Элегия некрасов средства выразительности. Николай Некрасов: «Элегия»

«Элегия» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Талантливый поэт Николай Некрасов в своих произведениях описывал тяжелую судьбу простого народа, за что не раз получал неодобрительные отзывы литературных критиков.

Не исключением стало произведение "Элегия ", написанное в 1874 г., которое было своего рода протестом поэта против постоянной и несправедливой критики в свою сторону. Стихотворение написано шестистопным ямбом с парной рифмой.

В своем произведении Некрасов описывает жизнь и страдания народа, который продолжает бедствовать даже после получения свободы, в связи с проведенными реформами и отменой крепостного права.

В начале стихотворения Некрасов обращается к неизвестному оппоненту, убеждая его в том, что реформа практически не улучшила жизнь бедных людей. Во фразу "народ освобожден, но счастлив ли народ?" писатель вкладывает горечь, которая гложет его. Напущенное благополучие, убеждение, что человек сам себе хозяин, что он может вольно работать на поле - все это не вводят в заблуждение поэта. Ведь он видит, что большинство людей обречено прожить всю жизнь, зарабатывая гроши тяжкой работой. Лишь единицы могут получить образование и подняться к лучшей жизни.

Поэт считает, что его долг и предназначение - это привлечь внимание "сильных мира сего" на ничтожную жизнь бедных людей, на их убогое прозябание и безысходность в жизни.

В конце произведения автор отмечает, что не уверен и точно не знает, как живется его народу. Ведь это спорный вопрос: с одной стороны раскрыла объятия долгожданная свобода, а с другой стороны их поджидает прежняя нищета. Простой народ стоит на распутье. Многие не знают, как можно вольно жить, они растеряны и часто дают возможность воспользоваться своей слабостью.

Борьба против произвола сильных мира сего — централь-ная тема поэзии Н. А. Некрасова, в которой доминируют граж-данственные мотивы. Наиболее развернутое и весомое в этом отношении стихотворение — «Элегия». Уже само название подчеркивает авторскую грусть и боль за судьбу народа. Н. А. Некрасов подчеркивает, что защита прав простых людей — первоочередная задача поэзии: «Пускай нам говорит из-менчивая мода, Что тема старая — «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте, юноши! Не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!.. Увы! Пока народы Влачатся в нищете, покорствуя би-чам, как тощие стада по скошенным лугам, оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!..». Не случайно в стихотворении так много восклица-ний, есть риторические вопросы («К народу возбуждать вни-манье сильных мира — Чему достойнее служить могла бы ли-ра?..», «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..», «Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долго-му пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли переме-ну В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же го-рестен нестройный их напев?..»). В последних двух примерах речь идет об отмене крепостного права (реформе 1961 года). «Элегия» написана в 1874 году, но изменилось ли положение народа за десятилетие? Прежняя нищета — вот что видит Н. А. Некрасов на деле как поэт и гражданин. Интересно, что Н. А. Некрасов, чтобы четче очертить временные границы, об-ращался к стихотворению А. С. Пушкина «Деревня», убеди-тельно показывая, что картина безрадостной крестьянской жизни не изменилась и с пушкинских времен.

Бедственное положение народа красноречиво подчерки-вает сравнение («Как тощие стада по скошенным лугам»), а также антитеза («Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет»). На одном полюсе противо-поставления оказывается толпа (под которой, очевидно, по-нимается культурная общественность) и сильные мира, а на другой — простой народ, голос которого никто не слышит. Борьбу за народное счастье поэт приравнивает к воинскому подвигу («Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба»). Диалог поэта с Музой привносит в произведение атмосферу доверительной беседы. Дополнительный эмоциональный накал стихотворе-нию придают оксюморон («сладкие слезы»), традиционный народнопоэтический эпитет («красный день»), антитеза («друг» — «враг»), а также поэтичная пейзажная зарисовка в финальной строфе.

Россия XIX века воспринимается прежде всего как страна аграрная. Чтобы показать важность народного труда, Н. А. Некрасов всячески поэтизирует его.

Сельские груды, жатва золотая, соха, сверкающие серпы и дружные косы — все эти детали воссоздают единую картину крестьянских будней. Эта страда вызывает уважение как у по-эта, так и у читателя. Чем же в это время занимается «толпа»? Н. А. Некрасов подчеркивает, что просит у сильных мира не милости, а социальной справедливости. В поддержку своей песне он призывает саму природу: «И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы. И лес откликнулся... Природа внемлет мне». Материал с сайта

Стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия» важно не только как главный протест против произвола сильных мира сего, но и как произведение, в котором поэт подводит своеобразный твор-ческий итог своим поэтическим размышлениям: «Я лиру посвя-тил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен...». Не случайно уже с пер-вых строк произведения становится ясно, что оно посвящено молодому поколению («Не верьте, юноши!). Таким образом, «Элегию» можно также рассматривать в русле традиции поэти-ческих памятников. В 1878 году Н. А. Некрасов ушел из жизни, но воссозданный им в стихотворении «Элегия» образ поэта — мужественного гражданина и народного заступника — будет жить в памяти соотечественников еще долгие годы.

Элегия посвящена другу и мужу сестры Н. А. Некрасова А. Н. Еракову и подарена ему в день рождения вместе с пись-мом, в котором были строки: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому мо-ему другу».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Позднее стихотворение “Элегия” (А.Н. Е<раков>у) (1874) кажется нарочито старомодным, подчеркнуто традиционалистским. Оно написано александрийским стихом (6-стопные ямбы с парной рифмовкой), выдержано в высоком, торжественном стиле, дидактически-назидательно, насыщено мотивами, восходящими к поэзии прошлых времен. Некрасов отказался от мысли начать его следующим остроумным двустишием: “Старо, не правда ли, печь хлебы из муки? / Однако ж из песку попробуй, испеки!” Это двустишие удачно предваряло бы последующие строки, однако его некоторая смешливость не была бы вполне уместной в скорбном и величественном контексте всего остального. В результате начата “Элегия” так:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она.

Это непосредственный отклик на лекцию известного филолога О.Ф. Миллера, в которой он утверждал, что Некрасов повторяется, продолжая варьировать исчерпанную им уже тему “страданий парода”. Поэт возражает: нет, эта тема неисчерпаема, “не стареет”. Уже Пушкин употреблял глагол “стареет” с ударением на втором слоге, Некрасов же в данном случае предпочитает архаическую форму. Здесь он несколько похож на старца, поучающего “юношей” и отвергающего всякую новомодность.

... Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза...

О некрасовской Музе см. в разделе этой главы, посвященном” стихотворению “Вчерашний день, часу в шестом...”. “Влачатся”, “тощие”, “покорствуя бичам” - явственные отзвуки пушкинской “Деревни” (1819), нескрываемая цитата. Антикрепостнический пафос Пушкина, как видно, не устарел и тогда, когда уже отменено крепостное право.

К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?..

Где Муза, там, конечно, и лира, опять-таки как и в пушкинских стихах; и следующая строка некрасовской “Элегии” стала хрестоматийной - как бы эпиграфом ко всему творчеству поэта, произносимым с лирико-завещательной интонацией:

Я лиру посвятил народу своему.

Но это отнюдь не гарантия того, что народ возблагодарит посвященную ему лиру. У Некрасова есть стихи, в которых выражено горькое сомнение в этом (“Я настолько же чуждым народу / Умираю, как жить начинал”, “И песнь моя бесследно пролетела, / И до народа не дошла она”). В “Элегии” поэт тоже сомневается в признании народа: “Бытьможет, я умру неведомый ему...” Далее мысль поэта обращается к последствиям крестьянской реформы 1861 г. Решила ли отмена крепостного права больные проблемы крестьянской жизни? В “Кому на Руси жить хорошо” сказано, что распавшаяся “цепьвеликая”, одним концом ударив по барину, другим ударила по мужику. В стихотворении “Как празднуют трусу” Некрасов с горечью замечает: “В жизни крестьянина, ныне свободного, / Бедность, невежество, мрак”. Сходный мотив прозвучал и в “Элегии”:

Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...
“Довольно ликовать в наивном увлеченье, -
Шепнула Муза мне. - Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..”

Следующая строфа начинается риторико-стилистической фигурой, суть которой такова: что бы я ни делал, я занят одним. “Внимаю ль песни жниц...” и пр. (ср. у Пушкина: “Брожу ли я вдоль улиц шумных...”). Слово “песни” - либо винительный падеж множественного числа от “песня” (и тогда глагол “внимаю” - переходный), либо дательный единственного от “песнь”. Скорее первое, хотя есть возможность двоя кого понимания. Так вот, что бы ни делал поэт, он все время ищет ответ на вопрос о том, осчастливила ли свобода крестьян, внесла ли она перемену “В народные судьбы? в напевы сельских дев?/ Иль так же горестен нестройный их напев?” Пушкин в авторских примечаниях к “Евгению Онегину” комментировал свой стих из IV главы “В избушке распевая, дева...”: “В журналах удивлялись, как можно было назвать девою простую крестьянку, между тем как благородные барышни, немного ниже, названы девчонками”. Некрасовские слова “напевы сельских дев” как бы солидарны с мнением Пушкина о том, что о поющей крестьянской девушке можно писать в высоком слоге.

Заключительная строфа “Элегии” начинается словами “Уж вечер настает”. Они отсылают нас к строке из элегии Жуковского “Вечер”: “Уж вечер... Облаков померкнули края...” В XIX в. не забывали эту элегию старого мастера. Отрывок из нее, как раз начиная с указанной строки, вошел в либретто оперы Чайковского “Пиковая дама” (1890). Жанр элегии, то есть задумчиво-грустного стихотворения, привлекал Некрасова, автора стихотворных циклов “Последние элегии” и “Три элегии (А.Н. Плещееву)”, последний создан в год написания рассматриваемого стихотворения, в котором слышен элегический отзвук из Жуковского.

В последней строфе лирический герой бродит в “прохладной полутьме”, благословляет “сельские труды”, шлет проклятия “народному врагу”, молится за “друга” и поет. Громкой песне внемлет и вторит природа - долы, нивы, горы, лес.

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, -
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

У разных поэтов варьируется сходный мотив: пророк, проповедник, певец, поэт заворожил природу, которая благодарно прислушивается к нему, а вот живые люди, к которым он обращается, глухи, невосприимчивы к его вдохновенному слову. См. “Пророк” Лермонтова, “Бэда-проповедник” Полонского, “Слепой” А.К. Толстого. Некрасов, как видно, подключается к этой прочно сложившейся традиции. А заключительная строка прямо отсылает нас к концовке 1-го тома “Мертвыхдуш” Гоголя: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”. Это одно из многих обращений Некрасова к гоголевскому творческому опыту.


Стихотворение "Элегия" Н.А. Некрасов написал в 1874 году в ответ на критику со стороны литературных историков. Они считали творчество поэта однообразным и повторяющимся, потому что основная тема Некрасова - изображение жизни русского народа. Но в то время крепостного права уже не было, а значит, многие считали, что крестьяне стали жить счастливо, и что данная проблема не актуальна.

Стихотворение относится к теме народа, как и большинство произведений Некрасова. Но здесь поэт обращается прежде всего к неизвестным оппонентам, утверждая, что проблема счастья простых людей актуальна до сих пор.

Пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам

Некрасов считает важным "к народу возбуждать вниманье сильных мира", потому что крестьяне, получив свободу, всё также бедствуют. И поэт полностью их понимает, ведь ему самому приходилось жить в полной нищете на улице.

"Я лиру посвятил народу своему", - он спокоен за то, что герои его произведений - крестьяне, а не знатные люди. Ему посчастливилось видеть красный день, когда отменили крепостное право, но в этот момент заговорила Муза, и появился вопрос: "Народ освобождён, но счастлив ли народ?" В поисках ответа поэт обращается к повседневной жизни крестьян, трудящихся на поле и полностью отдающихся своей работе. Взволнованный, он не находит ответа на "тайные вопросы" о том, пришли ли перемены в народные судьбы, "в напевы сельских дев", или нет.

Завершая "Элегию", Некрасов отмечает, что он не знает, лучше или хуже стало житься русским крестьянам. Он только просит благословения сельским трудам, сулит проклятия народному врагу и молит у небес могущества другу.

Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Не внемлет он - и не дает ответа...

Некрасов хотел выразить своё чувство любви и долга к народу, понимание проблем простых людей. Он обратил внимание на проблему счастья и показал, что отмена крепостного права вовсе не означает, что народ стал свободным и счастливым.

Поэт использует лексические и синтаксические средства выразительности: эпитеты («слезы сладкие», «красный день»), метафору («служить им будет муза»), олицетворение («И лес откликнулся…», "природа внемлет мне), анафору («И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся…»), риторический вопрос («Чему достойнее служить могла бы лира?»), а также такой вид звукописи, как аллитерацию («Что тема старая – «страдания народа», «И слезы сладкие я пролил в умиленье…») Все эти стилистические фигуры передают настроение поэта, его волнующую мысль. Стихотворение написано в двухсложном размере - ямбе, используется парная рифмовка, она придаёт тексту ясность, и в то же время выразительность.

Элегия впечатляем своим настроением, простой и в то же время хорошей рифмовкой, выразительностью. Поэт выступает как страстный защитник народных интересов, и даже природа ему "внемлет".

"Важно только одно - любить народ, Родину, служить им сердцем и душой"

Обновлено: 2017-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Элегия» было написано Н.А. Некрасовым в 1874 году. Оно посвящено А.Н. Еракову, другу поэта, ставшему мужем его любимой сестры, Анны Алексеевны Буткевич. А.Н. Ераков был инженером путей сообщения. Это был добрый, отзывчивый человек, обладающий большим художественным вкусом. Ему же посвящено стихотворение «Недавнее время». Некрасов послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом, в котором говорилось: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Поводом к написанию произведения стало выступление историка литературы О.Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться, что «непосредственное описание страданий народа Некрасовым исчерпано».

Жанр произведения указан в названии – элегия. Тема его – положение русского народа и роль поэта в обществе. Так в жанр элегии, традиционные мотивы которой – любовь, грусть, душевная рефлексия и размышления о жизни, Некрасов вводит социальную проблематику. Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Стиль его – реалистический.

Начинается стихотворение мыслью о «русском народе». Оппонируя критикам, лирический герой размышляет о том, насколько эта тема актуальна, важна для поэзии. Первые четыре строчки представляют собой зачин, определение темы:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна, -
Не верьте, юноши! не стареет она.

И уже здесь Некрасов выступает новатором. Элегия открывается не мотивом тоски и не анализом собственных чувств, как мы уже отмечали выше, а обращением к юношеству. И здесь мы слышим интонации и проповеди, и завещания, и открытого призыва.

Затем мы видим развитие темы. Лирический герой приходит к выводу, что нет предмета достойнее и значительнее, что поэт обязан «Толпе напоминать, что бедствует народ», «К народу возбуждать вниманье сильных мира». Муза, по мнению героя, должна стать неизменной спутницей народной судьбы:

Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Тон речи здесь становится торжественным и взволнованно-патетическим. Стихотворение Некрасова перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт скорбит о тяжкой доле крестьянина:

Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам…

Этой реминисценцией Некрасов как бы дает понять, что со времен Пушкина в жизни народной мало что изменилось, что тема эта по-прежнему очень важна. Анализируя свой жизненный путь, герой восклицает:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Далее он обращается к конкретным фактам, вспоминая о событии, современником которого он стал, – об отмене крепостного права. Однако сделало ли это освобождение русский народ счастливым? На этот вопрос ответа мы не находим:

Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье, -
Шепнула муза мне, – пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

В третьей части тон лирического героя становится спокойным, повествование приобретает идиллически-элегический характер. С грустью он отмечает, что реформа не принесла народу облегчения. Риторические вопросы передают горестные размышления его:

Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену,
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..».

Последняя строфа элегии раскрывает мысли о творческом вдохновенье и о народе. Призыв поэта, его вопросы остаются безответными. Лишь в природе он находит отклик на зов своей души:

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, -
Увы! не внемлет он – и не дает ответа…

Здесь есть реминисценция из пушкинского стихотворения «Эхо»:

Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури, и валов,
И крику сельских петухов -
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!

Мысль обоих поэтов схожа: их творчество не может найти отклик среди народа. Природа здесь противопоставлена людям.

В этом стихотворении достаточно отчетливо предстает перед нами образ лирического героя. Это уже немолодой человек, избравший свой путь и идущий по нему, когда с него сошли многие. Это человек цельный, хотя и ему известны колебания и ошибки, наивность увлечений, не слишком большая уверенность в своих силах («Быть может, я умру неведомый ему…»). Это человек мудрый и мужественный («…каждый в бой иди! А бой решит судьба…»). Ему небезразлична судьба юношества – будущего России. Это талантливый поэт, творящий по свободному вдохновению («И песнь сама собой слагается в уме…»). Он уверен, что жить честно можно только в беззаветном служении народу («К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?»).

Композиционно произведение делится на три части. Первая часть – зачин, обращение к юношеству. Вторая часть – развитие темы, провозглашение гражданского служения поэзии Отчизне, анализ собственного творческого пути. Третья часть – концовка, размышления о русском народе. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом – страданий народа. В финале лирический герой не говорит об этом прямо, но народ не внемлет его призывам, народ «безмолвствует». Этот мотив безмолвия сопряжен с темой нравственных страданий. Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихиями, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («слезы сладкие», «красный день»), метафору («служить им будет муза»), олицетворение («И лес откликнулся…»), сравнение («Как тощие стада по скошенным лугам…»), анафору («И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся…»), риторический вопрос («Чему достойнее служить могла бы лира?»), риторическое восклицание («Но каждый в бой иди!»), аллитерацию («Что тема старая – «страдания народа», «И слезы сладкие я пролил в умиленье…»), фразеологизм («возбуждать вниманье сильных мира…»). Поэт использует «высокую» лексику: «внемлет», «влачатся», «рок», «лира», «внимаю», «дев».

Таким образом, Некрасов рассматривал поэтическое творчество как гражданское служение Отчизне, русскому народу. Муза его явилась музой мести и печали, музой, иссеченной кнутом. Отрицая «искусство для искусства», поэт «понял смысл своего призвания и служил ему неизменно, не уклоняясь в стороны, не делая никаких уступок и не увлекаясь ложными, хотя и блестящими призраками. Подобными увлечениями можно упрекнуть многих, только не Некрасова, который понимал, что «покуда не видно солнца ниоткуда», то поэту с подобным настроением «стыдно спать» и

Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!