В черноостровской обители. Настоятельница свято-никольского черноостровского женского монастыря игумения николая награждена орденом святой великомученицы екатерины Ильина людмила дмитриевна игумения николая биография

Доклад игумении Николаи (Ильиной), настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, г. Малоярославец, на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 22–23 января 2015 года)

Дорогие братья и сестры!

Появление иноческих общин посреди шумных многолюдных городов не всегда было вызвано упадком подвижнического духа среди монашества, а часто, напротив, усугублением подвига и крестных страданий ради любви ко Христу. Если уединившийся в пустыне инок имеет перед собой внутренних врагов, то пребывающий в городе гораздо больше терпит нападений и соблазнов, если, конечно, законно подвизается.

Сегодня многие монастыри расположены в городах, и немногие монахи, покидая мир, находят благодатную тишину в обителях Святой Горы или других уединенных местах нашей Земли. Зачастую монах, убегая от мира, физически остается в миру, случается – и в самом центре мегаполиса, и здесь особую значимость приобретают слова святых отцов, говоривших о необходимости стяжать пустыню в своем сердце. Старец Паисий говорил: «Мы должны заключить свое сердце в пустыню, отделенную от страстей и греха». Митрополит Афанасий Лимасольский добавляет к этим словам: «Есть люди, которые живут в миру, а сердце их – в пустыне. Есть люди, которые живут в пустыне, а сердце их в миру. Поэтому нужно быть внимательными и понимать, что образ мыслей и способ жизни спасает человека, а не географическое место». И выделяет главную цель монашеской жизни – любовь ко Христу и соработничество Ему.

«Чем кажутся вам общежития? – спрашивает авва Дорофей, и отвечает: – Не суть ли они одно тело, и [все, составляющие общежитие] члены друг друга?.. И чтобы вам яснее понять силу сказанного, предложу вам сравнение, преданное от отцов. Представьте себе круг, начертанный на земле… Предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог, радиусы же… суть пути жизни человеческой. Итак, насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг ко другу… Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то, сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним, и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».

Стремление ко Христу зажигает в душе монаха огонь любви к ближним, и чем больше эта любовь, тем сильнее разгорается и огонь любви к Богу в душе монаха, тем больше его любовь к братии и ко всем людям, и тем более он огражден от соблазнов мира.

Каким образом может монах достичь этого?

Стяжать любовь невозможно без усилий и работы над собой, без очищения сердца от страстей. Однако большое значение имеет и обстановка, в которой живет монах. Организация устава в монастыре помогает наладить его внутреннюю работу. Например, процветавший в VIII веке Студийский монастырь, находился посреди столицы Византии (Константинополя), но строгость его устава стала впоследствии образцом даже для пустынных обителей Афона. Цель устава – это, с одной стороны, сохранение внутренней пустыни в условиях мира, с другой – служение миру. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Спаси себя сам, стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся».

Очищение сердца от страстей, стяжание чистоты, святости, близости к Богу и возможности, будучи близким к Богу, умолять Его за других людей – это цель и долг всякого, кто стал монахом. «Монах виновен в том, что не свят» – говорят нам афонские отцы. Старец Порфирий Кавсокаливит говорил: «Великое искусство – достичь освящения вашей души. Везде можно стать святым. И на Омонии можно освятиться, если захотеть». Примером тому служат святые апостолы, которые, неся в мир благую весть среди общего рассеяния, шума и опасностей, в глубине души оставались безмолвниками и делателями умно-сердечной молитвы.

Рассмотрим основные вопросы организации устава: любовь ко Христу через послушание, которое является основой смирения, покаяние и очищение сердца, организация молитвенной жизни в монастыре, которая в свою очередь состоит из организации богослужений и келейной молитвы. Данное разделение устава условно, поскольку в монашеской жизни молитва, смирение (посредством послушания и исповеди) и очищение сердца (посредством покаяния и откровения помыслов) взаимосвязаны, и не бывает одного без другого, – как и преподобный Силуан Афонский сказал, что «если ты хочешь чисто молиться, то будь смирен, воздержан, чисто исповедуйся, и возлюбит тебя молитва».

Основанием монашеской жизни является послушание.

Архимандрит Ефрем, игумен монастыря Ватопед, утверждает, что послушание – это фундамент монашеской жизни, это духовный закон; исполняя его, монах может достичь высшего блаженства, которое дает иноческая жизнь. И здесь большое значение имеют отношения монаха с игуменом. Отметим, что в городских монастырях, как правило, собирается образованное монашество, урбанизированная молодежь, трудно изменяющая на духовные ставшие привычными мирские схемы мышления. Так, монашеская жизнь не может строиться по образцу успешно развивающегося предприятия. Монашество – это благодать и свобода, это любовь и жертвенность, которые превыше мирской логики. Задача игумена – раскрыть монашеское предание, помочь принять его как ориентир в жизни молодым людям, взыскующим жития иноческого, но зачастую совсем к нему не готовым.

Подчеркнем, что любовь и терпение, которые требуются от игумена или игумении, должны обязательно сочетаться в нем с рассудительностью, с пониманием устроения души, с видением конкретных проблем послушника, с отношением к последнему с благоговением, как к иконе Христа. Важно создание в монастыре атмосферы взаимного доверия, чтобы монахи ощущали уверенность и безопасность при откровении своих помыслов и ошибок, зная, что встретят понимание и получат помощь в преодолении трудностей, встречающихся на многосложном монашеском пути. Это помогает игумену внимательно следить за духовным состоянием братии, чтобы своевременно предотвращать возможные ошибки и падения, ограждать от внешних соблазнов. Игумен как стена заслоняет своих чад от стрел врага (если только они послушны ему).

Организация молитвенной жизни сестер – это одна из основных задач, стоящих перед монастырем, ведь «молитва – это дыхание монаха». От решения этого вопроса зависит духовное преуспеяние монахинь.

В молитве растворен весь день наших монахинь: полный круг богослужений чередуется с трапезой, являющейся продолжением богослужения, где сестры слышат духовное чтение, которое освящается их внутренней молитвой. Во время выполнения послушаний сестры стараются молиться вслух, читают Иисусову молитву. Преподобный Иоанн Лествичник, говоря о необходимости трезвения и непрестанной молитвы, учил: «Память Иисусову соедини со своим дыханием и тогда познаешь пользу безмолвия». Таким образом, жизнь становится непрестанной молитвой и благодарением.

Все наши сестры ежедневно участвуют в полном суточном круге богослужения, независимо от послушаний. Как сказал один из современных делателей молитвы, ныне почивший, старец Ефрем Катунакский: «Мы пришли сюда для этой самой вечерни, для правила, для утрени, для повечерия. Если оставим это или будем делать наполовину, с тысячью отговорок, тогда зачем мы сюда пришли?» А Старец Георгий (Капсанис), настоятель афонского монастыря Григориат, говорил, что «нельзя позволять послушаниям поглотить нас. Они тоже должны быть, но в глубине должно быть желание и чаяние, и надежда вскоре оказаться в своей келье для сердечной молитвы. И вот там мы войдем в свое сердце, встретим Христа; мы не будем испытывать нужду видеть солнечный свет, потому что «солнце» будет внутри нас».

Молитва освящает внутреннюю жизнь монастыря, освящает и приходящих в обитель мирян. Монахи должны показать народу пример молитвы, молитвы неустанной, бодрой и неунывающей, высокой, одухотворенной, и через это они дадут ему приближение к Богу, очищение от грехов, отраду сердца, радость души в страданиях, бодрость и веру, осмысленное существование. Как писал протоиерей Иоанн Восторгов: «Здесь, в молитве вашей, которая прольется в души богомольцев, почувствует народ и познает, что он – дитя Божье, призванное любовью Божественною к жизни святой и чистой, долженствующее по силе своего призвания христианского отвращаться от всякого вида порока, страсти, нечистоты, пьянства и разгула».

В «Настольной книге для монахов и мирян» говорится, что монастыри призваны показать народу величавую, умилительную, несказанную красоту нашей церковности и богослужения, чтобы затрепетала его душа от дивных молитв и песнопений Церкви, чтобы почувствовала она себя в райском блаженстве. И после того как насытится душа красотою церковною, получает и ум поучение веры и жизни, которые преподают достойные иноки собственным примером и учительным словом. Хочется вспомнить слова старца Порфирия Кавсокаливита: «Занятие песнопениями, чтением я считаю величайшим делом, очень великим, потому что так человек постепенно освящается, сам того не замечая, приобретает любовь и смирение, слыша слова святых, слова из минеи, октоиха и других книг».

Перед городским монастырем стоит проблема организации богослужений, с тем, чтобы это было приемлемо для паломников и прихожан, желающих посетить монастырь, и в то же время отвечало духовным потребностям монашествующих. Отметим важность следования монастырей богослужебному Уставу Церкви, который оставили нам святые отцы. Решением богослужебной проблемы в нашем монастыре стало сочетание «открытых» богослужений для всех желающих помолиться в обители (где насельницы молятся вместе с паломниками, но стоят отдельно от них) с «закрытыми» службами для монахинь (это – ночные службы, монашеское правило, отдельные службы суточного круга богослужения). В нашей обители выделен один из храмов для уединенных монашеских молитв. Чтение Неусыпаемой Псалтири также является традиционным для монастырей молитвенным деланием, которое гармонично вливается в общий устав молитвенной жизни нашего монастыря. Такие службы имеют большое значение, поскольку служат духовному единению сестер и укреплению сестричества.

Конечно, встреча монаха с Богом происходит в сердечной клети, однако внешние факторы также имеют значение. В согласии с монашеской традицией, в нашей обители, как и в афонских монастырях, сестры живут в кельях по одной. Пребывая среди шумного города, сестры затворяются в тесных кельях и всей душой устремляются к Небу.

Старец Георгий (Капсанис) говорил: «Затворяясь в келье, вы словно оказываетесь в пустыне Святой Горы. Я и Бог, Бог и я. Вас не занимает ничто другое». А преподобный Антоний Оптинский говорит: «Я, хотя и многогрешный и рассеянный человек, но весьма люблю свою келью, и когда я остаюсь в ней один, тогда бывает у меня праздник на душе. А посему даруй, Господи, и вам усердие отыскивать внутри своей кельи Царствие Небесное, и если обрящете, тогда и вы можете сказать: добро есть мне зде бытии (ср. Мф. 17:4)».

Организация строгого молитвенного устава в монастыре требует некоторого изменения и пространства обители. Желательно, чтобы в монастыре, расположенном среди многолюдного селения, было строгое разграничение территории: на доступную всем, кто желает посетить святую обитель, участвовать в богослужении, получить духовное окормление, и – предназначенную сугубо для монахов, недоступную для посторонних глаз. Это малая «пустыня» посреди большого города, с помощью которой водворяется внутренняя пустыня в душе – «Бог да душа – вот монах». На этой территории монахини проживают в своих кельях, совершают келейное правило и другие духовные подвиги, здесь происходит их общение с духовной наставницей, откровение помыслов, беседы и занятия, раскрывающие для инокинь духовные законы и духовный опыт монашества. Здесь в тишине и безмолвии пускает глубоко корни то крепкое дерево, которое сможет потом принести спасительные плоды не только самим монахиням, но и тем, кто прибегнет к ним за духовной помощью. Тайное поучение, тайное делание, глубокая молитвенная связь с Богом не могут быть выставлены напоказ.

Перед руководством и насельницами монастыря стоит необходимость организации встречи и приема паломников и всех людей, приходящих в обитель. В нашем монастыре общением со светскими лицами в основном занимается игумения и ее помощницы, сестры с большим монашеским стажем и преклонного возраста. Хотя монахини призваны служить миру молчанием и молитвой, но по благословению они ведут беседы со страждущими или ищущими ответа людьми, основываясь на учении святых отцов и монашеском опыте, дают духовный импульс, помогают найти путь заблудившейся душе. Старец Иосиф Исихаст, говоря о взаимоотношениях монахов с людьми мирскими или, выражаясь современным языком, – светскими, предупреждает, что «монах должен быть весь – глаза, весь – зрение, должен тщательно следить за тем, чтобы, принося пользу другим, самому не получить вред».

Сестры монастыря принимают паломнические группы из различных городов России, ближнего и дальнего зарубежья, проводят экскурсии. «Свет монахам – ангелы, свет мирянам – иноческое житие». Люди, приходя в монастырь, ищут то, чего им так не хватает в миру: красоту, любовь, отзывчивость. Любовь монахинь противостоит эгоизму, отзывчивость – холодности, смирение – нравственному разделению и превосходству, труд в монастыре предпочитается праздности. Старец Паисий говорил, что когда мирские, пусть даже неверующие, люди приходят в монастырь, они становятся верующими. По словам старца, «каждая настоящая монахиня, помимо молитвы за мир, помогает ему манерой своего поведения, тем, как она относится к различным проблемам, той парой слов, которые она скажет в архондарике какому-нибудь паломнику, чтобы он смог уразуметь глубочайший смысл жизни; или какой-нибудь матери, чтобы ее поддержать. Но, конечно, если монахиня сама ищет общения с людьми мирскими и т. п., то это никуда не годится».

Каждый день гласом колоколов монастырь возвещает осуетившимся людям, что есть Бог, небо, дух, молитва, подвиг, Божьи заповеди, смерть, суд, ад и рай. Одним своим существованием он безмолвно проповедует и напоминает всем о высшем смысле существования человека.

Монастырь посреди города – это источник живой воды духовного воодушевления; он питает и исцеляет иссохшую пустыню мирской жизни, дает живительную и спасительную влагу душам жаждущим.

Не теряя уединения со Христом в глубине своей души, монахи и монахини, живущие в городских монастырях, несут также послушание служения людям – то, что принято называть социальным служением. Почти все женские обители в дореволюционной России брали на себя попечение о заброшенных детях – сиротах. Монахиня – это мать не двух-трех детей, а мать всему миру, она отдает свою естественную материнскую любовь всем требующим заботы и сострадания, – не только молитвой Богу, но и деятельной помощью страждущим. Сестры своей любовью заботятся о сиротах, возвращают им радость детства, материально и духовно опекают их, дают образование и возможность вернуться к полноценной жизни в обществе. Но что важнее всего – они дают им истинную веру, как якорь, удерживающий их среди волн мирского моря; они учат их жертвенной любви к людям – и сколько радости эти дети приносят прихожанам своими песнями, танцами, спектаклями! Их проповедь – это ставшие традиционными ежегодные концерты в Греции «Свет во Вселенной», устраиваемые при содействии монастыря Ватопед, а также концерты в других странах Европы, которые организует Российское Министерство культуры.

Монахини вместе с детьми приюта посещают и тюрьмы. Многим заблудшим ожесточенным людям вернули они радость веры и надежды, согрели и утешили. Всегда спокойные, радостные, приветливые – не от мирской вежливости, но от любви и сострадания к людям, – они действительно становятся светильниками, горящими перед Господом и освещающими жизнь заблудших во тьме.

Сестры посещают больницы, где утешают страждущих, подолгу беседуют с будущими матерями, раскрывая им смысл и счастье материнства, способствуют уменьшению числа абортов.

Кроме духовного окормления общества, монастыри играют незаменимую роль в культурно-просветительской и экономической сторонах жизни народа. Каждое воскресенье, в двунадесятые и великие праздники все паломники и прихожане (около трехсот человек) приглашаются на благотворительную монастырскую трапезу, после которой дети дают концерты и раздаются подарки. Нуждающимся раздается гуманитарная помощь. Около сорока малоимущих семей находится под социальным патронажем монастыря – еженедельно им раздаются продукты, одежда, предметы первой необходимости.

В городских монастырях, по сравнению с сельскими, имеется больше возможности для занятия различными церковными искусствами (иконописью, золотошвейным мастерством, созданием прекрасных мозаик, резьбой по дереву), а также гимнографией и широкой издательской деятельностью.

Рассуждая о непростой задаче, которая стоит перед монахами сегодня, преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Кому что дано: кому деятельность, кому безмолвие, даров Божиих много. Иным было дано равноангельское житие, служить Богу в безмолвии. Другие, наоборот, служат Богу в кипучей деятельности. Но уподобляются зарывающим свой талант те, которые отказываются от того, куда их поставляют согласно воле Божией».

Мы благодарим Бога, что Он дал нам духовную связь с теми, кто учил и учит нас монашескому преданию не только на основе прочитанных книг, но опираясь на личный опыт. Это наш старец схиархимандрит Михаил, подвизавшийся в Троице-Сергиевой Лавре, старец Иосиф Ватопедский, схиархимандрит Ефрем, игумен монастыря Ватопед, и братия других монастырей Святой Горы Афон, с которыми мы находимся в духовной связи, и которые часто посещают наш монастырь.

Источники Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Архимандрит Ефрем (Куцу). Студент в университете пустыни. Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2012. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. В 2 тт. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 2000. Шмеман Александр, протопресв. Исторический путь Православия. Митрополит Афанасий Лимасольский. Открытое сердце Церкви. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Настольная книга для монашествующих и мирян, составитель архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Отчий дом, 2010. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. С присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М.: Благовест, 2013. Иоанн Синайский, преподобный. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. Старец Силуан. Издание Сретенского монастыря, 2002. Старец Ефрем Катунакский. М.: Русский Хронографъ, 2002. Старец Иосиф. Изложение монашеского опыта. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Суроти, Салоники. Издательский дом «Святая Гора». Москва, 2004. Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова, Малоярославец: Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, 2008.

Доклад игумении Николаи (Ильиной),настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, г. Малоярославец, на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 22–23 января 2015 года)

Дорогие братья и сестры!

Появление иноческих общин посреди шумных многолюдных городов не всегда было вызвано упадком подвижнического духа среди монашества, а часто, напротив, усугублением подвига и крестных страданий ради любви ко Христу. Если уединившийся в пустыне инок имеет перед собой внутренних врагов, то пребывающий в городе гораздо больше терпит нападений и соблазнов, если, конечно, законно подвизается.

Сегодня многие монастыри расположены в городах, и немногие монахи, покидая мир, находят благодатную тишину в обителях Святой Горы или других уединенных местах нашей Земли. Зачастую монах, убегая от мира, физически остается в миру, случается – и в самом центре мегаполиса, и здесь особую значимость приобретают слова святых отцов, говоривших о необходимости стяжать пустыню в своем сердце. Старец Паисий говорил: «Мы должны заключить свое сердце в пустыню, отделенную от страстей и греха». Митрополит Афанасий Лимасольский добавляет к этим словам: «Есть люди, которые живут в миру, а сердце их – в пустыне. Есть люди, которые живут в пустыне, а сердце их в миру. Поэтому нужно быть внимательными и понимать, что образ мыслей и способ жизни спасает человека, а не географическое место». И выделяет главную цель монашеской жизни – любовь ко Христу и соработничество Ему.

«Чем кажутся вам общежития? – спрашивает авва Дорофей, и отвечает: – Не суть ли они одно тело, и [все, составляющие общежитие] члены друг друга?.. И чтобы вам яснее понять силу сказанного, предложу вам сравнение, преданное от отцов. Представьте себе круг, начертанный на земле... Предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог, радиусы же... суть пути жизни человеческой. Итак, насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг ко другу... Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то, сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним, и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».

Стремление ко Христу зажигает в душе монаха огонь любви к ближним, и чем больше эта любовь, тем сильнее разгорается и огонь любви к Богу в душе монаха, тем больше его любовь к братии и ко всем людям, и тем более он огражден от соблазнов мира.

Каким образом может монах достичь этого?

Стяжать любовь невозможно без усилий и работы над собой, без очищения сердца от страстей. Однако большое значение имеет и обстановка, в которой живет монах. Организация устава в монастыре помогает наладить его внутреннюю работу. Например, процветавший в VIII веке Студийский монастырь, находился посреди столицы Византии (Константинополя), но строгость его устава стала впоследствии образцом даже для пустынных обителей Афона. Цель устава – это, с одной стороны, сохранение внутренней пустыни в условиях мира, с другой – служение миру. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Спаси себя сам, стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся».

Очищение сердца от страстей, стяжание чистоты, святости, близости к Богу и возможности, будучи близким к Богу, умолять Его за других людей – это цель и долг всякого, кто стал монахом. «Монах виновен в том, что не свят» – говорят нам афонские отцы. Старец Порфирий Кавсокаливит говорил: «Великое искусство – достичь освящения вашей души. Везде можно стать святым. И на Омонии можно освятиться, если захотеть». Примером тому служат святые апостолы, которые, неся в мир благую весть среди общего рассеяния, шума и опасностей, в глубине души оставались безмолвниками и делателями умно-сердечной молитвы.

Рассмотрим основные вопросы организации устава: любовь ко Христу через послушание, которое является основой смирения, покаяние и очищение сердца, организация молитвенной жизни в монастыре, которая в свою очередь состоит из организации богослужений и келейной молитвы. Данное разделение устава условно, поскольку в монашеской жизни молитва, смирение (посредством послушания и исповеди) и очищение сердца (посредством покаяния и откровения помыслов) взаимосвязаны, и не бывает одного без другого, – как и преподобный Силуан Афонский сказал, что «если ты хочешь чисто молиться, то будь смирен, воздержан, чисто исповедуйся, и возлюбит тебя молитва».

Основанием монашеской жизни является послушание.

Архимандрит Ефрем, игумен монастыря Ватопед, утверждает, что послушание – это фундамент монашеской жизни, это духовный закон; исполняя его, монах может достичь высшего блаженства, которое дает иноческая жизнь. И здесь большое значение имеют отношения монаха с игуменом. Отметим, что в городских монастырях, как правило, собирается образованное монашество, урбанизированная молодежь, трудно изменяющая на духовные ставшие привычными мирские схемы мышления. Так, монашеская жизнь не может строиться по образцу успешно развивающегося предприятия. Монашество – это благодать и свобода, это любовь и жертвенность, которые превыше мирской логики. Задача игумена – раскрыть монашеское предание, помочь принять его как ориентир в жизни молодым людям, взыскующим жития иноческого, но зачастую совсем к нему не готовым.

Подчеркнем, что любовь и терпение, которые требуются от игумена или игумении, должны обязательно сочетаться в нем с рассудительностью, с пониманием устроения души, с видением конкретных проблем послушника, с отношением к последнему с благоговением, как к иконе Христа. Важно создание в монастыре атмосферы взаимного доверия, чтобы монахи ощущали уверенность и безопасность при откровении своих помыслов и ошибок, зная, что встретят понимание и получат помощь в преодолении трудностей, встречающихся на многосложном монашеском пути. Это помогает игумену внимательно следить за духовным состоянием братии, чтобы своевременно предотвращать возможные ошибки и падения, ограждать от внешних соблазнов. Игумен как стена заслоняет своих чад от стрел врага (если только они послушны ему).

Организация молитвенной жизни сестер – это одна из основных задач, стоящих перед монастырем, ведь «молитва – это дыхание монаха». От решения этого вопроса зависит духовное преуспеяние монахинь.

В молитве растворен весь день наших монахинь: полный круг богослужений чередуется с трапезой, являющейся продолжением богослужения, где сестры слышат духовное чтение, которое освящается их внутренней молитвой. Во время выполнения послушаний сестры стараются молиться вслух, читают Иисусову молитву. Преподобный Иоанн Лествичник, говоря о необходимости трезвения и непрестанной молитвы, учил: «Память Иисусову соедини со своим дыханием и тогда познаешь пользу безмолвия». Таким образом, жизнь становится непрестанной молитвой и благодарением.

Все наши сестры ежедневно участвуют в полном суточном круге богослужения, независимо от послушаний. Как сказал один из современных делателей молитвы, ныне почивший, старец Ефрем Катунакский: «Мы пришли сюда для этой самой вечерни, для правила, для утрени, для повечерия. Если оставим это или будем делать наполовину, с тысячью отговорок, тогда зачем мы сюда пришли?» А Старец Георгий (Капсанис), настоятель афонского монастыря Григориат, говорил, что «нельзя позволять послушаниям поглотить нас. Они тоже должны быть, но в глубине должно быть желание и чаяние, и надежда вскоре оказаться в своей келье для сердечной молитвы. И вот там мы войдем в свое сердце, встретим Христа; мы не будем испытывать нужду видеть солнечный свет, потому что «солнце» будет внутри нас».

Молитва освящает внутреннюю жизнь монастыря, освящает и приходящих в обитель мирян. Монахи должны показать народу пример молитвы, молитвы неустанной, бодрой и неунывающей, высокой, одухотворенной, и через это они дадут ему приближение к Богу, очищение от грехов, отраду сердца, радость души в страданиях, бодрость и веру, осмысленное существование. Как писал протоиерей Иоанн Восторгов: «Здесь, в молитве вашей, которая прольется в души богомольцев, почувствует народ и познает, что он – дитя Божье, призванное любовью Божественною к жизни святой и чистой, долженствующее по силе своего призвания христианского отвращаться от всякого вида порока, страсти, нечистоты, пьянства и разгула».

В «Настольной книге для монахов и мирян» говорится, что монастыри призваны показать народу величавую, умилительную, несказанную красоту нашей церковности и богослужения, чтобы затрепетала его душа от дивных молитв и песнопений Церкви, чтобы почувствовала она себя в райском блаженстве. И после того как насытится душа красотою церковною, получает и ум поучение веры и жизни, которые преподают достойные иноки собственным примером и учительным словом. Хочется вспомнить слова старца Порфирия Кавсокаливита: «Занятие песнопениями, чтением я считаю величайшим делом, очень великим, потому что так человек постепенно освящается, сам того не замечая, приобретает любовь и смирение, слыша слова святых, слова из минеи, октоиха и других книг».

Перед городским монастырем стоит проблема организации богослужений, с тем, чтобы это было приемлемо для паломников и прихожан, желающих посетить монастырь, и в то же время отвечало духовным потребностям монашествующих. Отметим важность следования монастырей богослужебному Уставу Церкви, который оставили нам святые отцы. Решением богослужебной проблемы в нашем монастыре стало сочетание «открытых» богослужений для всех желающих помолиться в обители (где насельницы молятся вместе с паломниками, но стоят отдельно от них) с «закрытыми» службами для монахинь (это – ночные службы, монашеское правило, отдельные службы суточного круга богослужения). В нашей обители выделен один из храмов для уединенных монашеских молитв. Чтение Неусыпаемой Псалтири также является традиционным для монастырей молитвенным деланием, которое гармонично вливается в общий устав молитвенной жизни нашего монастыря. Такие службы имеют большое значение, поскольку служат духовному единению сестер и укреплению сестричества.

Конечно, встреча монаха с Богом происходит в сердечной клети, однако внешние факторы также имеют значение. В согласии с монашеской традицией, в нашей обители, как и в афонских монастырях, сестры живут в кельях по одной. Пребывая среди шумного города, сестры затворяются в тесных кельях и всей душой устремляются к Небу.

Старец Георгий (Капсанис) говорил: «Затворяясь в келье, вы словно оказываетесь в пустыне Святой Горы. Я и Бог, Бог и я. Вас не занимает ничто другое». А преподобный Антоний Оптинский говорит: «Я, хотя и многогрешный и рассеянный человек, но весьма люблю свою келью, и когда я остаюсь в ней один, тогда бывает у меня праздник на душе. А посему даруй, Господи, и вам усердие отыскивать внутри своей кельи Царствие Небесное, и если обрящете, тогда и вы можете сказать: добро есть мне зде бытии (ср. Мф. 17:4)».

Организация строгого молитвенного устава в монастыре требует некоторого изменения и пространства обители. Желательно, чтобы в монастыре, расположенном среди многолюдного селения, было строгое разграничение территории: на доступную всем, кто желает посетить святую обитель, участвовать в богослужении, получить духовное окормление, и – предназначенную сугубо для монахов, недоступную для посторонних глаз. Это малая «пустыня» посреди большого города, с помощью которой водворяется внутренняя пустыня в душе – «Бог да душа – вот монах». На этой территории монахини проживают в своих кельях, совершают келейное правило и другие духовные подвиги, здесь происходит их общение с духовной наставницей, откровение помыслов, беседы и занятия, раскрывающие для инокинь духовные законы и духовный опыт монашества. Здесь в тишине и безмолвии пускает глубоко корни то крепкое дерево, которое сможет потом принести спасительные плоды не только самим монахиням, но и тем, кто прибегнет к ним за духовной помощью. Тайное поучение, тайное делание, глубокая молитвенная связь с Богом не могут быть выставлены напоказ.

Перед руководством и насельницами монастыря стоит необходимость организации встречи и приема паломников и всех людей, приходящих в обитель. В нашем монастыре общением со светскими лицами в основном занимается игумения и ее помощницы, сестры с большим монашеским стажем и преклонного возраста. Хотя монахини призваны служить миру молчанием и молитвой, но по благословению они ведут беседы со страждущими или ищущими ответа людьми, основываясь на учении святых отцов и монашеском опыте, дают духовный импульс, помогают найти путь заблудившейся душе. Старец Иосиф Исихаст, говоря о взаимоотношениях монахов с людьми мирскими или, выражаясь современным языком, – светскими, предупреждает, что «монах должен быть весь – глаза, весь – зрение, должен тщательно следить за тем, чтобы, принося пользу другим, самому не получить вред».

Сестры монастыря принимают паломнические группы из различных городов России, ближнего и дальнего зарубежья, проводят экскурсии. «Свет монахам – ангелы, свет мирянам – иноческое житие». Люди, приходя в монастырь, ищут то, чего им так не хватает в миру: красоту, любовь, отзывчивость. Любовь монахинь противостоит эгоизму, отзывчивость – холодности, смирение – нравственному разделению и превосходству, труд в монастыре предпочитается праздности. Старец Паисий говорил, что когда мирские, пусть даже неверующие, люди приходят в монастырь, они становятся верующими. По словам старца, «каждая настоящая монахиня, помимо молитвы за мир, помогает ему манерой своего поведения, тем, как она относится к различным проблемам, той парой слов, которые она скажет в архондарике какому-нибудь паломнику, чтобы он смог уразуметь глубочайший смысл жизни; или какой-нибудь матери, чтобы ее поддержать. Но, конечно, если монахиня сама ищет общения с людьми мирскими и т. п., то это никуда не годится».

Каждый день гласом колоколов монастырь возвещает осуетившимся людям, что есть Бог, небо, дух, молитва, подвиг, Божьи заповеди, смерть, суд, ад и рай. Одним своим существованием он безмолвно проповедует и напоминает всем о высшем смысле существования человека.

Монастырь посреди города – это источник живой воды духовного воодушевления; он питает и исцеляет иссохшую пустыню мирской жизни, дает живительную и спасительную влагу душам жаждущим.

Не теряя уединения со Христом в глубине своей души, монахи и монахини, живущие в городских монастырях, несут также послушание служения людям – то, что принято называть социальным служением. Почти все женские обители в дореволюционной России брали на себя попечение о заброшенных детях – сиротах. Монахиня – это мать не двух-трех детей, а мать всему миру, она отдает свою естественную материнскую любовь всем требующим заботы и сострадания, – не только молитвой Богу, но и деятельной помощью страждущим. Сестры своей любовью заботятся о сиротах, возвращают им радость детства, материально и духовно опекают их, дают образование и возможность вернуться к полноценной жизни в обществе. Но что важнее всего – они дают им истинную веру, как якорь, удерживающий их среди волн мирского моря; они учат их жертвенной любви к людям – и сколько радости эти дети приносят прихожанам своими песнями, танцами, спектаклями! Их проповедь – это ставшие традиционными ежегодные концерты в Греции «Свет во Вселенной», устраиваемые при содействии монастыря Ватопед, а также концерты в других странах Европы, которые организует Российское Министерство культуры.

Монахини вместе с детьми приюта посещают и тюрьмы. Многим заблудшим ожесточенным людям вернули они радость веры и надежды, согрели и утешили. Всегда спокойные, радостные, приветливые – не от мирской вежливости, но от любви и сострадания к людям, – они действительно становятся светильниками, горящими перед Господом и освещающими жизнь заблудших во тьме.

Сестры посещают больницы, где утешают страждущих, подолгу беседуют с будущими матерями, раскрывая им смысл и счастье материнства, способствуют уменьшению числа абортов.

Кроме духовного окормления общества, монастыри играют незаменимую роль в культурно-просветительской и экономической сторонах жизни народа. Каждое воскресенье, в двунадесятые и великие праздники все паломники и прихожане (около трехсот человек) приглашаются на благотворительную монастырскую трапезу, после которой дети дают концерты и раздаются подарки. Нуждающимся раздается гуманитарная помощь. Около сорока малоимущих семей находится под социальным патронажем монастыря – еженедельно им раздаются продукты, одежда, предметы первой необходимости.

В городских монастырях, по сравнению с сельскими, имеется больше возможности для занятия различными церковными искусствами (иконописью, золотошвейным мастерством, созданием прекрасных мозаик, резьбой по дереву), а также гимнографией и широкой издательской деятельностью.

Рассуждая о непростой задаче, которая стоит перед монахами сегодня, преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Кому что дано: кому деятельность, кому безмолвие, даров Божиих много. Иным было дано равноангельское житие, служить Богу в безмолвии. Другие, наоборот, служат Богу в кипучей деятельности. Но уподобляются зарывающим свой талант те, которые отказываются от того, куда их поставляют согласно воле Божией».

Мы благодарим Бога, что Он дал нам духовную связь с теми, кто учил и учит нас монашескому преданию не только на основе прочитанных книг, но опираясь на личный опыт. Это наш старец схиархимандрит Михаил, подвизавшийся в Троице-Сергиевой Лавре, старец Иосиф Ватопедский, схиархимандрит Ефрем, игумен монастыря Ватопед, и братия других монастырей Святой Горы Афон, с которыми мы находимся в духовной связи, и которые часто посещают наш монастырь.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Архимандрит Ефрем (Куцу). Студент в университете пустыни. Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2012.

Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. В 2 тт. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 2000.

Шмеман Александр, протопресв. Исторический путь Православия.

Митрополит Афанасий Лимасольский. Открытое сердце Церкви. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014.

Настольная книга для монашествующих и мирян, составитель архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Отчий дом, 2010.

Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. С присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М.: Благовест, 2013.

Иоанн Синайский, преподобный. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.

Старец Силуан. Издание Сретенского монастыря, 2002.

Старец Ефрем Катунакский. М.: Русский Хронографъ, 2002.

Старец Иосиф. Изложение монашеского опыта. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Суроти, Салоники. Издательский дом «Святая Гора». Москва, 2004.

Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова, Малоярославец: Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, 2008.

Мы решили написать это письмо, т.к. уверены, что клевета, которая развернулась в интернете вокруг Малоярославецкого Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря инспирирована антицерковными, богоборческими кругами.

В своей «Исповеди бывшей послушницы» Мария сознательно нападает на все монашеские традиции, о важности соблюдения которых, так ясно говорил Патриарх на съезде игуменов и игумений. Недаром эта «исповедь» вышла сразу после съезда. Мария, и те, кто ее поддерживает, направляют свой удар против основ монашества, которые Матушка игумения Николая укрепляет и развивает в своем игуменском служении. Выступая против духовного окормления (о чем недавно говорил Патриарх на собрании игуменов и игумений), «бывшая послушница» извращает его смысл, называя его «доносами» (хотя Матушка учит нас каяться всегда только в своих греховных помыслах и ругает сестер не за помыслы, а за поступки). Против молитвы, главной монашеской добродетели, направлена и хула на практику Иисусовой молитвы и хранения уст в монастыре. На послушание, как основу монашеского делания дьявол через своих «послушниц» набрасывается с особенной яростью,- автор «исповеди» называет его «культом личности», и ведением не за Богом, а за собой. Мишенью для обличения является не только игумения Николая, но и духовные старцы – схиархимандрит Илий, схиархимандрит Власий, архимандрит Наум, а также Святой Иоанн Лествичник, которого «разоблачители монашества» причисляют к садистам, а его бессмертную «Лествицу» называют пиаром для «садистов-игуменов».

Далее в ее писании следуют несостоятельные обвинения в плохом питании, изнурительных трудах, отсутствии отдыха и лечения, не только сестер, но даже и даже детей приюта «Отрада». (Для сведения: в монастыре установлена итальянская сыроварня, и монастырь кормит всех прихожан по воскресеньям и праздникам – 150-200 человек, 2-3 раза в месяц раздает продукты питания более 70 бедным семьям, так неужели не позаботится о родных сестрах и детях. В монастыре имеется лечебная сауна, физиотерапевтический и зубной кабинеты, и большая аптека.) Атмосфера приюта названа казарменной, а дети – сидящими в «четырех стенах». Только в этом году у детей приюта было 7 заграничных поездок, – это ставшие обычными выступления детского хора и танцевального коллектива, а также паломничества. Каждый год воспитанницы приюта Отрада отдыхают у моря, – в Греции или в Крыму.

Клеветники формируют образ Матушки игумении, как грубой, властной и жестокой тиранки. Но все, кто бывал в монастыре, знают, как все сестры не только Малоярославецкого монастыря, но и всех наших монастырей, любят Матушку. Мы все живем, как одна большая, дружная, любящая семья, уходить никто не хочет, ибо придя в монастырь, мы выбрали эту игумению для себя.

Мы, как бывшие сестры монастыря, удивляемся, какое должно быть злобное и извращенное зрение у пишущих эти клеветы, чтобы увидеть наш родной монастырь и Матушку, всегда полную любви и терпения наших немощей, в таком извращенном виде. Думаем, не имеет смысла отвечать на всю эту дьявольскую ложь конкретно, но не можем терпеть и хотим встать на защиту тех высоких духовных идеалов, которые утверждают Матушка Николая и наш духовник Схиархимандрит Власий (ранее Лаврский Схиархимандрит Михаил) и которые приносят видимые плоды, свидетельствуемые всеми духовными современными авторитетами монашества. Многие архиереи просят игумений в свои епархии из Свято-Никольского монастыря. Из обители вышли 15 игумений во все концы нашей страны, игумения православного монастыря Святого Паисия в Америке считает своей духовной матерью матушку Николаю. Обитель любят и ценят и ценили за духовный настрой и следование традициям монашеского предания и митрополит Афанасий Лимассольский, схиархимандрит Илий, схиархимандрит Власий, схиархимандрит Ефрем Ватопедский, покойный старец Иосиф Ватопедский и многие другие духовные люди.

В монастыре проживают 120 сестер, случаи ухода сестер бывают очень редко, и это касается в основном трудниц или послушниц. За последний год не ушло ни одной приукаженной сестры, а пришли 13 сестер.

Наша Матушка за свои труды на благо Церкви и государства имеет 2 правительственные награды (орден Дружбы и орден Святой вмц. Екатерины), и шесть церковных орденов.

Очевидно, что эта компания спланирована и направлена против монашества, как церковного института, против благотворительной деятельности монастырей, т.е. против самой Церкви Христовой. Происходит сознательная фальсификация информации (откуда ушедшая в 2011 году Римма- Регина Шамс, а тем более послушницы, ушедшие в 1993 г. знают, что происходит в нашем монастыре сейчас?).

А автор кто? Когда Мария после ухода из монастыря снова занялась фотографией, то в фотогалерее на ее сайте были выставлены, сделанные ею, фотографии обнаженных женщин. Сейчас она, находясь в Бразилии, собирает информацию обо всех, ушедших и «обиженных», иногда фабрикует ложные комментарии.

Все это заставляет нас сугубо молиться за наших гонителей, но «молчанием предаётся Бог», и если мы не ответим на эту клевету, то враги Церкви будут торжествовать победу. Мы все, жившие и воспитывавшиеся в этом монастыре игумении и монахини, вместе с сестрами наших монастырей свидетельствуем, что все в пресловутой «Исповеди бывшей послушницы» – ложь, распространяемая врагами Церкви и монашества. И если вы хотите узнать правду – приезжайте в Малоярославец (всего 110 км от Москвы), и все увидите своими глазами.

Пребываем с Любовью о Распятом и Воскресшем Господе:

  1. Игумения Феодосия (Свято-Алексеевский монастырь, г.Саратов)
  2. Игумения Антония (Свято-Петропавловский монастырь г.Хабаровск)
  3. Игумения Анастасия (Спасо-Воротынский монастырь, г. Воротынск)
  4. Игумения Нектария (Серафимо-Покровский монастырь, г.Кемерово)
  5. Игумения Михаила (Свято-Успенский женский монастырь, г.Кемерово)
  6. Игумения Варвара (Свято-Георгиевский женский монастырь, г.Ессентуки)
  7. Игумения Феодосия (Христо-Рождественский монастырь, г. Вятка)
  8. Игумения Еликонида (Иоанновский женский монастырь, п.Алексеевка, Саратовской обл.)
  9. Игумения Макария (Владимирский женский монастырь, г.Вольск, Саратовской обл.)
  10. Монахиня Параскева, настоятельница подворья (монастырь Калужской Божией матери, пос.Ждамирово)
  11. Монахиня Михаила, старшая сестра (Свято-Успенский Гремячев монастырь)
  12. Матушка Елизавета, старшая сестра (Свято-Успенский Шаровкин монастырь)
  13. Матушка Иоанна, старшая сестра (монастырь Тихвинской Божией Матери)

Наверное, нет на Руси, да и во всем мире человека, который бы не слышал о славном житии и дивных чудесах Святителя Николая Чудотворца. «Победитель народов» так переводится с греческого Его имя. Чем же побеждал и побеждает до сих пор сердца всех нас дивный Святитель? Пламенной верой и любовью к Богу, бесконечным милосердием и состраданием к ближним, постоянной готовностью жертвовать собой ради исполнения Божественных заповедей.

Никак не может быть случайностью то, что в монашеском постриге наша Матушка Игумения получила имя Святителя Николая и что именно ее избрал Святитель возрождать свою святую обитель, стать матерью многочисленным инокиням и детям - воспитанницам приюта. Ибо только большое любящее сердце способно понести этот тяжелый крест.

Любить значит слушаться. Игуменский крест золотой очень высок перед Богом, так как Игумен полностью отрекается от себя ради братии, страдает за них. Игумен - это стена между послушником и дьяволом, в него летят все стрелы. Если ты выйдешь из-за этой стены, попадешь в лапы дьяволу.

В миру Матушку звали Людмилой. Родители ее не были верующими людьми, и только бабушка держала всю семью своей молитвой. Отец Матушки - Дмитрий Ильин мужественно сражался, защищая родину на полях Великой Отечественной войны. Он был танкистом. Однажды он вернулся после трудного задания, только прилег отдохнуть в своем блиндаже, как вдруг приказ командира- снова в бой. Дмитрий немедленно вскочил и побежал выполнять приказ, и в эту минуту в его блиндаж попал снаряд, и, задержись он там хоть на минуту, ему грозила неминуемая смерть. Послушание спасло его. Послушание - ипакои - высшая добродетель монаха и христианина, утраченная, к сожалению, в наше смутное время. За возрождение этой добродетели будет бороться потом всю свою жизнь его дочь Игумения. Монахи - это те же воины, только служат они не земному царю и отечеству, а Небесному. Это Воинство Христово. Мама Матушки - Вера Васильевна - тоже имеет героический характер, хотя ее не пустили на войну, как она ни рвалась. Но в тылу она ухаживала за ранеными в госпитале, и уже после войны нашла себе дело по сердцу - стала медсестрой, в психиатрической больнице, что требовало огромного мужества, терпения, выдержки и любви.

Сама Матушка Игумения никогда не думала о монашестве. Она занималась наукой, получила два высших образования и руководила одной из московских лабораторий, занимающихся проблемами искусственного интеллекта. Но Господь призвал ее. Искра Божией любви, попавшая в ее сердце, разгорелось таким пламенем, что ничто не могло воспрепятствовать ей всецело отдать себя служению Богу. Еще в миру Матушка посещала храмы и монастыри, искренне и беспрекословно слушалась своего духовного отца, который и предсказал ей, что в будущем у нее будет очень много духовных детей. Не только он, но и другие старцы пророчески предвещали ей Игуменское служение. Очень полюбила Матушка открывшуюся в 1988 году Оптину Пустынь, ее великих старцев - утешителей всея Руси. А старец Амвросий сам неоднократно являлся ей во сне, вразумляя и наставляя на путь спасения. В 1990 году Матушка поступила в Шамординскую женскую Пустынь, любимое детище старца Амвросия, тогда еще разоренную и совершенно нищую. Ее сразу поставили экономом. Вместо тихой, уединенной молитвы, о которой мечтают все новоначальные, приходилось совершать бесчисленные поездки по разным инстанциям с просьбой помочь новой обители. Мало кто в то время сочувствовал святому делу, но вера Матушки и самоотверженное послушание победили - обитель строилась и расцветала. Много внутренних скорбей пришлось потерпеть молодой инокине. Попустил Господь испытать Матушке и клевету, и гонения, явно готовя ее к новому тяжелому кресту настоятельства.

Однажды молилась Матушка у Чудотворной иконы Калужской Божией Матери, и неожиданно пролилась на нее лампада - Матерь Божия сама отметила Свою избранницу, а через некоторое время Матушку направили на послушание в Калугу, в епархию. Мудрый архипастырь сразу разглядел в своей новой послушнице выдающиеся духовные и организаторские способности и предложил ей стать настоятельницей в разоренном Малоярославецком монастыре. Конечно, Матушка сознавала тогда свою немощь и неопытность, но, верная своему послушанию, поехала к Старцу, и великий молитвенник сказал ей: “Будешь Игуменией, не отказывайся и ничего не бойся”. Старец вспомнил о двух великих победах под Малоярославцем: одна - в войну с французами, спасшая Россию, другая - победа наших войск в Великую Отечественную, поднявшая упавший дух и веру нашего народа. “А будет еще третья победа”; - твердо сказал Старец. И сейчас, когда монастырю уже 25 лет, мы можем сказать, что это совершилось: победа света над тьмой, правды над ложью, смирения над бесовской гордынею, победа Святого послушания над гнусным своеволием и эгоизмом.

Сложно описать, сколько скорбей и трудов легло тогда на плечи Матушки. Полная нищета и разорение, отсутствие элементарного жилья, разрушенные храмы, человеческая злоба и непонимание - все это довело Матушку до сильной болезни, но дух ее был несокрушим. Сейчас монастырь - это воистину чудесный рай, где царят любовь и послушание. Любовь к Богу рождает любовь к ближнему. Матушка и сестры взяли на себя подвиг - спасти множество девочек-сирот, отверженных миром, сохранить им жизнь, здоровье и чистоту, воспитать их истинными христианками, образованными людьми, достойными гражданами своего Отечества, а в будущем - хорошими женами и матерями. Все это редко удается мирским людям, но в монастыре Божественная Благодать помогла сделать то, что не смогли человеческие силы. Приезжайте к нам в приют, посмотрите на радостные и чистые лица детей, послушайте, как они поют, - и вы сами все поймете. А что касается самого монастыря, то тут вера и послушание Матушки Игумении сотворили чудо.

Как сказал наш Владыка, « ... женщины не могут попасть на Святую Гору Афон, поэтому сама Святая Гора сошла в Ма­лоярославец». Матушка долго искала истинный монашеский Устав для монастыря и обрати­лась к древнему Афону, всегда духовно помогавшему нашей Святой Руси. И вот в монас­тырь стали приезжать старцы - духовники Афона, завязалась искренняя духовная дружба со многими монастырями и кель­ями Святой Горы. Из монастыря Ватопед был привезен в дар Чудотворный список Иконы Божией Матери «Пантанасса» (Всецарица), от которого про­изошло уже множество исцеле­ний и чудес у нас в России. Афониты говорят, что Афон - это не место, а образ жизни. Главное делание монаха - это молитва и духовное послушание, которое и есть исполнение всех заповедей Божиих и главной - о любви. Казалось бы, победа одержана: уже из монастыря более 15 Игумений, возрождающих духовную жизнь не только в России, но и за рубежом. Но война с дьяволом не прекращается.

Приходят новые молодые сестры и снова Матушка, как главнокомандующий на войне, учит их бороться с врагом спасения, тайно живущим в сердце человека и являющемся источником греховных помыслов и дел. Каждый день после Божественной Литургии Матушка проводит с сестрами духовные занятия, раскрывая им опыт святых отцов, обучая рассуждению и знанию духовных законов. Если каждая сестра победит врага в своем сердце, то эта маленькая победа будет иметь мировое значение - зла в этом мире будет все меньше и меньше. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спаси себя сам, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

«Кто Бог велий яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса!» И поистине, кто любит Бога всем сердцем и всеми силами служит ему, тот живет в мире чудес. И мир этот мы соотносим с нашей Матушкой Игуменией Николаей - нашей любимой Духовной Матерью, о которой один великий Старец сказал нам: «Слушайтесь Матушку - она всех вас из ада вытащит!» Мы верим в это и благодарим Бога от всей души за сей великий дар.

Святитель Николай помогает всем, кто просит его об этом, и даже тем, кто не только не просит, но и не знает, что можно просить…

Я его ещё даже не просил, а святитель мне уже помогал

, благочинный Москворецкого округа, настоятель храма Спаса Преображения на Болванке:

Помню, однажды, ещё в довоенное время, когда мой отец не был священником, сидел он как-то и заряжал патроны (папа был охотником-любителем), а мы со старшим братом Петром играли рядом. Отец дал нам по карамельке, чтобы мы не мешали ему. И я подавился этой конфетой, она застряла у меня в горле. Старший брат увидел, закричал:

Папа, папа!

А я как-то так машу руками. Отец заглянул в горло - там конфета. Хотел её вытащить - ещё дальше затолкнул… Мамы в это время дома не было. Отец схватил меня и побежал к соседке (мы снимали полдома в Зарайске). Дело было осенью, в ноябре. Хозяйка, видимо, ходила к колодцу и, пока несла воду, наплескала её на пол, та и замерзла. Наши половины разделяла фанерная дверь. Отец выбил её ногой, а пока бежал, взмолился святителю:

Помоги - ребёнок носит твоё имя!

И вот бежит со мной на руках, да как поскользнется! Упал, ударился локтем о лавку - тут конфета и вылетела. Отчетливо помню тот момент, когда я начал дышать: отец меня держал на руках под лампочкой. Это было первое, а может быть, уже и не первое участие святителя Николая в моей жизни.

Известно, например, что в Великую Отечественную войну, когда немцы подходили к Зарайску, их лазутчики во всех бойницах Кремля увидели пушки. Кремль будто ощетинился пушками. Немцы не решились его брать. Одной благочестивой женщине было видение, что святитель Николай стоял на страже города с мечом. У нас же там, в Зарайске, есть известная икона святителя Николая Зарайского.

Старик, который всем помогает и ждёт, пока человек сможе т уверовать

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник Донского монастыря Москвы:

Удивительно, что святитель Николай оказывается скорым помощником и в тех случаях, когда люди не только не призывают его с верою, но даже не подозревают о его существовании.

Во время русско-японской войны, в начале ХХ века, был такой случай. На здании вокзала в Китае русскими была повешена большая икона святителя Николая. На вопрос японского генерала об этой иконе местный китаец ответил, что это - старик, который всем помогает. Свидетелем этого разговора был ещё японский солдат.

Вскоре после этого произошло сражение между русскими и японцами. В этом сражении японцы были разбиты.

Солдат, который слышал этот разговор, вместе со своими сослуживцами бежал с поля боя. Путь лежал через болото, и он увяз в нём, его стало засасывать. Когда он уже погрузился по грудь, и никого не было вокруг, кто мог бы оказать ему помощь, он взмолился от всей души: «Старик, который всем помогает, помоги мне!!!» Тут же явился этот старик и вытащил его из болота.

В это же время японский генерал, о котором шла речь, тяжело раненный, лежал на земле среди трупов своих подчинённых. Кровотечение было столь обильным, что это грозило ему скорой смертью. Вокруг не было никого, кто мог бы оказать ему помощь. И тогда он воззвал теми же словами, что и утопавший в болоте японский солдат: «Старик, который всем помогает, помоги мне!!!» Мгновенно явился старик, который взял его на руки. Он потерял сознание и очнулся на расстоянии множества километров от поля боя, в японском госпитале, где ему была оказана помощь.

Вернувшись на родину, он стал прихожанином православной общины, возглавляемой равноапостольным святителем, которого, так же как и его спасителя, звали Николаем. Женившись на прихожанке этой общины, он стал многодетным отцом и всем своим детям обоего пола дал одно и то же имя - Николай.

Ещё один случай помощи со стороны этого «старика» поведал певец Вертинский. Один старый китаец шёл по слабому льду через реку и провалился в полынью. Несчастного уже затягивало течением под лёд, когда он вспомнил, что русские всегда просят помощи у какого-то старика, изображение которого висит на вокзале.

Старик с вокзала, помоги мне! - были последние слова китайца. Потом он потерял сознание. Очнулся он на другом берегу и первым делом бросился на вокзал благодарить святого старца за чудесное спасение.

После этого случая и сам рыбак крестился, и многие другие китайцы последовали его примеру.

А однажды, в начале своего воцерковления, я познакомился с пожилой женщиной. Она жила в Гнездниковском переулке и была прихожанкой храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

До этого, по молодости лет, она работала с Орджоникидзе и другими деятелями революции. Сама она была латышка, звали её Эльза Яновна. Муж у неё был армянин, тоже из большевистских кругов, всю сознательную жизнь был атеистом, а в детстве, как и его жена, был крещён в инославии.

Ко времени нашего знакомства её муж скончался после тяжёлой и неизлечимой болезни, надолго приковавшей его к постели, и она за ним несколько лет ухаживала.

И вот однажды, - Эльза Ивановна мне рассказывает такой случай, - входит к ним соседка по коммунальной квартире и поздравляет их с праздником:

Сегодня Николай Угодник! - и показывает им икону святителя.

А муж вдруг говорит:

Сегодня этот старик явился мне во сне и напомнил всю мою жизнь. Я увидел все случаи, когда был в смертельной опасности. Где-то на горной речке в Армении… - и пр. и пр.; в том числе смертельная опасность возникла в те годы, когда вступили в силу железные законы революции, уничтожающей своих творцов. - И я постоянно получал избавление. И вот этот старец сказал мне: «Всегда, когда ты оказывался на краю гибели, я тебя спасал. Почему ты не хочешь меня знать?»

И вдруг приходит соседка с иконой!

Эти муж с женою оба уверовали и были присоединены к Православию.

Хватит просить - хватит и помогать

, духовник Сретенского монастыря Москвы:

Когда ещё не отреставрировали в нашем Серафимовском скиту Рязанской области храм Казанской иконы Божией Матери, да и сам скит ещё не был отстроен, мы служили там всего два раза в год, на Казанскую - летом и осенью. Нам тогда уже передали на хранение чудотворную Казанскую икону Божией Матери из этого храма, которую ранее верующие хранили по домам. Икона интересная по иконографии: Архангел Гавриил держит на руках Казанскую икону Божией Матери.

Накануне очередной службы, на летнюю Казанскую, мы загрузили наш старенький монастырский Фольксваген всем, что было необходимо привезти в скит для богослужения: в первую очередь эту икону, подсвечники, облачения и пр. Ехали мы вдвоем с водителем. Уже выехали за МКАД. У нас открывается металлическая деталь, которая держит за колесом брызговик, и вспарывает шину так, что та превращается в лохмотья.

И вот мы продолжаем путь со скоростью пешехода. Это повреждённое колесо бьет ободом по дороге: бум-бум, бум-бум. Баллонного ключа, чтобы открутить и поменять колесо, у водителя нет. А нам же надо успеть приехать, да ещё и приготовить всё для службы, чтобы она вовремя началась…

Еле дотащились до магазина «Автозапчасти», водитель сбегал, купил баллонный ключ, наехал на кирпич, надел ключ на гайку и стал прыгать по нему, а ключ ни с места - туго гайка вкручена. Он прыгает-прыгает, - а сам он был маленький, легкий по весу. Ничего не получается. Почему я не додумался сам попрыгать, не знаю. Стал молиться святителю Николаю:

Святитель Николай, помоги! Нам же надо на службу успеть.

Смотрю: тут же процесс пошёл! Гайка стала откручиваться. И про себя подумал: «Ну, всё. Хватит просить, уже откручивается…». Только я так подумал, он опять: прыг-прыг-прыг, - а гайка ни в какую. Тогда я опять стал просить святителя Николая:

Святитель Николай, прости! Помоги!

Всё - опять гайка стала откручиваться. Мы так поменяли колесо и вовремя успели на службу.

Вот такое поучение: хватит просить - хватит и помогать.

Святитель Николай удивительно поддерживает всегда у человека именно живую веру, - не опосредованное какое-то традицией или чем иным отношение к Богу, к молитве, к святым… А именно живую веру, - непосредственное обращение. Как и должно быть.

Как нам спонсор деньги с Неба кидает

, настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря города Малоярославец:

Нам надо было строить здание приюта. На стройке работала фирма. Это каждый месяц счета. А благотворитель сказал:

Матушка, что-то у нас денег сейчас нет. Пусть они строят, а мы потом расплатимся…

И вот они строят-строят, в мае у меня уже долг в 3 миллиона. Тогда это были другие миллионы, - эта сумма была по тем временам более значительной, чем в пересчете на современные деньги. Я потеряла сон. Меня, конечно, пытались подбадривать:

Сейчас вся страна так живет!

Но меня это как-то мало утешало. И вот выдаётся поездка в Бари - мы с детишками летим к мощам святителя Николая. Служится литургия. Все мы взяли по свечечке. Стояли на службе на коленочках и молились.

Отче Николае, - говорю сокрушенно. - Прости, что я у тебя прошу не то, что надо просить… Прошу денег для избавления от долга. Я вынуждена.

Кончилась литургия. Подходит ко мне наш помощник, который и саму эту поездку организовал, знакомит меня с двумя представительного вида мужчинами.

Вот они, - говорит, - слышали про ваш долг, хотят вам помочь.

У меня - слезы. «Отче, - думала, - что же я у тебя молитвы не просила? Если с деньгами так можно всё за секунду решить?»

Причём они не только уплатили наш долг, но и помогли нам всё это достроить.

Когда у меня спрашивают:

Кто у вас спонсор?

Святитель Николай, - отвечаю, - с Неба кидает.

Надо что-то выстроить - находится ровно столько, сколько необходимо.

Случай на перроне

, прихожанка московского храма преподобного Марона Пустынника (Благовещения Пресвятой Богородицы в Старых Панех):

Помню, на память святителя Николая, в будний день, я пошла на службу в наш храм преподобного Марона Пустынника. Исповедовалась, причастилась. Попила чаек в трапезной - так мы общиной отметили праздник вселенского святого. И вот мне уже надо было спешить на вокзал, ехать на «Сапсане» в командировку в Тверь. Прохожу на перрон. Надо пройти определённый для этого класса поездов контроль. Вижу, что проводники стоят уже у вагонов, проверяют паспорта, сверяют данные с электронной регистрацией. Машинально достаю паспорт. Он у меня случайно приоткрывается… А это паспорт мужа!!! У нас ещё и фамилии разные. Видимо, утром второпях взяла не свой. Ну, всё… А так как я шла достаточно быстрым шагом, то и сама не заметила, как оказалась уже перед дверями нужного мне вагона… Проводница протягивает руку за моим паспортом…

Святитель Николай, пожалуйста, помоги! - только и успеваю взмолиться я.

Проводница внимательно смотрит.

Пожалуйста, проходите! - возвращает мне документ, удостоверяющий личность моей второй половины.

Заходя в вагон, я уже благодарила святителя Николая. Всё произошло так стремительно, хотя у меня перед внутренним взором и успели пронестись картины того, как меня разворачивают, тактично поясняя, что на фотографии вообще-то не я… И когда я услышала: «Проходите!» - я чуть было не переспросила: «Точно?» Но чудо есть чудо.

А на обратном пути «Сапсан» стоит на перроне в Твери всего минуту - там уж не до тщательной проверки паспортов. Так что и оттуда я в день памяти святителя Николая благополучно вернулась.

Вот так святитель Николай поддерживает в нас живую веру.

Подготовила Ольга Орлова

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!