Надо ли принудительно лечить наркоманов? Торжества по случаю общецерковного прославления афонского старца Василия (Кишкина) прошли в Брянской епархии Иеромонах диомид кузьмин.

На Брянщину из Петербурга меня призвал в 1996 году игумен Сергий (Булатников), назначенный на­стоятелем Площанской мужской пустыни, в ту пору лежавшей в руинах. Мы давно с ним были знакомы. В Петербурге, в качестве вольнослушателя Санкт-Петербургской консерватории я учился расшифровке древних церковных песнопений, записанных крюковым письмом. Чрезвычайно увлекательная была работа, пригодилась нам затем на клиросе в монастыре. После северной столицы немного поразили меня своей дикостью нравы обитателей поселка Коммуна Пчела, который соседствовал с разрушенной пустынью. Вос­становление монастыря в итоге стало не только хозяйственной, но и трудной работой по преображению обычаев здешних мест.

В пустыни сейчас 30 монахов и двадцать трудников. (Прим.: в начале двадцатого века было более 120 монахов). На постоянном жаловании тогда, при открытии, находился только один человек - каменщик. Он учил нас печи класть и стены возводить. Все мы делали своими силами и своими руками. Стабильного финансирования не было, на что денег соберем, то и строим. Восстановили почти все каменные здания в мо­настыре, за исключением тех, которые по разным причинам невозможно вернуть. Хотя главная святыня - Казанский собор - пока еще не возведен, очень уж большая работа. Но проект восстановления уже готов.

Монастырь - это не храмы и стены, это христианская община, духовная семья. Тут не могу не сказать теплые слова благодарности настоятелю монастыря отцу Сергию (Булатникову). Его трудами и заботами обитель стала настоящим домом не только для братии, прихожан, но и для многочисленных паломников. Площанская мужская пустынь еще в середине XIX века обрела во всей России известность своими духонос- ными старцами. Со всех концов тогда ехали к ним за советом и благословением.

Пятнадцать лет я был в Площанской пустыни, а с недавнего времени Владыка благословил занимать­ся духовным образованием в епархии. Благодаря губернатору в прошлом году нам было передано здание ремесленного училища на Покровской горе. А сейчас уже подготовлено жилое помещение для студентов, вовсю идет ремонт и в учебных классах училища. К Пасхе надеемся там начать занятия.

В начале двадцатого века на территории Брянщины, по подсчетам краеведов, было около семисот хра­мов. Мы их все зафиксировали в епархии на специальной карте. Сегодня же действует более двухсот, при­чем многие восстановлены и открыты в последнее десятилетие.

Богом было суждено нашей стране пережить в XX веке страшное время. Но началось-то все раньше, еще в семидесятые годы XIX века, когда начали разрушаться крестьянские общины, люди из деревни рину­лись за работой в города, на заводы и фабрики, где оказались одни, без духовной поддержки.

Удивительная черта русской религиозности - она обостряется в самые тяжелые времена, в годы лише­ний и войн. Так у нас и было весь XX век. В страданиях и болезнях Бог всегда ближе.

Вера - это знание после знания, которое не требует никакого доказательства. Почему на Руси Пасху от­мечают шире Рождества Христова? Потому что это воскресение Христа. Это очень сильное переживание: Он воскрес, а значит, воскреснем и мы! Это непреложная истина - все воскреснут. Это как есть правда, которую нельзя купить, ведь правда - это Сам Бог.

Я люблю много читать. Желающим познакомиться с христианством посоветовал бы прочитать книгу «Православие» митрополита Илариона (Алфеева) в двух томах. Превосходная книга! Ну, и очень люблю русскую классическую литературу - Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тютчева. Сейчас многие привычно осуждают Интернет, забывая, что это всего лишь удобная информационная система, а что вы возьмете с ее помощью, это зависит только от вас.

Горести, скорби никого не минуют, это постоянные спутники человека. Вопрос, что ты вынесешь после скорбей. Я всегда, во всех случаях поддерживаю себя надеждой, что мы непременно воскреснем и увидимся с Богом.

Человеку до последнего дыхания оставлена возможность измениться и обратиться вновь к Богу. И если он изменится внутренне, то, значит, не зря жизнь прожил. К нам в пустынь потрудиться самые разные люди приходят. О прошлой жизни иных расспросишь - сплошное было злодейство. Но в любом самом зако­ренелом преступнике есть его живая добрая часть, к которой можно обратиться. И это очень серьезный момент, это не игра. И вот видишь, как со временем в душе человека происходит постепенный переворот. Он становится иным. Он начинает понимать, что такое поступать по-христиански, пытается жить по Божьему закону. Таких примеров я видел очень много. Это и есть самое удивительное чудо, когда человек меняется и становится лучше, добрее. Это, пожалуй, главный урок нашей христианской жизни.

17 июня 2018 года состоялись торжества общецерковного прославление афонского старца преподобного Василия (Кишкина) Площанского.

Они прошли в Богородицкой Площанской мужской пустыни. На площади восстанавливаемого Казанского собора Божественную литургию совершили Митрополит Брянский и Севский Александр, Епископ Великолукский и Невельский Сергий (Псковская митрополия), Епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир в сослужении духовенства Брянской митрополии.

На малом входе глава Брянской митрополии прочитал Деяние о канонизации преподобного старца Василия (Кишкина) Площанского. Под пение тропаря святому Владыка Александр благословил его иконой молящихся.

Иеромонах Диомид (Кузьмин), благочинный Свенского Успенского мужского монастыря, автор жизнеописания о старце Василии, перед причастием произнес проповедь. По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Василию.

В завершение, поприветствовав духовенство и паломников, во множестве собравшихся в древнюю святую обитель, митрополит Александр отметил свидетельства святости преподобного Василия и призвал паству следовать примеру жизни праведника.

В благодарность за труды, понесенные в деле прославления Площанского старца, митрополит Александр вручил епархиальные награды - медаль преподобного и благоверного князя Олега Брянского I степени: иеромонаху Диомиду (Кузьмину), благочинному Свенского монастыря, директору издательства «Наследие православного Востока» Андрею Петровичу Власюку и родственнику преподобного Василия Николаю Викторовичу Кишкину.

Мощи святого были обретены весной 2002 года у алтаря разрушенного Казанского собора. В 2008 году состоялось прославление преподобного Василия в соборе Глинских святых Украинской Православной Церковью.

Спустя девять лет, 30 ноября 2017 года, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иеросхимонах Василий (Кишкин) был причислен к лику общецерковных святых. 25 мая 2018 года включен в Собор Брянских Святых. Мощи преподобного Василия пребывают в Богородицкой Площанской мужской пустыни в Покровском храме.

В 2018 году издательством «Наследие Православного Востока» (г. Серпухов) была издана книга «Великий Василий. Жизнеописание и письма инокиням прп. Василия Площанского». Это жизнеописание - десятилетний труд иеромонаха Диомида (Кузьмина), составлявшийся в течение десяти лет на основе архивных источников. В 2010 году была издана первая книга «Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского». В 2015-м впервые опубликованы «Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина) - духовное наследие старца, представляющее собой учение об аскезе. В новом издании 2018 года письма даны в современной редакции.

В преддверии празднества прославления преподобного Василия в лике святых по благословению Митрополита Брянского и Севского Александра в Брянском епархиальном управлении 13 июня состоялась конференция на тему «Преподобный Василий (Кишкин) и его время».

В мероприятии приняли участие игумены и игуменьи монастырей, а также представители Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского. Вопросы обсуждались, связанные с особенностями времени, в котором жил площанский старец, его личность и труды, духовное наследие, история канонизации праведника.

Святой преподобный афонский старец Василий Площанский (Кишкин) , в миру Кишкин Владимир Тимофеевич, родился в 1745 году, в селе Архангельское на Гниловодье Фатежского уезда Курской губернии в обедневшей дворянской семьи. С детских лет любил церковное богослужение, избегал игр.

В 7 лет с разрешения отца поступил послушником в Саровскую пустынь, одновременно с будущим настоятелем Валаама Назарием. Через четыре года его отпустили в Киев на богомолье.

В 1757 году он посетил Киево-Печерскую лавру и остался в Миропольской обители, где прожил три года. После упразднения Миропольской обители переселился в Коренскую (Коренную) пустынь. Любил бывать в задонском в честь Рождества Богородицы монастыре, где познакомился со святителем Тихоном Задонским, который стал его наставником и научил молитве Иисусовой. Юноша общался и с архимандритом Феодосием (Масловым) и насельниками Молченской Софрониевой пустыни. По некоторым сведениям, в 1760 г. в Миропольском монастыре он был тайно пострижен в монашество с именем Василий, сам Василий в послужном списке указывал, что принял постриг 7 марта 1783 г. от игумена Миропольского монастыря Константина (Саурского). Курским епископом Феоктистом (Мочульским) в курском в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыре Василий был рукоположен во иеродиакона, до 1794 г. нес послушание ризничего монастыря.

Однако, видя себя почитаемым, иеродиакон Василий решил оставить Коренскую пустынь и возжелал достичь святой горы Афон, куда и направился с двумя своими учениками. Несколько лет прожили они при Ильинском ските, но тут сгорела их келья и много казенного леса. Турки считали их виновниками пожара, и они вынуждены были бежать в Молдавию. Изучив скитский и общежительный уставы, афонскую аскетическую традицию, Василий вместе с учениками Арсением Младшим и Израилем в 1797 году поселился в Нямецком монастыре. Старца Паисия не было уже в живых, но многочисленные его ученики хранили заветы старца.

В 1798 году отец Василий вернулся в Коренную пустынь, где ему было поручено духовное окормление братии. Благодаря его усилиям здесь были введены афонские правила. Это вызвало недовольство части братии, решившей убить подвижника, однако вскоре иноки раскаялись и примирились со старцем.

Через некоторое время старец Василий перешел в Софрониеву пустынь, где проживало немало учеников прп. Паисия.

Когда в 1800 году Орловский владыка Досифей захотел восстановить Белобережскую пустынь, он пригласил для этого старца Василия. Благодаря духовному авторитету последнего в обитель вскоре пришли около 60 новых насельников, в т. ч., прибыл из Коренской пустыни его ученик, постриженный им в 1801 году в монашество с именем Леонида, будущий оптинский старец. прп. Лев (Наголкин). Сюда же переселились последователи прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа II (Антонов), схим. Феодор (Ползиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом «Добротолюбия». Эти старцы были непосредственными учениками прп. Паисия и способствовали впоследствии восстановлению умного делания в Валаамском, Александро-Свирском, Палеостровском и других монастырях, велико было их влияние и на о. Леонида, положившего начало оптинскому старчеству. Учениками старца Василия были игум. Филарет (Данилевский), прп. Макарий (Глухарёв), иером. Серафим (Веденисов).

Находящаяся в запустении Белобережская пустынь усилиями отца Василия и его учеников и сотаинников расцвела как внешне, так и внутренне. Ученики и сподвижники старца Василия стали настоятелями во многих монастырях: о.Серафим – в Площанской пустыни, архим. Мельхиседек (Сокольников) в московском Симоновом монастыре, о.Леонид (Оптинский) в Белобережской пустыни, игум. Серапион (Пирожков) в Одрином монастыре, игум. Филарет в Глинской пустыни, где стал ее возобновителем и духовным возродителем, основателем глинского старчества.

19 августа 1800 года по собственному прошению старец Василий был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней «для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному начальнику» иером. Питириму. Вскоре братия, возмущенная тем, что новый настоятель притесняет отца Василия, обратилась к Орловскому епископу Досифею (Ильину) с просьбой вновь назначить старца Василия настоятелем обители. 28 дек. 1800 г. епископ Досифей вызвал отца Василия в Чёлнский монастырь, на следующий день старец сослужил епископу за литургией, во время которой архиерей неожиданно для преподобного рукоположил его во иеромонаха. Впоследствии отец Василий редко служил литургию, считая себя недостойным. В 1802 г. он исходатайствовал для Белобережской обители официальное открытие и введение общежительного устава. Составленные старцем правила общежительства были приняты во многих юго-западных русских монастырях, в т. ч. Кременском, Усть-Медведицком, Борисовском.

В 1804 году преподобный Василий по собственному прошению был уволен за штат и вновь возжелал идти на Афон, но ему помешала начавшаяся война с Турцией, и он возвратился обратно и был зачислен в братию Свенского монастыря, жил в келье, в лесу, в течение некоторого времени - близ Белобережской обители, управляя обоими монастырями.

В 1811 году преподобный Василий посетил южнорусские монастыри, в которых подвизались его духовные чада, помог устроить иноческую жизнь в Свенском, севском Св. Троицы, курском Св. Троицы, Площанском, задонском Рождества Богородицы, Борисовском, Усть-Медведицком, Рыхловском монастырях, в Молченской пустыни.

С 1816 года преподобный Василий перешел в Глинскую пустынь, где прожил 10 лет. Попытки старца исправить монастырские порядки встретили сопротивление со стороны настоятеля и многих иноков. У отца Василия всю жизнь было много гонителей, перед которыми он смирялся и всех прощал. В Глинской он был осужден на изгнание из обители и в 1827 году перешел в Площанскую пустынь, где был встречен настоятелем о. Маркеллином с братией с чувством высокого к нему уважения и преданности. Здесь старец сблизился с благочинным пустыни прп. Макарием (Ивановым), у которого исповедовался до своей кончины.

В октябре 1829 года, во время рубки деревьев, преподобный Василий упал и несколько часов находился без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Таин и предсказал, что скончается через 18 месяцев. Затворившись в тесной келье, старец начал готовиться к смерти, он стяжал непрестанную молитву, совершал ежедневные богослужения, кроме литургии, в праздничные дни причащался в келье Св. Таин. Незадолго до кончины преподобный вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему «нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв».

Скончался старец 27 апреля 1831 года, 86 лет от рождения, и был погребен в Площанской пустыни, напротив алтаря Казанской церкви.

После 1917 года почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 ноября 1924 года комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение о. Василия. На монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. Но в конце 40-х гг. паломничество к почитаемой в народе могиле возобновилось. В апреле 2002 года, при раскопках фундамента собора в Площанской пустыни были обнаружены останки о. Василия Кишкина.

В конце 70-х гг. XIX в. ученица о. Василия монахиня Ангелина (Кириллова) составила жизнеописание старца.

СМОТРЕТЬ ВИДЕО:

Иеромонах Диомид (Кузьмин) прокомментировал инициативу Федеральной службы по наркоконтролю. Принудительное лечение наркоманов в России может быть введено уже в обозримом будущем, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Федеральную службу по наркоконтролю (ФСКН). «Эта мера, возможно, будет введена в течение 2007 года или в начале 2008», — заявил руководитель департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН генерал-лейтенант Александр Михайлов.

«Сейчас вопрос о недобровольном лечении наркоманов рассматривается в органах законодательной власти. Эта тема проходит согласование, в том числе в Федеральной службе России по наркоконтролю», — пояснил Михайлов.

В ФСКН полагают, что принудительное лечение наркоманов позволит сократить смертность от передозировки наркотиков. При этом, по словам Михайлова, принудительное лечение наркоманов, как мера, нуждается в дополнительной проработке. «Есть нюансы. Мы живем в правовом государстве, необходимо подумать о том, чтобы эта мера не нарушала права граждан. Решение о принудительном лечении наркомании должно приниматься судом. Должна быть создана полноценная сеть реабилитации наркозависимых», — передает слова Михайлова Newsru.com. По его словам, принудительное лечение может стать альтернативным наказанием для наркоманов, совершивших незначительные преступления.

Между тем, идею принудительного лечения наркоманов критикуют т.н. «правозащитники». «Предложение лечить наркоманов принудительно — довольно бессмысленное», — считает председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. «В принудительном порядке человека не вылечишь ни от наркомании, ни от алкоголизма, если он сам этого не хочет. То, что действительно необходимо, — создать полноценную и доступную сеть медицинских центров, куда смогли бы обратиться те, кто действительно хотел бы вылечиться», — сказала Алексеева.

Прокомментировать инициативу ФСКН мы попросили руководителя Центра реабилитации наркозависимых при Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни в Брянской области иеромонаха Диомида (Кузьмина).

«Несомненно, здравое зерно в заявлении Михайлова есть. Наркозависимых необходимо лечить, в том числе и принудительно. Но эта мера может принести пользу только на первом этапе, в дальнейшем надо подключать другие методы по выведению зависимых людей из наркосреды», — сказал отец Диомид.

Однако, по его словам, «сейчас порядка в лечебных учреждениях такого рода нет, и те, кто сегодня попадают в эти больницы, могут даже находясь там, продолжать принимать наркотики». «Поэтому, — уверен отец Диомид, — к предлагаемому закону необходима серьезная система сопроводительных мер — социальных, психологических и других, чего сейчас на государственном уровне у нас просто нет. Ведь даже тот, кто добровольно хочет завязать с наркотиками, не получает никакой поддержки в получении профессии, работы, прописки, необходимых для возвращения к нормальной жизни. Так что кроме медицинского лечения необходима широкая психолого-социальная помощь, иначе никакого эффекта не будет. При этом я уверен, что в деле оказания наркоманам такой помощи нужно обязательно подключать Церковь и общественные организации, которые вместе с государством окажут поддержку этим больным людям. Мы должны доказать им, что они не брошены, что они нужны семьям, обществу, государству. Одно государство с этой проблемой никогда не справится. Поэтому скажу так — сама идея очень неплохая, но чтобы она дала положительный результат, нужно очень серьезно и много над ней поработать».

Директор Московского научно-практического центра наркологии и заместитель главного психиатра Москвы Евгений Брюн считает, что религиозное образование и воспитание вполне может стать одной из главных профилактических мер по предотвращению распространения наркомании в среде российской молодежи. «Душа не терпит пустоты. Если душа пуста, в ней поселяется дьявол», — заявил Е. Брюн в интервью газете «Аргументы и факты».

У верующего человека, по его мнению, «душа наполнена», поэтому души детей надо «наполнять» верой в Бога так же, как новыми знаниями и событиями. «Я вообще считаю, что мы должны наполнять наших детей новыми знаниями, событиями, открывать им новые места, страны. Нужно помочь им увлечься чем-то. Страстно увлеченный чем-то человек редко пробует наркотики», — отметил Е. Брюн.

В свою очередь, руководитель Центра реабилитации наркозависимых при Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни в Брянской области иеромонах Диомид (Кузьмин) заявил в интервью «Русской линии», что проблема наркомании имеет, прежде всего, духовную природу.

«Нельзя не согласиться с мнением столь уважаемого специалиста, как Евгений Брюн, что России, как никакой другой стране, необходимы меры по профилактике наркозависимости, — отметил отец Диомид. — Думаю, что работа в этом вопросе должна идти, в первую очередь, в духовно-нравственной плоскости. И здесь надо вести речь о введении в школах курса "Основы православной культуры", который позволит минимизировать риски распространения наркомании среди школьников».

По словам отца Диомида, отрадно, что в последнее время «все больше специалистов прибегают в этом вопросе к помощи Русской Православной Церкви».

«Вера в Бога всегда возвышала человека, наполняла его жизнь важным смыслом, связывала его с прошлым и будущим, давала ему стимул и силы к существованию, — заявил насельник Площанской пустыни. — Следует обратить внимание на то, что Е. Брюн не впервые говорит о том, что наркомания — это не только физическое, но и духовное заболевание. Я знаю его как талантливого врача-нарколога и верующего человека».

В то же время, по мнению отца Диомида, не совсем правильно говорить о вере как о страстном увлечении. «Думаю, Е. Брюн просто оговорился. В целом же московские специалисты и чиновники прекрасно понимают, что без привлечения к этой проблеме широкого круга специалистов, без духовного совета в этом вопросе священноначалия Русской Православной Церкви, эту проблему вряд ли удастся решить. Не случайно руководство мэрии Москвы, одним из первых в России, выделило Церкви земельный участок для строительства в районе Люблино православного реабилитационного центра».

Сегодня, 11 января, постоянному автору, другу « », насельнику Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни в Брянской области иеромонаху Диомиду (Кузьмину) исполнилось 50 лет. Редакция « » от всей души поздравляет дорогого отца Диомида с юбилеем. Желаем ему многая и благая лета для трудов и свершений во имя нашей Матери-Церкви и дорогого Отечества.

В связи с этим юбилеем мы попросили отца Диомида рассказать о себе, о своей жизни и монашеском служении.

« »: Известно, что человек формируется в семье, на первых порах жизни огромное влияние на становление человеческой личности оказывают родители, родственники, ближайшее окружение. Отец Диомид, расскажите, пожалуйста, о своей семье? Какое воспитание Вы получили?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Любой человек, говоря о своих родителях, непременно с благодарностью вспомнит их заботу о себе. Я не могу забыть, как отец приучал меня читать в детстве, заботливо подкладывая на мой стол новые купленные им недавно интересные книги. Ему были знакомы все продавщицы книжных магазинов в округе. Иногда он привозил книги целыми чемоданами из дальних поездок. С тех пор у моего изголовья всегда находится несколько книг. Даже электронные книги не стали помехой, мне всегда больше нравится читать тексты именно на бумаге. У нас дома была весьма богатая библиотека, от «Академии» до серии географических открытий и путешествий. Когда отца не стало, я, разбирая его рабочий шкаф, наткнулся в дальнем углу на спрятанную книжку. Это было старинное издание большого формата - Правила ко Святому Причащению. Это было для меня полной неожиданность - мой отец никогда не говорил со мной о Боге. Я вдруг увидел жизнь своих родителей под совершенно новым углом. Настоящим образцом жертвенного служения ближнему является для меня моя матушка. Она отдает всю себя людям, оставаясь для меня совершенно недосягаемым пределом и постоянным примером. Говорят, что ее мама была такой же, она умерла от голода в блокаду.

: Отец Диомид, а как Вы пришли к Богу, как обрели веру?

ДК: Сколько я себя помню, меня всегда интересовала сфера таинственного, божественного. А в православный Храм меня привела встреча в армии с настоящим верующим человеком, собиравшимся после поступать в семинарию. Мы подружились, и он мне очень помог с дальнейшим осознанием себя в Церкви. Очень часто к вере приводят неожиданные знакомства и нелегкие жизненные испытания. Ведь для обычного городского увальня, каким я был тогда, полтора года военной службы стали серьезной встряской. В то время православные книги были большой редкостью - достать их было крайне сложно, существовал самый настоящий духовный голод. Новая или переиздаваемая книга или статья на церковную тему сразу же попадала в центр внимания, обсуждалась в кругу верующих друзей. Верующие друзья - это была основа православной жизни для меня тогда. Ведь настоящих общин почти не было в советское время. И мы собирались после воскресной литургии для дружеского общения на церковные темы.

: Батюшка, как Вы приняли решение о пострижении в монашество и получении священства?

ДК: Я бы не хотел особенно рассуждать о постриге, ведь это слишком личное, сокровенное. Не думаю, что найдется монах, который захочет подробно рассказать об этом.

Что касается самого ухода в монастырь - я совершил это как-то незаметно для себя и домашних. Просто приехал в обитель, куда меня позвал мой духовник, и сразу стал петь на клиросе. Ежедневные Богослужения заслонили от меня необходимость выбора пути: оставаться или уезжать. Я без колебаний стал жить новой и непонятной доселе жизнью послушника. Не знаю, быть может у меня такой характер: не люблю резких и скоропалительных решений. Судьбоносное решение долго созревало у меня в душе, и я отдался на волю Божию. Даже когда меня постригли в монашество, оказалось, что я забыл написать прошение на поступление в монастырь. Дома догадались, что я остаюсь в монастыре насовсем лишь года через два, и отпустили меня на все четыре стороны. Забавно, что я уволился с мирской работы через три года после того, как обрел новое имя, и через год после того как стал священником. Да, иногда такое бывает!

: Монастырская жизнь для многих неведома, подвиг монашества непостижим. В чем заключается суть монашеской жизни (служения)? Каковы особенности монастырской жизни?

ДК: Вообще, монастыри в России сегодня - совсем не те, что существовали раньше. В настоящее время, наверное, любая монашеская обитель, кроме внутренних задач развития среди братии, каких-то специальных сторон общинной жизни, еще призвана обратиться лицом к обыкновенному человеку, прихожанину села или города, живущему рядом. Ведь большинство наших исторических монастырей находятся сейчас среди мира, совсем не в уединенном месте. Рискну предположить, что нам, наверное, стоит расширить сферу деятельности активных прихожан в монастырях, участие их не только в богослужебной сфере, но и в делах монастыря. Сторон приложения в данном вопросе существует немало, и не только в социальной деятельности, но и в катехизической работе среди крещаемых, например.

: Монахи - это тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Отец Диомид, расскажите пожалуйста о своих интересах, увлечениях, думах.

ДК: Монахи - народ непростой. Хотя увлечения у них, на первый взгляд, совершенно обычные. Кто-то любит под машиной в гараже поваляться, починить что-то, проверить зажигание, например. Кто-то увлекается фотографией, и все свободное время бегает по монастырским далям в поисках редкого кадра. Кто-то, на худой конец, просто собирает подрясники или четки разных цветов и оттенков! Я, правда, увлекаюсь исследованием государственных исторических архивов (XVIII-XX веков), и не только нашего монастыря и округи, но и других, современных пластов церковной истории. Люблю слушать старинную музыку различных эпох, но больше - барокко, а еще одноголосный знаменный распев. А в остальном - ничего особенного. Пользуясь случаем, поздравляю всех читателей « » с великой радостью Христова Рождества! Христос раждается, славите!

Беседовал заместитель главного редактора « » Александр Тимофеев

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!