Именные иконы. Серпухов

Мученик Феодот Анкирский. Жил и пострадал за Христа в г. Анкире Галатийской в III веке. Имея свою гостиницу, святой исполнял обязанность апостолов: своими богодухновенными учениями и беседами он привел ко Христу многих язычников и многих грешников побудил раскаяться в грехах своих. За свою благочестивую жизнь святой Феодот получил от Господа дар исцеления недугов. Во время гонения на христиан корчемница святого Феодота служила убежищем для гонимых христиан, а также святой посещал и утешал святых мучеников в темнице и тайно погребал тела святых страдальцев.
В то время мученическую смерть за Христа приняли семь святых дев: Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, из которых старшая Текуса была теткой св. Феодота. С юных лет воспитанные в благочестии и страхе Божием, святые девы соблюдали чистоту телесную и душевную. Проводя богоугодную жизнь, эти девственницы достигли старости. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане они были схвачены и преданы на мучения. Но так как муки не могли поколебать веру их, то святых мучениц отдали блудным юношам на осквернение. Но св. мученица Текуса строго обличила одного из юношей, и он вместе со своими товарищами, устыдившись нечестивого намерения, не причинили святым девам никого вреда. Тогда жестокий правитель приказал мученицам принять участие в языческом празднике, но они отказались, за что и были потоплены в озере.
В сонном видении св. мученица Текуса повелела св. мученику Феодоту достать тела их со дна озера. Идя ночью за явившейся лампадой, освещающей им путь, св. Феодот и другие христиане подошли к озеру. В это время было страшное видение, которое устрашило воинов, охранявших тела святых мучениц, и они бежали. Поднявшийся ветер, отогнал воду с одной стороны озера на другую, так что дно озера обнажилось и стали видны святые тела. Взяв тела святых мучениц, св. Феодот с честью похоронил их.
Узнав об этом, нечестивый игемон схватил св. Феодота и подверг его различным истязаниям, так что тело святого представляло собой сплошную язву. Но он, укрепляемый силой Божией, продолжал исповедовать и славить Христа. Затем св. мученик Феодот был усечен мечом. Мученическая кончина его последовала 7 июня 303 или 304 г.
Нечестивые мучители хотели сжечь тело св. мученика Феодота. Но внезапно поднявшаяся великая буря и свет, облиставший тело мученика, устрашили их. Тогда игемон приказал воинам охранять тело святого мученика. Между тем, по устроению Божиему, мимо проезжал на осле священник Фронтон. Узнав от воинов о страданиях св. мученика Феодота и что здесь находится его честное тело, он решил хитростью взять его у них. Для этого Фронтон напоил воинов вином. И когда они уснули, с благоговением взял останки св. мученика Феодота, возложил на осла и привез в свое селение, где с честью предал их погребению. Впоследствии здесь была построена церковь во имя св. мученика Феодота.
Память св.мч.Феодота Анкирского отмечается 18 мая, 7 июня и 7 ноября по старому стилю.


Тропарь, глас 4:

           Мученик Твой, Господи, Феодот, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 6:

           Звезда светлая явился еси, непрелестная мирови, солнца Христа возвещающи зарями твоими страстотерпче Феодоте, и прелесть погасил еси всю: нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.

(kazan.eparhia.ru; иллюстрации - www.inokini.ru; www.ikonu.ru; vlad-geo.narod.ru).

Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303).

Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев - Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был "корчемником", имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников - к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.
Во время гонения императора Диоклитиана (284-305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали.
В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу-Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.
В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы - Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании "омовения идолов", как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота, как виновника похищения тел. Святой Феодот стал готовиться к смерти за Христа; вознеся вместе со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать его тело священнику Фронтону, которому ранее отдал свой перстень. Святой предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа. Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. Он остался жив и был отведен в темницу. На следующее утро правитель вновь приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его мужество невозможно. Тогда он повелел отсечь голову мученику. Казнь совершилась, но поднявшаяся буря помешала воинам сжечь тело мученика. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время священник Фронтон проходил близлежащей дорогой, ведя осла с поклажей вина из своего виноградника. Около места, где лежало тело святого Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело казненного христианина Феодота. Священник понял, что Господь промыслительно привел его сюда. Он возложил святые останки на осла и привез их на место, указанное святым Феодотом для своего погребения, и с честью предал земле. Впоследствии он воздвиг на этом месте церковь. Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти святых дев.
Описание жизни и мученического подвига святого Феодота и страдания святых дев составил современник и сподвижник святого Феодора и очевидец смерти его - Нил, находившийся в городе Анкире в период гонения на христиан императора Диоклитиана.

Мчч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Христины (249-251).
Св. Макария (Глухарева), Алтайского, Сибирского (1847).
Св. Иоанна (Гашкевича) пресвитера Кормского (1917).
Сщмч. Михаила пресвитера (1932).
Новомч. Дамиана Граховского (1940) (Серб.).
Сщмч. Василия пресвитера (1942).
Мчч. Симеона, Исаака и Вахтисия (IV).
Мчч. Ираклия, Павлина и Венедима (250).
Мчч. Давида и Таричана (693) (Груз.).
Мч. Евфрасии, Никейской (Греч.).
Свт. Стефана Нового, патр. Константинопольского (Греч.).
Сщмч. Феодора, папы Римского (Греч.).
Св. Анастасо Лукадского (Греч.).
Прп. Мартиниана Ареовинфского (Греч.).
Сщмч. Потамона, еп. Ираклийского (341) (Греч.).

Многих язычников он обратил в христианство, за что жестко был наказан императором Ликиием. Невозможно даже представить, какие пытки претерпевал священномученик: сначала его избивали твердыми и упругими жилами, затем его повесили на дерево, совершенно беззащитного и обнаженного и стали вырезать бока. Изверги не успокаивались, пока не дошли до самых костей святого. Измученного до полусмерти, епископа Феодота бросили в темницу. Но и этого им показалось мало, его положили на железный щит и стали под ним разводить костер, подбрасывая в него солому и хворост. Святой мужественно все претерпевал, на этом мучения не закончились, мученику вбили гвозди в ноги и заставили в таком положении ходить, а затем снова отправили за решетку.

В это время Константин Великий силой своего войска и, укрепляемой верой Христовой, разгромил Максентия. Тем самым свободу получили все христиане, находившиеся за решеткой. Однако, святой Феодот не обрадовался этому событию, т.к. хотел отойти ко Господу, получив мученический венец.

Но, видимо, воля Спасителя была другой. Епископ вернулся в свой родной город Киринию и через два года отошел ко Господу.

Надвратная церковь над западными Святыми воротами монастыря. Одноглавый храм с горкой кокошников в завершении, окруженный папертями, построен во имя св.Феодотия Анкирского в 1599 г. на вклады Бориса Годунова в честь своего патронального святого. Сильно перестраивался в 1834 г. и был переосвящен во имя Нерукотворного Образа Спаса. Церковь служила приходским храмом. Была сильно разрушена в советское время, утрачены росписи. В начале 2000-х гг. отреставрирована О.В. Гаевой в первоначальном облике и освящена как Феодотиевская.

Святые ворота с надвратной церковью Феодота Анкирского (Спасской) в комплексе Введенского Владычного монастыря является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).



Надвратный храм мч. Феодота Анкирского

Храм Георгия Победоносца является уникальным памятником Годуновской архитектуры. Время его построения относится к концу XVI века. В «Историческом описании монастыря» В.А. Рождественского упоминается, что «в ризнице монастыря сохраняется благословенная грамота патриарха Иова 1599 г.» на построение надвратного храма.

Сведения о надвратном храме (из исторического описания В.А. Рождественского): Над святыми вратами находится церковь, небольшая, каменная, построенная еще игуменом Вассианом в конце XVI в. во имя священномученика Феодотия Анкирского. На построение ее доселе сохраняется в ризнице благословенная грамота патриарха Иова 1599 г. Уже в 1834 г., по прошению игумении Назареты, сия церковь возобновлена и освящена Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским, в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Фрагмент статьи архитектора О.В. Гаевой о надвратном храме Владычнего монастыря: Уникальные результаты дали натурные исследования надвратной церкви Феодота Анкирского, единственного памятника с точной датой сооружения — в 1599 г. патриарх Иов выдал грамоту, где «…строителя Васьяна с братьею благословил, велел, у Введения Пречистыя Богородицы, на святых воротех, воздвигнути новой каменной храм, во имя святого священномученика Феодота Ангирскаго, да на тот храм и онтиминс дати…». Как показали исследования, сообщение грамоты следует понимать буквально — новый храм Феодотия Анкирского действительно был поставлен на существовавших каменных Святых вратах.

Святые врата почти полностью сохранились, по крайней мере их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане - 8.48×3.64м. Ворота, очевидно, входили в систему деревянных укреплений монастыря. Учитывая местоположение монастыря на берегу Оки и пограничный характер города, можно предположить, что это была не просто ограда, а солидное сооружение, имевшее оборонительный характер.

Авторитетный исследователь «годуновской» архитектуры А.Л. Баталов при исследовании проблемы заказа в зодчестве конца 16 - начала 17 вв., обратил внимание на посвящение надвратной церкви — Феодоту Анкирскому, патрональному святому Бориса Годунова, что является подтверждением особого царского внимания к монастырю в ознаменование успешного завершения «Серпуховского похода» 1598 г. против крымского хана Казы-Гирея (Гази Гирея II, 1588-1608 г.г.). 29 июля 1598 г. крымское посольство было принято непосредственно Борисом Годуновым и, признав за ним царский титул, приняло предложения о мире. Этот поход непосредственно предшествовал царскому венчанию (3 сентября 1598 г.). Стан Бориса Годунова находился на лугах вблизи монастыря, настоятелем которого был Вассиан (Ладыженский) — родственник Леонтия Ладыженского, посланника царя в Крыму, чьи дипломатические действия в значительной степени содействовали политической победе Годунова. Монастырь, оказавшийся в центре таких крупных политических событий как воцарение новой династии на русском престоле, получил значительные царские вклады.

http://www.inokini.ru/svjatyni/hram/filaret.php

Жи-тия му-че-ни-ка Фе-о-до-та Ан-кир-ско-го и му-че-ниц се-ми дев: Те-ку-сы, Фа-и-ны, Клав-дии, Мат-ро-ны, Иулии, Алек-сан-дры и Ев-фра-сии

Свя-той му-че-ник Фе-о-дот и свя-тые му-че-ни-цы семь дев - Те-ку-са, Фа-и-на, Клав-дия, Мат-ро-на, Иулия, Алек-сандра и Ев-фра-сия - жи-ли во 2-й по-ло-вине III ве-ка в го-ро-де Ан-ки-ре, Га-ла-тий-ской об-ла-сти, и му-че-ни-че-ски скон-ча-лись за Хри-ста в на-ча-ле IV ве-ка. Свя-той Фе-о-дот был "кор-чем-ни-ком", имел свою го-сти-ни-цу, был же-нат. Уже то-гда он до-стиг вы-со-ко-го ду-хов-но-го со-вер-шен-ства: со-блю-дал чи-сто-ту и це-ло-муд-рие, вос-пи-ты-вал в се-бе воз-дер-жа-ние, по-ко-рял плоть ду-ху, упраж-ня-ясь в по-сте и мо-лит-ве. Сво-и-ми бе-се-да-ми он при-во-дил иуде-ев и языч-ни-ков к хри-сти-ан-ской ве-ре, а греш-ни-ков - к рас-ка-я-нию и ис-прав-ле-нию. Свя-той Фе-о-дот вос-при-ял от Гос-по-да дар ис-це-ле-ний и вра-че-вал боль-ных воз-ло-же-ни-ем на них рук.

Во вре-мя го-не-ния им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на (284-305) на хри-сти-ан в го-род Ан-ки-ру был на-зна-чен из-вест-ный сво-ей же-сто-ко-стью пра-ви-тель Фео-текн. Мно-гие хри-сти-ане бе-жа-ли из го-ро-да, остав-ляя свои до-ма и иму-ще-ство. Фео-текн опо-ве-стил всех хри-сти-ан, что они обя-за-ны при-не-сти жерт-ву идо-лам, в слу-чае же от-ка-за бу-дут пре-да-ны на му-че-ния и смерть. Языч-ни-ки при-во-ди-ли хри-сти-ан на му-че-ния, а иму-ще-ство их рас-хи-ща-ли.

В стране на-сту-пил го-лод. В эти су-ро-вые дни свя-той Фе-о-дот в сво-ей го-сти-ни-це да-вал при-ют хри-сти-а-нам, остав-шим-ся без кро-ва, пи-тал их, скры-вал под-вер-гав-ших-ся пре-сле-до-ва-нию, из сво-их за-па-сов да-вал в ра-зо-рен-ные церк-ви все необ-хо-ди-мое для со-вер-ше-ния Бо-же-ствен-ной ли-тур-гии. Он бес-страш-но про-ни-кал в тюрь-мы, ока-зы-вая по-мощь невин-но осуж-ден-ным, убеж-дая быть до кон-ца вер-ны-ми Хри-сту Спа-си-те-лю. Фе-о-дот не стра-шил-ся по-гре-бать остан-ки свя-тых му-че-ни-ков, тай-но уно-ся их или вы-ку-пая за день-ги у во-и-нов. Ко-гда в Ан-ки-ре хри-сти-ан-ские церк-ви бы-ли ра-зо-ре-ны и за-кры-ты, Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию ста-ли со-вер-шать в его го-сти-ни-це. Со-зна-вая, что ему то-же пред-сто-ит му-че-ни-че-ский по-двиг, свя-той Фе-о-дот в бе-се-де со свя-щен-ни-ком Фрон-то-ном пред-ска-зал, что ему в ско-ром вре-ме-ни до-ста-вят му-че-ни-че-ские мо-щи на ме-сто, вы-бран-ное ими обо-и-ми. В под-твер-жде-ние этих слов свя-той Фе-о-дот от-дал свой пер-стень свя-щен-ни-ку.

В то вре-мя смерть за Хри-ста при-ня-ли семь свя-тых дев, из ко-то-рых стар-шая, свя-тая Те-ку-са, бы-ла тет-кой свя-то-го Фе-о-до-та. Свя-тые де-вы - Те-ку-са, Фа-и-на, Клав-дия, Мат-ро-на, Иулия, Алек-сандра и Ев-фра-сия с юных лет по-свя-ти-ли се-бя Бо-гу, жи-ли в по-сто-ян-ных мо-лит-вах, по-сте, воз-дер-жа-нии, доб-рых де-лах и все до-стиг-ли стар-че-ско-го воз-рас-та. При-ве-ден-ные на суд как хри-сти-ан-ки, свя-тые де-вы му-же-ствен-но ис-по-ве-да-ли пе-ред Фео-тек-ном свою ве-ру во Хри-ста и бы-ли пре-да-ны ис-тя-за-ни-ям, но оста-лись непо-ко-ле-би-мы-ми. То-гда пра-ви-тель пре-дал их бес-стыд-ным юно-шам на осквер-не-ние. Свя-тые де-вы го-ря-чо мо-ли-лись, про-ся у Бо-га по-мо-щи. Свя-тая Те-ку-са упа-ла к но-гам юно-шей, сняв го-лов-ное по-кры-ва-ло, по-ка-за-ла им свою се-дую го-ло-ву. Юно-ши опом-ни-лись, са-ми за-пла-ка-ли и ушли прочь. То-гда пра-ви-тель по-ве-лел, чтобы свя-тые при-ня-ли уча-стие в празд-но-ва-нии "омо-ве-ния идо-лов", как это со-вер-ша-ли язы-че-ские жри-цы, но свя-тые де-вы сно-ва от-ка-за-лись. За это они бы-ли при-го-во-ре-ны к смер-ти. Каж-дой на шею был при-вя-зан тя-же-лый ка-мень, и все семь свя-тых дев бы-ли утоп-ле-ны в озе-ре. В сле-ду-ю-щую ночь свя-тая Те-ку-са яви-лась во сне свя-то-му Фе-о-до-ту, про-ся до-стать те-ла их и по-хо-ро-нить по-хри-сти-ан-ски. Свя-той Фе-о-дот, взяв с со-бой сво-е-го дру-га По-ли-хро-ния и дру-гих хри-сти-ан, на-пра-вил-ся к озе-ру. Бы-ло тем-но, и путь ука-зы-ва-ла го-ря-щая лам-па-да. Меж-ду тем пе-ред стра-жей, по-став-лен-ной языч-ни-ка-ми на бе-ре-гу озе-ра, явил-ся свя-той му-че-ник Со-сандр. Устра-шен-ная стра-жа об-ра-ти-лась в бег-ство. Ве-тер ото-гнал во-ду на дру-гую сто-ро-ну озе-ра. Хри-сти-ане по-до-шли к те-лам свя-тых му-че-ниц и увез-ли их к церк-ви, где и пре-да-ли по-гре-бе-нию. Узнав о по-хи-ще-нии тел свя-тых му-че-ниц, пра-ви-тель при-шел в ярость и при-ка-зал хва-тать без раз-бо-ра всех хри-сти-ан и пре-да-вать их му-че-ни-ям. Был схва-чен и По-ли-хро-ний. Не вы-дер-жав ис-тя-за-ний, он ука-зал на свя-то-го Фе-о-до-та как ви-нов-ни-ка по-хи-ще-ния тел. Свя-той Фе-о-дот стал го-то-вить-ся к смер-ти за Хри-ста; воз-не-ся вме-сте со все-ми хри-сти-а-на-ми усерд-ные мо-лит-вы, он за-ве-щал от-дать его те-ло свя-щен-ни-ку Фрон-то-ну, ко-то-ро-му ра-нее от-дал свой пер-стень. Свя-той пред-стал пе-ред су-дом. Ему по-ка-за-ли раз-лич-ные ору-дия му-че-ний и вме-сте с тем обе-ща-ли боль-шие по-че-сти и бо-гат-ство, ес-ли он от-ре-чет-ся от Хри-ста. Свя-той Фе-о-дот про-сла-вил Гос-по-да Иису-са Хри-ста, ис-по-ве-дал свою ве-ру в Него. В яро-сти языч-ни-ки пре-да-ли свя-то-го про-дол-жи-тель-ным ис-тя-за-ни-ям, но си-ла Бо-жия под-дер-жа-ла свя-то-го му-че-ни-ка. Он остал-ся жив и был от-ве-ден в тем-ни-цу. На сле-ду-ю-щее утро пра-ви-тель вновь при-ка-зал ис-тя-зать свя-то-го, но вско-ре по-нял, что по-ко-ле-бать его му-же-ство невоз-мож-но. То-гда он по-ве-лел от-сечь го-ло-ву му-че-ни-ку. Казнь со-вер-ши-лась, но под-няв-ша-я-ся бу-ря по-ме-ша-ла во-и-нам сжечь те-ло му-че-ни-ка. Во-и-ны, си-дя в па-лат-ке, оста-лись сте-речь те-ло. В это вре-мя свя-щен-ник Фрон-тон про-хо-дил близ-ле-жа-щей до-ро-гой, ве-дя ос-ла с по-кла-жей ви-на из сво-е-го ви-но-град-ни-ка. Око-ло ме-ста, где ле-жа-ло те-ло свя-то-го Фе-о-до-та, осел вдруг упал. Во-и-ны по-мог-ли под-нять его и рас-ска-за-ли Фрон-то-ну, что сте-ре-гут те-ло каз-нен-но-го хри-сти-а-ни-на Фе-о-до-та. Свя-щен-ник по-нял, что Гос-подь про-мыс-ли-тель-но при-вел его сю-да. Он воз-ло-жил свя-тые остан-ки на ос-ла и при-вез их на ме-сто, ука-зан-ное свя-тым Фе-о-до-том для сво-е-го по-гре-бе-ния, и с че-стью пре-дал зем-ле. Впо-след-ствии он воз-двиг на этом ме-сте цер-ковь. Свя-той Фе-о-дот при-нял смерть за Хри-ста 7 июня 303 или 304 го-да, а вос-по-ми-на-ет-ся его па-мять 18 мая, в день смер-ти свя-тых дев.

Опи-са-ние жиз-ни и му-че-ни-че-ско-го по-дви-га свя-то-го Фе-о-до-та и стра-да-ния свя-тых дев со-ста-вил совре-мен-ник и спо-движ-ник свя-то-го Фе-о-до-та и оче-ви-дец смер-ти его - Нил, на-хо-див-ший-ся в го-ро-де Ан-ки-ре в пе-ри-од го-не-ния на хри-сти-ан им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

При-ме-ча-ние

«В Уста-ве это-го дня св. Фе-о-дот на-зы-ва-ет-ся свя-щен-но-му-че-ни-ком и епи-ско-пом; тро-парь ему по-ло-жен то-же свя-щен-но-му-че-ни-че-ский. По-во-дом к это-му мог-ло по-слу-жить то, что кор-чем-ни-ца св. Фе-о-до-та бы-ла мо-лит-вен-ным хра-мом и ал-та-рем для иере-ев, сам он был учи-те-лем ве-ры и бла-го-че-стия и убеж-дал дру-гих к стра-да-нию за Хри-ста, так что в неко-то-ром от-но-ше-нии ис-пол-нял пас-тыр-ские де-ла. Но он - не свя-щен-но-му-че-ник, а му-че-ник… Па-мять его со-вер-ша-ет-ся вто-рич-но в день кон-чи-ны свв. сед-ми дев, 18 мая, и в Уста-ве в тот день он на-зы-ва-ет-ся му-че-ни-ком» (Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. К.,1913. М., 1993р. С. 216; ср.: Сер-гий (Спас-ский), ар-хи-еп. Пол-ный ме-ся-це-слов Во-сто-ка. Вла-ди-мир, 1901. М., 1997р. Т. 3. С. 212, 185-186).
Сле-ду-ет так-же от-ме-тить, что на-име-но-ва-ние в бо-го-слу-жеб-ных кни-гах св. Фе-о-до-та 7 июня свя-щен-но-му-че-ни-ком ха-рак-тер-но как для сла-вян-ской ли-тур-ги-че-ской тра-ди-ции (ср.: Устав. М., 1610. Л. 727 об.; Устав. М., 1634. Л. 109; Устав. М., 1641. Л. 684 об.), так и для гре-че-ской (ср.: Ми-нея-Июнь. Ве-не-ция, 1843. С. 25, 27; Ве-не-ция, 1852. С. 22, 23; Ве-не-ция, 1868. С. 25, 27).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!