированных священнослужителей: протоиереев – 1.600, священников – 8.700, диаконов – 900. Расстрелян, замучен каждый второй – третий.

База данных «За Христа пострадавшие» представлена в Интернет с 1996 года по адресу: www . pstbi . ru . За 10 лет круглосуточной работы Базу данных посетили более 500.000 человек. В сутки выдается ~ 3.000 страниц по запросам из России, стран СНГ и всего мира.

Наступил качественно новый этап .

 «Я узнал впервые на сайте Витебской епархии о дате расстрела Витебской губернской ЧК моего деда, на мою просьбу – выслать мне копии упомянутых там дел, мне сообщили, что все сведения о деде получены с сайта ПСТБИ и там находятся все интересующие меня материалы». В результате переписки мы получили копии бесценных фотографий.

 Письмо из Северо-Двинска (с Белого моря) по e – mail « срочная информация: «оказывается дед жены пострадал за веру, с ним вместе пострадал священник Смирнов Николай Петрович, есть ли у Вас сведения о нем? » . У нас в Базе данных оказалось три священника – Смирновы Николаи Петровичи. Найденный в Северо-Двинске – четвертый.

 Прихожанка хочет пожертвовать в храм икону родственника-новомученика, нужна фотография для написания иконы и житие, которое хочется поместить в раме рядом с иконой. Я говорю, что возьмите житие из книг отца Дамаскина, отвечают, что там нет. Отец Дамаскин проделал огромную работу и написал около 900 житий, но к лику святых причислены уже 1596 новомучеников, то есть почти в два раза больше.

 Пришли из Карелии новые сведения о священнике, расстрелянном 3 декабря 1937 года в Белбалтлаге, на Водоразделе (VII-VIII шлюзы Беломорканала). Он родом из Волынщины, служил в Житомирской области. О нем в начале 1990-х годов писала нам вдова священника, проживающая в Орле: « батюшка был выслан на Соловки или в Медвежку. Письма из ссылки поначалу приходили, но затем перестали. На запрос ответили, что о. Серафим выслан в другое место без права переписки » . Это значит, что дети, внуки наконец узнают день кончины своего отца и деда, о чем, скорее всего, молились вот уже более 50 лет. Таких сообщений родственникам по телефону или в письмах мы сделали уже более 100. Выяснение судеб пострадавших возможно только потому, что все сведения от родственников, из храмов, архивов сводятся в единую Базу данных.

Заключение.

Кратко второй наиболее важный аспект нашей работы можно сформулировать так: База данных, изначально призванная только лишь собрать и сохранить оставшиеся после разрыва поколений крупицы народной памяти, сама служит ее восстановлению и излечению трагического разрыва.

Очевидно, что происходит медленное обретение памяти. Воссоздаются связи между новыми тысячами современных людей, уже обретших веру или идущих к ней, с нашими святыми – родными по крови. Новые имена поддерживают и ускоряют этот процесс, поэтому мы так радуемся каждому новому имени, спешим объявить их в сети Интернет. Они создают преемство с великим сонмом наших священномучеников и исповедников, предстоящих престолу Божию и молящихся непрестанно о спасении России.

70 лет гонений – краткий миг Всемирной истории.

Священномученик Киприан в третьем веке писал: « Вследствие краткого исповедания (имени Христа) прекращаются бедствия, начинается радость, открывается царство, оставляется наказание, изгоняется смерть, является жизнь… Мученичество всегда высоко и важно, но особенно оно важно теперь, когда сам мир приходит в разрушение, когда отчасти поколебалась вселенная, когда изнемогающая природа представляет свидетельства последнего разрушения » .

Это слово как будто обращено к нам через 18 столетий. Оно ярко дает понять, что благодаря подвигу мучеников, Церковь наша стоит и жизнь жительствует.

Приведем еще одну оценку значения мучеников, выраженную известным немецким писателем офицером вермахта Эрнстом Гюнтером: «Когда Шпенглер предостерегал от всякой войны с Россией из соображений пространства, то он, как мы могли убедиться, был прав. Еще сомнительней каждое из нашествий (на Россию, Н.Е.Е.) становится по причинам метафизическим, поскольку приближаешься к одному из величайших носителей страдания, к титану, гению мученичества . В его ауре, в сфере его власти делаешься сопричастным такой боли, которая превосходит всякое воображение». Э.Юнгер «Излучения» М. 2002. С. 726

Мы не помним мучеников, а они молятся за нас и являются нам: в архивных делах, в тюремных фотографиях, в воспоминаниях. Подтверждением духовной значимости сбора сведений о пострадавших за Христа является наблюдаемое нами, уже 10 лет, соответствие роста числа имен новомучеников, обретенных нами, росту вновь открываемых в России храмов. Трудно представить это соответствие простой случайностью.

Кровь мучеников – семя христианства!

Двадцатое столетие есть трагичнейшее время в жизнедеятельности Русской Православной Церкви. Этот кратковременный индустриальный период совместил в себе множество вопиющих противоречий. Он стал временем абсурдного воплощения социальных утопий (таких как богоборческий коммунизм, грезящим «светлым будущим»), так и кровавой, предельно антигуманной, эпохой беспрецедентных гонений на православных христиан, граничащих с иррациональным, безумствующим геноцидом, истреблением веры и инакомыслия. С представленными гонениями на религиозную веру и социополитическое инакомыслие с точки зрения людских потерь и невероятной жестокости гонителей могут сравниться более масштабные исторические прецеденты – бесчеловечный Холокост, незаслуженно игнорируемый историографией геноцид армян в Турции в начале XX века.

Послереволюционные десятилетия «святой Руси» были заполнены жестокосердием мучителей, беспощадными казнями и расправами невинных, чудовищным выхолащиванием веры из сознания простого народа. Некогда великий древнехристианский апологет Тертуллиан говорил, что кровь мучеников является семенем будущего христианства. Так и Россия XX века явила миру неисчислимый сонм новомучеников и исповедников, чьи праведная жизнь и славное упокоение стали символом истинности и нерушимости христианской веры. Русская Церковь в прошлом столетии мученичеством десятков и сотней тысяч своих духовных чад засвидетельствовала свою приверженность Главе – Господу нашему Иисусу Христу. Сильнейшая заинтересованность исторической науки к таким аспектам религиозно-церковной жизни, как почитание святых, обусловлено возрастанием влияния духовной сферы в жизни общества, несмотря на продолжающийся процесс обмирщения. Современные христиане, пережив репрессивную «годину» и страшный период богоборческих гонений веры, озабочены сложным осознанием существования Церкви в светском государстве. А такое осознание нынешних реалий связывается с исторической преемственностью, с уважительным отношением к исповедническому подвигу, с невозможностью забвения стояния за веру новомучеников Российских. У разных историков существуют кардинально отличные оценки тех людских потерь, которые понесла Русская Православная Церковь в то смутное время.

Пытаясь проанализировать причины беспрецедентного конфликта между государственными и церковными институтами, некоторые из исследователей подмечают, что «резко отрицательное отношение идеологов новой власти к Русской Православной Церкви, её иерархии и духовенству, монашеству, как форме религиозной жизни, выразившееся в скрытых и явных гонениях, вместе с желанием этой власти также экспроприировать церковное имущество не могло, не привести Советскую власть к жестокому конфликту с этими организациями и верующими. В ходе этого конфликта погибли тысячи людей, стоявших очень далеко от политической борьбы, были разрушены огромные материальные богатства нации в виде храмов, монастырских и других зданий, уничтожены создававшиеся веками художественные произведения, закрыты знаменитые учебные заведения, в которых учились граждане не только России, но и других стран мира». Ныне вызрела объективная необходимость анализа сложных церковно-государственных отношений, основываясь на факте религиозных преследований Православной Церкви богоборческой властью в советский период.

В последние годы появилось немало литературы, посвящённой недоступной до недавнего времени области церковного прошлого, пережитого Русской Православной Церковью в 70-летний период советского режима. Это и сборники архивных материалов, и переизданные труды церковных историков в эмиграции, и работы современных исследователей.

Работа историка Церкви очевидным образом включает в себя не только изучение чисто церковных документов. Необходимо исследовать и тот исторический фон, на котором они возникли. В отношении церковной истории советского периода таким фоном служила активная целенаправленная деятельность государственных органов – деятельность, имевшая своей целью разложение и в конечном итоге уничтожение Русской Церкви. За последние годы появился целый ряд серьезных исследований и публикаций документов, раскрывающих механизмы вмешательства государства в церковные дела. В первую очередь здесь необходимо отметить подготовленный Н. Н. Покровским и С. Г. Петровым двухтомник «Политбюро и Церковь: 1922-1925» и изданное ПСТБИ «Следственное дело Патриарха Тихона» . Материалы этих изданий, однако, охватывают только первую половину 1920-х годов. Очевидно, что с 1925 года, то есть после смерти святого Патриарха Тихона, давление государства на Церковь не ослабело и полноценная публикация документов, иллюстрирующих это давление, еще ждет своего часа. Из значительных публикаций источников вышедших в последнее время необходимо также отметить сборник документов по новейшей истории Церкви на русском языке немецких исследователей Штриккера Г. и Реслера Р. «Русская Православная Церковь в Советское время (1917 – 1997)» и аналогичный сборник изданный в 1996 году Библейско-Богословским институтом Святого Апостола Андрея «Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917 – 1941» . Несомненным достоинством последнего сборника является то, что все помещённые в нём документы разбиты на тематические разделы, что очень облегчает работу исследователя. Весьма полезны историографические наработки и систематическая архивная деятельность известный исследователь истории послереволюционных гонений на Русскую Православную Церковь иеромонах Дамаскин (Орловский). Связанной с этой темой является проблема поддержки или осуждения пострадавшим духовенством и мирянами расколов тех лет и оппозиционных движений. Крупным исследовательским центром по изучению новейшей церковной истории стал Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, выпустивший самый значительный и наиболее цитируемый сборник церковных документов и продолжающий свою издательскую деятельность по многим направлениям новейшей церковной истории. Помимо исследовательской работы, университет ежегодно организует международную богословскую конференцию, самая обширная секция которой посвящена новейшей церковной истории. Работы участников конференции публикуются в ежегодном сборнике.

Говоря о документальных источниках, необходимо отметить, что «в течение длительного времени история этой национальной трагедии была известна лишь в общих чертах и большей частью в намеренно искажённом виде. Как теперь стало известно, существовала продуманная система дезинформации, как внутри страны, так и за её пределами, которая действовала очень эффективно, так что и собственные граждане, и иностранцы часто оказывались введёнными в заблуждение относительно причин и хода этого конфликта. Подлинные документы, возникавшие в ходе выполнения соответствующих инструкций, как и сами инструкции, носили гриф «совершенно секретно», иногда передавались в зашифрованном виде, и как во время самих гонений против Церкви и верующих, так и много позднее, хранились за семью печатями в секретных фондах и не были известны».

Существуют глубокие исследования православных клириков – В. Цыпина Л. Регельсона, Г. Митрофанова. Для церковных работ характерным является обращение, в первую очередь, к судьбам мученически погибших в годы репрессий священнослужителей и мирян, а также к теме расколов и оппозиций, возникших в Московском Патриархате в 1920-1930-е гг. К сожалению, работы данных авторов, посвященные истории всей Русской Церкви неизбежно ограничены, так как региональный материал (истории отдельных епархий) представлен в них лишь фрагментарно. Стоит отметить замечательные монографии светских исследователей М. В. Шкаровского, А. Н. Кашеварова и др. Интересные публикации стали появляться в периодических изданиях (журналах и альманахах), была переведена и опубликована монография канадского профессора русского происхождения Д. В. Поспеловского «Русская православная церковь в XX веке». В исследованиях В. А. Алексеева, О. Ю. Васильевой, А. Н. Кашеварова, М. Ю. Крапивина, М. И. Одинцова М. Б. Данилушкина, С. Фирсова рассматриваются вопросы, которые ранее игнорировались, либо освещались очень поверхностно. Среди них - роль отдельных членов большевистского руководства в осуществлении антицерковных мероприятий, деятельность органов «госбезопасности» в области борьбы с религией, использование Церкви во внешнеполитических интересах и т.д.

Каково же общее состояние литературы о канонизации новомучеников? Среди работ, посвященных канонизации, большую ценность представляют следующие тексты. Например, в работе протоиерея Владислава Цыпина содержится обзор канонизации святых в Российской Церкви вплоть до 1988 г., архимандрит Макарий (Веретенников) опубликовал детальную работу о подготовке и проведении канонизации святых на Поместном соборе 1988 г., а игумен Андроник (Трубачев) написал комплексное историографическое историческое исследование о канонизации русских святых вплоть до XX в. Митрополит Ювеналий (Поярков), с 80-х гг. возглавляющий в Русской Православной Церкви Комиссию по канонизации святых, детально описал в своих мемуарах основные аспекты деятельности возглавляемой им комиссии, изложил общие критерии, которыми руководствовалась комиссия при подготовке новых прославлений. Автор включил в книгу содержательные доклады о прославлении новомучеников и исповедников XX в. О критериях, используемых в сложной и многоступенчатой процедуре канонизации, писал архимандрит Георгий (Тертышников) .

Прославление святых находится в поле научных интересов светских ученых. Социологическое исследование прославления русских святых в XX в. проведено К. С. Емельяновым, уделившим особое внимание стратификации, которую канонизации вносят в сообщество верующих. Функционирование практик канонизации в русской православной культуре XX в. исследователь трактовал с интересной позиции; ныне Русская Церковь уже не узаконивает народные практики почитания, но сама предлагает обществу святых для почитания. М. М. Лоевская предприняла комплексное изучение житий новомучеников XX в. в диссертации, посвященной развитию житийного жанра в кризисные эпохи истории . Итак, исследования по вопросу канонизации святых в Русской Церкви многочисленны, но обладают обобщенным характером.

Основные направления исследований о почитании новомучеников, появившихся после канонизации последних, так или иначе выводят на проблему уникального в событиях церковной истории XX в. Можно с уверенностью предположить, что в XXI в. в русской православной религиозной культуре продолжится освоение смысловых полей и значений, порожденных опытом религиозной жизни ушедшего XX в. Обсуждение российского опыта жертвенности и святости способно открыть перед богословами и учеными-историками новые перспективы развития как христианской мысли, так и церковной историографии.

«Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившеся, Христе Боже…»

Эти слова в полной мере отражают ту кровавую эпоху первой половины ХХ века, когда Русская Православная Церковь совершила великий подвиг стояния в вере, засвидетельствовав свою любовь ко Христу мученичеством миллионов своих чад, которые, как звезды на тверди небесной, сияют над Русской землей.

10 февраля 2019 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора - более 1700 имен. Вот лишь некоторые из них.

, протоиерей, первомученик Петроградский

Первый священник в Петрограде, погибший от рук богоборческой власти. В 1918 году на пороге епархиального управления вступился за женщин, оскорбляемых красноармейцами, и был убит выстрелом в голову. У отца Петра были супруга и семеро детей.

На момент смерти ему было 55 лет.

, митрополит Киевский и Галицкий

Первый архиерей Русской Церкви, погибший во время революционной смуты. Убит вооруженными бандитами во главе с комиссаром-матросом неподалеку от Киево-Печерской Лавры.

На момент смерти митрополиту Владимиру было 70 лет.

, архиепископ Воронежский

Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

На момент расстрела императору Николаю было 50 лет, императрице Александре 46 лет, великой княгине Ольге 22 года, великой княгине Татьяне 21 год, великой княгине Марии 19 лет, великой княгине Анастасии 17 лет, цесаревичу Алексию 13 лет. Вместе с ними были расстреляны их приближенные -лейб-медик Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова.

и

Сестра императрицы-мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря на предложение свободы, добровольно последовала за ней.

Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом, великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях.

На момент гибели Елисавете Феодоровне было 53 года, инокине Варваре – 68 лет.

, митрополит Петроградский и Гдовский

В 1922 году был арестован за сопротивление большевистской кампании по изъятию церковных ценностей. Фактическая причина ареста- неприятие обновленческого раскола. Вместе со священномучеником архимандритом Сергием (Шеиным) (52 года), мучеником Иоанном Ковшаровым (адвокатом, 44 года) и мучеником Юрием Новицким (профессором Санкт-Петербургского университета, 40 лет) он был расстрелян в окрестностях Петрограда, предположительно на Ржевском полигоне. Перед расстрелом все мученики были обриты и одеты в лохмотья, чтобы палачи не опознали духовных лиц.

На момент гибели митрополиту Вениамину было 45 лет.

Священномученик Иоанн Восторгов, протоиерей

Известный московский священник, один из лидеров монархического движения. Был арестован в 1918 году по обвинению в намерении продать московский епархиальный дом (!). Содержался во Внутренней тюрьме ВЧК, затем в Бутырках. С началом «красного террора» во внесудебном порядке был казнен. Публично расстрелян 5 сентября 1918 года в Петровском парке, вместе с епископом Ефремом, а также бывшим председателем Государственного Совета Щегловитовым, бывшими министрами внутренних дел Маклаковым и Хвостовым и сенатором Белецким. После расстрела тела всех казнённых (до 80-ти человек) были ограблены.

На момент смерти протоиерею Иоанну Восторгову было 54 года.

, мирянин

Болящий Феодор, с 16 лет страдавший параличом ног, при жизни почитался как подвижник верующими Тобольской епархии. Арестован НКВД в 1937 году как «фанатик-религиозник» за «подготовку к вооруженному восстанию против советской власти». В Тобольскую тюрьму доставлен на носилках. В камере Феодора положили лицом к стене и запретили ему разговаривать. Его ни о чем не спрашивали, на допросы не носили и следователь в камеру не входил. Без суда и следствия, по приговору «тройки», он был расстрелян на тюремном дворе.

На момент расстрела - 41 год.

, архимандрит

Известный миссионер, монах Александро-Невской Лавры, духовник Александро-Невского братства, один из создателей нелегального Богословско-пастырского училища в Петрограде. В 1932 году вместе с другими членами братства обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к 10 годам заключения в Сиблаге. В 1937 году расстрелян «тройкой» НКВД за «антисоветскую пропаганду» (то есть за беседы о вере и политике) среди заключенных.

На момент расстрела - 48 лет.

, мирянка

В 1920-30-е годы о ней знали христиане по всей России. Сотрудники ОГПУ долгие годы силились «разгадать» феномен Татьяны Гримблит, и, в общем то, безуспешно. Всю свою сознательную жизнь она посвятила помощи заключенным. Носила передачи, отправляла посылки. Помогала зачастую совершенно незнакомым ей людям, не зная, верующие они или нет, и по какой статье осуждены. Тратила на это почти все, что зарабатывала сама, и побуждала делать то же других христиан.

Много раз подвергалась арестам и ссылкам, вместе с заключенными проехала по этапу через всю страну. В 1937 году будучи медсестрой в больнице г. Константинова, арестована по ложным обвинениям в антисоветской агитации и «сознательном умерщвлении больных».

Расстреляна на Бутовском полигоне под Москвой в возрасте 34 лет.

, Патриарх Московский и всея Руси

Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922–23 году содержался под арестом. В дальнейшем находился под постоянным давлением со стороны ОГПУ и «серого игумена» Евгения Тучкова. Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью.

Скончался в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности.

, митрополит Крутицкий

Принял священный сан в 1920 году, в возрасте 58 лет, был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона в делах церковного управления. Местоблюститель Патриаршего престола с 1925 года (смерть Патриарха Тихона) и вплоть до ложного сообщения о его смерти в 1936 году. С конца 1925 года находился в заключении. Несмотря на постоянные угрозы продлить заключение, остался верен канонам Церкви и отказывался снять с себя сан Патриаршего местоблюстителя до законного Собора.

Болел цингой и астмой. После беседы с Тучковым в 1931 году был частично парализован. Последние годы жизни содержался в качестве «секретного узника» в одиночной камере Верхнеуральской тюрьмы.

В 1937 году в возрасте 75 лет по приговору «тройки НКВД по Челябинской области был расстрелян за «клевету на советский строй» и обвинение советской власти в гонениях на Церковь.

, митрополит Ярославский

После смерти супруги и новорожденного сына в 1885 году принял священный сан и монашество, с 1889 года служил епископом. Один из кандидатов на пост местоблюстителя Патриаршего престола, согласно завещанию Патриарха Тихона. Был склоняем ОГПУ к сотрудничеству, но безрезультатно. За сопротивление обновленческому расколу в 1922 -23 гг пребывал в заключении, в 1923-25 гг. - в ссылке в Нарымском крае.

Скончался в г. Ярославле в возрасте 74 лет.

, архимандрит

Выходец из крестьянской семьи, принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого.

В 1959 году он скончался в г. Мелекессе (ныне - Дмитровград) в возрасте 71 года.

, митрополит Алматинский и Казахстанский

Выходец из бедной многодетной семьи, с детства мечтал о монашестве. В 1904 году принял постриг, в 1919 году, в разгар гонений на веру, стал епископом. За сопротивление обновленчеству в 1925–27 гг пребывал в заключении. В 1932 году был приговорен к 5 годам концлагерей (по признанию следователя, «за популярность»). В 1941 году по той же причине сослан в Казахстан, в ссылке едва не погиб от голода и болезней, долго был бездомным. В 1945 году досрочно освобожден из ссылки по ходатайству митрополита Сергия (Страгородского), возглавил Казахстанскую епархию.

Скончался в Алма-ате в возрасте 88 лет. Почитание митрополита Николая в народе было огромным. В похоронах владыки в 1955 году, несмотря на угрозу гонений, принимали участие 40 тысяч человек.

, протоиерей

Потомственный сельский священник, миссионер, бессребреник. В 1918 году поддержал антисоветское крестьянское выступление в Рязанской губернии, благословил народ «идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой». Вместе со священномучеником Николаем Церковь чтит память с ним пострадавших мучеников Космы, Виктора (Краснова), Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мученицы Агафии. Все они были зверски убиты красноармейцами на берегу реки Цны под Рязанью.

На момент гибели отцу Николаю было 44 года.

Святитель Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский

Один из лидеров иосифлянского движения, убежденный монархист и противник большевизма. Многократно подвергался арестам и ссылкам. В завещании Святейшего Патриарха Тихона был указан первым кандидатом на пост местоблюстителя Патриаршего престола. В 1926 году, когда среди епископата происходил тайный сбор мнений о кандидатуре на пост Патриарха, наибольшее число голосов было отдано митрополиту Кириллу.

На предложение Тучкова возглавить Церковь, не дожидаясь Собора, владыка ответил: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», – за что получил очередные три года ссылки.

, протоиерей

Настоятель Воскресенского кафедрального собора в г. Уфе, известный миссионер, церковный историк и общественный деятель, он был обвинен в «агитации в пользу Колчака» и расстрелян чекистами в 1919 году.

62-летнего священника били, плевали ему в лицо, таскали за бороду. На расстрел его повели в одном нижнем белье, босиком по снегу.

, митрополит

Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу - святому Иоанну Кронштадтскому.

11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел - вынесли на носилках.

, архиепископ Верейский

Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер. Во время Поместного Собора 1917–18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Он принял епископский сан в разгар гонений на веру - в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона.

В концлагере на Соловках он провел в общей сложности два трехлетних срока (1923–26 и 1926–29). «На повторный курс остался», - как шутил сам владыка… Даже в заключении он продолжал радоваться, шутить и благодарить Господа. В 1929 году во время очередного следования по этапу он заболел тифом и скончался.

Ему было 43 года.

Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка

Кира Ивановна Оболенская была потомственной дворянкой, принадлежала к древней фамилии Оболенских, которая вела свою родословную от легендарного князя Рюрика. Она училась в Смольном институте благородных девиц, работала учительницей в школе для бедных. При советской власти как представительница «классово чуждых элементов» была переведена на должность библиотекаря. Принимала активное участие в жизни Александро-Невского братства в Петрограде.

В 1930–34 годах была в заключении в концлагерях за контрреволюционные взгляды (Белбалтлаг, Свирьлаг). По выходе из заключения проживала на 101-м километре от Ленинграла, в г. Боровичи. В 1937 году была арестована вместе с духовенством Боровичей и расстреляна по ложному обвинению в создании «контрреволюционной организации».

На момент расстрела мученице Кире было 48 лет.

Мученица Екатерина Арская, мирянка

Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж - офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем - пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва (Егорова).

В 1932 году, вместе с другими членами братства (всего 90 человек), Екатерина тоже была арестована. Она получила три года концлагерей за участие в деятельности «контрреволюционной организации». По возвращении из ссылки, как и мученица Кира Оболенская поселилась в г. Боровичи. В 1937 года была арестована по делу боровичского духовенства. Свою вину в «контрреволюционной деятельности» отказалась признать даже под пытками. Была расстреляна в один день с мученицей Кирой Оболенской.

На момент расстрела ей было 62 года.

, мирянин

Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии. Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников.

С 1923 года он перешел на нелегальное положение, скрывался у друзей, писал миссионерские брошюры («Письма к друзьям»). Бывая в Москве, он ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. 22 марта 1929 года неподалеку от храма он и был арестован. Почти десять лет Михаил Александрович провел в заключении, многих своих сокамерников он привел к вере.

20 января 1938 года за антисоветские высказывания он был расстрелян в вологодской тюрьме в возрасте 73 лет.

, иерей

На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе.

В 1937 году он был арестован. Вместе с отцом Александром были арестованы и другие священники: Анатолий Правдолюбов, Николай Карасев, Константин Бажанов и Евгений Харьков, а также миряне. Всем им было выдвинуто заведомо ложное обвинение в «участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности». Протоиерей Анатолий Правдолюбов, 75-летний настоятель Благовещенской церкви г. Касимова был объявлен «главой заговора»… По преданию, перед казнью осужденных заставили собственноручно выкопать траншею и тут же, поставив лицом ко рву, расстреляли.

Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет.

Преподобномученица Августа (Защук), схимонахиня

Основательница и первая заведующая музеем «Оптина пустынь» Лидия Васильевна Защук была дворянского происхождения. Она владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, до революции была известной журналисткой в Санкт-Петербурге. В 1922 году она приняла иноческий постриг в Оптиной пустыни. После закрытия обители большевиками в 1924 году добилась сохранения Оптиной в качестве музея. Многие насельники монастыря таким образом смогли остаться на своих местах в качестве музейных работников.

В 1927–34 гг. схимонахиня Августа была в заключении (проходила по одному делу с иеромонахом Никоном (Беляевым) и другими «оптинцами»). С 1934 г. жила в г. Туле, затем в г. Белеве, где поселился последний настоятель Оптинской пустыни иеромонах Иссакий (Бобриков). Возглавляла тайную женскую общину в г. Белеве. Была расстреляна в 1938 году по делу на 162 км Симферопольского шоссе в Тесницком лесу под Тулой.

На момент расстрела схимонахине Августе было 67 лет.

, иерей

Священномученик Сергий, сын святого праведного Алексия, пресвитера Московского, окончил Историко-филологический факультет Московского университета. В годы Первой мировой войны он добровольно ушел на фронт санитаром. В разгар гонений в 1919 году принял священный сан. После кончины отца в 1923 году священномученик Сергий стал настоятелем храма Святителя Николая в Кленниках и служил в этом храме вплоть до своего ареста в 1929 г., когда он и его прихожане были обвинены в создании «антисоветской группы».

Сам святой праведный Алексий, известный уже при жизни как старец в миру, говорил: «Сын мой будет выше меня». Отец Сергий сумел сплотить вокруг себя духовных детей почившего отца Алексия и своих собственных чад. Члены общины отца Сергия пронесли через все гонения память о своем духовном отце. С 1937 года, по выходе из лагеря, отец Сергий тайно от властей служил литургии у себя на дому.

Осенью 1941 года по доносу соседей он был арестован и обвинен в том, что «ведёт работу по созданию подпольных т. н. „катакомбных церквей“, насаждает тайное монашество по типу иезуитских орденов и на этой основе организует антисоветские элементы для активной борьбы с Советской властью». В Рождественский сочельник 1942 года священномученик Сергий был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле.

На момент расстрела ему было 49 лет.

Вы прочитали статью Новомученики и исповедники Российские . Читайте также:

История создания и развития

Идея создания банка данных по новомученикам и исповедникам Российским XX-го века возникла в Братстве во имя Всемилостивого спаса ещё до образования Православного Свято-Тихоновского Богословского института (ПСТБИ). Разработка БД и сбор материалов о гонениях на Русскую Православную Церковь начались в 1990 году. В 1992 году сразу после образования Православного Свято-Тихоновского богословского института было получено благословение Патриарха Алексия II «сосредоточить работы по исследованию истории Русской Православной Церкви XX века в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте» . Разработкой базы данных занимался отдел новейшей истории Русской Православной Церкви . По запросу ПСТБИ ему были переданы архивы «Комиссии по реабилитации священников», деятельность которой к тому времени исчерпала себя. Так в руки исследователей попало около 2000 писем от родственников разных лиц. При дальнейшей проверке большинство из них оказалось недостоверными и малоценными документами .

В 1994 году ПСТБИ был получен грант на создание информационной системы «Новейшая история Русской Православной Церкви» от Российского Фонда Фундаментальных исследований (РФФИ) , позволивший приобрести достаточное количество техники для выполнения задачи по развитию банка данных.

Первая on-line версия была запущена в августе 1996 году . (см.)

Работа с базой данных привела к созданию кафедры информатики ПСТГУ, из которой со временем вырос факультет информатики и прикладной математики .

К марту 2012 года содержала более 34.500 биографических справок и 5.600 фотографий. В этой работе, в заметной мере выполненной энтузиастами, за 20 лет приняли участие более 50 человек .

Функционирование и современное состояние

В базу данных (БД) включаются сведения о представителях Русской Православной Церкви, осужденных по так называемым церковным делам (дела, связанные с вскрытиями мощей, с изъятием церковных ценностей , дела о всевозможных мифических «контрреволюционных организациях церковников»). Учитываются также сведения о православных клириках, осужденных и по уголовным делам, фабрикация которых была одним из способов компрометации преданных Церкви людей. Значительное число людей было казнено и вовсе без всякого суда и следствия (особенно в годы гражданской войны). <…>

Специфика БД ПСТГУ - собрание всех фактов репрессий за веру, даже по отношению к тем православным людям, вопрос о канонизации которых не актуален. Каждая биография в БД ПСТГУ представлена в виде сложно структурированного описания, разбитого на сотни взаимосвязанных фактов, отраженных в реквизитах.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!