Современные православные турки.

Политический конфликт между Москвой и Анкарой уже обрел общественное измерение.

В турецком сегменте интернета наблюдается антироссийская истерия и рост русофобских настроений. Российские блогеры отвечают туркам взаимностью.

При этом не стоит забывать и об исламском факторе, учитывая давние связи Турции с общественными организациями российских мусульман.

Ранее Владимир Путин уже назвал целенаправленную политику властей Турции по исламизации страны одной из составляющих текущего конфликта:

«Мы сами поддерживаем ислам и будем это делать, но речь идет о поддержке такого более радикального, что ли, направления. И это само по себе создает очень неблагоприятную среду, атмосферу, которую на первый взгляд и не видно», — пояснил российский президент.

Сможет ли Эрдоган привлечь российских мусульман на свою сторону и разыграть «исламскую карту»? Насколько оправданно мнение о нем как об исламисте? Как много в Турции сторонников радикального ислама? Об этом рассказал руководитель Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Ринат Патеев.

— Ринат Фаикович, как вы считаете, насколько значимым может оказаться религиозный фактор в случае углубления конфликта между Россией и Турцией? Может ли Эрдоган разыграть «исламскую карту» для того, чтобы получить дополнительную поддержку своей позиции как в Турции, так и за ее пределами?

Ринат Патеев : Не думаю, что через исламский фактор Эрдогану удастся мобилизовать поддержку. Пространство для маневров у него сейчас ограничено, с одной стороны, внутриполитическими факторами — его рейтинг отнюдь не составляет 86%, а с другой стороны — отсутствием единства в исламском мире.

Отношения между мусульманскими странами очень непростые, каждый из значимых игроков в той или иной мере претендует на лидерство. Это на Западе Турция долгое время считалась некой моделью исламского общества, которая получит его, Запада, одобрение, но в исламском мире эта модель получила неоднозначное восприятие.

Например, Саудовская Аравия изначально заявляла, что светская модель исламского государства неприемлема, об этом же говорили и «Братья-мусульмане» в Египте. Поэтому вряд ли в данной истории исламский фактор даст Эрдогану какие-то очки в исламском мире.

— Какая линия мобилизации в таком случае будет для Эрдогана основной?

Р. П.: Более вероятна мобилизация общетюркского фактора, и об этом уже можно судить по турецкой блогосфере, в которой доминируют антироссийские настроения с общетюркским акцентом.

Тюркский фактор в российско-турецких отношениях проявлял себя уже не раз — фактически с момента развала СССР Турция позиционирует себя именно как лидер тюркского мира. Причем этот фактор значим даже на языковом уровне, поскольку тюркские языки не слишком сильно разошлись друг от друга.

В отличие от русского языка, где различаются слова «турок» и «тюрк», в турецком языке слово türk означает любого представителя тюркского мира в широком смысле, к которому принадлежат не только собственно турки, но и азербайджанцы, узбеки, казахи, татары, ряд народов Северного Кавказа и так далее. Для турок все они братья-тюрки, хотя, конечно, сами турки видят себя неким ядром тюркского мира.

— И все же еще никто не забыл о недавнем визите Эрдогана в Москву на открытие Соборной мечети. Как теперь воспринимать этот эпизод российским мусульманам в контексте неожиданного обострения отношений с Турцией?

Р. П.: На мой взгляд, приезд Эрдогана в Россию в большей степени следует рассматривать в контексте имевшихся на тот момент общеполитических отношений России и Турции, а не в религиозном отношении. Эрдоган всегда позиционировал себя как независимого макрорегионального лидера, и в Москве на открытии Соборной мечети он выступал прежде всего именно в этой роли, а уже затем в качестве руководителя одной из стран исламского мира.

— Откуда тогда взялся расхожий образ Эрдогана как исламиста? И насколько он, по вашему мнению, соответствует действительности?

Р. П.: Эрдоган, безусловно, активно пользовался исламским или исламистским дискурсом, неоднократно принимал участие в ключевых для исламского мира мероприятиях, но внутри исламского мира слишком много противоречий, у каждого государства свое представление о модели ислама.

Поэтому Эрдогана, конечно же, нельзя называть «классическим» исламистом, у него есть определенное представление о роли ислама в Турции, но это представление не является универсальным для всего исламского мира. И если говорить объективно, то Турция была и остается одной из самых секуляризованных стран исламского мира.

Но, несмотря на то, что в свое время Ататюрк преобразил Турцию самым радикальным образом, историческая память современных турок сильно османизирована, и то же самое можно сказать об их осознании ислама. Например, идея халифата у турок ассоциируется прежде всего с тем периодом, когда титул халифа принадлежал османскому султану, а не с арабским периодом халифата.

— Что могут потерять российские мусульмане в случае значительного сокращения контактов с Турцией? Насколько серьезным духовным авторитетом турецкие богословы являются для российских?

Р. П.: Наиболее плотные контакты между Россией и Турцией по исламской линии были в 1990-х годах, когда в России еще только выстраивалась, так сказать, исламская инфраструктура, в том числе такая ее важная часть, как образование. Тогда для российских мусульман Турция, конечно же, была неким образцом исламского государства, и образ турка как мусульманина был сильно идеализирован.

Однако затем отношение к Турции у российских мусульман стало менее эмоциональным. С одной стороны, в России появились собственные исламские кадры, с другой, все-таки Турция для россиян, и для мусульман в том числе — это прежде всего страна туризма и шопинга, а не духовный лидер, духовный ориентир или духовный центр.

К тому же в определенный момент религиозные контакты с Турцией стали, так сказать, активно фильтроваться, поскольку к ряду турецких богословов, работавших в России, возникли вопросы у правоохранительных органов.

Скажем, в начале девяностых в Россию прибыло много последователей известного турецкого богослова Саида Нурси, однако в 2007 году ряд его книг были признаны экстремистскими, а вскоре после этого организация последователей Нурси «Нурджулар» была запрещена в России.

С другой стороны, по линии российских духовных управлений мусульман контакты с турецкими коллегами были и остаются регулярными, и вряд ли они полностью прекратятся даже в случае серьезного обострения политических отношений, хотя и будут, скорее всего, в определенном виде пересмотрены. Конечно, в российском исламском сообществе есть определенные протурецки ориентированные группы, но они не составляют большинство.

Кроме того, следует учитывать, что российские мусульмане тоже в достаточной степени секуляризированы.

— Насколько актуальной для Турции в сравнении с Россией является тема противостояния между «официальным» исламом и сторонниками «чистого» ислама? Может ли эта тема выступать поводом для сохранения контактов вопреки политическим разногласиям?

Р. П.: Исламское пространство в Турции достаточно разнообразно, но ключевую роль здесь играет министерство по делам религии (Диянет), а наиболее влиятельными являются суфийские джамааты. Есть в Турции и фундаменталистско-салафитские группы, но они в явном меньшинстве. Однако все эти группы могут оказывать очень серьезное влияние на политическую ситуацию в стране.

Например, Фетхуллах Гюлен — лидер очень влиятельного религиозного движения «Хизмет», гражданин Турции, ныне живущий в США, некоторое время преследовался турецкими властями в судебном порядке. В начале правления Эрдогана, казалось, он даже вернется в Турцию, но между сторонниками эрдогановской Партии справедливости и развития и движением «Хизмет» произошел раскол, Эрдоган даже неоднократно проклинался Фатхуллой Гюленом.

Кстати, многие тогда указывали, что именно через движение «Хизмет» США инициировали обвинения Эрдогана в коррупции, после чего ему пришлось сменить ряд министров в правительстве. Так что, даже если вынести за скобки теории заговора, влияние некоторых религиозных кругов в Турции достаточно высоко.

— Какой отклик в российской части тюркского мира, по вашим наблюдениям, получили последние события?

Р. П.: Если говорить о Татарстане, то, конечно, присутствует немалая обеспокоенность, поскольку здесь в значительной мере присутствует турецкий бизнес, в Казани действует турецкое консульство, в целом уровень контактов достаточно высокий. Поэтому все надеются, что ситуация разрешится в лучшую сторону.

Отдельно хотелось бы отметить российских турков-месхетинцев, которые из всех тюркских народов России наиболее интегрированы в отношения с Турцией, в том числе потому, что многие из них в свое время уехали туда на постоянное место жительства. Среди них, насколько я могу судить, обеспокоенность ситуацией наиболее высока.

— А наши новые соотечественники, крымские татары?

Р. П.: В период, когда Крым принадлежал Украине, Турция очень сильно опекала крымских татар, но в момент присоединения Крыма к России турки и Эрдоган в частности, как известно, повели себя достаточно сдержанно, и это привело к тому, что часть крымских татар в Турции разочаровалась.

У радикального крыла крымско-татарского сообщества конфликт России с Турцией, безусловно, вызовет некое воодушевление, но это лишь небольшая часть всего народа. Все же у крымских тюрков идентичность в значительной степени ориентирована на татарскую составляющую, в отличие, к примеру, от турок-месхетинцев.

— В чем все же, на ваш взгляд, заключается ключевая причина нынешнего обострения российско-турецких отношений, если отвлечься от непосредственного повода со сбитым самолетом?

Р. П.: Подробный анализ этой ситуации приводит меня к предположению, что в Турции могли очень негативно воспринять выступление Владимира Путина на недавнем саммите G20 в Анталье, где президент России дал понять, что определенные участники «двадцатки» включены в контрабандные нефтяные потоки с территории ИГИЛ* и финансирование этой организации. За этим и могла последовать реакция с турецкой стороны.

Причем здесь не стоит отбрасывать и возможную спонтанность сложившейся ситуации. Турецкая газета «Джумхурият», журналисты которой сейчас обвиняются в разглашении сведений о турецких поставках оружия на территорию Сирию, опубликовала недавно информацию, что военное руководство Турции приказа об атаке на российский Су-24 не получало, летчик сам принимал решение.

Не знаю, как такое возможно с военной точки зрения, но дальнейшие противоречивые заявления турецких властей после инцидента отчасти подтверждают эту версию. Если бы это была продуманная провокация, то к ней были бы подготовлены «официальные версии». Однако некоторые заявления турецких властей звучали нелепо, к примеру, о неосведомленности о том, что это был российский самолет.

— Как вы оцениваете дальнейшие перспективы конфронтации?

Р. П.: Думаю, здесь нужно принимать во внимание внутренние факторы: экономическая, да и политическая ситуация в Турции не настолько блестяща, чтобы инцидент с самолетом дал Эрдогану некий карт-бланш и возможность мобилизовать турецкое общество. Эмоционально определенная часть турецкой элиты его позицию поддержит, но затем на первый план вновь выйдут экономические аспекты отношений с Россией, которые и будут играть решающую роль в дальнейшем развитии ситуации.

беседовал Николай Проценко

Турция является редким исключением среди мусульманских стран, так как религия официально отделена от государства и не участвует в политике. Согласно указу первого президента Турции религия всех мусульман - ислам перестал считаться государственной религией с 1928 года. Мустафа Кемаль Ататюрк сделал много для становления Турции как светского государства.

Однако большая часть населения Турции продолжает считать себя мусульманами, и ислам по-прежнему оказывает существенное влияния на жизнь страны. В каждом поселении Турции обязательно находится мечеть, а общее количество мечетей достигает 72 тысяч.

Традиции религии Ислам

Ислам является одной из самый распространенных и молодых мировых религий. Ислам как религия возник в 7 веке на западе Аравийского полуострова. Пророком новой религии стал Мухаммед, который проповедовал среди соплеменников принципы единобожия и покорности Аллаху Догмат единобожия является ключевым моментом религии Ислам. Также Ислам требовал соблюдения праведного образа жизни и священных заповедей священного писания Коран. Книга Коран представляет сборник проповедей и наставлений для мусульман. В нем собраны запреты на употребление свинины, спиртных напитков и азартных игр. Также Коран описывает правила повседневного быта и нормы морали для мусульман.

Согласно религии Ислам каждый мусульманин должен пять раз в день возносить молитву Аллаху, называемую намаз. Поэтому ежедневно муэдзин с минарета мечетей оповещают верующих о времени молитвы. Первый призыв к молитве звучит в шесть часов утра, что очень раздражает русских туристов, желающих поспать подольше. Остальными важными традициями Ислама являются пост, паломничество к Мекке и благотворительная милостыня. Один раз в год все мусульмане должны соблюдать пост, который означает отказ от всех удовольствий в течение месяца Рамазан. Однако мусульманский пост характерен лишь запретом лишь в дневное время, а после захода солнца все возвращается на свое место. Главным праздником мусульман считается праздник жертвоприношения - Курбан-байрам.

Ислам в Турции

Самой распространенной конфессией мусульман в Турции являются сунниты, которые составляют около 75 % населения. Существенное распространение в религии Турции получила конфессия шиизм, составляющей около 20% мусульман. Также в Турции проживают православные христиане, иудеи и католики. Современная Турция отличается высоким уровнем религиозной терпимости.

В современной Турции под влиянием запада ускоряется ритм жизни, что вносит свои коррективы в религиозную жизнь страны. В крупных городах Турции на курортах нет религиозных запретов на одежды для туристов, как это требует Коран. Все чаще мусульмане Турции вместо традиционного пятикратного намаза совершают только двукратную молитву: утром и вечером.

Современные тенденции светского государства наложили отпечаток и на другие традиции ислама. Обязательными традициями ислама в Турции остаются только запрет на употребление свинины и циркумцизия. В современной Турции далеко не все турки согласны с традицией паломничества совершеннолетних в Мекку. Это касается и явного запрета алкоголя Кораном, который соблюдается только в Рамадан.


Перед тем, как отправиться в это де-юре светское государство, полезно все же выяснить, какая религия в Турции задает алгоритм поведения большинства местных жителей (особенно в аграрных и горных районах страны), еще даже не догадывающихся о том, что они, оказывается, европейцы. Ислам - основная религия в Турции. Большая часть жителей является мусульманами-суннитами - около 75%, еще 20% - шииты, остальные придерживаются христианства, иудаизма и прочих вероисповеданий.


По сравнению с остальными мировыми религиями ислам возник не так давно - в VII веке н.э. в западной части Аравийского полуострова. Догма, которую можно считать основой ислама, звучит так: «Нет иного Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - его пророк». Преобладающая религия в Турции ислам означает «покорность», в переводе с арабского. А мусульманин - «покорный». И действительно, все верующие трепетно относятся к этой религии и строго соблюдают правила.


«Документальной базой» религии в Турции является священная книга Коран, который, согласно преданию, был передан пророку Мухаммеду Аллахом через архангела Джебраила. Написан он на арабском языке в своеобразной стихотворной форме, исключающей рифму. Коран состоит из наставлений и проповедей, описаний праздников, манер поведения в обществе и семье.


Религия в Турции не позволяет верующим употреблять спиртные напитки, увлекаться азартными играми, есть свинину. Мусульмане должны молиться 5 раз в день и поститься в течение священного месяца Рамадан.


Религия в Турции особенно ярко проявляется в дни основных праздников, а это: Рамазан (10 января - 8 февраля), Шекер Байрам (9 февраля - 11 февраля) и Курбан Байрам (17 апреля - 21 апреля).

Вера турецкого народа

Правительство Турции строго следит за религиозным образованием, контролируя школы и институты. Религия в Турции отделена по закону от государства (с 1928 года ислам не считается государственной религией), каждый житель страны свободен в вероисповедании. Помимо мусульман, здесь есть армянские, греческие и сирийско-православные христиане и иудеи.


С изменением образа и ритма жизни современного мусульманина, изменилась и основная вера турецкого народа - ислам. Так, вместо 5-ти намазов (молитв), как правило, совершается только 2 (утром и вечером). Также женщин можно увидеть не только закутанных в паранджу, но и в достаточно открытом одеянии. Строго соблюдаются два правила: обряд обрезания (он осуществляется, когда ребенок достигает в 12-13 летнего возраста) и отсутствие свинины в рационе питания. Остальное каждый решает для себя сам.

Какое вероисповедание в Турции

Большая часть населения Турции (75%) - это мусульмане- сунниты, остальная часть принадлежит к шиитам и христианам. Таким образом, основное вероисповедание в Турции - это ислам. Практически весь народ является религиозным, и большинство сфер общественного бытия проникнуты этой религией. Священная книга Коран и сунна, которая дополняет его, составляют основное вероисповедание в Турции. Именно в Коране изложены основные вероучения, права, мораль и этика. Исламом сформированы повседневное поведение в быту и привычки. К религиозным праздникам Турции относятся - Рамазан, который длиться с 10 января по 8 февраля; Шекер Байрам 9-11 февраля; Курбан Байрам - 17-21 апреля.

Сегодня на территории Турции прочно доминирует ислам и только десять процентов населения придерживаются других вероисповеданий, например, христианства. Надо подчеркнуть, что религия в Турции это важнейший и неотъемлемый элемент жизни общества. Кстати, мусульманин, т.е. человек верующий в бога Аллаха, должен покорно придерживаться нескольких важных правил поведения. Рассмотрим их по-порядку.

Религия в Турции не позволяет мусульманину употреблять в пищу свинину, распивать спиртные напитки, увлекаться игрой в азартные игры (карты, казино, игральные автоматы). Кроме того, истинный мусульманин должен пять раз в день произносить молитву во имя Аллаха и соблюдать очень тяжелый, полный существенными ограничениями, пост во время священного месяца, называемого в Турции "Рамадан". Например, во время поста категорически запрещается употреблять пищу, пить воду, курить. Правда, эти тяжелые ограничения действуют, начиная с восхода солнца и до его заката. Лишь в самое темное время суток можно вспомнить об утолении голода. Кстати, во время поста Коран повелевает воздержаться от плотских утех. Важным наставлением Корана является необходимость совершить религиозное паломничество или хадж в священную Мекку. Для этой цели ранее выделялись деньги из государственной казны. Многие современные турки остро критикуют возобновление этой практики, ибо считают такое паломничество не обязательным.

Как и в любой другой религии, так в исламе существует некая священная книга, которая бесспорно считается первоисточником важнейших сведений для мусульман. Мусульмане такой книгой считают Коран, который архангел Джебраил передал пророку Мухаммеду Аллахом. Эта книга написана на арабском языке в особой стихотворной форме, однако, не предполагающей рифмование. Существуют трактования Корана на турецком языке, поскольку далеко не каждый гражданин Турции владеет арабским языком. Фактически Коран является для каждого турка сводом правил поведения настоящего мусульманина в повседневной жизни.

После провозглашения в Турции светского государства произошли сильные изменения в обществе. В 1928 году первый президент республики Турция Мустафа Кемаль Ататюрк подписал указ, согласно которому ислам престал быть государственной религией в Турции. Можно согласиться с тем, что последующее реальное отделение религии от государства Турция привело к существенному упрощению свода правил поведения мусульманина. Например, были отменены пять обязательных молитв или намазов. Теперь мусульманин может довольствоваться всего двумя намазами. Кроме того, женщины могут позволить себе снять паранджу и ходить в плащах, брюках и платках. Кстати, в Стамбуле молодые турчанки одеваются вполне по-европейски, за исключением красивого головного платка. Несмотря на запреты религии, многие турки употребляют легкий алкоголь, но при этом весьма умеренно. Правда, не изменились правила запрета употребления в пищу свинины. Кроме того, обязателен обряд обрезания у мальчиков, который происходит обычно в 12-14 лет.

Тем не менее, текущее правительство Турции вновь уделяет серьезное внимание религии. За последние годы число вновь возведенных мечетей в стране поражает воображение. Широко бытует мнение, что послабление следованию Корана в Турции произошло только в Стамбуле, Анкаре и Измире, а также в городах курортной зоны Средиземноморья. В центральной части страны женщины и совсем не снимали паранджу.

Туристы в стране и мечети

Некоторые россиянки, находясь на отдыхе на юге страны, весьма пренебрежительно относятся к религии в Турции и культурным традициям страны. Они считают для себя допустимым хождение вне курортной зоны (отелей) в купальниках-бикини и прозрачном парео, что считается для мусульманина грубейшим нарушением религии в Турции (ислама). Турки никогда не препятствуют посещению мечети представителями других конфессий или т.н. "неверными", однако разрешают находится только в небольшом огороженном помещении, при входе здание. Кроме того, существует негласный дресс-код, который нужно обязательно соблюдать. При входе в здание мечети нужно обязательно снять обувь. Внутри здания существуют полки для временного бесплатного хранения обуви. Женщины обязательно должны покрыть голову платком. Более того, одежда должна закрывать плечи и ноги женщины. Кстати, фотографирование людей, которые совершают намаз, религия в Турции запрещяет!

Заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.

В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования - государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад - в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.

Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.

Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.

Среди них особое место занимали греки - народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии - побережье Эгейского моря, на севере - на побережье Черного моря, на юге - на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии - на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.

Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.

Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы - на северо-востоке, ассирийцы - на юго-востоке, многочисленное еврейское население - в крупных городах Византийской империи, балканские народы - в западных районах Малой Азии.

Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) - более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад - к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.

Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.

По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.

На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян - болгар, сербов, македонцев - предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.

Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.

Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары).
В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи - одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя - Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем - один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.

На протяжении XIX - начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию - султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.

После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно - после Первой мировой войны и распада Османской империи, - началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане - из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар - помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.

Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров - на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая - этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью - сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.

Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца - турка или матери - турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!