Смыслы «Ат-Такфир ва аль-хиджра. На "Ат–Такфир Валь-Хиджра" жалуются даже исламисты

5 ноября 2013 года в Москве сотрудники полиции и работники ФСБ задержали гражданина России, который вербовал женщин для участия в экстремистской организации "Ат-Такфир валь-Хиджра".

"Ат-Такфир валь-Хиджра" /Искупление и исход/ - одна из самых радикальных международных исламистских террористических группировок. Ее активисты проповедуют полный разрыв с современным мусульманским обществом, считая его "неверным". Члены группировки обязаны порвать все связи с обществом и государством, включая собственные семьи. Им запрещено фотографироваться, поддерживать отношения с лицами, признанными "неверными", оформлять какие-либо документы в официальных структурах.

Группировка "Ат-Такфир валь-Хиджра" создана в Египте в начале 1970-х годов Шукри Мустафой. В 1977 году запрещена египетскими властями после похищения и убийства членами группировки шейха Хусейна аз-Захаби, бывшего в то время министром по делам вакуфов Египта. Вскоре после этого египетским силам безопасности удалось арестовать всех членов "Ат-Такфир". Шукри Мустафа был казнен, а его сторонники приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Часть членов группировки, предположительно, имела отношение к убийству в 1981 году президента АРЕ Анвара Садата.

После разгрома в Египте сторонники "Ат-Такфир" перенесли свою деятельность в другие арабские страны.

В феврале 1992 года в Алжире у арестованных членов группировки, которые ранее принимали участие в боевых действиях в Афганистане на стороне моджахедов, были захвачены оружие и план нападения на одну из казарм жандармерии.

В феврале-марте 1993 года в Алжире 9 членов "Ат-Такфир валь-Хиджра", в том числе главарь группировки Абденнур Алям, известный под именем эмир Нух, приговорены в смертной казни за нападения на полицейских и гражданских лиц.

В 1994 году "такфировцы" в Судане расстреляли в мечети 16 молившихся в ней людей.

В 1996 году в Судане сторонники "Ат- Такфира" устроили перестрелку с полицейскими, были убиты восемь человек.

В конце 1999 года в Ливане местная полиция напала на след "Ат-Такфир валь-Хиджра" после серии вооруженных нападений на христианские церкви в ливанском городе Триполи. Силовым подразделениям удалось ликвидировать тренировочный лагерь боевиков, который располагался в 45 км от Триполи, однако арестовать всех рассеявшихся по горам боевиков тогда не удалось. По сообщению ливанского правительства, боевики прибыли в Ливан из различных арабских и мусульманских стран и готовились после прохождения военной подготовки к отправке в Чечню.

В январе 2000 года ливанская армия провела несколько боевых операций против вооруженных исламистов. Погибли 11 ливанских военнослужащих и 18 террористов.

8 декабря 2000 года - в Хартуме (Судан) 20 человек убиты и 40 получили ранения, когда фанатик из "Ат-Такфир валь-Хиджра" Аббас аль-Бакер Аббас открыл стрельбу во время пятничной молитвы. В мечети молились сторонники другой исламской фракции - "Ансар аль-Сунна".

В 2002 году в Марокко были арестованы 9 активистов "Ат- Такфир" по подозрению в совершении примерно 30 убийств в Касабланке, Кенитре и Сале.

В сентябре 2002 года в Египте в различных провинциях страны арестованы 36 человек, подозреваемых в намерении возродить "Ат-Такфир валь-Хиджра".

В июне 2005 года в Марокко к смертной казни приговорены двое исламистов, еще 12 человек были осуждены на различные сроки тюремного заключения - от одного года до 20 лет за причастность к терактам 16 мая 2003 года в Касабланке, в результате которых погибли 45 человек и около ста получили ранения. Осужденным членам "Ат-Такфир" были предъявлены обвинения в "создании преступной группировки, целью которой являлось совершение терактов".

В 2005 году испанские власти выдали Марокко Мохаммеда Доху и двоих других его соотечественников - членов "Ат- Такфир валь-Хиджра". Они были арестованы в Испании при попытке приобрести 400 кг промышленной взрывчатки для организации терактов в Испании и Марокко. Ранее правоохранительные органы Марокко объявили его в международный розыск по подозрению в причастности к организации терактов в Касабланке в мае 2003 года.

15 сентября 2010 года Верховный суд РФ признал экстремистской и запретил на территории России деятельность религиозного объединения "Ат-Такфир валь-Хиджра".

В ноябре 2011 года в Египте арестованы трое боевиков "Ат-Такфир валь-Хиджра", подозреваемых в причастности к диверсиям на газопроводе на севере Синайского полуострова. Среди них - один из главарей местной ячейки экстремистов Мухаммед ат- Техи, который значился в списках наиболее разыскиваемых властями преступников.


«Ат-Такфир валь Хиджра»
(Condemnation and Migration) является арабским выражением. Слово «такфир» означает «объявить кого-либо безбожником». «Хиджра» - это уход от заблудшего общества к новому, исламскому обществу.
Таким образом, само название движения говорит о том, что оно считает других мусульман еретиками и объявляет о своем уходе от них.

В США «Ат-Такфир валь Хиджра» включена специальным судебным решением в число крайне опасных транснациональных террористических сетей, угрожающих национальной безопасности государства.
В сентябре 2010 года Верховный суд РФ вынес решение о признании экстремистским и запрете деятельности в России международного религиозного объединения "Ат-Такфир Валь-Хиджра".

1990-е гг. стали периодом усиления еще одного экстремистского течения в исламском мире - распространения идеологии такфиритов-салафитов. В это время начался процесс консолидации в деятельности различных исламистских групп, который развивался под влиянием салафитской тенденции, иногда называемой нео-ваххабизмом. Основным идеологическим принципом этой тенденции является так называемый «такфир» (обвинение в неверии) - представление о светском мусульманском обществе как о чем-то еретическом, в чем повинны главным образом правители арабских и других мусульманских государств. В связи с этим указанные светские правительства были обозначены салафитами в качестве целей постоянно ведущегося джихада.

Радикальная группировка «Ат-Такфир валь Хиджра» (At-Takfir wal Hijra) была основана в Египте Мустафой Шукри, последователем идеолога радикального ислама Сайида Кутба (1906-1966).

Саийд Кутб полагал, что мусульманские общества, подобно египетскому, отошли от ислама и погрязли в неверии. Однако Кутб не зашел настолько далеко, чтобы объявить египтян безбожниками, он просто считал их грешниками.

Идеологи «Ат-Такфир валь Хиджра» заявляют, что большинство мусульман - это безбожники, ставшие таковыми из-за своих грехов.
Течение такфиритов стало возрождаться в арабском мире в 1950-х гг. саудовскими религиозными центрами в попытке популяризировать принципы ваххабизма. Идеология такфира базируется на установках движения хариджитов из ранней истории ислама, на трудах Ибн Таймийи (XIII-XIV в.) и Мухаммеда Ибн аль-Ваххаба (XVIII в.). Организационные принципы течения те же, что и у участников движения аль-ихванийя (не путать с «Ассоциацией Братьев-мусульман») - радикальных экстремистов-выселенцев (отсюда термин «хиджра» в названии организации), направленных в 20-х и 30-х гг. прошлого века саудовскими властями на освоение приграничных районов и превратившихся в итоге в реальную угрозу для режима саудитов, и особенно для режимов в других странах.

«Ат-Такфир валь Хиджра» моделирует свою деятельность в соответствии с деяниями пророка Мухаммада, который в 622 г. отрекся от коррумпированного мекканского общества и совершил хиджру (переселение), покинув Мекку и обосновавшись в Медине. Шукри, по специальности агроном, подражая пророку, вместе с небольшой группой единомышленников создал своего рода «общину в изгнании» в пустынном районе неподалеку от Асьюта. Община занялась выращиванием зерновых культур и находилась на самообеспечении.

Философия , которой придерживался Шукри, базировалась на интерпретации в радикальном духе трудов Сайида Кутба, особенно его призыва к мусульманам «покидать» коррумпированные светские общества.

Наибольшего успеха приверженцы течения достигли в Египте в ходе борьбы «Братьев-мусульман» против насерского режима. Часть их лидеров в тот период нашли убежище Саудовской Аравии или в других арабских странах, куда для них поступала помощь от саудитов. Все это привело к восприятию ими салафито-ваххабитских идей в их наиболее экстремистском виде. Другие руководители, оказавшиеся в египетских тюрьмах, стали ярыми адептами учения Сайида Кутба, «отца» доктрины джихада, который обосновал легитимность «священной войны» против арабских правителей.

В начале 1970-х гг. такфириты действовали в 17 провинциях Египта, главным образом в условиях подполья, ведя борьбу с властями страны и не отказавшись от своей основной цели - создания «чисто исламского общества». Представители группы наладили тесные связи с экстремистскими организациями в Пакистане, Кувейте, Саудовской Аравии, Турции, Сирии, Иордании, Ливии, Судане, Тунисе, Ливане. В 1977 г. члены этой исламистской группы атаковали ночные клубы в Каире во время происходивших массовых волнений по поводу повышения цен на хлеб. Через несколько месяцев после этих событий боевики группы похитили исламского священнослужителя умеренного толка шейха Мухаммеда ад-Дхахаби и убили его. Вслед за этим были арестованы лидер группировки Мустафа Шукри и 400 ее членов. Мустафа был признан виновным и казнен. Под воздействием репрессий египетских властей (арест нескольких сот членов, казнь в 1978 г. М. Шукри и т.п.) сторонники группы в значительной мере свернули свою деятельность в Египте и инициировали ее в ряде других стран. Принимали участие в боевых действиях в Афганистане против советских войск.

В конечном итоге в такфире обозначились две группы исламистов:
Группы исламского джихада , включающие в себя «Египетский джихад» шейха Омара Абд аль-Рахмана и отдельные ячейки «Исламского общества» (А1-Gama"at al-Islamiyyah); различные группы «Палестинского исламского джихада», особенно организации шейха Асада Байюда аль-Тамими; Al-Tali"ah al-Islamiyyah в Сирии; Al-Tawhid в Ливане; Al-Jama"ah al-Islamiyyah в Сайде (Ливан); ряд организаций афганских моджахедов (под идеологическим руководством палестинца - д-ра Абдаллы Аззама; другие группы в арабских странах и Пакистане.

Группы такфира: египетская группа Jama"t al-Muslimin, больше известная под названием «Al-Takfir wal Hijrah». Она громко заявила о себе в 1978 г. в связи с похищением и убийством ее членами министра египетского кабинета Хасана аль-Дхахви. Участники группы восприняли идеи саудовских «Братьев-мусульман» в их полном экстремистском выражении, включая идею поселения в пустыне в целях основания чисто исламского общества - хиджра. В результате предпринятых против нее репрессий группа утратила свою роль в качестве самостоятельной структуры и была поглощена набиравшими силу в Египте группами джихада.

Из отколовшихся от групп такфира членов образовалось несколько новых филиалов.
Египетские салафитские группы: Al-Najoun min al-Nar (Survivors of the Fire/Hell), проявившая большую активность в Боснии, а позднее - в Албании. Небольшая ячейка их палестинских последователей все еще функционирует в секторе Газа. По словам лидера этой группы, его сподвижники в качестве своего главного противника рассматривают светские арабские режимы, а не Израиль. Они не приняли участия в восстании палестинцев, не поддерживают никаких связей ни с ХАМАС, ни с «Палестинским исламским джихадом». Последние рассматривают членов указанной группы в качестве уклона в исламской традиции.

Иорданские группы такфира. Часть салафитов обосновалась в Иордании, получая финансовую поддержку и политические инструкции из Саудовской Аравии. Ввиду своей террористической активности и из-за пребывания в оппозиции к властям Иордании они вынуждены регулярно менять места проживания и скрываться. Салафиты установили контакты с членами «Хизб ут-Тахрир» - еще одной транснациональной нелегальной воинствующей организацией, которая придерживается другой идеологии и занимает иное место в раскладе сил на «исламистской карте», но которая весьма активна в террористическом плане в таких странах, как Иордания, Египет, Турция, Ливан и Узбекистан. Салафиты в Иордании явились инициаторами создания иорданского такфира, который в последние годы обрел солидную базу из числа последователей - выходцев из разных стран, особенно из Египта. Например, в апреле 1996 г. египетские власти потребовали от иорданцев экстрадиции 57 членов «египетского такфира».

В мае 1998 г. в Аммане были арестованы шесть террористов - членов исламистской группы Harakat al-Islah wal-Tahaddi («Движение реформы и вызова»), заминировавших целый ряд объектов в иорданской столице. Главарь (амир) группы, Абд аль-Насир Шехада, руководил деятельностью «движения» на месте, получая указания по телефону из Лондона от Абу Омара, стоявшего у истоков создания группы. Ее финансирование осуществлял Маджид Тал"ат, имевший американский паспорт и преподававший на курсах группы идеологию такфира.

Члены египетских и иорданских такфиритских групп принимали участие в 1980-х и 1990-х гг. в боевых действиях в Афганистане, Боснии, Албании, Косово, Чечне и Дагестане.
Пакистанские боевики и Усама бен Ладен: группами, принадлежащими к течению такфира являются также пакистанское «Движение моджахедов» (Harakat ul-Mujahidin (HuM)) и «Комитет в защиту законных прав» (The Committee for the Defense of Legal Rights (CDLR)) в Саудовской Аравии. CDLR представляет собой политическое крыло «Аль-Каиды» и идеологически исповедует идеи д-ра Абдаллы Аззама.

«Алжирская вооруженная исламская группа» (Groupe Islamique Armee (GIA)) также может быть отнесена к течению такфир. Девять членов GIA, являвшихся специалистами в области контрабанды оружия и подделки документов, были арестованы в Италии в мае 1998 г. Все они, по сообщению итальянской полиции, принадлежали к группе такфир, проявлявшей активность в Европе, особенно во Франции и в Германии.

Йеменские исламские боевики: группа Islah gin the Yemen располагает базой в Лондоне, где она действует под названием Ansar al-Shari"ah (Supporters of Shari"ah); лидер - египтянин Абу Хамза аль-Масри (Abu Hamzah al-Masri). Осуществляет политическое сотрудничество с известной организацией Al-Muhajirun, которая была основана в результате раскола в «Хизб ут-Тахрир» (лидер - шейх Омар Мухаммед аль-Бакри).

В последние годы повышенной активностью отличалась созданная в Северном Ливане при содействии бен Ладена группа «Ат-Такфир валь Хиджра» со штаб-квартирой в Триполи. В ней объединились наиболее экстремистские элементы, принадлежавшие к организациям «Таухид» и «Джама"а исламийя», в числе объектов враждебных устремлений которых находятся и российские учреждения.

Летом 2002 г. в Марокко были арестованы 30 членов радикальных исламистских групп, обвиняемых в организации терактов. Аресты были произведены в Касабланке, Фесе и Танжере. Обвиняемые являлись членами радикальных групп «Салафийя джихадия» и «Такфир валь Хиджра». Среди них находились «духовный лидер» группы салафитов по кличке Дамир и ответственный за проведение операций Юсеф Фикри.

«Такфир валь Хиджра» в Марокко представляет собой одну из наиболее радикальных исламистских группировок. Приверженцы такфира проявляют нетерпимость к мусульманам, которых они считают «еретиками» . Группировка действует на северо-востоке Марокко. По оценке МСС, это крайне опасная экстремистская организация. Идеологической основой ее платформы действий является борьба за внедрение в марокканское общество «чистого ислама», установление законов шариата, «реисламизация» Марокко.

Привержена тактике «городского терроризма». Будучи конгломератом салафитских групп, ориентирующихся на маргиналов, «Такфир валь Хиджра» действует в кварталах бедноты в городах Марракеш, Фес, Касабланка, Танжер, Сале, Надор, Рабат. Насчитывает в своих рядах примерно 1 тыс. боевиков, имеет хорошо законспирированную сеть в крупных городах.

Поддерживает связь с «Аль-Каидой» , в которой много выходцев из Марокко, с алжирской ВИГ и чеченскими сепаратистами. Имеет группы поддержки в Англии, Германии, Франции, Скандинавских странах. Частично финансирует свою деятельность за счет доходов от наркобизнеса. Призывает местных мусульман принимать участие в рядах исламистских вооруженных движений, действующих в Афганистане, Ираке, Палестине, Югославии и России.

Смычка между двумя отмеченными течениями: джихадистами и последователями такфира - произошла в 1980-х и особенно в 1990-х гг., в первую очередь в Афганистане, а затем в Боснии, Албании, Косово, Чечне и Дагестане. Одним из последствий влияния, оказанного идеологией такфира на египетскую группу джихада, было привитие последнему ярого антиамериканского экстремизма, что завершилось организацией им ряда взрывов в США. «Ат-Такфир» также приняла участие в организации покушения на А. Садата.

По оценке западных аналитиков, под влиянием процессов в Афганистане (не обязательно под воздействием талибов) среди указанных групп развились особые отношения сотрудничества и взаимопомощи, подкреплявшиеся финансовой подпиткой со стороны Усамы бен Ладена, что усилило их борьбу на всех фронтах, в том числе против руководства тех арабских стран, которые, по их мнению, вступили в коллаборационистские отношения с безбожной западной культурой.

Одним из руководителей «Ат-Такфир валь Хиджра» является иорданец Ясин абу Джирад, имеющий каналы связи с «Аль-Каидой», с лондонским центром «Такфира» и европейскими ячейками этой организации.

«Ат-Такфир валь Хиджра» - движение, идеология и деятельность которого на современном этапе ассоциируются с именем Аймана аз-Завахири. Вначале движение было независимой самостоятельной структурой и не имело отношения к Аззаму и бен Ладену. Подобно последним, Завахири являлся последователем идей Сайида Кутба. Это обусловило сближение «такфира» с «Аль-Каидой» и превращение группировки в один из элементов террористической сети Усамы бен Ладена. Египетский филиал «Такфира» примыкает сейчас к группировке «Аль-Джихад».

«Ат-Такфир валь Хиджра» развернула в Европе целую сеть своих ячеек (Великобритания, Германия, Франция, Испания и др.), занимающихся подготовкой и обеспечением террористических акций как в европейских странах, так и в других районах мира.

В феврале 2000г. во время встреч руководителей радикальных исламских организаций Ливана «Аль-Ваххабия», «Асбат Аль-Ансар», «Таухид», «Джамаа Исламийя» и «Ат-Такфир валь-Хиджра» обсуждались вопросы создания «Армии исламского освобождения» (АИО). Создаваемая организация должна иметь единое командование и комплектоваться за счет добровольцев-мусульман. Практическая проработка формирования АИО в Ливане возложена на М. Хаммуда, который является одним из лидеров «Таухид» и Р. Аш-Шаххаля, возглавляющего «Аль-Вахабийя». Финансирование АИО должно осуществляться через благотворительные фонды Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, а также ряда частных лиц из Алжира, Йемена. Афганистана и Судана. По мнению создателей АИО, эта организация должна оказать помощь «чеченским борцам за свободу» .

Руководство и большая часть членов групп такфира, особенно боевики, воевавшие против ограниченного контингента советских войск в Афганистане, настроены антироссийски, поддерживают проведение джихада в Чечне и выступают в пользу оказания помощи всем исламистам на территории России. «Ат-Такфир валь Хиджра» может считаться организацией, представляющей потенциальную угрозу интересам безопасности Российской Федерации.

Исторически основным очагом зарождения и распространения религиозного экстремизма в форме салафизма-ваххабизма считается регион Ближнего Востока. Именно здесь выступили со своими доктринами Ибн-Ханбал, Ибн-Таймия, Абд-аль-Ваххаб, Хасан аль-Банна, Сайид Кутб, А. Аззам, Аз-Завахири и Усама бен Ладен. Разработанными ими идеологическими установками сегодня питаются многочисленные организации, примыкающие к салафито-ваххабитскому движению кутбистской направленности, «Аль-Каида», «Братья-мусульмане», деобандийцы, такфириты и другие участники глобального джихада.

«Исламская группа» - ИГ (Al-Gama"a al-Islamiyya) является радикальной суннитской исламистской организацией, действующей в Египте. Вначале группа в идеологическом плане ориентировалась на учение основателя ассоциации «Братьев-мусульман» Хасана аль-Банна, однако затем отошла от пропагандировавшихся им принципов и стала следовать доктрине, разработанной Сайидом Кутбом, который отдавал предпочтение вооруженному джихаду против светских правительств и решительно отвергал любые религиозные и политические системы, не основывающиеся на законах шариата.
Главной целью группы является свержение режима президента Хосни Мубарака и образование в Египте исламистского государства. Наиболее консервативно настроенная часть руководства ИГ, тесно сотрудничающая с Усамой бен Ладеном, преследует более широкие цели. ИГ, будучи одним из элементов сети «Аль-Каиды», выступает за то, чтобы сконцентрировать свои операции на американских и израильских объектах. Она подвергает критике США, в частности размещение американских войск в Саудовской Аравии, расценивая это в качестве символа американской гегемонии на Ближнем Востоке и оскорбления всей арабской нации.

ИГ располагала собственной базой в Афганистане, члены группы принимали участие в боевых действиях на стороне талибов, а также в конфликтах на Балканах и в Чечне. Представитель группы подписал известную фетву Усамы бен Ладена о создании фронта борьбы против евреев и крестоносцев. Группа поддерживает широкие международные связи. В круг ее партнеров входит большое число радикальных исламистских организаций, включая движение талибов, «Группу Абу Сайяфа», алжирскую GIA, Harakat ul-Mujahidin, Harakat ul-Ansar, «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), «Салафитскую группу призыва и борьбы» (GSPC), уйгурские организации, чеченские террористические группы, ХАМАС и другие джихадистские и салафито-ваххабитские группировки кутбистской направленности.

Как отмечают российские аналитики по терроризму, идеология ИГ в условиях современного Северного Кавказа находит практически идентичное воплощение в практике ваххабитов.

Группа за время своего существования провела большое количество террористических акций, в том числе расстрел в Луксоре в 1997 г. 58 иностранных туристов, оказалась замешанной в подготовке покушения на президента Мубарака в Аддис-Абебе в 1999 г. и др.
В результате ударов, нанесенных египетскими органами безопасности по ИГ, значительное число ее членов были арестованы, другие рассеялись по различным странам.

«Аль-Гамаа аль-исламийя» в апреле 1999 г. заявила о прекращении вооруженной борьбы и обязалась воздерживаться от террористической деятельности в Египте. Однако совет «шуры» организации оказался не в состоянии контролировать всех своих боевиков. В настоящее время практически все активисты ГИ находятся в тюрьме, а потому участвовать в экстремистских акциях в связи с Ираком смогут лишь отдельные члены ГИ, примкнувшие к другим радикальным организациям. ГИ пытается показать властям, что готова стать умеренной исламистской организацией фундаменталистского толка по типу «Братьев-мусульман». Сейчас ИГ структурно состоит из мелких ячеек, зачастую действующих самостоятельно. Тем не менее, группа сохранила определенные возможности по дестабилизации обстановки в Египте.

Сходных с ИГ позиций придерживается организация «Египетский исламский джихад» или «Исламский джихад» (ИД), созданная бывшими членами религиозной организации «Братьев-мусульман» в 1974 г.

ИД представляет собой организацию радикальных суннитских исламистов, выступающих за создание в Египте исламистского государства. Они разделяют цели ИГ и «Аль-Каиды», афганских талибов, «Исламского движения Узбекистана», ряда палестинских и кашмирских террористических групп. В 1998 г. ИД присоединилась к альянсу экстремистских формирований, вошедших в Фронт джихада против евреев и крестоносцев, и участвует в реализации лозунгов Усамы бен Ладена, под которыми ведется борьба с США и Израилем.

«Исламский джихад» имеет ряд аффилированных с ней групп, таких как «Ат-Такфир валь Хиджра», «Новая группа джихада» (The New Jihad Group) и «Авангард завоевания» (Vanguards of the Conquest). «Ат-Такфир» осуществила значительное количество терактов, а «Авангард» организовал ряд покушений и взрывов, в том числе взрыв в 1995 г. в египетском посольстве в Исламабаде.
С 1999-2000 г. заметно укрепилось взаимодействие руководства ИД с бен Ладеном, в связи с чем английские эксперты по терроризму в настоящее время считают эту организацию элементом структуры «Аль-Каиды» .

Наследники Сайида Кутба не видят разницы между американцами, англичанами и русскими. Без помощи марксистов они нашли для своей «теории» три источника и три составные части.
Во-первых , Коран.
Во-вторых , «Фетвы татарам» философа XIII века Абу Аббаса ибн Таймийи.
В-третьих , фундаментальный труд самого Кутба – «Борьбу ислама с капитализмом». Именно писания ибн Таймийи, аль-Банны и Кутба, а вовсе не Мухаммада аль-Ваххаба, составляют сегодня «джентльменский набор» радикальных суннитов-кутбистов, привычно именуемых ваххабитами.
Сами они, кстати, обычно применяют к себе термин «салафиты».

Возрожденная Кутбом идея всемирного халифата не только осталась в повестке дня, но и стала высшим оправданием Великого Джихада. В идеологии нынешних «Братьев-мусульман» (и особенно их многочисленных учеников, возглавляющих «Аль-Джамаа аль-Исламийа», «Хизб ут-Тахрир» и ХАМАС) джихад, вопреки букве Корана, отнесен к столпам веры, а к «мушрикин» причисляются все соплеменники, покорные властям арабских государств, равно как и официальной, «переродившейся» исламской иерархии. Их службы недостойны посещения, равно как и их могилы; их влиянию следует противопоставлять свое; в особенности это касается суфийских шейхов и мюридов в тех частях мира, где созрели объективные и субъективные предпосылки революции. Эти части - Косово, Чечня, Палестина, Босния, в ближайшем потенциале, разумеется, Крым, в более отдаленном - Татарстан, Башкирия, Санджак, Синьцзян. И конечно, манящие богатством своих недр республики Средней Азии, «на счастье», граничащие с Афганистаном. На новый уровень революционная агитация вышла с освоением Интернета.

Концепция Сайида Кутба делила общество на два типа: исламское общество, в котором признается власть одного Аллаха и действует шариат, и общество джахилийи (доисламского язычества), в котором люди сами творят законы и нарушают главный принцип единобожия - единовластие Аллаха (хакимийя). Согласно такому выводу, языческим является большинство современных обществ, в том числе те, которые считают себя исламскими, но не живут по шариату. Отрицание хакимийи, по сути, означает вероотступничество, ввергающее в неверие. Ислам и джахилийя - это абсолютно несовместимые системы, между которыми невозможно какое-либо мирное сосуществование или постепенная трасформация джахилийи в ислам. Восстановить власть Аллаха на земле можно лишь после того, как силой будет уничтожена джахилийя, и участие в этой борьбе есть обязанность каждого мусульманина.

Сайид Кутб предложил следующую стратегию для исламского движения.
Во-первых , поскольку в джахилийском обществе вообще отсутствуют представления об исламе, бесполезно требовать введения шариатского правления или пытаться с этой целью совершить государственный переворот. Нужно начать с объяснения принципов ислама, и особенно - идеи единовластия Аллаха.

Во-вторых , те, кто принял этот призыв, как бы вновь приняли ислам и, следовательно, должны себя вести в соответствии с принципами «истинных» мусульман. Для этого таким верующим необходимо уйти из джахилийского общества, но не в буквальном смысле, а в плане «духовного разрыва», не исключающего контактов в жизненных и бытовых вопросах.

В-третьих , после того, как община «истинных мусульман» достигнет необходимого духовного и морального уровня, следует приступить к созданию исламской организации - своеобразного авангарда, призванного свергнуть джахилийю и установить на земле власть Аллаха.

В-четвертых , на начальном этапе такой деятельности следует избегать прямого столкновения с правящим режимом, так как это может привести к роковому удару по еще слабому исламскому движению.

В-пятых , когда исламское движение достигнет необходимой силы и мощи, следует начать джихад в его силовом, наступательном понимании, без всяких уступок и снисхождения.

В итоге делается вывод, что джихад становится обязанностью каждого мусульманина в следующих случаях:
- когда во главе государства стоит правитель-кяфир, поэтому необходимо вести борьбу за его свержение;
- джихад ведется с общиной, уклоняющейся от предписаний шариата. Под таковыми ныне понимаются сотрудники службы безопасности, полиции и прокуратуры;
- джихад необходим для установления власти халифа-мусульманина.

При этом несомненный приоритет в таком фронте отдается радикальным, «джихадистским» группировкам.
В феврале 1998 г. современному «террористу номер один» Усаме бен-Ладену удалось объединить вокруг ранее созданной им организации арабов-афганцев «Аль-Каида» ряд экстремистских исламских группировок, создав «Всемирный исламский фронт борьбы с иудеями и крестоносцами», получивший известность как «Мировой фронт джихада» (МФД). Помимо него учредителями «фронта» стали: руководитель египетской организации «Аль-Джихад» доктор Айман аз-Завахири; председатель консультативного совета «Гамаа Исламийя» Рифаи Ахмед Таха Муса (Египет); секретарь пакистанской исламской организации «Джамиат уль-Улема-е-Пакистан» («Ассоциация улемов Пакистана») шейх Мир Хамза; лидер пакистанского движения «Харакат аль-Ансар» Фазлуль ар-Рахман и лидер движения «Джихад» из Бангладеш Абд аль-Салям Мухаммед. В МФД также вошли пакистанская организация «Аль-Хадис», ливийская «Аль-Джамаа аль-Исламия», иорданская «Байат аль-Имам» («Присяга имама»), алжирская «Вооруженная исламская группа», йеменский «Джихад», ливанские «Асбат аль-Ансар», «Джамаа исламийя» и др.

Согласно теории Кутба предлагается сосредоточиться на следующих задачах.
Во-первых , следует концентрироваться на проведении широкомасштабных акциях с большим количеством жертв, важное значение имеют именно огромные людские потери. Такие акции впечатляют западное общество, и заставляют задуматься людей. Это единственный язык, который сегодня понимает Запад.

Во-вторых , при проведении боевых операций необходимо опираться на акции шахидов (камикадзе). Такие операции не требуют больших потерь со стороны мусульман, но наносят противнику большой урон.

В-третьих , акции следует тщательно подготавливать, нужно производить достоверный анализ вражеского потенциала, его возможностей и наиболее уязвимых мест.

В-четвертых , большое значение имеет выработка четкой стратегии и идеологии борьбы.

Идеологию, проповедуемую кутбистами, можно, не вдаваясь во все тонкости и подробности, свести к следующим пунктам:
1. Аллах - материальное физическое тело. Он имеет руки, лицо и другие части тела.
2. Коран и высказывания Пророка можно трактовать, руководствуясь своим собственным пониманием.
3. Непризнание огромного количества высказываний сподвижников Пророка и исламских богословов.
4. Отрицание мазхабов (религиозно-правовых школ) Ислама.
5. Тот, кто не следует учению Ибн Абд-уль Ваххаба, является кафиром.
6. В большинстве случаев совершавший тавасуль (просьба к Аллаху посредством кого-либо) является многобожником.
7. Посещение могилы Пророка и его сподвижников и праведных мусульман запрещено.
8. Все, что было внесено в ислам после смерти пророка, запрещено.
9. Секты на местах возглавляются руководителем (амиром), не избираемым мусульманами.
10. «Неверных» (включая мусульман, не примкнувших к их секте) можно убивать и вне рамок необходимой самообороны.
11. Традиционное исповедание ислама является «кяфирам» (неверием), суфизм не является исламским учением и духовной практикой.

Следует оговориться, что со всеми, кто не разделяет их убеждений, кутбисты считают необходимым вести войну. Они утверждают, что «их кровь и имущество дозволены». Это означает, что, тех, кто не разделяет убеждений Кутба можно убивать и грабить.

Как и многие другие экстремистские организации, отличающиеся негласностью своей деятельности, кутбисты распространяют свои идеи, проникают в необходимые для их жизнедеятельности социальные группы путем организации тайных ячеек.

Как правило, активистами или миссионерами в зарубежных странах бывают выходцы из Египта, Иордании, Судана, Пакистана и Афганистана, реже - из стран Персидского залива.

Основные лозунги или правила , которые могут пропагандировать представители кутбизма во время привлечения на свою сторону возможных кандидатов, являются:
1. Превосходство шариата над мышлением - научные открытия могут осуществляться лишь в рамках религии.
2. У каждого слова в Коране единственное значение - Коран подвергся толкованию (тафсиру) один раз и этого достаточно.
3. Оценка жизненных событий и осуществление каких-либо действий выполняются только лишь на основе Корана.

Внешними признаками, по которым можно отличить кутбистов от других мусульман, являются:
-беспорядочная борода (сейчас уже не всегда);
-усы сбриты или подстрижены тонкой полоской;
-среди кутбистов принято также поверх рубашки (не заправляющейся) надевать жилет или «журналистскую куртку» без рукавов с множеством карманов - распространенная одежда афганских моджахедов, среди которых находилось большое количество арабских исламистов (в зоне боевых действий жилет заменяется на бронежилет);
-посох или трость на манер пилигримов, собирающихся на хадж;
-часы не носятся или надеваются на правую руку.

Признаки поведения, по которым можно установить принадлежность лица к последователю кутбизма:
- частое употребление религиозных афоризмов во время разговоров даже на бытовые темы;
- избежание обсуждения религиозной тематики;
- после окончания молитвы восхваление Аллаха осуществляется шепотом так, что можно догадаться об этом только по губам говорящего, сопровождается в тот момент имитированием перебирания четок, которых, в действительности, молящийся не держит в руках;
- изменение собственных имен или же трансформация их в арабскую версию;
- соблюдение правила многоженства.

Как правило, члены кутбистских ячеек организуют собственные, несанкционированные властями, мечети.

Внешними признаками таких мечетей, являются:
- отсутствие минарета;
- отсутствие узоров и красивых каллиграфических текстов (или их крайняя ограниченность);
- ковер внутри мечети заменяется обыкновенной циновкой;
- кафедра муэдзина (менбер) возвышается не больше, чем на 3 ступеньки;
- наличие в мечети отдельной комнаты с библиотекой;
- наличие кассы для денежных пожертвований внутри мечети.

Муэдзин, оглашая азан, пытается это делать на манер саудоаравийских муэдзинов. Удлиняется пауза между азаном и самим совершением молитвы, экземпляры Корана собираются организованно, по «схеме вверх» в каждом ряду. Как правило, у кутбистов по пятницам дается один азан, а не два, как это принято в ортодоксальном исламе.

В религиозных сектах кутбистов установлена иерархическая система и жёсткая дисциплина. Членам общины предписывается неукоснительно соблюдать мусульманские обычаи и обряды, характерные для кутбистского направления, которые противоречат устоявшимся национальным традициям коренного населения, что создаёт предпосылки к возможному возникновению конфликтов на религиозной основе.

Организационная деятельность секты проходит в конспиративных условиях, каждому члену общины присваивается духовное имя, которым он пользуется внутри общины, вследствие чего многие рядовые члены не знают настоящих имен друг друга. Оперативным путем установлено, что структурное строение кубистской общины в целях сокрытия своей деятельности состоит из т.н. «джамаатов», включающих в себя несколько ячеек по 4-5 человек в каждой, возглавляемых т.н. «амирами». «Жума-намазы» кутбисты проводят небольшими группами на квартирах, по районам проживания.

В последнее время в СМИ сообщают, что в кавказских диаспорах Ямала и севера Тюмени усиливаются радикальные исламистские настроения. Такие явления были зафиксированы в Нижневартовске, Сургуте, Новом Уренгое, Нефтеюганске, Хаты-Мансийске. Авторы публикаций утверждают, что в основном доминируют салафиты. Сильны также позиции религиозной организации "Хизб ут-Тахрир". Кроме того, существуют ячейки "Ат-Такфир валь-Хиджра" - идейной родственницы "Талибана" и "Аль-Каиды". Учитывая, что эти регионы представлены большим количеством кавказских диаспоральных организаций, возникает вопрос: а насколько сильно влияние радикалов на кавказцев? В чем причина такого явления и кто из кавказцев там в основном доминирует?

Действительно, в этом регионе России существует очень серьезная угроза распространения экстремизма. И это касается не только религиозных общин и организаций, но также и фашизма, и национализма. Причем угроза очень взрывоопасна и может cдетонировать в любой момент, особенно если будут проявляться неправильные или неадекватные действия со стороны государства и полицейских органов.

Международная организация "Ат-Такфир валь-Хиджра", созданная в Египте, активно начала действовать на территории России с 2005 года. Вступившим в ее ряды запрещено работать в государственных учреждениях, фотографироваться или снимать себя на видео, учиться. Также им надлежит избавляться от всякого вида документов (паспортов, полисов, водительских прав, дипломов и так далее). Основная цель "Ат-Такфир валь-Хиджра" или аналогичных ей организаций, типа "Джамаат Таблиг", "Хизб ут-Тахрир" и других, - возврат к первоначальному исламу времен Пророка Мухаммада (мир Ему) и праведных халифов путем обязательного воссоздания халифата - единого мусульманского государства, во главе которого станет верховный правитель - халиф.

Под властью шариата

Сами представители этих организаций не считают их экстремистскими или террористическими и опровергают любые обвинения в свой адрес, мотивируя создание мирового халифата (имарата) требованием Корана и достоверной Сунны. Сила и мощь таких религиозно-политических образований в том, что они транснациональны и имеют ячейки во многих регионах и странах мира.

Утверждение некоторых экспертов и представителей правоохранительных органов о том, что "Ат-Такфир валь-Хиджра" (сокращенно "Такфир") является ответвлением "Аль-Ааиды", неверное, поскольку "Аль-Каида" первой объявила о чистоте своих рядов и отсутствии любого, даже малейшего инакомыслия, и в этом плане никаких ответвлений у организации, кроме собственных ячеек, не было и быть не может. Ситуация с их организационной схожестью с "Талибаном" имеет место быть, особенно в части призыва (даавата) и распространения идеологии среди молодежи и студенчества. В то же время необходимо признать, что "Ат-Такфир валь-Хиджра" является самой организованной и дисциплинированной по части призыва к сепаратизму партией из всех действующих на территории России.

Каналы снабжения религиозной литературой, аудио-, видеопродукцией и иными атрибутами веры пролегают в основном через Крым и центральную Украину, где на сегодняшний день действуют более 18 таких организаций. Девять из них подпадают под определения "экстремистские", "террористические" с точки зрения украинского законодательства.

На самом деле организаций, которые исповедуют радикальные методы и представляют для России угрозу, всего несколько, среди которых и "Ат-Такфир валь-Хиджра". То есть суть одной из важнейших аспектов проповедуемой адептами этого джамаата идеологии в том, что человек, не являющийся мусульманином, не может править государством. По различным оценкам, сейчас в различных субъектах нашей страны насчитывается около 12000 приверженцев этой организации. Согласно учению "Ат-Такфир валь-Хиджра", каждый правоверный мусульманин обязан вести войну с "неверными", которыми признаются все, кто не задействован в объявленном джихаде, а территорией противника признается любое светское государство.

Источником религиозных идей этих джамаатов являются импортированная религиозная литература и проповеди студентов, прошедших обучение в учебных заведениях арабских и других мусульманских стран. Основу этих религиозных общин, в том числе и на Севере, составляют татары, башкиры и мусульмане среднеазиатских республик, в основном узбеки и таджики.

Так, 26 марта 2010 в Татарстане была выявлена группа приверженцев "Ат-Такфир валь-Хиджра". Один из четверых татарстанцев, входящих в группу, в мае 2006 года выезжал в Пакистан, где прошел боевую подготовку в составе "булгарского джамаата" на территории провинции Северный Вазиристан, а в 2008 году вернулся в Россию. Аналогичную подготовку прошел и второй член группы, выезжавший в Пакистан в июле 2008 года и вернувшийся в декабре того же года. Известно также, что один из группы укрывался в Ханты-Мансийске, проповедуя радикальные воззрения среди местного населения, что в очередной раз доказывает причастность татарской молодежи к распространению идеологии "Ат-Такфир валь-Хиджра" на севере России. Третий выехал в Пакистан осенью 2006 года, но был задержан местными правоохранительными органами в городе Кветта и помещен в тюрьму, где попал под влияние проповедника "Ат-Такфир валь-Хиджра". В Россию он вернулся летом 2008 года. Четвертый член группы планировал выезд в Афганистан для участия в джихаде.

Всем четверым членам группы прокуратура сделала предостережение об уголовной ответственности по ст. 282 п. 1 УК РФ "Организация экстремистского сообщества". И это всего лишь один эпизод, хотя примеров можно привести множество, когда проводимая на Севере последователями различных джамаатов религиозно-просветительская деятельность тесно взаимосвязана с другими регионами страны.

Наличие же в кавказских диаспорах, в частности Севера, большого числа последователей именно этих джамаатов весьма оспоримо, поскольку выходцы с кавказских республик и Закавказья, особенно Северного Кавказа, в основном представлены "ахлю-Сунна", частично суфизмом, а азербайджанская диаспора - шиизмом. Разумеется, отдельные случаи, когда представители северокавказских народов являются членами "Ат-Такфир валь-Хиджра", "Хизб ут-Тахрир" и других, имеются, но в целом это не может быть основанием, чтобы говорить о массовом присутствии кавказцев среди членов исламских экстремистских организаций.

Кроме того, всем известно, что "ахлю-Сунна" является идеологическим оппонентом этих религиозно-политических организаций.

"Северные территории", как дагестанцы, ингуши и чеченцы называют Ямал, Тюмень, Сургут, Нижневартовск и другие районы Российского Севера, различными полевыми исследованиями отмечены и другими религиозными предпочтениями. Расширение здесь рядов "ахлю-Сунна" и "братьев-мусульман" идет именно посредством кавказцев. В целом можно сказать, что салафизм в регионах Российского Севера представлен выходцами из Северного Кавказа, в частности Дагестана. Если взять Тюмень, то более чем на 80 % салафизм держится на лезгинах, которые интегрированы в местное сообщество, и общественной опасности от лезгин там нет. Представители дагестанских и других северокавказских общин и диаспоральных организаций часто делают заявления в СМИ о том, что никто из них не выступает против истинных ценностей, и это могут сделать только деструктивные люди и организации.

Религиозное сообщество Севера, в частности его исламская умма, испытывает те же проблемы, что и верующие всей России. С сожалением приходится отмечать, что, читая один и тот же Коран, мусульмане становятся на разные позиции. А сама проблема заключается в том, что очень много мусульман, которые довольствуются пересказом Корана из чьих-то уст, чаще всего фрагментарно, выборочно, и потом с чувством выполненного долга начинают рассуждать на эту самую сокровенную для мусульман тему. Помимо этого, что еще хуже, в борьбе против "неверия" они начинают действовать самостоятельно или общинно, согласно своим религиозным установкам.

Воины джихада

К большому сожалению, в нашей стране идеология "такфиров" распространена в среде мусульманской молодежи. Усердное поклонение, аскетизм в этих религиозных общинах обольщает молодежь, что не является показателем правильности вероубеждения (акиды) и верного пути (манхаджа). Утверждая бесспорную исламскую истину "Суд принадлежит только Аллаху", они придерживаются радикальных взглядов и идей: "Кто не с нами, тот - кафир, и если ты не считаешь кафира кафиром, то сам кафир".

Члены джамаата "Такфир" отличаются крайней радикальностью в суждениях и поведении. Фанатичные верующие, они всех, кроме своих собратьев, причисляют к неверным, готовы к крайним мерам в отстаивании своей идеологии, ведут обособленный образ жизни, не посещают мечети, ведут постоянную физическую и идеологическую подготовку членов общин.

Одним из их действий является опорочение и обвинение в неверии ученых. Обвинив мусульман в неверии, они объявляют им "аль-бара" (-араб. "разрывать, резать", означает разрыв отношений с другими верующими, проживать рядом с ними только в случае крайней необходимости ). А "аль-уаля" (-араб. "быть близким" оказание им помощи, поддержка их в борьбе с врагами, проживание рядом с ними ) проявляют только к своим сторонникам. Стало обычной картина, когда в мечетях мусульмане отказываются молиться в одном ряду из-за разногласий в вероубеждениях и обвиняют друг друга в неверии. Отказываются посещать мечеть, имам которой, по их мнению, назначен неверной властью. Нередки случаи, когда даже дети не едят за одним столом с родителями, обвиняя их в неверии.

Идеология "Такфир" получает широкую поддержку среди мусульманских джамаатов в России, а такие убеждения в сознании людей являются питательной средой для ненависти и террора. Настраивая братьев по вере друг против друга, нетерпимость разъедает общину российских мусульман, и решить эту проблему можно путем разъяснения коранической позиции по вопросам "такфира", "джихада", "хиджры". Всевышний сказал: "Мы сделали Коран легким для поминания, но есть ли поминающие?" (54:17).

Обвиняя в неверии любое общество, всех, кто правит и выносит решения не на основе Корана и Сунны, молодые мусульмане призывают к немедленному введению шариата, допуская, если потребуется, и применение силы.

В северных регионах страны уже идут процессы адаптации норм шариата к светской жизни, и, подобно Дагестану, эти территории превращаются в форпост чистого ислама в России, где любая власть, кроме Божьей, это угнетение...

Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа


Организация «Ат-Такфир валь-Хиджра»

(Обвинение в неверии и уход)

Организация "Гамаат Аль-Муслимин", более известная как организация "Ат-Такфир валь-Хиджра" ("обвинение в безбожии и переселение") была основана в 1967 году небольшой группой, заключенных крепости Абу Зеъбель членов организации "Братья-мусульмане" во главе с Шукри Ахмадом Мустафой Абдель Аъалом. Эта организация открыто обвинила президента АРЕ Гамаля Абдель Насера и весь существующий строй в безбожии (такфир). Конечной целью организации было объявлено "установление исламского государства".

Шукри Ахмад Мустафа Абдель Аъал, который стал верховным эмиром, был арестован в 1965 году в качестве члена одной из ячеек "братьев". Через четыре месяца он был освобожден по всеобщей политической амнистии, объявленной А.Садатом. В ходе тюремного заключения он подвергся влиянию идеи такфира, пропагандируемого Сайидом Кутбом в книге "Вехи в пути". Под воздействием этих идей он отходит от организации «Братья-мусульмане». Он стал призывать к «эмиграции» из Египта и поселению в йеменских горах для установления исламского государства и объединения исламских государств.

Идея такфира упорядочивала важные политические вопросы и определяла позицию к существующему обществу, методы борьбы, тактические и стратегические цели. Такфировское направление в исламском движении является наиболее радикальным в учении С.Кутба. После выхода на свободу члены этой организации обвинили в безбожии даже организацию "Братья-мусульмане".

Идеология организации . Идеология организации отличается сильным традиционализмом и опирается на Коран и сунну (совокупности хадисов о высказываниях и делах пророка Мухаммада). Она основывается на идее такфира политического строя и всего общества, а также неизбежности столкновения с властями и правящей элитой с целью изменения существующего строя.

Идеология такфира общества и установления исламского государства оказывает воздействие, в основном, на людей средней и светской прослойки, имеющей ограниченные финансовые возможности и доходы. Основные идеи были сформированы под влиянием работ С.Кутба, Абуль Аъла Аль-Мавдуди, Али Шариати, Ибн Таймия, Мухаммада бен Абдель Ваххаба и Джамалиддина Аль-Афгани.

Общество, по мнению членов организации, управляется сатаной - идолом. Такфир общества и самоизоляция членов организации объясняется деяниями пророка Мухаммеда, который, переселившись из Мекки в Медину, сплотил вокруг себя массы верующих и вернулся в Медину. Там он создал силу, которая смогла установить мусульманское общество. Этот момент является краеугольным положением в идеологии организации "Ат-Такфир валь-Хиджра".

Терпение считается обязательным элементом установления исламского государства. Стратегия организации характеризуется поэтапностью. Первый этап заключается в необходимости «доведения до умов» или распространении своих идей и проведения религиозной агитации. Второй этап - хиджра, т.е. переселение (эмиграция). В ходе этого периода организация работает над строительством мусульманского общества и подготовкой к использованию оружия. На данном этапе члены организации отказываются от "немусульманских" традиций и обычаев, одежды и украшений, оставляют работу в государственных учреждениях и предприятиях, изолируются и иммигрируют из Египта. Третий этап - выход организации из подполья и изоляции для нового открытия неверных земель и установления исламского общества. Внешним врагом организации считается Израиль, а внутренним - египетское общество. Египет, по мнению членов организации, является "нечестивой" страной и "домом войны".

Несмотря на всю иллюзорность идей и стремлений организации, она смогла собрать вокруг себя тысячи последователей, которые по собственной воле оставляли учебу и работу с тем, чтобы удалиться от общества и жить в изоляции. Поэтапность в стратегии "Ат-Такфир валь-Хиджра" является основным отличием в сравнении с другими радикальными исламскими организациями Египта.

В июле 1977 года организация выкрала бывшего министра вакуфов шейха Аз-Захаби, который публично развенчал идеи этой организации, и потребовала освобождения своих членов. Однако ответа от правительства не последовало и шейх Аз-Захаби был убит. 4 июля 1977 года все члены организации были арестованы, а в ноябре 1977 года верховный эмир Мустафа Шукри и четверо других руководителей организации были казнены. Остальные члены получили различные меры наказания. После Мустафы Шукри руководство перешло к Мухаммаду Аль-Амину Абдель Фаттаху, а затем Вахиду Абу Салману.

После 1981 г. большинство членов организации, включая ее руководителя, перебрались за границу. Многие перебрались в Пакистан и Афганистан. Однако, те кто перебрался в Афганистан из-за разногласий с талибами вскоре были вынуждены покинуть страну и перебраться в Пакистан. Одной из причин противоречия между последователями радикальных исламских организаций и талибами стал вопрос лидерства. Как известно, лидер талибов именует себя «эмиром правоверных» в то время как руководители радикальных исламских организаций и групп также носят это звание.

В настоящее время основная часть организации сосредоточена в Судане, куда она перебралась после 1991 года. Члены организации проживают, в основном, в малолюдных местах в окрестностях городов и выходят в центр для разжигания религиозных споров и диспутов, которые в большинстве случаев кончаются драками и стычками с властями.

Финансирование организация осуществляет за счет грабежей богатых людей, ограблений ювелирных магазинов и благотворительных взносов, а также через международную сеть исламских организаций. Многие египетские исследователи считают, что организация "Ат-Такфир валь-Хиджра" является идейным продолжением школы С.Кутба.

Организационная структура организации . Ат-Такфир валь-Хиджра основывается на принципе «виноградной лозы». Во главе организации стоит верховный эмир, которому подчиняется вся организация. Руководящим органом организации является Консультативный совет, в который входят 9 членов - руководители девяти специализированных комитетов: религиозной агитации, административных вопросов, переселения, регулирования отношений между членами организации, размножения документов и материалов, связи и контактов, судопроизводства и брака.

Структурно организация состоит из маленьких групп. Каждая группа состоит из 5 или 6 человек. Во главе каждой группы стоит начальник- эмир, в задачу которого входит поддержание связи с верховным эмиром организации и доведение приказов до эмиров низших подразделений (провинции, города и квартала).

Кроме этих групп в организацию входят тайные ячейки, состоящие из нескольких человек. Члены ячеек не должны знать в лицо других членов организации, кроме членов своей ячейки. В целях конспирации они носят подпольные имена. Связь одной ячейки с другой осуществляется через руководство ячеек. Данная форма построения была лучшей для того, чтобы противостоять органам безопасности, а также для легкости географического распространения и передвижения.

Вербовка новых членов организации основывается в большинстве случаев, на родственных и личных связях. В основном, организация опирается на крепость "родственных связей". Членами организации, в основном, являются молодые парни – выпускники современных университетов, которые принадлежат к среднему слою общества, имеющих сельские корни.

1 Г.А.Белов. Политология. Учеб.пособ.-М.:ЧеРо, 1998.с.5.

2 Примеров этому можно привести не мало. Например, в Афганистане знаменем борьбы против советской экспансии стала религия, процессы исламизации в Алжире, Египте, Пакистане и др.

3 Еще на раннем этапе развития ислама, когда авторитет пророка Мухаммада и четырех праведных халифов был на устах свидетелей, еще тогда формы богослужений в мечетях стали изменяться. В ислам стали проникать древние религиозные формы.

4 Примечательно, что в данном документе рассказывается о нововведении, заключавшемся в прославлении культа богини Иштар, якобы помогавшей Хаттусили захватить престол.

5 Клич Папы Урбана II в 1095 году “на Восток”, с которого начались все крестовые походы, был воспринят христианами с пониманием. Всего за 200 лет (XI-XIII) было организовано более 10 крестовых походов на Иерусалим. Такая интенсивность негативно сказалась на религиозных чувствах христиан, что выразилось в постепенном охлаждении и безразличии к лозунгам о религиозном долге, выдвигаемых Папством. Постепенно эти лозунги подменялись политическими и экономическими интересами государств, участвовавших в этих походах. Их подлинный смысл заключался, конечно, не в религиозных побуждениях, а в политических мотивах Папской курии. Они заключались в стремлении церкви упрочить положение Рима в Европе и утвердить верховенство римско-католической церкви в религиозной и светской областях. Еще один немаловажный политический мотив крестовых походов заключался в стремлении западной католической церкви подчинить своему влиянию восточную православную церковь, отделение которой от Рима окончательно произошло в 1054 году.

7 Некоторые исследователи неоднократно задавались вопросом, “неужели Муавия вовсе не помышлял о своих интересах в ходе сирийской компании. Неужели Амр ибн ал-Ас, при своем внезапном вторжении в Египет, не предвидел возможности превратить эту страну в свое наместничество?”. Вероятно, что такие побуждения имели место.

8 “Наместник или халиф” являлся на мусульманском востоке избранником Аллаха, его посредником.

9 Процессу политизации религии способствуют различные факторы: политические, социальные, психологические, этнографические и др. Динамизация процесса политизации религии обычно происходит при нарушении внутреннего баланса в обществе, например, в результате кризиса социально-экономического положения и общего падения жизненного уровня населения.

Причастность задержанных в Москве выходцев с Северного Кавказа к группировке "Ат-Такфир валь-Хиджра" эксперты поставили под сомнение. Адепт "Ат-Такфир валь-Хиджра" не будет пользоваться современным оружием, отмечает обозреватель Орхан Джемаль. Возможно, задержанные входят в независимые структуры, полагает руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований

Елена Супонина.

26 и 27 ноября в Москве были задержаны 15 человек, в том числе уроженцы Дагестана, Чечни, Ингушетии и Калмыкии, входившие, по данным МВД, в организацию "Ат-Такфир валь-Хиджра", деятельность которой в России была запрещена решением суда. В ходе проведенных обысков на съемной квартире в Москве, в которой проживали задержанные, были обнаружены три самодельных взрывных устройства, в том числе "пояс шахида", боевое и травматическое оружие, гранаты, патроны и экстремистская литература, утверждают в МВД РФ.

Установлено, что один из задержанных долгое время обучался исламу в арабских странах, после чего прибыл в Москву. Здесь он совместно с группой лиц создал "джамаат", куда входило в общей сложности 15 человек. Среди них граждане Туркменистана, Узбекистана, уроженцы Дагестана, Чечни, Ингушетии, Калмыкии, а также двое неофитов из Москвы и Белгородской области, говорится в сообщении, опубликованном на сайте МВД РФ 27 ноября.

По данным ведомства, задержанные действовали в условиях строжайшей конспирации, полностью исключив методы открытой пропаганды и использование технических средств и средств связи. По информации оперативных сотрудников главного управления по противодействию экстремизму МВД, задержанные причастны к ряду краж, грабежей, разбойных нападений, включая распространение запрещенных средств, препаратов и курительных смесей, выручка от которых шла на финансирование деятельности организации.

Это уже второе в этом месяце задержание активистов "Ат Такфир валь-Хиджра" в Москве и области. 5 ноября в Балашихе после шести месяцев наблюдения оперативниками был задержан гражданин России, который вербовал в организацию молодых женщин. Он знакомился в социальных сетях, а также на улицах Москвы со скромными, малообщительными девушками, входя в доверие, уговаривал их принять ислам. К моменту задержания ему удалось таким образом привлечь в организацию четырех женщин, пишет, не называя источники, издание "Эксперт".

По данным издания, даже после работы с завербованными девушками сотрудников правоохранительных органов трое из них отказались вернуться домой.

Комментариев задержанных и их представителей в связи с сообщением МВД пока не поступало, их позиция неизвестна.

Движение "Ат Такфир валь-Хиджра" существует с 1971 года. Его лидером был агроном из Верхнего Египта Шукри Мустафа (1942-1978). Создатели движения пришли к мысли, что египетское общество уже не соответствует исламу, поэтому в 1973 году такфиристы ушли в малонаселенные предгорные районы Египта. В 1976 году численность группы (себя они называли Джамаат аль-муслимин - "община мусульман", считая остальных неверными) составляла несколько тысяч человек. В 1977 году члены движения взяли в заложники экс-министра по делам религий правительства Египта Мухаммада аз-Захаби. В 1977 году Шукри Мустафа был арестован, а в 1978 году казнен, информирует РИА "Новости". Деятельность международного религиозного объединения "Ат Такфир валь-Хиджра" ("Искупление и исход") запрещена на территории России решением Верховного суда Российской Федерации от 15 сентября 2010 года.

Джемаль: такфиристы следуют образу жизни времен Мухаммеда

"Вообще это загадочная организация в силу того, что она время от времени исчезает, а потом возникает из небытия", - прокомментировал сообщение о задержании членов "Ат Такфир валь-Хиджра" в эфире телеканала "Дождь" обозреватель "Известий" Орхан Джемаль.

"Появилась она в Египте, ее создатель - Шукри Мустафа. В 1977 году Мустафу арестовали, казнили за похищение и убийство министра по делам вакуфов – это министр, который занимается имуществом, принадлежащим исламской общине", - рассказал журналист.

Организация стала известна не террористической деятельностью, а "позиционированием", заявляя, что "все, что не было во времена Пророка, это непозволительно. Мы должны жить в палатках как бедуины, мы не должны смотреть телевизоры и даже автоматами Калашникова не должны пользоваться, мы должны пользоваться луками, мечами".

Это течение приобрело сторонников среди выходцев из Цунтинского и Цумадинского районов Дагестана. "Оно долгое время было абсолютно безобидное. Эти люди сидели по домам, вместе со всеми не молились, их обвиняли в неверии. Никакого отношения к террористической деятельности не имели. Лидером их был Аюб Астраханский, то есть человек, который обосновался в Астрахани", - утверждает Джемаль, добавляя, что позднее эта группа эмигрировала в Бельгию.

Однако эти люди несколько лет назад стали фигурировать в криминальных сводках. "Конечно, когда у нас чекисты говорят: "Мы поймали такфиристов с оружием", я могу поверить, что они пойманы с оружием, вряд ли им подбросили такое количество оружия. Но такфиристы ли это – большой вопрос", - заявил обозреватель.

Супонина: задержанные вряд ли имеют отношение к "Ат Такфир валь-Хиджра"

О связи ячейки, члены которой задержаны в Москве, с египетской организацией "Ат Такфир валь-Хиджра", говорить уверенно нельзя, считает руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Елена Супонина. "Ат Такфир валь-Хиджра" известна как радикальная запрещенная организация. Члены этой организации обвиняют в неверии очень многих, в том числе и свои мусульманские правительства. Именно поэтому она запрещена", - приводит слова эксперта "Русская служба "Би-Би-Си".

Она пояснила, что члены "Ат Такфир валь-Хиджра" призывают к смене режимов вначале в своих странах, а потом - в других. Однако широкой известности деятельность этой группировки в России не получила.

Возможно, задержанные являются независимой структурой и пользуются "известным брендом", отметила Супонина. По ее словам, аналогичный случай несколько лет назад имел место в Крыму, где были задержаны якобы члены "Ат Такфир валь-Хиджра", но впоследствии выяснилось, что они не имели связи с организацией в Египте.

Ганнушкина: бездоказательные обвинения опаснее чуждой идеологии

Обвинения, выдвигаемые правоохранительными органами, и решения судов, признающих какие-либо организации экстремистскими или террористическими, зачастую безосновательны, отмечает член правления международного "Мемориала", председатель комитета "Гражданское содействие", реализующего гуманитарные и просветительские проекты на Северном Кавказе, Светлана Ганнушкина.

В качестве примера правозащитница приводит "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" ("Партия исламского освобождения"), которая решением Верховного суда РФ 4 февраля 2003 года была признана террористической организацией "без единого тому доказательства".

"В решении ВС РФ эта партия охарактеризована в двух абзацах: "Организация, которая имеет целью устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания "Всемирного исламского Халифата", первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ. Основные формы деятельности: воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям; активная вербовка сторонников, целенаправленная работа по внесению раскола в общество (прежде всего пропагандистская с мощным финансовым подкреплением)", - привела Ганнушкина обоснование судебного решения в статье, опубликованной 23 ноября изданием "Права человека в России".

"В Германии "Хизб ут-Тахрир" признана экстремистской и также запрещена, в ряде других европейских стран - действует на законных основаниях. За "Хизб ут-Тахрир" не отмечено ни одного террористического акта. По моему убеждению, превращение деятелей этой партии в мучеников только увеличивает ее ряды. Судить их за подготовку свержения строя так же безосновательно, как судить коммунистов за идею построения коммунизма во всем мире или теорию отмирания государства", - считает правозащитница.

"Мне крайне несимпатична идеология тех и других. Но много опасней суд, отвергающий принцип субъективного вменения обвинения, согласно которому "лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина" (ч.1 ст.5 УК РФ)", - заключила Светлана Ганнушкина.
Кавказский узел

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!