Библия онлайн. Библия онлайн Введение к посланиям к тимофею и к титу

4:1 Дух же ясно говорит, апостол Павел, как и остальные апостолы, был обладателем святого духа (исполнился духом, Деян.9:17,18; 2Кор.1:21,22), полученного им в дар от Бога через помазание свыше. Именно этот дар свыше помогал всем помазанникам понимать, что именно Бог желает им сказать или – что Он ожидает от них в каких-то обстоятельствах (1Иоан.2:20,27). В данном случае апостол Павел сообщал Тимофею о том, что желает передать Тимофею Бог – через воздействие на Павла дара святого духа:

что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,

Бог желает, чтобы все ученики Христа знали об отступничестве, которому надлежит прийти в мир христианского вероисповедания. Это явление будет особенно явно выражено в последние времена века сего нечестивого, т. е. - перед самым его концом. Однако и во времена Тимофея собрания уже сталкивались с некоторыми лжеучителями, поэтому апостол Павел должен был преподать уроки распознавания духовных учителей. Он описывал некоторые виды бесовских духовных наставлений для того, чтобы новообращённые имели возможность учиться отличать истинно Божье учение от ложного - по содержимому самих наставлений.

Как видим из слов Павла, за лжеучителями, появляющимися в христианстве, стоят духовные богопротивники: духи-обольстители и бесы, побуждающие некоторых христиан, ещё не окрепших в вере или неискренних, искажать Божьи наставления. Необязательно, что делать это они будут намеренно: духи злобы могут так искусно под видом ангелов «света» побуждать искажать духовные учения и ослеплять, что сами ослеплённые могут даже и не догадываться об этом (2Кор.4:4)

4:2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
Павел показывает, как действуют духи бесовские: отбирая для себя «учеников», подходящих по своим качествам и дающим место дьяволу через какую-либо нечистоту (например, лицемерствующих, неискренних, бессовестных, Еф.4:27), они манипулируют уловленными по своему усмотрению, побуждая их вносить в собрания разногласия разного рода.
Для дьявола - это обычный способ действия: выдавая себя за Божьих служителей, его приспешники, ведомые духами-обольстителями, внедряются в собрания под видом учителей Божьего слова, вестников «света» (2Кор. 11:13-15)

4:3 запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
Например, если в собрании склоняли к аскетическому образу жизни и самовольному изнурению плоти, побуждая ради служения Богу держать себя в «чёрном теле» и отказываясь в принципе от естественных потребностей плоти (Кол. 2:20-23) – то такие учителя были не от Бога.

В собраниях, за которыми присматривал Тимофей, скорее всего, увлеклись зарождающимся гностицизмом, отрицающим вообще всё плотское в человеке и признающим только его духовную часть. В результате, суть христианского пути, предусматривающего элементы самоотречения и самопожертвования ради исполнения воли Бога (Мтф.16:24, Лк14:33) -извратили настолько, что даже естество полового влечения и нормального аппетита, данных Богом в дар человеку при его сотворении, стали рассматривать как неудержимое зло, от которого каждому христианину необходимо избавляться.
Путь ревностных лжехристианских гностиков - путь запретов и полного воздержания. В истинном христианстве же - не так.

4:4 Ибо всякое творение Божие хорошо,
Человек, принявший истину Бога и ставший христианином – это также творение Бога, как и всё вообще, что Богом сотворено. Стало быть, все его части хороши: и его плотская часть, и духовная - если употребляются законным образом, в согласии с Божьим замыслом для всех Его творений.

и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
все те естественные потребности человеческого тела, которыми Бог снабдил его при сотворении - всё полезно для ч еловека и хорошо. Бог даёт наставления в том, как всем этим правильно пользоваться. И если христианин имеет возможность от Бога вкусить всю полноту радости жизни в плотском теле по Его заповеди и намерению - пусть вкушает, это непременно побудит его благодарить Бога за сии дары для него.

Нехорошо только то, что сам человек способен извращать, например, половые отношения - превращать в прелюбодеяние и блуд, а здоровый аппетит – в обжорство и пьянство.
Только извращения необходимо отвергать. Всё же, что из Божьих даров для естества человека употребляется правильно и законно – приносит пользу христианину и славу Богу, так щедро одарившего его.

4:5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
Христианин, который понимает замысел Бога для человека. принимает его для себя, "видит руку Божию" за всем, что имеет; живёт в согласии со словом Бога и молитвенно благодарит Бога за дар самой этой жизни - подтверждает святость Божьего пути жизни – самим собою, своим праведным образом жизни. Поэтому всякий процесс, касаемый удовлетворения естества его плотской части правильным образом - не может быть нечистым.
Для такого случая - все искусственные запреты и воздержания, навязываемые лжеучителями – бессмысленны и неправильны.

4:6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
Всё это Тимофей должен был разъяснить вверенным ему собраниям: только зная правильное положение вещей, возможно «вычислять» и отвергать все неправильные наставления, исходящие от лжеучителей.

4:7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, скорее всего, женщины в собрании были особенно восприимчивы к разного рода ложным басням и распространяли их в собрании, оказывая плохое влияние на остальных. Тимофей должен был научиться строго обходиться со всеми любителями привлекательных ложных толкований пути Христова: отвратиться басен возможно только в случае обезвреживания всех «баснословов» в собрании.

а упражняй себя в благочестии, благочестие - это Божий путь жизни, львиная доля которого составляет постоянное пребывание в служении Богу и праведные поступки. Здесь Павел советует Тимофею достигать совершенства в праведном образе жизни.

4:8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
Видимо, занятия спортом ради достижения совершенства физических форм были распространены на этой теократической территории, в Ефесе (1:3) –гораздо больше, чем «тренировка» в праведности и стремлении к духовному совершенству. Поэтому апостол и показал преимущество духовной «тренировки» - над физическими упражнениями: праведный образ жизни поможет достичь спасения и жизни вечной, а одни лишь физические упражнения - жизни вечной не дадут. Стало быть, пользы от них гораздо меньше, чем от упражнений в благочестии.

4:9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
Павел засвидетельствовал подлинность своих предыдущих слов: он передаёт слово Бога, а не своё мнение высказывает, поэтому эти наставления в истине Тимофей должен был принять без тени сомнений в их правоте.
В современном мире, к сожалению, даже такой оборот речи, подтверждающий правоту слов Божьих посланников, вряд ли бы действовал: сегодня, давая духовные наставления, никто из духовных наставников не может представить доказательства тому, что является истинным посланником Бога. Здравый смысл - и тот у всех разный.

4:10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго
Павел заверяет Тимофее в том, что он является служителем Бога и сам держится упованием Его обетования. А если бы не так - не смог бы Павел претерпевать достойно все те трудности, которые возникали из-за желания поступать праведно во всём, в том числе - в благовествовании.

Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

Бог, которому служит апостол - спаситель всех человеков потому, что именно Он после согрешения Адама и Евы разработал план по спасению всех потомков Адама от греха и смерти - через искупление Иисуса Христа (Быт.3:15; 1Петра 1:19,20; Откр.13:8).

Наипаче верных - потому, что, хотя шанс спастись через искупление от греха и смерти получили все - однако достигнут истинного спасения только те, кто примет жертву Христа Божьего, поверит в него и сохранит верность Богу до самого конца.

4:11
Проповедуй сие и учи.
Всё, что передал Павел в этом послании, Тимофей должен был взять на вооружение не только для того, чтобы самому этими знаниями владеть, но, главным образом, для того, чтобы научить этому во всех вверенных ему собраниях. Зная правильное положение вещей, показанное через Божье наставление, каждый наученный этой истине имел возможность отвергать любые другие варианты лжеистины.

4:12 Никто да не пренебрегает юностью твоею;
Кажется, что Тимофей сам никак не мог бы повлиять на отношение других - к своей молодости: не заставлять же их подчиняться всему, что он говорил.
Однако, как именно это могло осуществляться на деле - Павел показал далее:
но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
Ему, как миссионеру, прежде всего самому не следовало стесняться своей молодости и того, что другие могли думать на сей счет.
Вместо этого Тимофей должен был демонстрировать свою христианскую зрелость - в делах, мыслях, поступках и всём своём образе жизни. Его поведение должно было бы стать образцом для подражания в благочестивой жизни, в том, что он говорит, как ведет себя, как любит соверующих, во что верует сам, насколько он чист нравственно и морально и т.д.
Только в этом случае непременно наступит момент, когда остальные увидят, что молодость - не помеха верующему в том, чтобы быть мудрым и зрелым христианином.

4:13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
Тимофею следовало пребывать в постоянном процессе самообразования по священным Писаниям и наставления новообращенных: только такой образ жизни помогает христианину выстаивать в вере.

4:14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
Известно, что Тимофей получил некий духовный дар чрез возложение на него рук апостола Павла (2Тим.1:16). Известно также, что через рукоположение Павла на язычников нисходил святой дух (Деян.19:6).
Итого: Тимофей, став помазанником, судя по всему, получил дар быть хорошим наставником и способным руководителем, ибо ему была доверена не только забота о духовном благополучии новообращённых, но и назначение пресвитеров в молодых собраниях (Тит.1:5).

Павел снова напоминает о его способностях, данных свыше, и о том, что апостолы предрекали ему большое будущее христианском поприще (см. 1:18,19) - для того, чтобы Тимофея не смущала его молодость и необходимость наставлять тех, кто, мог бы быть в собраниях гораздо старше его. По многократным ободрениям Тимофея можно прийти к выводу, что сам Тимофей был весьма скромен и имел о себе невысокое мнение.

4:15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
Иметь репутацию успешного в христианской деятельности и зрелого христианина - для Тимофея было очень важно: именно эта репутация могла бы компенсировать недоразумения новообращённых по поводу его молодости. Но без постоянства в праведных поступках, в деле благовестника и наставника собраний - такой репутации не достичь.

4:16 Вникай в себя и в учение; Вникая в себя, Тимофей имел возможность проверять, в вере ли он сам, на Божьем ли пути? А вникая в учение вероисповедания своего, Тимофей имел возможность проверять, на правильном ли он пути, не стал ли он лжеучителем?
Вникать в себя означает анализировать свои мысли, дела, поступки и сравнивать их с тем, насколько они соответствуют Божьей воле относительно христиан.
Вникать в учение благовествования означает исследовать его в свете Божьего слова, вникать в его смысл и анализировать его значение для верующего.

Этот совет действует спасительно только в совокупности: если вникать только в учение, но не заботиться при этом о собственной праведности - или, если стараться поступать праведно, но не интересоваться при этом духовным учением о Боге, Христе Его и намерениях Его - спасения не достичь. Поэтому Павел дал наставление в том, чтобы равно ответственно вникали и в себя, и в духовное (Библейское) учение: христианин не может себе позволить не интересоваться тем, соответствует ли то учение, которому его учат - слову Бога.

занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Вникать в себя и в учение Божие Тимофей должен был бы изо дня в день, из года в год, всю жизнь - постоянно пребывая в этом образе жизни.
В противном случае он, во-первых, не достиг бы спасения сам.
Эта мысль показывает, что для спасения недостаточно просто уверовать во Христа, но необходимо ежедневно упражняться в христианской духовной практике благовестника.
Во-вторых, эта деятельность помогает достичь спасения и другим, ибо вера других - от слышания слова Божьего и появляется, и возрастает, и укрепляется.

IV. ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО В ЦЕРКВИ (4,1-16)

А. Предостережение об угрожающем церкви вероотступничестве (4,1-5)

4,1 Как может Дух ясно о чем-то говорить? Во-первых, через Павла; ведь то, что апостол собирался написать, было, несомненно, открыто ему Богом.

Во-вторых, Он делает это и через остальное Писание, ведь оно, в особенности НЗ, ясно учит, что для последних времен будет характерно отступление от веры.

Под последними временами здесь подразумеваются более поздние времена, которые наступят после того дня, когда писалось это письмо.

Отступят некоторые от веры. Слово "некоторые" весьма типично для 1 Тимофею. Меньшинство в Первом послании во Втором станет уже большинством. То, что эти люди отступят, или же отпадут, от веры, не означает, что они вообще были когда-то спасены; они просто называли себя христианами. Они знали о Господе Иисусе Христе и слышали, что Он – единственный Спаситель. Какое-то время они утверждали, что следуют за Ним, но потом отступили от веры.

Когда читаешь эти строки, мысли невольно обращаются к всевозможным сектам, появившимся в наши дни.

Здесь очень точно описывается, как распространяются все лжеучения. Большинство членов сект – люди, когда-то посещавшие так называемые христианские церкви. Может быть, когда-то эти церкви и держались здравого учения, но потом постепенно уклонились к социальному Евангелию. Все эти называющие себя христианами люди становятся легкой добычей для сектантов, предлагающих им более высокие ценности.

Они добровольно внимают духам обольстителям и учениям бесовским. Выражение "духи обольстители" здесь использовано в переносном смысле для описания лжеучителей, действующих по указке злых духов, обманывающих неосторожных. Учения бесовские – это доктрины, внушаемые бесами или берущие начало в мире демонов.

4,2 Слово "лицемерие" означает "ношение маски". Насколько же это типично для всех сектантов! Они пытаются скрыть свою истинную суть. Они не хотят, чтобы люди поняли, частью какой системы стала их секта.

Они устраивают представление, жонглируя библейскими терминами и распевая христианские гимны. Они не только лицемеры, но и лжецы. Их учение не следует истине Слова Божьего; они знают это и намеренно обманывают людей.

Они сожжены в своей совести. Может быть, когда-то в юности их совесть и была чуткой, но они так долго заглушали ее голос, так много грешили против света, что их совесть потеряла всякую чувствительность, покрылась коркой. Они, не стесняясь, извращают Слово Божье, уча заведомо лживым вещам.

4,3 Здесь изложены два из множества демонических учений. Первое заявляет, что нельзя вступать в брак. Слово же Божье учит противоположному. Брак учрежден самим Богом еще до того, как в мир вошел грех. В брачных отношениях нет ничего несвятого, и когда лжеучителя запрещают вступать в брак, они порочат то, что было предписано Богом.

Пример такого лжеучения – закон, запрещающий вступать в брак определенной категории священников и монахиням. Еще более непосредственное отношение данный стих имеет к учению спиритистов, называемому "духовное родство", где, по словам А. Дж. Поллока, "брачные узы высмеиваются, а на практике мужчин и женщин соблазняют оставить своих законных супругов и вступить в нечестивую и противозаконную связь с их так называемым духовным родством".

Здесь можно упомянуть и об отношении к браку "Христианской науки". Основательница секты, миссис Эдди, трижды бывшая замужем, писала: "Пока не усвоят, что Бог – Отец всех, брак будет продолжать существовать... Существующая ныне приверженность супружеству, которая была когда-то установленным фактом и среди нас, должна уйти в прошлое". (Mary Baker Eddy, Science and Health with Key to the Scriptures, pp. 64-65.)

Второе демоническое учение повелевает воздерживаться от определенной пищи. Этому учат спиритисты, заявляющие, что употребление в пищу мяса животных препятствует вступлению в контакт с духами. Теософы и индуисты приходят в ужас при мысли о лишении какого-то животного жизни, веря, что душа человека может вернуться и жить в животном или другом творении.

Местоимение "то" может относиться и к браку, и к пище. И то и другое сотворил Бог, чтобы мы наслаждались ими с благодарением. Он предназначил их не только для невозрожденных, но и для верных и познавших истину.

4,4 Всякое творение Божье хорошо. И брак, и пища – творение Божье и не предосудительны, если принимаются с благодарением. Бог учредил брак для размножения человеческого рода (см. Быт. 1,28), а пищу – для поддержания жизни (Быт. 9,3).

4,5 Слово Божье освящает для человека и брак (1 Кор. 7; Евр. 13,4), и пищу (Быт. 9,3; Мк. 7,19; Деян. 10,14-15 и 1 Кор. 10,25-26).

Освящены они и через молитву. Прежде чем приступить к еде, мы должны склонить головы и поблагодарить за нее (см. Мф. 14,19; Деян. 27,35).

Этим мы просим Господа освятить пищу для подкрепления наших физических сил, чтобы мы еще усерднее могли служить Ему. Перед бракосочетанием мы должны молиться, чтобы Бог благословил этот союз для Своей славы, для благословения других и для счастья невесты и жениха.

Прекрасно, когда христиане благодарят за еду в присутствии людей неспасенных. Благословение не должно быть вычурным и длинным, но нам не следует и пытаться скрывать, что мы благодарим Бога за нашу пищу.

Б. Поощрение к благочестию как лучшей защите от вероотступничества (4,6-16)

4,6 Сообщив братьям обо всем, что говорилось в стихах 1-5, Павел выражает уверенность, что Тимофей будет добрым служителем Иисуса Христа. Как уже было сказано, слово "служитель" означает "слуга". Он будет слугой, питаемым словами веры и добрым учением, которому он последовал.

4,7 В этих стихах Павел повествует о христианском служении, как если бы оно было одним из видов спортивных состязаний. В стихе 6 он говорит о диете того, кто служит Христу: он должен питаться словами веры и добрым учением. В стихе 7 апостол говорит об упражнении, цель которого – благочестие.

Павел советует Тимофею отвращаться негодных и бабьих басен. Ему не следует с ними бороться или же тратить на них время. Вместо этого он должен относиться к ним с презрением. Выражение "бабьи басни" заставляет вспомнить "Христианскую науку", основанную женщиной секту, притягательную особенно для пожилых женщин, которая учит басням вместо истины.

Вместо того чтобы терять время на мифы и басни, он должен упражнять себя в благочестии. Такое упражнение включает чтение и изучение Библии, молитву, размышление и свидетельство другим. Сток говорит: "На пути к благочестию нет попутного ветра, течение склонностей всегда против нас". Без упражнения и усилий не обойтись.

4,8 Здесь противопоставляются два вида упражнений. Упражнения телесные несут определенную пользу телу, но эта польза ограниченна и непродолжительна. Напротив, благочестие полезно для души, духа и тела человека и не только во времени, но и в вечности. Что касается этой жизни благочестие дарит величайшую радость, в отношении же жизни будущей – оно таит в себе обещание прекрасной награды и способности наслаждаться всем ее великолепием.

4,9 Данный стих, по всеобщему признанию, относится к предшествующему ему высказыванию о благочестии. Тот факт, что благочестие обладает огромной и вечной ценностью, и есть слово верное и достойное всякого принятия. Это третье "верное слово" в этом Послании.

4,10 Мы для того (то есть для благочестивой жизни) и трудимся и поношения терпим. (В некоторых рукописях: "мы трудимся и боремся".) Павел заявляет, что это – великая цель, к которой он стремится изо всех сил. В глазах неверующих такая цель не представляет никакой ценности. Христианин же смотрит далее преходящих вещей этого мира и надежду возлагает на Бога живого. Эта надежда никогда не может обмануть по той простой причине, что Он – живой Бог, Который есть Спаситель всех людей, особенно верных. Бог Спаситель всех людей в том смысле, что сохраняет их в обстоятельствах повседневной жизни. Но Он их Спаситель и в смысле, указанном раньше: Он предпринял все необходимое для спасения всех людей. Он стал Спасителем особенно тех, кто верует, потому что они приняли предлагаемое Им спасение. Можно сказать, что Бог – потенциальный Спаситель всех людей и фактический – тех, кто уверовал.

4,11 Под "сим" скорее всего подразумевается все, что Павел говорил в стихах 6-10. Эти наставления должны стать темами проповедей Тимофея, он должен постоянно напоминать о них народу Божьему.

4,12 Когда писалось это письмо, Тимофею было, по-видимому, лет тридцать – тридцать пять. Рядом с некоторыми пресвитерами ефесской церкви он, вероятно, выглядел совсем юным. Вот почему Павел говорит здесь:

"Никто да не пренебрегает юностью твоею". Это не значит, что Тимофей должен взобраться на пьедестал и считать себя недосягаемым для любой критики. Но он должен вести себя так, чтобы никто ни в чем не мог его упрекнуть. Стараясь быть образцом для верующих, он должен не давать поводов для обоснованной критики.

Выражение "в слове" относится к разговорам Тимофея. Его речь должна быть достойной сына Божьего. Избегать он должен не только речей, однозначно запрещенных, но и тех, которые не служат наставлению его слушателей.

"В жизни" относится ко всему образу жизни. Ничто в его поведении не должно бросать тень на имя Христа.

"В любви" говорит о том, что любовь должна быть главным мотивом его поступков, а также духом, в котором они совершаются, и целью, к которой они направлены.

Хотя слова "в духе" в некоторых канонических рукописях и нет, в традиционных и большинстве текстов оно присутствует. Гай Кинг пишет, что энтузиазм, как он интуитивно понимает данное слово, это "...качество, которое удивительным образом отсутствует в палитре многих христиан. Мы энтузиасты во всем – от футбольного матча до избирательной кампании, но только не в служении Богу. Как же мы должны стыдиться, видя ревностную деятельность свидетелей Иеговы, мормонов или коммунистов! О, где то пылкое рвение, которое знала некогда Церковь?! Этот великий дух окажет Тимофею, стремящемуся закрепить свои позиции и перейти в наступление, неоценимую помощь". (King, Leader, p.79.)

"В вере" скорее всего означает "в верности" и подразумевает надежность и стойкость.

Чистота должна быть характерна не только для его поступков, но и их мотивов.

4,13 Этот стих относится скорее к поместной церкви, чем к личной жизни Тимофея. На церковных собраниях он должен читать Писание, наставлять верующих и учить их. Павел перечисляет это в определенном порядке. Первым он подчеркивает необходимость читать Слово Божье. В те времена это было особенно важно, поскольку количество свитков с Писаниями было очень ограничено и были они далеко не у всех. Прочитав Писание, Тимофей должен был наставлять верующих на основе только что прочитанного, а потом учить их великим Божьим истинам. Стих 13 напоминает нам Неемию, особенно 8,8: "И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное".

Прежде чем Тимофей смог бы наставить и учить слову других, он должен был воплотить его истины в своей жизни.

4,14 Нам не сказано, какое конкретно дарование было дано Тимофею: евангелиста ли, пастыря или учителя. Общее содержание посланий наводит на мысль, что он был пастырем-учителем. Мы, однако же, знаем, что дарование было дано ему по пророчеству с возложением рук священства. Прежде всего, оно было дано по пророчеству. Это означает, что пророк поместной церкви однажды встал и объявил, что Святой Дух наделил Тимофея каким-то даром. Пророк не давал Тимофею этого дара, а просто о нем объявил. За этим последовало возложение рук священства. Еще раз подчеркиваем, что у пресвитеров, или же священства, не было власти наделить Тимофея дарованием. Возложив на него руки, они выразили всеобщее признание совершенного Святым Духом.

Этот процесс описан в книге Деяний 13. В стихе 2 Святой Дух избрал Варнаву и Савла для конкретного труда. Вполне может быть, что воля Его была передана через пророка. Потом местные братья после поста и молитвы возложили на них руки и отпустили ст. 3).

Многие христианские общины и сегодня придерживаются этой линии поведения. Когда для пресвитеров становится очевидным, что кому-то дан какой-то дар Святого Духа, они рекомендуют этого человека на дело служения Господу, демонстрируя свою уверенность в нем и признание работы, совершенной Святым Духом в жизни этого человека. Своей рекомендацией они не наделяют его каким-то даром, а просто признают, что это уже сделал Дух Божий.

Между тем, что произошло с Тимофеем, когда на него возложили руки пресвитеры и когда то же самое сделал Павел (2 Тим. 1,6), есть большая разница. В первом случае этот жест ни в коей мере не был официальным и никакого отношения к источнику дара не имел. Он лишь выразил солидарность пресвитеров с Тимофеем в его труде. Во втором случае Павел был тем апостольским каналом, через который этот дар и был передан.

4,15 Слова "об этом заботиться" можно было бы перевести как "это развивай", или же "прилагай к этому все усилия". В этом пребывай. Павел призывает Тимофея нераздельно и неуклонно посвятить себя труду для Господа. Тогда его успех будет очевиден для всех. Павел не хотел, чтобы Тимофей, покорив в своем христианском служении небольшой холм, успокоился и пустил все по наезженной колее. Нет, апостол желал ему карабкаться все выше, продвигаться в деле Господа все дальше.

4,16 Обратите внимание на последовательность. Прежде Тимофей должен вникать в себя, а потом в учение. Это еще раз подчеркивает, насколько важна для каждого слуги Христа чистота в его личной жизни. Если в его жизни правит грех, то как бы точно его взгляды ни соответствовали Библии, пользы от них нет никакой. Как сказал А. У. Пинк: "Служение становится ловушкой и даже злом, если ему позволяют вытеснить поклонение Богу и заботу о личной духовной жизни".

Постоянно занимаясь тем, о чем Павел говорил раньше, то есть чтением, наставлением и учением, Тимофей спасет и себя, и слушающих его. Здесь слово "спасение" не имеет никакого отношения к спасению души. Эта глава начиналась описанием лжеучителей, внесших смуту в ряды народа Божьего. Теперь же Павел говорит Тимофею, что, ведя благочестивый образ жизни и верно держась Слова Божьего, он спасет от этих лжеучений и себя, и своих слушателей.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

4:1 Дух же ясно говорит. Предположительно, имеется в виду особое откровение, данное Святым Духом кому-то, возможно, самому Павлу (Деян. 20,22-31; ср. 21,11).

в последние времена. Здесь не имеется в виду период, непосредственно предшествующий Второму пришествию Христа. Скорее, в контексте всего Нового Завета, это - эра, начавшаяся Первым пришествием Христа и завершаемая Вторым (Деян. 2,17; 1 Пет. 1,20; 1 Ин. 2,18; ср. 2 Тим. 3,1; Евр. 1,2).

отступят некоторые... учениям бесовским. См. Введение: Время и обстоятельства написания. Указания на лжеучителей, которые появились внутри самой церкви.

4:3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу. Лжеучители насаждали аскетический образ жизни (ср. Кол. 2,20-23). Некоторые гностики утверждали, что, поскольку материальный мир есть зло, духовный человек должен бежать от него.

4:4 всякое творение Божие хорошо. В противоположность лжеучителям христианин принимает изначальное благо Божиего творения (Быт. 1).

4:6 - 5,2 Павел продолжает давать лично Тимофею ряд указаний относительно его служения.

4:7 Негодных же и бабьих басен. См. ком. к 1,4.

упражняй себя в благочестии. Т.е. "совершенствуйся в благочестивой жизни".

4:9 См. ком. к 1,15.

наипаче верных. Спасение - Божий дар, предназначенный тем, кто поверил во Христа (Мф. 22,14; Рим. 8,30).

4:12 Никто да не пренебрегает. Это указание, а также ст. 14 могут означать, что Тимофей был робок и застенчив. Кроме того, некоторые в Ефесской церкви могли не признавать его авторитет (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

юностью твоею. Тимофею, вероятно, было немногим более тридцати, он был моложе многих христиан в Ефесе.

но будь образцом... в чистоте. Тимофей должен утвердить свой авторитет примером благочестивой жизни (Тит. 2,7).

4:13 Доколе не приду. См. 3,14.15; Введение: Время и обстоятельства написания.

4:14 о пребывающем в тебе даровании. См. ком. к 1,18.

4:15 успех твой. Т.е. достижения Тимофея в духовной жизни и в служении.

4:16 в себя и в учение. Т.е. необходимо сопоставлять свою веру и свою жизнь с истинным учением Иисуса Христа.

спасешь. Спасение дарует только Бог (1,1; 2,3; 4,10), но Он хочет, чтобы спасение приходило через верных Ему людей.

Обращение человека к вере еще не является завершением спасения. Вера дает человеку оправдание и уверенность в спасении. Но с веры также начинается длящийся всю жизнь процесс освящения, который завершается только с концом земной жизни христианина.

себя. Освящение - от Бога, но оно требует деятельного соучастия самого христианина (Флп. 2,12).

Б. Предвещание отступничества (4:1-5)

1-Тим. 4:1 . Как вместилище и хранитель истины Церковь должна быть осведомлена о стратегии врагов истины. Понимать то, что Бог открыл относительно них, крайне ей важно (сравните 1-Пет. 4:1-18; Иуд. 1:17-18). Под словами Дух же ясно говорит не обязательно разуметь какое-то конкретное откровение; речь тут, скорее, о том, что неоднократно говорилось Господом (к примеру, Мар. 13:22), другими апостолами (2-Пет. 3:1-18, к примеру) и самим Павлом (в частности, Деян. 20:29; 2-Фес. 2:1-12). Они учили, что по мере приближения Второго пришествия Христа обстановка в мире будет ухудшаться.

В последние времена (схожее выражение в 2-Тим. 3:1), которые для Павла были еще в будущем, хотя и отбрасывали зловещую тень на то, что происходило в его дни, некоторые отступят… от веры (сравните 1-Тим. 1:19), внимая обманным внушениям духов обольстителей, т. е. людей, кажущихся по виду вдохновенными учителями, но на деле ведущих своих слушателей к погибели, и учениям бесовским. Духовные заблуждения редко возникают из-за невинной ошибки. Чаще они являются продуктом сознательной стратегии Божиих противников (сравните Еф. 6:12). Под "бесовскими учениями" тут понимаются лжедоктрины, внушаемые демонами тем, кто предрасположен к разного рода заблуждениям.

1-Тим. 4:2 . В отношении своих жертв духовные противники Бога действуют не непосредственно - они "достигают" их через лицемерно лгущих (так буквально в греческом тексте), т. е. действующих не по убеждению, а из лицемерия. Для сатаны это обычный способ действия (сравните 2-Кор. 11:13-15). Отбирая для себя подходящих ему людей, он воздействует на их совесть, доводя ее до бесчувствия (сравните Еф. 4:19), как если бы прожигал ее каленым железом греха (буквально - "подверг клеймению каленым железом"). Именно те, чья совесть сожжена, готовы исполнять указания сатаны.

1-Тим. 4:3 . Лжеучители, досаждавшие Ефесской церкви, были предшественниками гностиков 2-го века. Уже при возникновении этого философского течения ясно заявлял о себе присущий ему дуализм: дух - благо, материя - зло. Отсюда все функции и потребности тела объявлялись лжеучителями злом, подлежащим подавлению, включая нормальное половое влечение и потребности в еде. Они запрещали вступать в брак и побуждали воздерживаться от некоторых видов пищи (так в греческом оригинале; сравните Кол. 2:21).

Павел поражает их заблуждение в самое сердце, когда, в сущности, заявляет, что материя (пища - ведь это материальная субстанция) - не есть изначальное зло, ибо она часть того, что Бог сотворил (сравните 6:17б). А, значит, верные (т. е. верующие) и познавшие истину могут с благодарением (сравните 4:4) "вкушать" ее, ибо для этого она и предназначена Богом.

1-Тим. 4:4 . Вопреки тому, чему учили сеявшие заблуждения, всякое творение Божие хорошо, утверждает Павел, и слова его звучат, подобно эху, отразившись от сказанного на этот счет Самим Богом (Быт. 1:31). Тогда как лжеучители настаивали на запретах и воздержании (4:3), Павел заявляет, что из сотворенного Богом ничто не предосудительно, т. е. не подлежит осуждению и отвержению. Человек способен извращать его, как извращает брачные отношения в прелюбодеянии и нормальный аппетит - предаваясь обжорству, и именно извращения необходимо отвергать. Само же творение Божие, в любой его части, хорошо и должно быть принимаемо с благодарением, повторяет апостол.

1-Тим. 4:5 . Все кажущееся в нашей жизни обыденным и само собой разумеющимся делается особенным, когда освящается словом Божиим и молитвою. В свете Священного Писания христианин "видит руку Божию" за всем, что имеет в жизни, и за все благодарит Бога в молитве. Так "обычное" (подчас запрещаемое заблуждающимися) становится поводом к вознесению Богу хвалы.

1-Тим. 4:6 . От предупреждения относительно грядущих отступников Павел обращается к личному наставлению Тимофею, призывая его "внушать" сие братьям. Одним из дел доброго служителя Христова является передача им истины в том виде, в каком она была передана ему, другим христианам (сравните 2-Тим. 2:2). Для этого, однако, Тимофею надо было самому постоянно "питаться" а) словами веры "однажды (как это сказано в послании Иуды, стих 3) преданной святым", и 6) добрым учением, которому он последовал. Под последней фразой, вероятно, подразумеваются наставления самого Павла его молодому ученику, которые тот неуклонно исполнял.

1-Тим. 4:7 . Поскольку Тимофею надлежало доносить Божию истину до других, ему следовало удаляться от всего пустого и бесполезного (негодных же и бабьих басней отвращайся) и посвятить себя мужественному служению в духе христианской любви и благочестия. Апостол вводит здесь спортивный термин: упражняй себя (тут греческое слово "гимназе", от которого происходит русская "гимнастика"). Речь идет, однако, не о физических упражнениях, а об упражнении и благочестии (сравните 2:2). Такого рода спортивные аналогии характерны для Павла (сравните 1-Кор. 9:24-27).

1-Тим. 4:8 . Не отрицая пользы физического упражнения, Павел пишет о его "малой пользе", по сравнению с упражнением духовным (т. е. с развитием в себе благочестия). Первое благоприятно лишь для тела, а благочестие на все полезно, "обещая благо" и в настоящей, временной, жизни и в жизни будущей, вечной.

1-Тим. 4:9 . Слово сие верно звучит как формула в подтверждение сказанного. Она же употреблена апостолом в 1:15 и в Тит. 3:8.

1-Тим. 4:10 . С этой целью, т. е. с целью развития благочестия в уверовавших, мы и трудимся, и поношение терпим, говорит Павел. Апостол на практике осуществлял то, что проповедовал Тимофею (сравните Кол. 1:29). Грамматической формой греческого слова, переведенного как уповаем, подчеркивается протяженность этого действия.

Павел знал, что борьба его оправдана, потому что не на себя полагался в этой борьбе и надежду свою связывал не с утверждениями человеческой философии, с другими людьми или с мертвыми, неистинными, богами, но возложил ее на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Выражение "живой Бог" он повторяет здесь, употребив его в первый раз в 3:15, и подчеркивает (в третий раз; 1:1; 2:3), что Бог есть Спаситель.

О том, что Он - Спаситель всех людей, апостол заявляет тут в четвертый раз (2:2,4,6), имея в виду Его желание, чтобы все спаслись, и принесение Им ради этого в жертву Сына Своего (2:6). Однако более всего Бог - Спаситель тех, кто уверовал в Него, не забывает подчеркнуть Павел, ибо только в отношении них желание Его осуществимо.

1-Тим. 4:11 . По-русски словом проповедуй передано более сильно звучащее парангелле - буквально "настаивай". Тимофей как молодой человек, не отличавшийся самоуверенностью, скорее, напротив, робкий (1-Кор. 16:10-11), нуждался в наставлениях, сделанных в решительном тоне, в поощрении в нем твердости и мужества. В 5:7 то же слово парангелле переведено как "внушай". Стих 11 можно было бы прочитать так: "Настоятельно учи всему тому, чему я учу тебя".

1-Тим. 4:12 . На первый взгляд, как мог бы Тимофей не допустить, чтобы молодостью его "пренебрегали", т. е. смотрели на него свысока? Это становится ясным из второй части стиха. Ему, как миссионеру, не следовало стесняться своей относительной молодости и того, что другие, возможно, думали на этот счет. Вместо этого, ему надо было демонстрировать свою зрелость в благочестивой жизни, чтобы быть образцом для верующих в том, что он говорит, как ведет себя, в том, как любит и верует, наконец, в моральной своей чистоте (это слово - хагнейа, "моральная чистота", встречаем только тут и в 5:2).

1-Тим. 4:13 . На время своего отсутствия Павел призывал любимого своего ученика быть и в служении столь же благочестивым и старательным, как в личной жизни. Служение Тимофея слагалось, по меньшей мере, из трех постоянных задач: 1) Чтения (имеется в виду чтение Писаний и чтение верующим вслух из них). Читать слово Божие в собрании верующих всегда было принято в Божием народе (к примеру, Исх. 24:7; Втор. 31:11; Иис. Н. 8:35; 4-Цар. 23:2; Неем. 8:7-8; Лук. 4:16; Деян. 15:21; Кол. 4:16; 1-Фес. 5:27). 2) Наставления.

Подразумевается, наставления на основании прочитанного. 3) Учения. Между 2 и 3 есть разница, хотя одно вытекает из другого. Тут под "учением", возможно, понимались занятия специфического церковного характера, в процессе которых изучение истин христианской веры происходило в форме вопросов-ответов. Оба греческих термина встречаем в Рим. 12:7-8, где речь идет о духовных дарах; но тот из них, который в 1-Тим. 4:13 соответствует "наставлению", там переведен как "увещевать".

1-Тим. 4:14 . Тимофей, видимо, был не очень высокого мнения о себе как о служителе Христовом, поэтому Павел напоминает ему о том, что Бог дал ему необходимое дарование для этого служения. Тимофею следовало со всею серьезностью отнестись к этому факту (сравните 2-Тим. 1:6). Духовное дарование, вероятно, было низведено на него в Листре (при посвящении его в помощники (Павлу), в соответствии с бывшим о нем пророчеством, по всей видимости - с имевшимися о нем предсказаниями знавших его Христиан. Напоминание об этом апостола должно было укрепить Тимофея в чувстве уверенности в себе.

Возложение рук обычно ассоциируется в Библии с благословениями на продолжение служения (сравните Чис. 27:18-23; Втор. 34:9; Деян. 6:6; 8:18; 13:3; Евр. 6:2). Словом священство передано греческое слово "пресбитериоу", означающее группу или "совет" старейшин (пресвитеров); они составляли библейски правомочную группу. В Библии нигде не говорится о таковой применительно к диаконам.

1-Тим. 4:15 . Тимофею надо было со всем вниманием отнестись к наставлениям Павла, "впитать" их в себя. И тогда окружавшим его стал бы очевиден его успех; тем самым была бы снята проблема неуверенности Тимофея в себе.

1-Тим. 4:16 . Ближе к оригиналу этот текст следовало бы прочитать так: "Наблюдай за собой и вникай в учение". Этими словами подводится итог сказанному в 4:6-16.

На протяжении всего послания Павел дает Тимофею советы относительно его личной жизни и служения. Ученику апостола надо было тщательно исполнять его наставления и в той и в другой области. Так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя, - пишет ему Павел. В конечном счете, спасти может только Бог; однако в известном смысле в Новом Завете говорятся о "спасении" человеком себя (Иак. 5:19-20; Иуд. 1:23). В словах Павла - подчеркнутое напоминание о той ответственности, которую с благоговением следует нести руководителям общин.

Но люди скоро заметили, что, хотя это и личные послания, хотя они и носят частный характер, они, не смотря на это, имеют большое значение как для всех людей, так и для всех эпох. В 1 Тим. 3, 15 указана цель, с которой они были написаны. Они были написаны Тимофею, «чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины». Таким образом, люди увидели, что эти послания имели значение не только для их адресатов, но, и общедуховное, церковное значение. В Мураториевом каноне об этих посланиях далее сказано, что, хотя это и личные послания, написанные из личной привязанности, «они все же освящены почтением Церкви и значением, которое они приобрели в деле церковного воспитания». Тертуллиан сказал в свое время, что Павел написал два письма Тимофею и одно Титу, содержанием которых является структура и положение Церкви. Неудивительно поэтому, что первоначально этим посланиям было дано название Пастырские, Епископские.

Пастырские послания

Но со временем эти послания получили название, под которым они известны еще и сегодня — Пастырские Послания. Фома Аквинский еще в 1274 году писал о Первом послании к Тимофею: «Это послание представляет собой как бы пастырское наставление, данное апостолом Павлом Тимофею». В введении ко Второму посланию к Тимофею Фома Аквинский писал «В Первом послании апостол Павел дает Тимофею наставления, касающиеся устава Церкви, порядка в Церкви; Второе послание посвящено вопросам пастырского попечения оно должно быть столь большим и беззаветным, что пастырь должен пойти, если потребуется на мученическую смерть ради блага своей паствы». Но название Пастырские было дано этим посланиям лишь в 1726 году, когда крупный богослов Пауль Антон, прочитал под этим названием серию знаменитых лекций, посвященных этим посланиям.

Далее в этих посланиях говорится о том, как следует заботиться о пастве Божией и направлять ее, как должны вести себя люди в доме Божием; как следует направлять дом Божий, какими должны быть руководители церкви и церковные пастыри, как бороться за чистоту христианской веры и устранять грозящие ей опасности.

Молодая церковь

Эти послания очень важны для нас еще и потому, что в них мы видим картину молодой Церкви. В тех временах Церковь была островом в море язычества. Члены Церкви сами только что вышли из язычества, или, в лучшем случае, их родители. Было так легко вновь стать язычником и вернуться к прежним языческим нормам жизни, от которых они только что отошли: ведь они жили в насыщенной пороками атмосфере. Интересно также отметить, что, по словам миссионеров, Пастырские послания больше всех других отвечают интересам молодых, зарождающихся Церквей. В Индии, в Африке, в Китае молодые Церкви каждый день встречаются с ситуациями, получившим отражение в Пастырских посланиях. Эти послания никогда не утратят своего интереса, потому что в них мы как нигде более видим те проблемы, с которыми постоянно сталкивается молодая растущая Церковь.

Церковный фон пастырских посланий

Эти послания с самого начала представляли проблему для ученых, изучающих Новый Завет. Многие из них чувствовали, что в том виде, в каком они дошли до нас, они не могли быть написаны апостолом Павлом. Что так люди думали уже давно, показывает тот факт, что бывший язычник Маркион, составивший первый список всех книг Нового Завета, не включил Пастырские послания в число Павловых посланий. Давайте посмотрим, что же заставляло людей сомневаться в том, что их написал Павел.

В Пастырский посланиях перед нами встает картина Церкви с довольно развитой структурой и организацией. Включены в структуре пресвитеры (1 Тим. 5, 17-19; Тит. 1, 5-6), епископы или руководители церкви (1 Тим. 3, 1-7; Тит. 1, 7-16), и также дьяконы (1 Тим. 3, 8-13). Из 1 Тим. 5, 17.18 мы узнаем, что в тех временах пресвитеры уже были церковными содержателями. Достойно начальствующим пресвитерам сугубое честь — вознаграждение. Из 1 Тим. 5, 3-16 узнаем, что в те времена в Церкви уже существовал своего рода орден вдовиц, который приобрел столь важное значение в раннехристианской Церкви несколько позже. Таким образом, мы видим, что в то время Церковь уже имела довольно сложную структуру; как считают некоторые ученые-богословы, даже более сложную, нежели можно было бы ожидать для ранней эпохи зарождения христианской церкви, в которую жил и работал Павел.

Эпоха становления вероучения

Некоторые богословы даже утверждают, будто из этих посланий даже видно, что это была эпоха становления христианского вероучения. Слово вера изменило свое значение. Первоначально это слово всегда означало веру в особу. Вера была высшим единством любви, доверия и повиновения Иисусу Христу. Позже, однако, это слово стало означать веру в вероучение, в доктрину, приверженность этой доктрине. Говорят, что в Пастырских посланиях мы можем наблюдать становление этой перемены.

Позже будут люди, которые отойдут от веры и примкнут к учениям бесовским (1 Тим. 4, 1). Хороший служитель Иисуса Христа должен питаться словами веры и доброго вероучения (1 Тим. 4, 6). Еретики же — это люди, развращенные умом, невежды в вере (2 Тим. 3, 8). Тит должен строго обличать людей, дабы они были здравы в вере (Тит. 1, 13).

Это становится особенно ясным в одном специфическом для Пастырских посланий выражений. Автор послания призывает Тимофея хранить «добрый залог, (вверенный тебе)» (2 Тим. 1, 14). В греческом оригинале употреблено слово паратеке, переведенное в английской Библии как «доверенный тебе» и отсутствующего в русском переводе Библии. Это слово паратеке означало в греческом языке залог, вклад, данный банкиру или другому лицу на сохранение. Паратеке — это, собственно говоря, нечто такое, что должно быть возвращено или передано третьему лицу в совершенно таком же состоянии, без всяких изменений. Другими словами, ударение автор сделал на ортодоксальности. Вместо близких личных отношений к Христу, чем вера была в трепетные, волнующие времена раннехристианской Церкви, вера обратилась в принятие вероучения. Некоторые богословы даже находят в Пастырских посланиях эхо первого кредо веры.

«Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе,

показал Себя Ангелом, проповедан в народах, принят верою в мире,

вознесся во славе» (1 Тим 3,16)

Это действительно звучит как отрывок из кредо веры, «верую», которое нужно было читать наизусть.

«Помни Господа Иисуса Христа, от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему (2 Тим 2, 8)

А это звучит как напоминание предложения из принятого кредо веры.

В Пастырских посланиях, несомненно, есть указания на то, что в то время большое значение придавалось изъявлению кредо веры и что первоначальная пора личных открытий Христа прошла.

Опасная ересь

Совершенно очевидно, что Пастырские послания были написаны в эпоху, когда важное значение приобрела борьба против опасной ереси, угрожавшей благополучию и процветанию христианской Церкви. Если мы выделим все характерные черты этой ереси, то сможем даже определить ее.

Представители этой ереси отличались любовью к умственным спекуляциям. У них возникала масса вопросов (1 Тим. 1, 4); их охватила страсть словопрений и дискуссий (1 Тим. 6, 4), они задавались глупыми и невежественными вопросами (2 Тим 2, 23), Титу рекомендуется уклоняться их глупых рассуждений и вопросов (Тит. 3, 9). Автор послания неоднократно употребляет слово екзетесис, переведенное как состязания, и словопрения, но имеющее значение умозрительные, теоретические рассуждения. Совершенно очевидно, что эта ересь была занятием интеллектуалов, или, точнее, псевдоинтеллектуалов в Церкви.

Сторонники этой ереси отличались, кроме того, гордыней. Еретик горд, хотя он и ничего не знает (1 Тим. 6, 4). Существуют указания на то, что эти интеллектуалы ставили себя выше простых христиан, в сущности, они вполне могли заявить, что полное спасение недоступно пониманию простого человека и открыто лишь им. Иногда в Пастырских посланиях делается ударение на слово все. Спасительная благодать Божия явилась для всех (Тит. 2, 11). Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Интеллектуалы пытались сделать величайшую благодать христианства исключительным достоянием избранного меньшинства; в противовес этому истинная вера подчеркивает всеобъемлющую любовь Божию.

Но и внутри этой ереси были две противоположные тенденции. В ней было, с одной стороны, аскетическое направление. Еретики пытались сделать обязательными для всех особые нормы, регулирующие пищу и еду, забывая, что всякое творение Божие хорошо (1 Тим. 2, 4, 5). Они объявляли многое нечистым, забывая, что для чистых все чисто (Тит. 1, 15). Вполне возможно, что они и на половую жизнь смотрели как на нечто нечистое, принижали брак и даже пытались убедить людей, вступивших в брак, расторгнуть его, ибо в Тит. 2, 4 подчеркивается важность и обязательность первейших обязанностей брачной жизни для христиан.

Иные же еретики, напротив, отличались безнравственностью. Такие еретики даже вторгались в частные дома и обольщали слабых женщин, утопающих в грехах (2 Тим. 3, 6). Они заявляли, будто знают Бога, но отрекались от Него в делах своих (Тит. 1, 16). Они стремились навязать людям свое учение и иметь от этого корысть. Они использовали проповедь благочестия для увеличения своего дохода (1 Тим. 6, 5). Они учили и обманывали в корыстных целях (1 Тит. 1, 11).

Таким образом, эта ересь отличалась аскетизмом, чуждым истинному христианству, а с другой стороны, столь же чуждым христианству безнравственностью.

Этих еретиков характеризовали разговоры, басни и родословные, негодное пустословие (1 Тим. 6, 20). Они бесконечно дискутировали о родословных 1 Тим. 1, 4; Тит, 3, 9, о старых баснях и мифах (1 Тим. 1, 4; Тит. 1, 14).

В определенной степени эти басни, мифы и родословные опирались на иудейский закон. К приверженцам этого закона относились также сторонники обряда обрезания (1 Тит. 1, 10). Эти еретики хотели сами же и учить людей закону (1 Тим. 1, 7). Они навязывали людям старые иудейские басни и нормы закона (Тит. 1, 14).

И, наконец, эти еретики отрицали возможность воскресения тела человеческого. Они утверждали, что воскресение уже было и другого не может быть (2 Тим. 2, 18). Это, возможно, указание на тех, которые утверждали, что христиане переживают лишь духовное воскресение, когда они умирают вместе с Христом и, когда воскресают с Ним в крещении (Рим. 6, 4).

Зарождение гностицизма

Ну, а теперь зададим себе вопрос: существовала ли такая ересь, которой бы все это было свойственно? Да, такая ересь существовала по имени гностицизм. Основная мысль гностиков заключалась в том, что вся материя порочна, дурна и лишь дух — благо. А эта основная мысль вела к определенным следствиям. Гностики считали, что материя так же вечна, как и Бог и поэтому, когда Бог творил мир, Он должен был использовать эту, в сущности, порочную материю. Другими словами, в глазах гностиков Бог не мог быть непосредственным творцом мира. Чтобы иметь возможность прикасаться к этой порочной материи, Он использовал, по мысли гностиков, эманации, излучение так называемых зонов, причем каждый из последующих отстоял от Бога все дальше и дальше предыдущего, до тех пор, пока, наконец, не было создано излучение зонов, которые могли вступить в непосредственный контакт с материей и сотворить мир. Таким образом, между Богом и человеком стоял длинный ряд этих излучений, причем каждое из них имело свое имя и свою родословную, и гностики действительно создавали бесконечные истории и бесконечные родословные. И, если человек, утверждали они, когда-либо хочет прийти к Богу, он должен подняться по этой лестнице излучений. А для этого ему, якобы, нужны особые знания, включая всевозможные пароли для прохождения каждой ступени. Лишь человек, обладающий высоким интеллектом, мог, по их мнению, надеяться овладеть этими знаниями и знать пароли, открывающие путь к Богу.

Далее, рассуждали гностики, если материя совершенно порочна, тело тоже совершенно порочно. Из этого они вновь делали два взаимно противоположных вывода: одни — что тело нужно содержать в жестких аскетических условиях, свести до минимума потребности, особенно половой инстинкт, или вообще искоренить. Другие же утверждали, что, коль скоро тело уже само по себе порочно, не имеет никакого значения, что человек делает с ним или с его инстинктами. Ему вовсе нет нужды сдерживать свои страсти и желания. Поэтому гностики становились либо аскетами, либо мораль вовсе переставала для них существовать.

Ну, а это все очень точно совпадает с положением, получившим отражение в Пастырских посланиях. Гностики отличались интеллектуализмом, интеллектуальным высокомерием, склонностью к мифам и родословным, аскетизмом и аморальностью. Они отказывались верить в возможность воскресения тела. Все это составляло неотъемлемую часть ереси, против которой выступал автор Пастырских посланий.

Мы не отметили еще один аспект ереси, против которой выступал автор посланий — иудаизм и приверженность закону Моисея. Но и это было характерно для эпохи, в которую было написано послание: гностики и иудаисты иногда выступали сообща. Мы уже отмечали, что гностики утверждали, будто для того, чтобы взбираться по лестнице, ведущей к Богу, человеку нужны особые знания, и что, по мнению некоторых из них, характерной чертой добродетельной жизни является строгий и последовательный аскетизм. Ну, а некоторые иудеи утверждали, что именно иудейский закон и иудейские положения о пище и еде обеспечивают людям определенные знания и необходимый аскетизм; и, поэтому, временами, иудаизм и гностицизм выступали единым фронтом.

Таким образом, совершенно очевидно, что Пастырские послания были направлены против ереси, имя которой — гностицизм. Некоторые исследователи-богословы пытались воспользоваться этим для того, чтобы доказать, что Павел не мог написать эти послания, потому что, дескать, гностики возникли лишь много позже эпохи Павла. И действительно, крупные законченные системы гностицизма, связанные с именами Валентина и Василида, возникли лишь во втором столетии. Но Валентин и Василид лишь систематизировали созданное до них. Главные идеи гностицизма носились в воздухе уже в период зарождения раннехристианской Церкви, даже во времена апостола Павла. Нетрудно видеть привлекательность этих идей для некоторых людей и опасность, которую причинило бы христианству их дальнейшее развитие: оно превратилось бы в умозрительную философию и погибло бы. Принимая во внимание гностицизм, Церковь боролась против одной из самых страшных опасностей, когда-либо угрожавших христианской вере.

Язык пастырских посланий

Наиболее важный аргумент, говорящий против Павловского авторства — совершенно очевидный в греческом оригинале, но не столь очевидный в английском переводе. Словарь Пастырских посланий составляет 902 слова, 54 из которых — личные имена; и из этих 902слов — целых 306 никогда не встречаются ни в одном другом из посланий апостола Павла. Другими словами, более 1/3 всех слов из Пастырских посланий не встречаются в других посланиях Павла. Более того, 175 слов из Пастырских посланий вообще не встречаются где-либо еще в Новом Завете, хотя здесь будет уместно отметить, что 50 слов Пастырских посланий встречаются в других посланиях апостола Павла и не встречаются нигде более в Новом Завете.

Далее, даже тогда, когда в Пастырских посланиях и в других посланиях Павла говорится об одних и тех же вещах, сказано это по-разному, с употреблением разных слов и разных оборотов речи для выражения одной и той же идеи.

И, опять же, большинство любимых Павлом слов совершенно отсутствуют в Пастырских посланиях. Слова крест (распятие) — стаурос и распинать — стаурон встречаются 27 раз в других посланиях апостола Павла и ни разу в Пастырских посланиях, а однокоренные слова группы свобода встречаются 29 раз в других посланиях апостола Павла и ни разу в Пастырских посланиях. Хюиос, сын и хиотесиа, усыновление встречаются 46 раз в других посланиях Павла, и ни разу в Пасторских посланиях.

Более того, в греческом языке намного больше таких небольших слов, как частицы и союзы (энклитики), чем в английском. Иногда они изменяют лишь тон или ударение; каждое предложение в греческом языке связывается с предшествующим таким союзом энклитикой или частицей и часто они попросту непереводимы. 112 этих частиц и союзов, которые Павел употребляет в общей сложности в 902 раза в других посланиях, никогда не встречаются в Пастырских посланиях.

Несомненно, все это требует какого-то объяснения. Словарь и стиль Пастырских посланий мешают поверить в то, что их написал Павел, так как он написал другие послания.

Деятельность Павла в период написания пастырских посланий

Но, пожалуй, наибольшая трудность возникает в связи с деятельностью, которой во время написания Пастырских посланий занимался Павел, потому что, насколько мы знаем его жизнь по книге Деяния святых Апостолов, в его жизни не могло быть места для такой деятельности. Совершенно очевидно, что он провел миссионерскую работу на острове Крит (Тит. , 5). И он предполагает провести зиму в Никополе, который находился в Эпире, нынешней Македонии (Тит. 3, 2). Но в жизни Павла, насколько мы ее знаем, не могло быть места на такую миссионерскую работу на Крите, ни на зимовку в Никополе; они попросту не вписываются в его жизнь. Но, может быть, именно это и поможет нам в разрешении всей проблемы.

Может быть, что Павел не освобожден из Римской тюрьмы

Давайте подведем итоги. Мы видели, что по Пастырским посланиям структура и организация Церкви представляется намного более сложными, чем по другим Павловым посланиям. Мы видели, что в них делается такое же ударение на православности, ортодоксальности как и во втором и третьем поколении христиан, когда волнение, связанное с новым духовным откровением заметно улеглось и Церковь постепенно становится общественным институтом. Мы видели также, что Павел выполнял миссию или миссии, которые не вписываются в биографию Павла, известную нам по книге Деяний святых Апостолов. Но Деяния святых Апостолов не дают нам сведений о том, что случилось с Павлом в Риме. Там лишь сказано, что он целых два года жил на положении полу узника, проповедуя Евангелие, причем ему никаких препятствий не чинили (Деян. 28, 30. 31). Но там ничего не сказано о том, чем кончилось это заключение: освобождением Павла или его казнью. Правда, все считают, что это заключение завершилось осуждением и смертью Павла. Но существует также и совсем не незначительная традиция, согласно которой это заключение завершилось освобождением, после чего он два-три года провел на свободе, снова был брошен в тюрьму и казнен в 67 году.

Давайте рассмотрим этот момент, потому что он представляет громадный интерес для нас.

Во-первых, когда Павел находился в тюрьме в Риме, он считал освобождение возможным; складывается впечатление, что он ожидал его. Он писал филиппинцам, что посылает к ним Тимофея и продолжает: «Я уверен в Господе, что и сам скоро приду (к вам)» (Фил. 2, 24). В Послании к Филимону, возвращая сбежавшего Онисима, Павел писал: «А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам» (Флм. 22). Несомненно он ждал освобождения, хотя неизвестно, пришло ли оно.

Во-вторых, давайте вспомним дорогой сердцу Павла план. Перед тем как отправиться в Иерусалим, в путешествие, во время которого он был арестован, Павел писал церкви в Риме, что очень хочет посетить Испанию. «Как только предприму путь в Испанию, — писал Павел, — приду к вам. Ибо надеюсь, что проходя, увижусь с вами» (Рим. 15, 24. 28). Посетил он ее или нет?

Климент Римский в 90 году писал церкви в Коринфе, что Павел проповедовал Евангелие на востоке и на западе; что он учил весь мир (то есть Римскую империю) праведности и что он дошел до края на западе, прежде чем принял мученическую смерть. Что подразумевал Климент Римский под краем (терма) Запада? Многие утверждают, что под этим он имел в виду Рим. Конечно, человек, писавший где-то на востоке, в Малой Азии, мог подразумевать под краем Запада Рим, но ведь Климент Римский писал из Рима, и было бы трудно понять, чтобы для человека, живущего в Риме, краем Запада могло быть что-нибудь иное, чем Испания. Действительно, складывается впечатление, что Климент полагал, что Павел посетил Испанию.

Крупнейшим историком раннехристианской Церкви был Евсевий. В записи к биографии Павла Евсевий пишет: «Лука, написавший Деяния святых Апостолов, завершил свое повествование, сообщив о том, что Павел провел в Риме два года узником, пользуясь, однако, значительной свободой, проповедовал слово Божие без особых стеснений. Поэтому, добившись оправдания, апостол, говорят, был снова послан проповедовать, а вернувшись в этот город во второй раз, принял мученическую смерть» (Евсевий Кесарийский «Церковная хроника», 222. 2). Евсевий ничего не говорит об Испании, но ему было известно предание о том, что Павел был освобожден из своего первого заключения в Риме.

В Мураториевоем каноне, первом списке книг Нового Завета, так охарактеризована модель жизнеописания, использованная евангелистом Лукой при написании книги Деяний святых Апостолов: «Лука сообщил Тимофею все, чему он был свидетелем, а также, в особом месте, сообщает, очевидно, о мученической смерти Павла (он, очевидно, имеет в виду Лук, 22, 31. 32), но он не упоминает путешествия Павла из Рима в Испанию».

В пятом столетии два крупных отца христианской церкви были совершенно уверены в том, что Павел совершил это путешествие В Испанию. Так, Хризостом в своей проповеди к 2 Тим. 4, 20 говорит: «Святой Павел после проживания в Риме отправился в Испанию». Иероним в Книге о знаменитых мужах говорит, что Павел был «отпущен императором Нероном, чтобы проповедовать Евангелие Христово на Западе».

Несомненно в Церкви существовала традиция, согласно которой Павел совершил путешествие в Испанию.

По этому вопросу мы еще и сами должны будем вынести решение. Но одна вещь вызывает у нас сомнения в исторической достоверности этой традиции: в самой Испании нет и никогда не было предания, что Павел работал и проповедовал в Испании, никаких других преданий о нем, никаких связанных с его именем мест. Было бы попросту странно, если бы память о таком посещении совершенно стерлась. Вполне может, однако, быть, что вся история освобождения Павла и его путешествия на запад была попросту выведена из высказанного им намерения посетить Испанию (Рим. 15). Большинство богословов, изучающих Новый Завет, не считают, что Павел был выпущен из заключения; все считают, что он освободился только через смерть.

Павел и пастырские послания

Что же можно сказать о связи Павла с этими посланиями? Если мы примем версию о том, что он был освобожден, вернулся к проповедованию и учению слову Божьему и умер где-то около 67 года, то мы вполне можем допустить, что это он написал их. Если же мы не сможем принять эту версию — и в общем, все говорит против этого — можем ли мы тогда заявить, что они не имеют никакого отношения к Павлу вообще?

Следует помнить о том, что в древнем мире на все это смотрели не так, как у нас. В то время не было ничего дурного в том, если бы кто-то издал от имени своего великого учителя послание, будучи уверенным в том, что в нем изложено то, что этот учитель сказал бы в тех же обстоятельствах. В древнем мире считалось естественным и приличным, что ученик пишет от имени своего учителя. Никто не нашел бы ничего дурного в том, что один из учеников Павла ответил на новое и угрожающее положение, сложившееся в Церкви послание от имени Павла. Считать это подделкой — значит не знать образа мыслей древних. Может быть, говоря так, что мы впадаем в другую крайность и начинаем утверждать, что несколько Павловых учеников написали от его имени эти послания уже после его смерти, в эпоху, когда Церковь имела более сложную организацию и структуру, чем при его жизни?

На наш взгляд — нет. Невероятно, чтобы кто-то из его учеников вложил в уста Павла фразу о том, что он первый из грешников (1 Тим. 1, 15); ведь они скорее стали бы подчеркивать его святость, нежели стали бы говорить о его греховности. Невероятно, чтобы кто-то, обращаясь в письме к Тимофею, стал бы давать ему простой совет пить немного вина ради его здоровья (1 Тим. 5, 23). Все второе послание к Тимофею носит столь личный характер и так наполнено интимными, передающими любовь деталями, что его мог написать только сам Павел.

Ну, так где же сокрыта истина? Вполне может быть, что случилось следующее. Совершенно ясно, что многие Павловы послания были утеряны. Помимо принадлежавших его перу великих посланий он, должно быть, вел и обширную частную переписку, из которой нам известно лишь маленькое письмо к Филимону. Вполне может быть, что в позднейшие времена в распоряжении одного из учителей Церкви оказались отдельные фрагменты переписки Павла. И этот учитель в определенный момент увидел, что его Церковь в Ефесе угрожает опасность со всех сторон: ересь угрожала ей извне и изнутри. Он видел, что ей грозила опасность отойти от своих высоких моральных норм чистоты непорочности и правды, что ее члены опускались, а требования их руководителей вырождались. А в его распоряжении находились послания, в которых затрагивались злободневные для его церкви вопросы, но они были слишком краткими и фрагментарными, чтобы можно было просто опубликовать их в таком виде. И он расширил их, в высшей степени приблизив их к требованиям современной ему ситуации и послал их Церкви.

В Пастырских посланиях мы все еще слышим голос Павла, который очень часто звучит чрезвычайно интимно и лично, но мы полагаем, что своей формой послания обязаны одному из отцов Церкви, призвавшего на помощь Павла в эпоху, когда Церкви нужно было наставление, которое мог дать лишь он.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!