Библия онлайн. Толкование послания Павла Филиппийцам Толкование филиппийцам 4

Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа

Первые строки задают тон всему посланию. Особенность этого послания в том, что оно написано друга своим друзьям. За исключением Послания к Фессалоникийцам и небольшой записки Филимону, Павел начинает все свои послания с заявления о своем апостольстве. Так, например, Послание к Римлянам начинается словами: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол» (ср. 1 Кор. 1,1.2; 2 Кор. 1,1; Гал. 1,1; Еф. 1,1; Кол. 1,1). Другие послания Павел начинает с заявления о своем официальном положении, объясняя, почему он имеет право писать, а адресаты должны слушать его; а в случае с Посланием к Филиппийцам и этого нет. Он знает, что Филиппийцы будут слушать с любовью. Церковь в Филиппах была Павлу ближе всех из основанных им церквей; и потому он пишет как друг своим друзьям.

Но все же, Павел предъявляет права на один титул, заявляя, что он раб (доулос) Иисуса Христа. Не слуга, а раб. Слуга свободен приходить и уходить, а раб навечно является собственностью своего господина. Называя себя рабом Иисуса Христа, Павел утверждает, что является полной собственностью Христа. Христос любил его и купил его дорогою ценою (1 Кор. 6,20), и теперь он никогда не может принадлежать кому-либо еще. Он утверждает, что всецело послушен Христу. У раба нет своей воли; воля его господина — его воля; нет иного послушания, кроме послушания своему Спасителю и Господу В Ветхом Завете пророки обычно называются рабами (Ам. 3,7; Иер. 7,25). Такой же титул дан Моисею, Иисусу Навину, царю Давиду (Иис. Н. 1,2; Суд. 2,8; Пс. 77,70; 88,4.21). И действительно, раб Божий является самым высоким и почетным титулом; когда Павел называет себя рабом Иисуса Христа, он смиренно ставит себя в один ряд, с пророками и великими мужчинами Божиих. Христианское рабское служение Иисусу Христу — это не раболепное подчинение. Как гласит латинская фраза: быть Его рабом — быть царем.

Филиппийцам 1,1.2 (продолжение) Христианское отличие

Послание адресовано всем святым во Христе Иисусе. Слово, переведенное как святой, в греческом тексте — хагиос, а слово святой несколько вводит в заблуждение. Для современного уха с этим словом связывается картина какой-то внеземной набожности. Его связывают скорее с витражными церковными окнами, нежели с ежедневной жизнью. Хагиос, или в древнееврейском — кадош, обычно переводится как святой, священный. В иудейском мировоззрении, когда вещь называлась святой, священной, в основе лежала идея, что она отлична, отделена от других вещей. Для того, чтобы лучше понять это, посмотрим, как употребляется слово святой в Ветхом Завете. При изложении правил относительно священников сказано: «Они должны быть святы Богу своему» (Лев. 21,6). Священники были отличными от других людей, потому что они выделены для особой цели. Десятина была десятой частью всего производимого и изготавливаемого, которую нужно было отделить для Бога, и в законе сказано: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня» (Лев. 27,30). Центральной частью Храма было Святое Святых (Исх. 26,33); оно было отлично от всех других мест. Это слово употреблялось по отношению к самому Израилю — он был святым народом (Исх. 19,6); он был свят пред Богом. Бог отделил Израиля от других народов, чтобы Израиль был Его (Лев. 20,26). «Только вас признал Я из всех племен земли» (Ам. 3,2). Иудеи отличались от всех других народов земли тем, что они занимали особое место в предназначении Божием.

Но они отказались исполнить предназначенную им Богом роль. Когда Сын Божий пришел в мир, они не узнали Его, отвергли Его и распяли. У народа Израиля были взяты прежние привилегии и ответственности, которые были возложены на Церковь, новый Израиль, подлинный народ Божий. И потому, точно так же, как когда-то иудеи были хагиос, священными, отличными, так теперь христиане должны быть хагиос; христиане — священные, отличные, святые. Так, Павел, до своего обращения в христианство, был гонителем святых, (хагиой) (Деян. 9,13). Петр пришел к святым, (хагиой) живущим в Лидде (Деян. 9,32).

И поэтому, говоря, что христиане — святые, значит, что христиане отличны от других людей. А в чем заключается это отличие?

Павел обращается к святым во Христе Иисусе. Нельзя читать его послания и не видеть, как часто он употребляет фразы во Христе, в Иисусе Христе, в Господе. Во Христе Иисусе встречается в его посланиях 48 раз, во Христе — 34 раза, в Господе — 50 раз. Совершенно очевидно, что для Павла в этом была сущность христианства. Что он имел в виду? Марвин Р. Винсент считает, что когда Павел говорит о христианине во Христе, он имеет в виду, что христианин живет во Христе, как птица в воздухе, как рыба в воде, как корни дерева в земле. А отличает христианина то, что он всегда и везде чувствует и осознает всепоглощающую близость Иисуса Христа.

Когда Павел говорит о святых во Христе Иисусе, он имеет в виду людей, отличных от других и посвятивших себя Богу из-за своих особых отношений к Иисусу Христу — и вот таким и должен быть каждый христианин.

Филиппийцам 1,1.2 (продолжение) Всеобъемлющее приветствие

Павел приветствует своих друзей так: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (ср. Рим. 1,7; 1 Кор. 1,3; 2 Кор. 1,2; Гал. 1,3; Еф. 1,2; Кол. 1,2; 1 Фес. 1,1; 2 Фес. 1,1; Флм. 3).

Объединяя в одном приветствии два великие слова — благодать и мир (харис и эйрене), Павел делает нечто прекрасное. Он взял обычные приветствия двух великих народов и сплавил их воедино. Приветствием харис всегда начинались греческие письма, а словом ейрене приветствовали друг друга иудеи. У каждого слова своя особенность, и они были углублены новым значением, которое влило в них христианство.

Харис — чудесное слово; в основе лежат идеи радости и удовольствия, блеска и красоты; оно связано со словом очарование. Но в дополнение к уже заложенной в этом слове красоте, с Иисусом Христом к нему прибавилась еще и новая красота. Эта красота рождена новыми отношениями с Богом. С Христом жизнь становится прелестной, потому что человек уже не жертва закона Божьего, а чадо Его любви.

Ейрене — всеобъемлющее слово. Мы переводим его как покой, мир, но оно никогда не употребляется в чисто отрицательном смысле для обозначения простого отсутствия неприятностей и волнений. Оно обозначает полное благополучие — все, что содействует высшему благу человека.

Его вполне можно связать с греческим словом ейрейн, что значит соединять, сплетать вместе. И такой мир всегда тесно связан с личными отношениями: с отношениями человека к самому себе, к своим собратьям, и к Богу. Это всегда результат примирения.

Таким образом, вознося молитву о благодати и мире для своих друзей в Филиппах, Павел молится о том, чтобы они обрели радость от познания Бога, как Отца, и мир от примирения с Богом, с людьми, с самими собою. Эта благодать и этот мир человек может обрести только через Иисуса Христа.

IV. Чем определяется способность жить христианской жизнью (4:1-23)

А. Христос - центр (4:1-7)

Свою любовь к филиппийцам, которая чувствуется во всем его послании, Павел особенно горячо выражает в первых стихах 4-ой главы. Одной из не оставлявших его забот было, чтобы люди эти пожинали плод Духа. Более всего желал он, чтобы любовь, радость и мир владели их сердцами. Но любая из этих христианских благодатей делается доступной верующему только тогда, когда в центре его жизни - Христос. Обращаясь к святым в Филиппах, Павел не оставляет в этом сомнения.

1. ТВЕРДО СТОЯТЬ В НЕМ (4:1-3)

В этих стихах Павел сначала обращается ко всей общине с призывом твердо стоять в Господе, а потом - с конкретной просьбой к двум женщинам.

Фил. 4:1 . Словом "итак" вводится призыв апостола; им также обусловливается связь с тем, что было сказано в главе 3 об освящении и прославлении. Особые любовь и привязанность Павла к этой общине видны из его обращения к ним как к "братьям возлюбленным" (сравните "братия" в 1:12; 3:1,13,17; 4:8) и "вожделенным" (т. е. таким, о которых он сильно скучает), как к "радости" своей и "венцу" (здесь стефанос, т. е. венок или венец победителя в спортивных состязаниях; сравните 1-Фес. 2:19-20). Филиппийские святые были для своего духовного отца тем же, чем был упомянутый венок для победителя в Олимпийских играх. Стоять так (т. е. твердо) в Господе призывал их Павел (сравните с 1:27, где они призываются к тому же).

Фил. 4:2 . Две женщины Еводия и Синтихия не жили соответственно тому, что означали их имена: "Еводия" - "благоприятное путешествие" и "Синтихия" - "приятное знакомство". Раз Павел призывал их мыслить то же о Господе (в значении "быть единомысленными в Господе"), они, надо думать, были причиной каких-то раздоров в общине. Отсюда становится понятнее и прежний его призыв к единству (2:1-4).

Фил. 4:3 . Кого имел в виду Павел, говоря: искренний сотрудник - неизвестно. Слово это по-гречески - "сидзиг" - звучит так, что его можно принять за имя собственное. Павел знал, что может положиться на этого человека и по части помощи упомянутым женщинам прийти к взаимопониманию и миру друг с другом и с Господом. Климент и прочие сотрудники когда-то вместе с Еводией и Синтихией помогали Павлу в проповеди Евангелия.

2. РАДОВАТЬСЯ В НЕМ (4:4)

Фил. 4:4 . Порой испытания и трудности, неизбежные в жизни, не дают человеку чувствовать себя счастливым. Но Павел и не говорит своим читателям, чтобы они всегда чувствовали себя счастливыми. Его призыв звучит иначе, а именно: Радуйтесь всегда в Господе. В 4 стих он повторяет дважды: "радуйтесь" (сравните 3:1; Фес. 5:16). Дело в том, что Христос Сам по Себе - и только Он - является сферою и неиссякаемым источником радости.

Конечно, и в жизни христиан нередко складываются такие обстоятельства, в которых невозможно чувствовать себя счастливым. Однако и в них верующие могут радоваться в Господе. Сам Павел был отличным тому примером, ибо и тогда, когда подвергался преследованиям, сидел в тюрьме, готовился к смерти, т. е. в самых, казалось бы, горестных обстоятельствах, оставался человеком, которого не покидало ощущение внутренней радости.

3. ЖИТЬ В СВЕТЕ ЕГО ПРИСУТСТВИЯ (4:5-7)

Фил. 4:5 . В дополнение к неизменному чувству радости верующим столь же неизменно должна быть присуща кротость, которая была бы очевидна всем. Кротость предполагает наличие в человеке духа терпения и снисходительности и, напротив, несвойственность ему духа возмездия. Радость как некое глубинное свойство, присущее верующему, независимо от его внешних обстоятельств, не всегда может быть видима, а вот то, как люди реагируют на других людей (с кротостью или с раздражением), видно всем. Но почему нужно быть кротким? - Потому, что Господь близко. Павел, по-видимому, подразумевал тут скорое восхищение Церкви, а не постоянную близость Бога к верующим.

Фил. 4:6-7 . Радость и кротость (стихи 4-5), вкупе с уверенностью в скором возвращении Христа, не оставляют места беспокойству и тревоге; именно в этом значении употреблено здесь - в призыве Павла к филиппийцам - слово "заботиться": Не заботьтесь ни о чем. Апостол, конечно же, не призывал своих читателей к беззаботной жизни.

Но искренне заботиться о чем-то или о ком-то - это одно дело, а тревожиться - другое. Сам Павел и Тимофей, к примеру, заботились о тех, кому они служили (2-Кор. 11:28; Фил. 2:20), но при этом они полагались на Бога. Иисус предостерегал против беспокойств такого рода, источник которых - в отсутствии доверия к Богу (Матф. 6:25-33).

Вместо того, чтобы тревожиться, Павел убеждал филиппийцев молиться. Молитва с благодарением подразумевает надежду на Бога, доверие Ему. В четырех словах здесь дано то, что определяет в некоторых главных аспектах общение верующих с Богом. Молитва (просейхе) говорит о приближении христианина к Богу. Прошение (дэесзи) подразумевает ожидание ответа на выражение конкретной нужды. Благодарение (зухаристиас) выражает душевное состояние христианина - как непременное условие при вознесении молитвы. Под желаниями (аийтемата) понимаются конкретные вещи, о которых просит молящийся.

Если внять увещаниям, с которыми обращается апостол к верующим в стихах 4-6, то мир Божий (стих 7) наполнит тревожащуюся душу. Сам Господь Иисус Христос является этим миром, средством успокоения верующего (Еф. 2:14), и каждое дитя Божие имеет мир с Небесным Отцом благодаря своему оправданию по вере (Рим. 5:1). Но мир Божий (или мир, исходящий от Бога) неразрывно связан с тем внутренним покоем, который дается христианину, пребывающему в близком общении с Богом.

Будучи превыше всякого ума, т. е. превосходя всякое человеческое разумение, этот удивительный мир и хранит верующих в покое. Словом соблюдет переведено греческое слово "фруресзй" (сравните 1-Пет. 1:5), которое являлось военным термином и означало "охрану, которую нес военный гарнизон". Подобно солдатам, охраняющим порученный им объект, Божий мир "соблюдает" сердца… и помышления верующих, т. е. направляет их мысли в благоприятную сторону и успокаивает их волнения.

Б. Божие присутствие в верующих (4:8-9)

1. ДОСТОЙНЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ (4:8)

Фил. 4:8 . Слово "наконец" указывает на готовность подвести итог данному разделу. В шести пунктах перечислено то, чем определяется жизнь человека, мыслящего здраво и честно. И каждый из них вводится местоимением что (только). Соответствующее ему греческое слово имеет форму множественного числа, подразумевая, что каждый из пунктов может включать в себя несколько, вещей (понятий).

Истинно - конечно, все то, что противостоит нечестности и ненадежности. Честно подразумевает то, что достойно уважения (это слово и в 1-Тим. 3:8,11). Справедливо - то, что согласуется с Божиими критериями справедливости. Чисто - то, что чуждо нравственной скверне, ни в чем не соприкасается с нею. Любезно - то, что содействует миру, а не раздорам. Под достославно понимается все, что позитивно и конструктивно и противостоит всякому разрушительному началу. Что только добродетель и похвала (достойно похвалы) объединяет в себе все вышеперечисленные шесть пунктов.

2. ДОСТОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (4:9)

Фил. 4:9 . Христианская жизнь включает как правильное мышление (стих 8), так и совершение праведных дел.

Поскольку филиппийцы хорошо знали Павла, он мог призвать их следовать его примеру. Они многому научились, и многое приняли и слышали от него, а, кроме того, они наблюдали (видели), как апостол поступает в жизни. Осуществляя изо дня в день (исполняя) все, что усвоили из учения Павла и его жития, они обрели бы радость в присутствии Бога мира (сравните стих 7), т. е. вошли бы в ту особую радостную атмосферу мира и покоя, которые возникают лишь в непосредственной близости от Бога.

В. Божие попечительство о нуждах человеческих (4:10-20)

Это письмо, переданное филиппийцам с их посланцем Епафродитом, Павел, как уже говорилось, писал с двоякой целью: поблагодарить филиппийцев и дать им наставление. При этом апостол мог с уверенностью засвидетельствовать им, что Бог действительно печется о нуждах Своего народа.

1. ОБ УМЕНИИ БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ (4:10-13)

Фил. 4:10-13 . Павел радовался постоянным заботам филиппийских христиан о его нуждах, которые Бог не раз удовлетворял через них. Они не забывали его и прежде, до того, как послали к нему Епафродита, но обстоятельства не всегда благоприятствовали им. Собственно, Павел не имел обыкновения просить верующих о помощи. Когда возникала нужда, он ставил их об этом в известность, но полагался - на Бога. Он научился секрету быть довольным. И как бы ни оборачивались обстоятельства, внутренней радости, владевшей им, они не могли поколебать.

Словами быть довольным передано греческое слово "аутаркес", которое буквально означает "быть самостоятельным, независимым", "надеяться на себя". Древнегреческие философы-стоики употребляли это слово (которое встречается в Новом Завете только здесь) для выражения силы человеческого духа, присущей человеку стойкости и способности спокойно принимать любые трудности. Но Павел пользуется им для обозначения свыше дарованной удовлетворенности - независимо от обстоятельств.

По временам апостол испытывал материальную нужду, но знал и такие времена, когда всего у него было вдоволь (в изобилии) - стих 12. Так что он научился жить и в изобилии и в недостатке. Слово мемиемаи, переведенное как "научился" (в оригинале - "овладел тайной"), более нигде в Новом Завете не встречается. В древних мистических культах это слово (точнее - специальный термин) означало именно "проникнуть в тайну". Павел имеет тут в виду проникновение (на основе собственного опыта) в тайну того, как можно быть довольным, насыщаясь и терпя голод, или будучи в изобилии и в недостатке.

Конец этого заявления звучит радостно и торжественно: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Не собственными способностями гордится апостол, а радуется тому, что Христос дает ему силу справляться с любыми испытаниями.

2. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДАЯНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ (4:14-20)

Фил. 4:14-16 . Хотя Павел был доволен тем, что имел, невзирая на обстоятельства, он все же искренне благодарит филиппийцев за их помощь и за то, что они послали к нему Епафродита. Давая апостолу от своего, они проявляли к нему участие в его скорби, т. е. делали, что могли, для облегчения его положения.

Еще в самом начале их христианского пути (Деян. 16), когда Павел ушел из Македонии, филиппийцы были единственными, кто оказал апостолу участие подаянием принятием. И затем, когда Павел, будучи во время своего второго миссионерского путешествия в Фессалониках (Деян. 17:1), попал в стесненные финансовые обстоятельства, опять-таки филиппийцы и раз и два посылали ему на нужду.

Фил. 4:17-20 . Павел всегда более думал о других, чем о себе. Он не столько заботился об удовлетворении собственной нужды (не искал даяния), сколько желал таких поступков со стороны верующих, которые были бы им же на пользу (ищу плода, умножающегося в пользу вашу).

Филиппийцы и так уже не раз и от сердца помогали ему, и апостол не хотел, чтобы они подумали, будто он ожидает от них больших даяний. Он пишет, что получил все посланное ими и теперь избыточествует. То, что они передали ему с Епафродитом (2:25-30), было с радостью принято не только им самим, но и Богом; потому и воспринял Павел дары филиппийцев как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Выражение "благовонное курение" встречается в книге Левит применительно к жертвоприношению угодному Богу. В Еф. 5:2 теми же словами определяется жертва, принесенная Иисусом Христом.

Сам Бог воздаст филиппийцам. Как они откликнулись на нужду Павла, так и Бог откликнется на их нужды. По богатству Своему в славе (и в соответствии с ним) Бог благословит их во Христе Иисусе.

Затем апостол возносит благодарность и хвалу Богу вашему, т. е. Отцу Небесному как своему, так и филиппийцев.

Г. Заключение (4:21-23)

Фил. 4:21-23 . В заключение Павел просит передать приветы всем святым во Христе Иисусе (ко "всем святым" он обращается и в самом начале послания - 1:1). И приветствует филиппийцев от имени своих сотрудников (находившихся с ним "братий", подразумевая, конечно, и Тимофея). Святые, о которых говорится в стихе 22, - это члены римской церкви (Рим. 16:1-15).

А наипаче из кесарева дома (Фил. 4:22) относится, вероятно, к тем, кто принял Христа в результате пребывания Павла в заключении. В их число, по-видимому, входили не только воины, но и кто-то из обслуги кесаря или их родственники. Не удивительно поэтому, что Павел мог сказать о нелегких своих обстоятельствах, что они содействовали успеху благовествования (1:2).

По обычаю своему апостол заканчивает послание, призывая чудную благодать Христа на своих читателей (сравните Филим. 1:24).

Увещания к отдельным лицам и ко всем читателям вообще (1–9). Благодарность за вспоможение Апостолу (10–12). Приветствия и заключение (21–23).

Флп.4:1. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.

Апостол сначала обращается ко всем филиппийцам с увещанием сохранять твердость в вере, а потом убеждает отдельных лиц к единению в мыслях. Затем он снова переходит к увещанию общего характера, состоящему в призыве сохранять истинно христианскую радость, кротость, надежду на помощь Божию и другие истинно христианские свойства и стремления.

Этот стих собственно составляет заключение к предыдущему увещанию (Флп.3:17). Называя читателей своею «радостью и венцом», который украшает его голову, выражая к ним свою горячую любовь («возлюбленные»), Апостол просит их «стоять в Господе», т. е. соблюдать Христовы заветы так, как делает это он, Павел.

Флп.4:2. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.

«Еводия и Синтихия» – женщины-христианки, но положение их в церкви неизвестно. Может быть, они были диакониссы и разногласили между собою в понимании и разделении своих обязанностей. Апостол просит их «мыслить одинаково о Господе», т. е. о деле служения Богу.

Флп.4:3. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни.

«Сотрудник» – правильнее: Синзиг (σύγζυγε – перевод русский: «сотрудник» допускает слишком большую неопределенность, потому что сотрудников у Апостола было немало…). – «Искренний» – точнее: настоящий, подлинный (γνήοιε), т. е. характер которого вполне отвечает смыслу имени Синзиг – сотрудник. Вероятно, это был один из «епископов» (Флп.1:1). Он должен помочь означенным выше женщинам прийти к соглашению, потому что они помогали Апостолу в деле проповеди Евангелия. Апостол при этом упоминает о Клименте-филиппийце и других своих сотрудниках. Их имена уже значатся в книге спасенных («книге жизни» ср. Исх 32и Отк 20:12).

Флп.4:4. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

Апостол переходит снова к увещанию всей Филиппийской церкви. Он говорит здесь, конечно, о радости христианской («в Господе»), которая на самом деле может быть постоянной («всегда»), так как побуждения к радости у христиан никогда не иссякают (Василий Вел.) и так как земные скорби, омрачающие обыкновенную радость, для христианина не страшны (Рим 8 и сл.). Но эта радость не исключает сокрушения о грехах и плача с плачущими, потому что эти слезы бывают как бы «семенем и залогом вечной радости» (Василий Вел.).

Флп.4:5. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

Приглашая быть кроткими ко всем, след., и к врагам, Апостол указывает как на побуждение к этому на близкое пришествие Христово (ср. Иак 5:9). Не следует омрачать радость ожидания Господа какими-нибудь ссорами с людьми…

Флп.4:6. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

Эту радость на близкое свидание со Христом не следует омрачать излишними заботами о земном (ср. Мф 6:25, 34). Нужно искать помощи прежде всего у Бога, к Нему обращаться с молитвою, в молитвенном настроении (προσευχή) и с разного рода прошениями, в сознании нужды, какая нами в данный момент чувствуется (δεήσεις). Но просьбы свои к Богу мы должны соединять с выражением благодарности за полученные уже нами от Бога благодеяния.

Флп.4:7. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Может быть наша молитва и не всегда будет иметь успех (ср. 2 Кор 12 и сл.), но во всяком случае мы можем надеяться на то, что в молитве мир сойдет в нашу душу и успокоит нас от наших волнений и забот. Такой мир, происходящий от Бога («Божий») стоит несравненно выше успокоения, какое может нам дать человеческий разум («превыше всякого ума»). Этот мир непременно сбережет, сохранит и сердце и ум («помышления») в общении со Христом, не даст человеку отпасть от Христа.

Флп.4:8. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

Здесь Апостол в одном увещании соединяет все, что ему хотелось внушить читателям. – «Наконец» – правильнее: «в отношении к остальному» (τό λοιπόν). Мысли читателей должны быть направлены на то, что «истинно», а не на обман и лицемерие (и в теоретическом, и в нравственном отношении), на «честное» или достойное (σεμνά), как прилично благородным душам, сторонящимся от всего пошлого, на «справедливое», т. е. на то, чего требует наш долг, на «чистое», т. е. на беспорочность внутреннюю, с которой несовместимо грязное настроение, на то, что «любезно людям» и «достославно» у них, напр., на благотворительность, на всякую «добродетель» саму по себе и на всякую «похвалу», т. е. на ту же добродетель, поскольку она вызывает и людях восторженное к себе соотношение. Замечательно, что термины, какие Апостол здесь употребляет, все известны были и в греческой морали. Апостол как бы хочет этими общими терминами сказать христианам, что они не должны отставать от лучших людей язычества…

Флп.4:9. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами.

Апостол ставит себя примером для подражания и говорит, что если читатели будут идти намеченной им дорогой, то «Бог мира» будет с ними. Таким образом заключение 7-го стиха здесь повторяется. Апостол хочет сказать, что добродетели ценны в особенности потому, что ведут к общению с Богом, Который дает истинный мир душам людей.

Флп.4:10. Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.

Апостол выражает свою радость о том, что филиппийцы прислали ему пособие, и прибавляет, что это благодеяние принесло пользу и им самим, утвердив в них чувство любви к Апостолу.

Флп.4:11. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.

Флп.4:12. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.

Ап. Павел, по принципу, не хотел ни от какой церкви получать деньги на свое содержание. Он сам работал, чтобы остаться вполне независимым (1 Сол.2:7; 1 Кор 10:15-27; 2 Кор 11:7, 12:13). Теперь филиппийцы прислали ему с Епафродитом пособие, и Апостол, вопреки своему принципу, принял это пособие, не желая огорчить филиппийцев отказом. Но желая сохранить свою независимость, он говорит, что возрадовался этому пособию «в Господе», т. е. не личной эгоистичной радостью, а истинно христианской. Возрадовался он прежде всего за самих благотворителей филиппийцев, потому что увидел из их поступка, что их обстоятельства изменились к лучшему. Из 2 Кор (2 Кор 8 и сл.) мы знаем, что Македонские церкви, и в том числе, конечно, Филиппийская, находились прежде в довольно жалком внешнем состоянии и кроме того терпели преследования от врагов христианства. Теперь, очевидно, они настолько оправились, что могут послать Апостолу вспоможение, которое они хотели бы послать и раньше, но не имели к тому возможности. Но пусть они не понимают его благодарности в том смысле, что он давно уже ожидал от них пособия. Нет, он умеет довольствоваться и тем, что имеет под рукою, и недостатки его не тяготят, не лишают душевного спокойствия. В этом умении жить и в лишениях он видит особое действие укрепляющего его Иисуса Христа.

Флп.4:13. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Флп.4:14. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.

Флп.4:15. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;

Флп.4:16. вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

Дар филиппийцев все-таки очень ценен для Апостола, как доказательство их сочувственного отношения к его страданиям в узах. При этом Апостол считает благовременным напомнить филиппийцам, что они стояли к Апостолу в особо дружеских отношениях с тех самых пор, как Евангелие начало распространяться из Македонии по всему греческому миру. Для них он и раньше сделал исключение из своего основного правила, именно принял от них пособие при выходе из Македонии и потом еще несколько раз в бытность свою в Солуни («Подаяние» – это посылка пособия, «принятие» – принятие филиппийцами духовных благ чрез Апостола Павла).

Флп.4:17. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.

Флп.4:18. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.

Флп.4:19. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.

Флп.4:20. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь

Опять Апостол повторяет, что его радует не сам дар, а то, что этот дар есть «плод» их христианского настроения, так как, в самом деле, важно не то, что он получил даяние – он не искал его, – а то, что сами филиппийцы будут иметь от этого поступка своего большую для себя «пользу», и уже имеют ее… Потом как бы желая предупредить и отклонить присылку новых даров, он уверяет читателей в том, что у него нет ни в чем нужды, а даже есть излишек. Затем поступку филиппийцев он опять дает необычайно высокую оценку, сравнивая его с благоугодной Богу жертвою. Пусть поэтому Сам Бог вознаградит их и удовольствует их потребности не только телесные, но и духовные («всякую нужду вашу»). Благодарность свою Апостол заключает прославлением Бога.

Флп.4:21. Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.

Здесь содержится приветствие и от самого Апостола и от других римских христиан и заключение – благословение читателям.

Читатели послания должны передать привет от Апостола каждому члену Филиппийской Церкви в отдельности («всякого святого»), так как в послании Апостол неоднократно обращался к отдельным членам Филиппийской церкви (Флп.1:1, 2:7, 8, 25, 2:17, 26). «Братья» – это те, кого Апостол имел в виду в Флп.2:21. Если он там упрекал их, то во всяком случае не порывал с ними общения и охотно передает от них поклон читателям послания: они остаются для него все же «братьями», хотя и не соглашались, очевидно, в некоторых пунктах с Апостолом Павлом.

Флп.4:22. Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.

«Наипаче из кесарева дома,» т. е. из императорского двора. Это были, вероятно, разные придворные чиновники, принадлежавшие к классу рабов или отпущенников. Так как гор. Филиппы был колонией римской (Деян 16:12 и сл.), населенной следовательно в большей части римскими ветеранами, то это приветствие должно было иметь для читателей послания особое значение.

Флп.4:23. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.

Итак, говорит, хотя вы и видите их радующимися и прославляемыми, но вы стойте так, как стояли, в надежде, что мы прославимся со Христом, и не отступайте от этой надежды. Заметь, какими похвалами он превозносит их. "Братия" , говорит, и не просто, но «возлюбленные» , и кроме того еще – «вожделенные» , то есть такие, к лицезрению которых стремится душа моя. И еще: "радость" , и не просто, но и "венец" , славнее которого нет для него ничего. И прежде увещания похвалил их, и после опять. Дороги, значит, они были для Павла, если он удостаивает их такой великой чести.

. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.

. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им,

Мне кажется, что эти женщины занимали выдающееся положение в тамошней Церкви. Поэтому он поручает их некоему чудному мужу, который был или братом одной из них, или же мужем. Быть может, он-то и был темничным стражем в Филиппах (). Апостол как бы так говорит: теперь-то ты и становишься истинным братом и истинным мужем, если в деле Господнем несешь то же бремя (ζυγόν ), вспомоществуя им . Некоторые совершенно неправильно говорят, что Павел обращается здесь с увещанием к своей жене. Но, не говоря о многом другом, если бы это было так, то он сказал бы: γνήσια σύζυγε , а не γνήσιε .

подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими,

Не мало, говорит, и они содействовали мне, хотя это было и при помощи многих других; посему апостол и говорит: «подвизавшимся вместе со мною» . Подлинно, в то время церкви находились в прочном союзе между собой, потому что один другого почитал и один другому помогал. А теперь, увы! в каком состоянии мы находимся? Друг друга низвергаем, почему мы совершенно и отличаемся от живших в то время.

которых имена – в книге жизни.

Видишь ли, какую добродетель приписывает женщине? Сказанное Господом апостолам: «имена ваши написаны на небесах» () Павел приписывает и женщинам, что и их имена вместе с прочими написаны в книге жизни, то есть в ведении и суде Божием. Или он присудил им жизнь, имея в виду веру их, подобно тому, как «неверующий уже осужден» (), и следовательно, написан в книге смерти.

. Радуйтесь всегда в Господе;

Но как же Господь говорит: «блаженны плачущие» ()? Потому что плакать таким образом – то же самое, что радоваться. Ибо не просто сказал «радуйтесь» , но "в Господе" . Кто бывает с Господом, тот всегда радуется, хотя бы его предавали пыткам и терзали. "Они же" , говорит, «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ().

и еще говорю: радуйтесь.

Так как естественное положение дел причиняло скорбь, то он повторением слова показывает, что всячески следует радоваться.

. Кротость ваша да будет известна всем человекам.

Так как выше Павел осуждал некоторых как врагов креста, то теперь побуждает филиппийцев не относиться к ним враждебно, но поступать с ними милостиво, хотя бы они были и врагами.

Господь близко.:

. Не заботьтесь ни о чем,

А вы завидуете тому, что те живут в удовольствии и наносят вам оскорбление, вы же находитесь в печали. «Господь близко» , суд уже настал; не заботьтесь ни о чем: ни об оскорблении с их стороны, ни о вашей печали. Потому что они отдадут ответ Господу, а вы пребудете в покое.

но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом.

Вот и еще утешение, именно, молитва всегдашняя, во всяком положении дел, и притом с благодарением. Потому что как станет просить кто-либо о будущем, не выразивши чувства благодарности за прежнее благодеяние? Итак, за все, даже и за то, что кажется несчастьем, должно благодарить; потому что благодарить за добро требует самая природа вещей, а за несчастье – долг благомыслящей души. Такого рода молитвы открывают желания наши пред Богом; тех же молитв, которые совершаются иначе, Он не принимает.

. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

То есть мир, который Бог устроил с человеками, превосходит всякий ум, не человеческий только, но и ангельский, – как если бы апостол сказал: Он спас или избавил нас так, что ум наш не в состоянии сего постигнуть. Ибо кто ожидал, что такие блага будут нам дарованы и что мы примиримся с Богом? Он Сам вас будет беречь и предохранять, чтобы вы даже не мыслили чего-либо дурного. Или же апостол говорит о мире, о котором Господь сказал: «мир оставляю вам» (), он будет охранять вас. Ибо и таковой мир превосходит всякий ум, так как Господь повелевает, чтобы мы имели мир со врагами и с теми, кто обижает нас. Если же мир превосходит всякий ум, не тем ли более существо дела? Выражение «во Христе Иисусе» значит: Он соблюдает вас в Себе, чтобы вам не отпасть от Него, но паче пребывать в Нем.

. Наконец, братия мои,

Говорит так, как бы спеша и не имея уже ничего общего с настоящими обстоятельствами.

что только истинно,

То есть все добродетельное, ибо зло есть ложь, равно как и наслаждение им есть ложь.

что честно,

Против тех, которые думают о земном

что чисто,

Против тех, бог которых – чрево.

что любезно,

То есть Богу и людям. А последнее значит, чтобы никого не оскорблять.

что достославно, что только добродетель и похвала,

Видишь ли, он желает, чтобы они обращали внимание и на то, что касается людей; но не просто, а сказав: «что только добродетель» .

о сем помышляйте.

Так как от помышлений рождаются дурные дела, то говорит: «о сем помышляйте» , то есть о том, на что указано выше.

. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне,

Так как нельзя было говорить обстоятельно обо всем, о входах, выходах, слове и одежде, то говорит вообще: «чему вы научились, что слышали» посредством изустного научения, что приняли письменно и «что видели» во мне чрез самые дела. Потому что являть себя примером, как часто говорилось, есть самое лучшее учение.

то исполняйте, –

Не только помышляйте и не только говорите, как выше было сказано, но и делайте.

и Бог мира будет с вами.

То есть если вы будете исполнять это, то будете жить в спокойствии. Потому что, когда мы будем в мире с Богом, конечно, посредством добродетели, и с людьми («с ненавидящими мир я был в мире» (), то Сам Бог будет с вами. Так как, если Он ищет удаляющихся от Него, то как Он не придет к приближающемуся к Нему?

. Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне;

Не мирской радостью возрадовался, говорит, и не житейской, но – "в Господе" не тому я возрадовался, что успокоился, но тому, что вы преуспели. Посему-то и сказал "весьма" , ибо радовался об их пользе или преуспеянии. После того, как незаметно укорил их за прошедшее время, внушая им благотворить непрестанно и всегда, он опять прикрыл этот укор; потому что слова "уже вновь" (ήδη ποτέ ) указывают на продолжительное время. Словом "начали" (άνεθάλετε – опять распустились, опять дали побег или отпрыск) говорит как бы о выросших растениях, которые засохли и потом снова, расцвели. Так и вы, говорит, быв цветущими, завяли, и потом снова распустились. Таким образом, здесь и укор некий и похвала; ибо не малое дело есть увядшему процвести. Чтобы кто не подумал, что они и в остальных делах увяли, он прибавил: «заботиться о мне» , то есть в одном только – заботливости о необходимом мне. Но следует спросить, каким образом тот, который сказал: (), и опять в послании к Коринфянам: «для меня лучше умереть, нежели чтобы кто изничтожил похвалу мою» (), теперь является принимающим помощь? Там он вполне основательно не принимал, именно, благодаря лжеапостолам, которые показывали вид, что не принимают, «дабы они, в чем хвалятся» , говорит, «оказались такими же, как и мы» (). Ибо не просто сказал: «похвала сия не отнимется у меня, но: в странах Ахаии» (); потому что говорит: «другим церквам я причинял издержки» (). Таким образом, там он не принимал по основательному рассуждению. Здесь же дающие – «возлюбленные и вожделенные» , которых он огорчил бы, если бы не принял. Притом же и принимать бывает лучше ради дающих; потому что они большую получают пользу, чем приемлющие. Что же касается изречения «блаженнее давать, нежели принимать» , то оно вовсе не означает запрещения принимать, но есть простое сравнение, указывающее на то, что лучше. На том основании, что золото лучше, неужели кто-нибудь запретит иметь серебро? Кроме того, апостол говорит это о труде и подаянии от труда; и подлинно нужно так делать. Но ежели не будет времени для труда, например, при наложении уз, или в случае болезни, то что тут делать? Не должно ли принимать? Я думаю, что так.

вы и прежде заботились,

То есть вы носили в сердце заботу обо мне и беспокоились обо мне; ибо это в вашем характере – заботиться обо мне.

но вам не благоприятствовали обстоятельства.

Не от нерадения вашего, говорит, зависело это, а от необходимости, то есть вы не имели в руках, сами не были богаты; от общего обычая сие заимствовано, ибо мы обыкновенно говорим: настали тесные обстоятельства, пришли теперь дурные времена.

. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.

Видишь ли, что нелегкое дело радоваться в довольстве; для этого нужно упражнение и старание. "Научился" , говорит.

. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии;

То есть умею пользоваться малым, умею переносить и голод и жажду, и также умею жить в изобилии. Но что же это за добродетель – уметь жить в изобилии? Подлинно это великая добродетель. Потому что не нужда, а изобилие многих губит, так как возбуждает очень многие и нелепые похотения. Как же Павел умел изобиловать? Он тратил достаток на других, и не радовался при изобилии, но был одинаков как в изобилии, так и в нужде, не надмеваясь первым и не стесняясь последней.

научился всему и во всем,

Я приобрел опытность во всем столь долгом течении времени, во всяком деле и во всех случайных обстоятельствах.

насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.

Израильтяне не умели «терпеть голод» , ибо они роптали на Бога и говорили: «может ли Бог приготовить трапезу?» (). Но не умели и насыщаться: ибо «ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям, и оставил он Бога» (). Но Павел и христиане поступают не так. Этим он показывает, что ни прежде, когда ему не давали, он не скорбел, ни теперь, когда ему дают, он не радовался по человеческому расчету, но радовался за них, так как они сами чрез это получили пользу.

. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Так как он чувствовал, что многое сказал о себе, то говорит: не мое это совершенство, но давшего крепость Христа.

. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.

Он сказал: умею быть довольным. Теперь, чтобы филиппийцы не соблазнились им, будто он не с удовольствием принял предложенное ими и даже считал это бесполезным для себя (потому что дающие обыкновенно соблазняются, когда принимающие говорят, что они не нуждаются), то он и устраняет это, говоря: «впрочем, вы хорошо поступили» , то есть хотя я и не имею нужды, но, тем не менее, принял ваш дар. Обрати внимание на мудрость, как он возвышает это дело. Говоря «приняв участие в моей скорби» , он этим поставил их наравне с собой. Я, говорит, действительно терплю это, а так как вы позаботились обо мне, то Бог и вас признает моими сотрудниками. Таким образом, предыдущими словами апостол разрушил их мечтание, а этими возбуждает их усердие.

. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;

Так как могло показаться, что он упрекнул их выше, сказав: «уже вновь начали заботиться» , то теперь мудро оправдывается, говоря, что то самое, чем я, казалось бы, укорил вас, я не потому сделал, будто бы желал получить от вас что-нибудь, но потому, что вполне был уверен относительно вас, и вы сами тому были причиной, ибо вы первые из всех начали заботиться о моих нуждах. В силу этой-то уверенности в вас я как бы упрекнул вас, как оставивших прежде обычное для вас дело. И вот великая похвала ваша в том, что вы не только в начале благовествования помогали мне, не только когда я находился у вас, но и когда вышел из Македонии, то есть из ваших пределов. Не сказал, что ни одна церковь не дала мне, но «ни одна церковь не оказала мне участия даянием и принятием» ; потому что суть дела заключается в общении. Ты даешь плотское, а получаешь духовное, как сказано в другом месте: «если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (). Итак, другие церкви не оказали участия в смысле даяния плотского и принятия духовного.

. вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

Важная похвала их и в том, что, находясь в митрополии, он питался на счет малого города. Ибо под "нуждой" он разумеет необходимые издержки, а не утехи и роскошь.

. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.

Так как он высказал нечто унизительное, сказав: "на нужду" , то, дабы они по этому поводу не возгордились, он продолжает: говорю сие не потому, чтобы искал от вас подаяния, но ради вашей пользы, чтобы вы имели плод, который должен служить в вашу пользу. Видишь ли, они сами получили пользу от даяния.

. Я получил все, и избыточествую;

Так как он сказал: "не ищу" , то дабы не охладить их ревность, не сделать их более беспечными (ибо чем любомудрее благотворители, тем большей они ищут благодарности от приемлющих благодеяние), говорит: «я получил все, и избыточествую» , то есть вашим даянием вы не только восполнили то, что опущено было прежде, но еще сделали больше. Сказав же "получил" , как бы о должном со стороны их, дабы они не возгордились, он опять в утешение их показывает, что они сделали даже и сверх должного, послав ему излишнее.

я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.

О, куда он вознес их дар! Не я, говорит, принял, но Бог чрез меня. Поэтому, хотя я и не имею нужды, вы об этом не беспокойтесь: потому что и Бог ни в чем не нуждался, однако принял, как и Писание говорит: «обонял Господь приятное благоухание» (), дабы мы, слыша, что Бог в этом не имеет нужды, не сделались беспечными в благовествовании.

. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.

Так как выше он сказал: «вам не благоприятствовали обстоятельства» , то есть вы сами находились в затруднительном положении, то теперь желает им быть в довольстве. Если бы они были так мудры, как Павел, он не стал бы просить для них телесного. Но так как они были людьми, занятыми житейскими делами и имеющими некоторую привязанность к настоящим вещам, то он, снисходя к их немощи, просит для них у Бога не избытка и роскоши, а достатка в необходимом. «Да восполнит» , говорит, «всякую нужду вашу» , дабы не быть нам в убожестве. Затем, чтобы они не подумали, что он слишком ограничивает их, прибавил: «по богатству Своему» , то есть Он может дать вам потребное в избытке и изобилии. Посему вы пользуйтесь богатством во славу Его. Выражение «Христом Иисусом» можно понимать и так, что это совершит Отец во Христе Иисусе, то есть при посредстве Христа; а можно и так: "в славе" , которая относится ко Христу Иисусу. Поэтому прибавляет следующее.

. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.

Поскольку он сказал: во славу Сына, то прибавил, что слава Христа есть вместе и слава Отца.

. Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе.

Знак немалого благорасположения – приветствовать их посредством посланий.

Приветствуют вас находящиеся со мною братия.

Ибо с ним были многие, были, может быть, даже из самого Рима, которые, впрочем, не принимали участия в делах апостольских: таковым был только Тимофей, которого он назвал выше единодушным с собой. Тем не менее он не отказывается называть их братьями.

. Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.

Он одобрил и одушевил их, показав, что благочестие достигло даже до царского дома, внушая, что если находящиеся при царском дворе пренебрегали всем ради Христа, то тем более следует делать это вам – людям простым. Вместе же с тем дает знать, что о добродетели филиппийцев он говорил пред кесаревым домом; ибо иначе он не мог возбудить в последних расположения, выразившегося в приветствии.

. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

По своему обычаю он молитвой заключает послание. И научает вместе с тем относить к благодати Христовой добродетели, какие они имеют, а не возноситься ими. Ибо тогда только и пребудет с ними благодать навсегда, если они не будут превозноситься. Да изобилует же, по благодати Христовой, и между нами как всякая другая добродетель, так преимущественно добродетель вспомоществования другим, да и мы, приемля пользу от вспомоществования всем нуждающимся, особенно же страдающим ради Бога, насладимся богатством благости Его. Ему слава и держава, ныне и присно и во веки. Аминь.

Послание к Филиппийцам книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. История Община македонского города Филиппы (неподалёку от современного греческого города Кавала) была первой христианской общиной в Европе. Она была… … Википедия

Последний герой Фил слово произошло от древнеггреческого книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. История Община македонского города Филиппы (неподалёку от современного греческого города Кавала) была первой христианской общин … Википедия

Послание к Филиппийцам - Христиане в Филиппах были очень преданы Павлу и оказывали ему любовь, посылая денежную помощь в то время, когда он работал для других общин (Фил. 4: 15 и дал.; 2 Кор. 11:9). Узнав о его заключении в Риме, они послали Епафродита, одного из своих… … Словарь библейских имен

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 1) в самом начале П.кФ. названо имя его АВТОРА: Павел (Флп 1:1). В послании содержатся сведения о жизни апостола (Флп 1:7,12 14; 2:19 25) и выражено его отношение к адресату (Флп 1:12; 4:10 20). Все это столь однозначно указывает … Библейская энциклопедия Брокгауза

Приветствие святым в Филиппах. Молитва Павла и благодарность за них. Его узы расширили благовестие; он желает со всем дерзновением возвеличить Христа. «Живите достойно благовествования Христова» …

Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, 1Фес.5:23 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. Мат.5:16 Иоан.15:8 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, Деян.21:11 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие. Еф.3:13 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Послание к филиппийцам Радость в Господе , . Привычки меняются очень медленно, даже когда человек усыновлен Богом. Как теперь жить в этой новой семье? Можем ли мы рассчитывать на то, что другие верующие, как и Бог, окружат нас любовью и…
  • Беседа 84. Послание к Филиппийцам. Введение , Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Автор цикла бесед – один из признанных не только в нашей стране, но и за рубежом выдающихся знатоков Священного Писания, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной…
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!