Слово проповедь поучение в навечерие сочельник рождества. Высокая простота – протоиерей Валериан Кречетов

Святейший Патриарх Кирилл

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с преддверием великого светозарного праздника Рождества Христова, который действительно несет нам свет, ибо Сам Христос был светом разума .

Современный человек очень нуждается в том, чтобы иметь этот свет разума, несмотря на множество сил — образовательных, научных, технических, - которые сегодня как бы укрепляют человеческое могущество. На самом деле тема разума остается, как и изначально, непоколебленной в своей основе, потому что знание не является тождественным разуму. Владение технологиями не является тождественным разуму. Политическая сила и экономическое господство не являются синонимами разума. Разум есть сила, позволяющая человеку видеть самое главное и строить свою жизнь в соответствии с главными целями.

Если человек обладает этим ведением, то он может не иметь того образования, которое имеют другие, может не иметь того общественного положения, которое имеют другие, может не иметь той власти, которую имеют другие, - но, обладая силой разума, он знает самое главное. И если у него еще хватает воли подчинить этому ведению свою жизнь, то он живет по Божиему замыслу о нем, по Божией воле, по Божиему закону, которые были положены в основу бытия нашего мира, всего космоса.

В таких простых и ясных словах этот разум открывается каждому человеку - начиная с Вифлеемской пещеры и до Вознесения Господа и Спасителя нашего. Разум сиял на всю вселенную с такой силой, что не было никакой другой силы, в том числе интеллектуальной, способной бросить вызов этому Божественному разуму. Провозглашаемый простыми рыбаками, именно этот разум покорил всю вселенную.

И сегодня мы, верующие люди, с великой радостью приближаясь к празднику Рождества Христова, должны помнить о том великом даре, который через Рождение Сына Божиего явлен нам и всему роду человеческому. Над нами воссиял свет разума, и, преломляя этот свет сквозь кристалл своей душевной жизни, мы способны осветить Божественным светом не только собственную жизнь, но и жизнь окружающего нас мира. Можно себе представить, какой будет свет, если каждый будет преломлять в себе Божественный разум! Любая тьма, любая человеческая неправда, любая кривда будут видны, как на белом фоне видно самое что ни на есть небольшое черное пятнышко.

Трагедия современного мира заключается в том, что нет этого белого фона: черное теряется в сером, коричневом, грязном - не различить. Светлые тона перепутываются с черными и темными, и в этом месиве, в этой каше человек неспособен видеть ни света, ни правды, неспособен видеть и отличать добро от зла.

Свет правды дает нам величайший по силе и по значению духовный, нравственный и интеллектуальный фон, на котором мы обретаем способность различать добро и зло, правду и ложь, свет и тень. Поэтому и в словах тропаря мы воспеваем Христа Спасителя, рожденного в Вифлееме, как Солнце правды. Одухотворенные этой вестью о Рождении Спасителя, которая через праздник Рождества вновь актуализируется для каждого последующего поколения людей, приобщая каждого к этому событию, мы становимся способными видеть величайший смысл, который Бог пожелал передать роду человеческому через Сына Своего, рожденного в Вифлееме.

Поздравляю всех вас с наступающим праздником Рождества Христова! Желаю мира, радости, а более всего - способности преломлять в себе свет Божественного разума и в лучах этого света видеть темное, злое, неправильное, опасное, умело отделяя его от того, что дорого и близко каждому из нас. И да поможет нам Господь в хранении света разума, света истины, явленного нам через Рождество Богомладенца в Вифлеемской пещере. Аминь.

2012 год

ПРОПОВЕДЬ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сейчас мы с вами слышали повествование о Рождении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Лк. 2:1-20). Тысячелетия после грехопадения человечество ожидало [исполнения] обетования, которое Бог дал людям после того, как они нарушили заповедь Божию. Изгоняя из рая, Господь обещал, что Семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3:15). Но до этого сколько испытаний, сколько падений и восстаний, сколько надежд и отчаяния испытывали люди! Грешили и были наказаны то всемирным потопом, то пленом египетским, то пленом вавилонским. Когда люди начинали каяться, Господь вновь и вновь простирал Свою руку. И, все же, не было окончательного избавления от греха.

Позже великая Римская империя простерла свою железную руку на Палестину, на Богом избранный народ. Народ истосковался, его терпение было на пределе. С одной стороны, жажда ожидаемого Мессии, с другой, некое отчаяние. [Появляются] различные философские течения - то стоики, то циники - отвергающие всё и вся. Но были и те, кто верил в пророчество, данное Богом и подтвержденное неоднократно пророками. И вот настала эта благословенная минута.

В Римской империи все обязаны [были] явиться в Иерусалим для переписи. Среди большого количества народа [пришли] и Дева Мария со своим мнимым мужем, старцем Иосифом. [Тогда же настало Ей] время родить. Представьте себе: Господь, Который сотворил небо и землю, Господь, Который сотворил человека, … ради человека воплощается от Девы Марии.

Не задавайте мне вопрос, возможно ли Богу воплотиться. Возможно, но это под силу только Богу. Это любовь, которая приклонила небеса, чтобы Бог сошел на землю в образе человека. Это - жертва Бога.

Но что происходит? Деве Марии настало время родить, а гостиницы все заняты, нигде нет приюта. Представьте картину: ночь - хотя это и южная страна, но палестинская ночь, особенно в это время, холодная - и нет ничего. На их пути встречается пещера, обыкновенная пещера, которых множество, где от ненастья прятался скот. И в этой убогой пещере рождается Сын Божий.

Невозможно понять ни умом, ни сердцем, трудно поддается разуму, что Бог, обладающий всем и вся, рождается в пещере. Но в этом и проявилась Божественная любовь к нам. Так незаметно пришел Он в мир грешный, чтобы спасти нас.

Тихая палестинская ночь, пастухи пасут овец. И вдруг необыкновенное явление: темнота ночи озаряется небесным светом, с неба слышится пение. Что-то непонятное для пастухов. Такого хора раньше они не слышали, ведь это поют небожители. Что они поют? Внимательно прислушиваются [пастухи], и до их слуха доходит ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Звезда, не бывшая до сих пор, идет по небу и ведет из далекой Персии волхвов-звездочетов. Идет и останавливается над местом, где родился Христос. В недоумении волхвы, но понимают, что это некое Божественное явление. Они видят пещеру, где в яслях лежит Сын Божий. Золото, ладан и смирну подносят они Богомладенцу Христу.

Более двух тысяч лет прошло с тех пор. Что же, Христос родился только «исторически», и всё? Почему мы празднуем ежегодно этот великий день, почему мы так ждём Рождество Христово? Для нас это историческая память или нечто большее? Не просто большее - для нас это жизнь, для нас это обновление, для нас это надежда, для нас это спасение. Христос родился, чтобы через Свою смерть, Воскресение и Вознесение, через восприятие нашей плоти обновить и нас.

Но есть условие, некогда данное Богом в раю: не нарушать заповедей. Так и нам дано спасение, но при условии исполнения Его Божественных заповедей. Мы не будем сейчас долго о них распространяться - все их неоднократно слышали и знают. А две главные заповеди, которые объединяют все остальные: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, … вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37-39).

В эти Рождественские часы, когда мы вновь и вновь переживаем величайшее событие Рождества Христова, что можем сказать и принести Христу? Только одно: задуматься и прочитать книгу своей жизни, хотя бы за прошедший год. Найдем ли мы там исполнение заповедей Христовых, норм Божественных? Или же вновь и вновь - грехи в различной форме? Но и здесь нет места отчаянию, ведь для того и родился Христос.

В Рождественскую ночь, в эти минуты я прошу вас: оставьте праздничный стол, неубранную комнату, базар, который не успели посетить - оставьте всё там… Станьте перед Богом, перед яслями Богомладенца. Давайте помолимся. Будем не просто стоять, ожидая, чтобы быстрее закончилась служба. Встанем мысленно перед Богом, пролистаем книгу бытия своего и, если увидим там что-то непотребное, будем просить у Него прощения и сил для исправления. И Господь, видя наше искреннее желание, укрепит нашу волю и наше сердце.

Вновь и вновь обращаюсь к тебе, славянин, вновь и вновь напоминаю сегодня: приди в свой дом и скажи близким и знакомым: давайте в эту Рождественскую ночь вернемся к Богу. Бог к нам стучится, вновь через Рождество Он напоминает, что любит нас, вновь Он нам говорит: «войди, сын Мой, Я жду тебя». Не говори «потом», - откуда ты знаешь, будет ли время после или нет? Торопись к этим Вифлеемским яслям, торопись к Богомладенцу Христу, торопись, Русь святая! Помни, что, теряя веру, теряешь всё. Хранящим же веру Господь вновь и вновь посылает Свой Покров и Свою защиту. Об этом мы всегда, особенно же в великий праздник Рождества Христова, должны помнить.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Проповедь в Рождественский сочельник


Протоиерей Василий Стойков

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество Его на раменах Его, и наречется имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века» (Ис.9:6)

В одной из паремий, которая читалась за богослужением нынешнего дня сочельника Рождества Христова, свидетельствует нам о том, что пророк Исайя за восемь веков до Рождества Христова возвестил вот эти торжественные пророческие слова. Святой пророк Исайя, которого именуют «ветхозаветным евангелистом» за то, что он яснее, отчетливее других предсказал пришествие в мир Господа и действительно, как мы видим из этого изречения, святой пророк Исайя говорит о будущем как о настоящем, о грядущем как уже совершившимся, потому что он, своим пророческим вдохновенным взором, видел то, что произойдет через восемь веков. И, действительно, это совершилось. Это тот самый пророк, который говорил о том, что нарекут имя рожденному Эммануил, что значит «с нами Бог». Это он возвестил о том, что народ, сидящий во тьме, увидит свет великий, когда явится Господь на землю.

Святая Церковь, напоминая эти пророческие слова, говорит нам о том, что ветхозаветное человечество ожидало пришествия в мир Господа. Да и как можно было не ожидать, если вот такие ясные пророчества слышались из уст такого великого пророка как пророк Исайя, который, как мы видим, ясно указал на то, что произойдет в то время, которое определит Господь для Своего пришествия на землю.

Святой пророк не только говорит о том, что «родится младенец и Сын будет дан», но также говорит о том величии, в котором придет Господь на землю. Хотя этого величия не все заметят, не все поклонятся Господу как подобает, но тем не менее величество, как сказано: «Его величие на раменах Его», то владычество, которое присуще Господу. Святой Иоанн Златоуст, изъясняя вот это пророческое изречение святого пророка Исайи, говорит, что когда пророк сказал: «Великого Совета Ангел» явится, то это не означает, что Господь как бы преобразился в Ангела, нет - это указывает на то, что Сын Божий, как Единосущный Богу Отцу, Участник того предвечного Совета, в котором Господь определил Спасение рода человеческого. Он является Вестником того предвечного Совета, потому что слово «ангел» означает именно «вестник». Господь возвестил эту весть, которая прозвучала впервые на предвечном Совете, когда Господь сказал, что «семя жены сотрет главу змия». И, таким образом, Господь не только возвестил эту радостную весть, но и показал, что она осуществляется в связи с Его пришествием на землю. Далее пророк говорит «Чудный, Советник, крепкий Бог» - это указывает на Божественное достоинство Господа, Который, придя на землю, показал Свою власть над стихиями мира, Он изгонял бесов, совершал великие чудеса, исцеления от многих болезней людей, воскрешал мертвых Своею Силою Божественною и Сам Воскрес как Первоначальник воскрешаемых для будущей жизни. И далее пророк говорит о том, что Господь не только имеет Божественные силы, что является «Владыкой, Начальником мира» , но что Он является так же «Отцом будущего века» - это, по словам святого Иоанна Златоустого, указывает на то, что Господь является Владыкой неба и земли не только того, что касается настоящего, но и того, что относится и к вечности, тех вечных Благ, которые Господь уготовал для то, чтобы люди, уверовавшие в Него, получили, блага, уготованные тем, кто будет достоин такой милости.

И, конечно, дорогие братья и сестры, все эти пророческие слова напоминает нам святая Церковь для того, чтобы, в преддверии Рождества Христова, мы не занимались суетными делами, а занимались размышлением над тем, что возвещали в древности пророки: пророк Исайя и другие, пророчества которых мы слышали сегодня за Божественной Литургией, соединенной с предпразднественной вечерней.

И, таким образом, мы должны размышлять над тем, как «Дивен Бог во святых своих», которые прославляли Его в Ветхом Завете, которые предсказывали Его пришествие, как «Дивен Бог в делах Своих», которые Он совершал и в Ветхом Завете и в Новом Завете совершал множество чудес, о чем свидетельствует нам евангельское повествование, как «Чуден Господь в Своей Благости и Милости», которыми Он обогащает всех нас и за которые мы должны благодарить Господа.

Итак, дорогие братья и сестры, в преддверии праздника Рождества Христова, святая Церковь предлагает нам богатую, духовную сокровищницу, духовную пищу, которой мы должны питаться, размышляя, занимаясь богомыслием перед встречей праздника Рождества Христова, сопереживая вместе с теми, кто ожидал в древности пришествия Господа, радоваться о том, что, действительно, родился «Младо Чадо, Превечный Бог».


Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Вот, дорогие братья и сестры, праздник практически строит у дверей. Уже впервые пропелся тропарь Рождества. В этом есть особенность сочельника — Господь дает нам еще один день, последний день перед Рождеством.

С одной стороны, вроде бы, всё: сердце начинает ликовать, потихоньку исполняясь радости, но с другой мы чувствуем ожидание, и оно, наверное, очень важно. Событие Рождества Христова вроде бы такое простое, но при этом для нашего ума — необъятное. И чтобы к нему прикоснуться по-настоящему, глубоко, надо в себе весь путь проделать.

И Церковь недаром установила так, что сегодня мы многократно слушали Евангельское чтение о том, как проходило Рождество Христово. Господь показывает нам, как ты сам можешь со Христом встретиться.

Первый путь — его нам указывают пастухи, которые первые пришли, узнав о случившемся. Кто они были и что они делали? Простые люди, которые ночью стадо пасли. Они жили по совести, были людьми честными и простыми. И мы видим, что эта простота, когда человек не имеет в себе лукавства, не имеет в себе лицемерия, не имеет о себе никакого великого мнения, когда он смиренный и кроткий, эта простота приводит действительно к празднику, он встретит там Господа! Он обязательно придет к Нему, услышав весть от ангелов.

Есть путь более длинный, путь волхвов, когда человек серьезно размышляет о том, зачем он живет, в чем смысл жизни и как устроен мир? Ведь мир слишком сложен, чтобы быть случайностью! И эти волхвы древности — это не колдуны, это, говоря современным языком, ученые, которые пытались осмыслить мир, видя, что в нем есть законы, законы, по которым существует вся Вселенная. И эти законы настолько гармоничны, что очевидно: кто-то им эту гармонию задал! И человек может идти путем размышлений, путем напряженного поиска для своей души встречи Христа. Это — путь более долгий, чем первый.

А есть еще и третий путь, проделанный двумя апокрифическими персонажами, которые даже на икону попали и были после Божьей Матери и праведного Иосифа, первыми свидетелями Рождества, увидев Его даже раньше пастухов! Это — осленок и вол.

Казалось бы, чему мы от них можем научиться? Ведь они — твари бессловесные. Но зададимся вопросом: а почему они — рядом со Христом? А дело в том, что Он родился, условно говоря, в их «жилище», в вертепе, а вертеп, как мы знаем, это — пещера, в которую загоняли скот в случае ненастья. Но почему Он там оказался?! Да потому что никто из всех людей, которые считали себя великими и важными, праведными и ожидающими спасения, никто из них не пустил к себе домой незнакомую девушку, которой наступило время рожать и какого-то старика с ней.

Таковы три пути, которые нам указал Господь. И может быть сегодня еще не поздно воспользоваться каким-либо из них, доделать то, чего мы не успели за пост доделать и приготовить душу свою к встрече родившегося Младенца.

Проповедь на Рождество Христово 07 января 2017 года после чтения Послания Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла —

Скачать запись в формате MP3

Святейший сказал, как отрезал, поэтому будем праздновать Рождество, но будем праздновать его как христиане! Понимая, что Христос родился не для того, чтобы мы сейчас взяли и объелись, и были завтра уже неспособны ни на какой духовный подвиг.

Христос родился не для того, чтобы мы, отказываясь 40 дней от телевизора, начали сейчас смотреть все подряд.

Христос родился для того, чтобы мы стали Божиими!

И только в этом — смысл нашего причастия. В этом и только в этом смысл нашего празднования, если мы станем хоть капельку более Божьими!

Сочельник . Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» – вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.

Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

6 января – Навечерие Рождества Христова, или , – последний день Рождественского поста, канун . В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому возникает множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник.

Что значит поститься до первой звезды?

Как поститься в этот день болящим?

Обязательно ли посетить ночную литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника?

Праздновать ли Рождество в семейном кругу?

Отвечает на эти вопросы протоиерей Александр Ильяшенко.

– Как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

В сам день Сочельника пост строгий до первой звезды. Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо ». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Вкушение постной пищи дозволяется только один раз в день после окончания Великой вечерни, то есть примерно после часа дня, но до начала вечернего богослужения.

Те, кто причащаются на ночной литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

– Как поступить больным людям, которые не могут соблюдать пост?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот, например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. С кем праздновать Рождество?

– На Рождественской литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе. Люди боятся потерять молитвенный настрой.

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа » (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит сесть за стол ненадолго, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– А не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояние – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!».

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из-за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

П оздравляем всех с наступающим Рождеством Христовым! Канун каждого праздника соединяет в себе молитву и Богомыслие: это и еще одна возможность оглянуться на собственную жизнь, оценить свое внутреннее состояние. Именно этой теме посвящена проповедь священнослужителя нашего монастыря иерея Романа Чистякова:

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшний день именуется Сочельником. Мы помним с Вами, что в последний день перед великими праздниками Святая Церковь призывает нас еще раз задуматься о предстоящем событии, о торжестве нашего спасения, о величии подвига Спасителя, и, одновременно, побуждает нас опять и опять посмотреть на свое состояние – насколько полезно для себя мы провели очередной пост, научились ли мы чему-нибудь в это спасительное время, победили ли мы в себе какие-нибудь страсти или хотя бы обратили ли на них внимание, подготовили ли мы свои души к принятию нашего Бога.

И вот, Сочельник Рождества – не исключение. Этот праздник поистине наполнен величайшим смыслом. Среди людей рождение нового человека – это всегда великое событие, которое сопровождается большими торжествами и необычайным внутренним подъемом. Когда в семье появляется ребенок, все невзгоды и скорби, все, что еще некоторое время назад омрачало жизнь этих людей – все уходит, уступая место великой радости. Так если мы так радуемся рождению обычных людей, то насколько еще более торжественней и величественней рождение и вочеловечивание в мир Самого Бога Спасителя нашего Иисуса Христа – Того, Кто снова и снова освобождает нас от греха и, одновременно с этим, рождает нас для Вечной Жизни!

Христос родился в мир в Вифлееме Иудейском. Человечеству понадобилось больше 5000 лет с момента начала человеческой истории, чтобы подготовить себя к принятию своего Бога. Это время и было своеобразным «Рождественским постом» для Вселенной. Но Христос ради нашего спасения рождается снова и снова, из года в год, но уже не материально на земле, а в наших душах. То есть наши души становятся тем же Вифлеемом, теми же яслями, которые единственные во всем городе дали пристанище Творцу всего.

И вот как для всего человечества, так и для каждого из нас, пост – это время очищения и подготовки себя к принятию в себя Богомладенца. Сочельник – это некий экзаменационный рубеж, последний этап для самоконтроля и самоанализа. Это время, когда мы еще раз можем оценить – стали ли мои «ясли», то есть душа, «красной палатой» для Христа, является ли она достойным «вместилищем Невместимого». Если да – то возблагодарим Господа, а если нет, то не будем отчаиваться, но, опять же, возблагодарим Его за дарованную возможность потрудиться ради Него и постараемся еще раз приуготовить себя.

Будем стараться и очиститься с Ним в водах Иордана, и понести искушения в безводных пустынях страстей и достойно победить их, и взойти на свой Фавор, чтобы вместе с Ним преобразиться, пострадать на Голгофе, и, наконец, воскреснуть для Вечной Жизни.

Еще раз поздравляю всех с наступающим торжеством Рождества Христова! Желаю всем нам достойно встретить Рождающегося сегодня Богомладенца и воспеть вместе с пастырями: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в человецех благоволение!»

Иерей Роман Чистяков.

/материал из архива сайта/


Проповедь в Рождественский сочельник

Церковь в сегодняшний предпраздничный день пела: «Дева днесь Превечное Слово грядет в вертепе родити неизреченно, ликуй вселенная, услышавши». А в Евангелии мы уже слышали краткое повествование о Рождестве Христовом, где сказано, что когда Преблагословенная Дева Мария родила Своего Божественного Сына, то названный отец Иосиф, нарек Ему, предсказанное Ангелом-благовестником, имя Иисус, т.е. Спаситель.
   Благовестие род человеческий получил очень давно: в самом раю. Именно там согрешившие Адам и Ева услышали это радостное благовестие. В раю тогда совершилось страшное дело, когда они, прекрасные, чистые, невинные, безгрешные, не знавшие никаких грехов, соблазнов, имевшие великую радость беседовать лицом к лицу с Самим Богом как дети с Отцом, потеряли все это из-за своего греха, но однако же Господь, произнося на это Свой праведный суд, там же обрадовал их благовестием о том, что «семя жены, – т.е. потомок жены, – сотрет главу змия» (Быт.3:15), врага-искусителя. Но этого Спасителя, Который победит дьявола, долго ждало человечество. По Библии, более пяти тысяч лет.
   Но вот, мы с вами приближаемся к тому великому и светлому празднику, когда небо соединилось с землею, когда Ангелы на земле, как у себя дома на небе пели «слава в Вышних Богу и на земли мир», а в яслях возлежало Спасение мира.
   Мы с вами готовимся к этому, но не забудем того, что ведь подготовка бывает разная. Часто человек ждет праздника только потому, что праздник ему сулит чисто житейские утешения. Не это ведь главное. Главное – та радость, о которой Ангел сказал пастырям: – «я возвещаю вам радость великую, которая будет всем людям» (Лк.2:10).
   Будем же с вами помнить, что это и наша ведь с вами радость. Мы – православные христиане знаем, что рождается Тот, Кто наименован Иисус, т.е. Спаситель, и каждая христианская душа и должна Его встречать в этот праздник как своего Спасителя. Не Спасителя кого-то другого, каких-то других людей, именно как своего Спасителя, Который пришел, чтобы взять на Себя наше бремя тяжкое греховное, освободить нас от него и даровать нам вечную жизнь. Не забудь это, когда будешь покланяться перед яслями и встречать уже самый праздник Рождества! Аминь.
   

Рождественский сочельник

Почти 2000 лет прошло с той благословенной ночи, в которую небесный благовестник возвестил «великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2:10). И в течение 2000 лет Cвятая Церковь ежегодно возобновляя торжество этой Вифлеемской ночи, снова и снова говорит нам о том, что совершилось тогда, и о том, что это действительно великая радость.
   Естественно, что мысль наша сейчас переносит нас на крыльях веры в святой град Вифлеем. Там действительно сейчас торжество из торжеств. Когда бывает другой, еще более великий наш праздник, – светлое Христово Воскресенье, тогда все торжество сосредотачивается у святого Гроба Господня, а праздник Рождества Христова празднуется именно там – в далеком Вифлееме, у яслей Вифлеемских. И мы с вами ныне, получая помазание освященным елеем будем получать его от того елея, который благочестивые паломники нам доставили сюда – именно оттуда, от Вифлеемских яслей. Так что не только в духовном порядке веры, но и в порядке непосредственного общения мы будем причастниками благодати и освящения Вифлеемского праздника.
   Но для того, чтобы оценить как должно то что произошло там, когда Сын Божий родился и возлег в яслях Вифлеемских, обратим внимание вот на что:
   В самом начале бытия рода человеческого, когда в райских селениях пребывали только Адам и Ева, первозданные люди, они имели то блаженство, о котором мы в теперешнем нашем грешном состоянии даже и приблизительного понятия иметь не можем. Они имели блаженство непосредственно, лицом к лицу, как дети с отцом, беседовать с своим Творцом, Владыкою и Господом, Который, как бы отлагая Свое неприступное величие так сказать «запросто» являлся к ним, как Отец к любимым детям и беседовал с ними.
   Для твари не может быть большего блаженства, как видеть своего Творца и беседовать с Ним. И лукавый соблазнитель, дьявол, сам отпавший от Бога, позавидовал первым людям и по зависти прельстил их и ввергнул в страшный грех непослушания Богу. Поддавшись соблазну, захотел человек сам быть богом; но не только не стал, а наоборот, как окаянный грешник, оказался отлученным от Бога, потому что грех стал между ним и Господом как стена, которая отделила его.
   Припомните момент крестных страданий Спасителя, когда Он возгласил: «Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил?» (Мф.27:46); – тогда все потемнело; как будто непроницаемая туча закрыла солнце, и наступил мрак и тьма, которая указывала на то, что грехи наши, которые Он взял на себя, отделили Его от Отца и Он почувствовал Себя оставленным Им.
   Итак преступивший Божию заповедь человек не только не стал богом, но от Бога отпал. Но Господь, в неизреченной благости Своей, не захотел оставить Свое любимое творение и измыслил спасение особым образом. Для того, чтобы спасти безответно виноватого человека, премудрость Божия осуществляет такой план, по которому, для спасения отпавшего и удалившегося от Бога человека Сам Господь сошел на землю, чтобы стать человеком – «Сыном Человеческим» (Лк.19:10), как Он любил называть Себя. Чтобы в этом виде, к Нему, как к Богочеловеку удобен был доступ.
   Что же мы видим при Его воплощении? Видим, что, отказавшись от всякой пышности и от всего, что считается в этом мире самым великим, знаменитым и славным, Он даже никакой хижины Себе не выбрал, а благоволил возлечь в яслях скотской пещеры.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!