Роль деепричастия. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

Урок по теме

«Роль причастия и деепричастия в тексте»

Учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ № 13

Флягина Т.В.

Учебные цели урока:

    формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях причастия и деепричастия;

    организовать наблюдение за использованием глагольных форм в текстах различных стилей;

    тренировать учащихся в проведении морфологического разбора.

Воспитательные цели:

воспитывать чувство любви к родине;

воспитывать эстетический вкус у детей на примете известных произведений живо-

Задачи урока:

    уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи;

    развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

  • дидактический материал;

    репродукции картин В.Д.Поленова

1.Вступительное слово.

Сегодня мы поговорим об изобразительно-выразительных возможностях глагольных форм в текстах различных стилей.

В качестве материала для наших исследований я подобрала тексты о родной при­роде и картины русских художников, изображающих её красоту и самобытность.

Гоголь сказал: «Человек идет рядом с природой, с временами года, он соучастник и собеседник всего, что совершается в творении».

Как вы понимаете эту фразу? (Человек и природа неразрывны. Природа радует глаз человека, дает ему пищу, вдохновляет на творчество. А человек восхищается природой, воспевает ее).

Красоту родной природы можно нарисовать не только красками, но и словами, синтак­сическими средствами. Этим мы сегодня и займемся.

Перед вами картина В.Д.Поленова «Золотая осень».

1) С какими картинами этого художника вы уже знакомы? «Московский дворик»

Вот ещё одна не менее известная его картина «Заросший пруд».

2 . П роверка домашнего задания.

Вашим домашним заданием было составить несколько предложений с использованием причастий и деепричастий. Завтра нам с вами предстоитписатьсочинение по этой картине, а сегодня мы послушаем рабочие материалы, подготовленные вами.

Ученики, читают, называя причастные и деепричастные обороты.

2)Какой тип речи используется в этих предложениях? Описание.

3)Какую роль играют причастия в предложениях? Они делают описание ярким, динамичным, выразительно описывают состояние природы.

3. Отредактировать текст

У вас на столах лежат отпечатанные тексты, в которых нужно заменить предложения
с однородными сказуемыми и сложноподчиненные предложения предложениями с при-
частными и деепричастными оборотами, а также сделать орфографический анализ текста.

Помните, каким шумным был лес весной и летом?

Теперь он стоит перед нами, застыл в какой-то таинственной тиши, (застыв, д/о)
Кругом чернеют берёзы, которые лишились листвы. (лишившиеся, п/о)
Шустрые синицы возят(ь)ся в сучьях и тихо попискивают.(попискивая, д/о)
От деревьев, которые освещены косыми холодными лучами, ложатся длинные тени на
снегу. (освещенные, п/о)

Но даже в этой т.. .шине и холодности есть своя прелесть!

4) Какие изменения внесли в предложения причастия и деепричастия?Деепричаст­ный оборот характеризует основное действие, дорисовывая его.

Предложения с причастными оборотами стали образнее, красивее, чем сложноподчинен­ные предложения, выразительно и точно описывают состояние природы.

5) К какому стилю речи относится этот фрагмент текста?(художественный)

Синтаксический разбор предложения (4 предложение)

Морфологический разбор слова «освещенных»

Взаимопроверка разборов.

4 . Наблюдение за научным текстом.

А теперь прочитаем еще один текст.

Деепричастие - это особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основ­ном действии, выраженном глаголом.

В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.

Деепричастие не изменяется.

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

В предложении деепричастие является определением.

    Нет ли у меня ошибок в формулировке правила?

    Определите стиль речи этого текста. (научный)

    Назовите особенности.(точность, безобразность, наличие научных терминов).

    Какую роль играют здесь причастия?Они сжимают информацию, которая в сл/подч. предложении излагается не так лаконично.

5 . Наблюдение за употреблением фразеологизмов в разговорной речи.

10) Как называются сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь
слово, не изменяя значения этих сочетаний?

Не разгибая спины; повесив нос;

положа руку на сердце; засучив рукава;

сломя голову; скрепя сердце;

сложа руки; затаив дыхание;

11)Для какого стиля речи характерно их употребление?(для разговорной, большая часть фразеологизмов имеет яркую, эмоционально-экспрессивную окраску, некоторые шутливую, ироничную)

Хочу напомнить, что никогда не обособляются фразеологические обороты, включающие деепричастия.

Составить предложения с двумя фразеологизмами.

Все засучив рукава принялись за дело.

На тренировку она мчалась сломя голову.

Эту редкую книгу мой друг отдавал мне скрепя сердце.

6.Работа с учебником . Выполнение упр. 691.

12)С помощью каких языковых средств художник создает картину русской зимы?Дееприч. Они создают движение, показывают смету картин деревенской жизни.

7.Проверка индивидуального задания.

Некоторые ребята получили индивидуальное задание: они доказывали, что вне предложе­ния и словосочетания нельзя установить, какими частями речи являются словасев, устав, пошив.

Сев в такси, девушка нервно посмотрела на часы.

Сев озимых хлебов в этом году начался гораздо позже обычного.

Устав от повседневных забот, мама прилегла отдохнуть.

Устав воинской службы - закон для военнослужащих.

Пошив себе новые сапоги, чиновник гордо шёл по улице в обновке. Пошив и ремонт верхней одежды - очень трудоёмкая работа.

Это слова, совпадающие по звучанию в отдельных формах.

8.Выводы.

Сегодня мы наблюдали за использованием глагольных форм в различных стилях речи.

Какиевыводы о роли причастия и деепричастия в текстемы можем сделать?

    Причастия делают описание ярким, делают речь живой и образной художественном стиле).

    Причастия дают точную, лаконичную характеристику предмету, сжимают информацию (в научном стиле).

    Деепричастия дорисовывают основное действие, выраженное глаголом, придают на­строение ему (в художественном и публицистическом стиле).

    Деепричастные обороты в составе фразеологизмов придают яркую, эмоционально-экспрессивную окраску предложениям (в разговорном стиле иногда шутливую, ироничную)

9.Домашнее задание . Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Заросший
пруд». Составить план,по которому вы будете писать сочинение.

июня 24 2011

Деепричастие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

2. РОЛЬ деепричастия в речи
Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте

Образец 1

Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.

Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т. к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.

Образец 2

Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.

В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.
Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского , но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».
Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.

Образец 3

Я исследовал фрагмент из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.
Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.

Итак, Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Роль деепричастий в речи . Литературные сочинения!

Лучшие Темы сочинений .

Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант.

Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи. Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие. Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья.

Что такое обособление?

В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении. Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов. Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и

Примеры одиночных деепричастий

Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.

Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:

  1. Засмотревшись, она не могла произнести ни слова.
  2. Вернувшись, я застала дома сестру.
  3. Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.

Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:

  • засмотревшись;
  • вернувшись;
  • не тренируясь.

На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:

  1. Смеясь, напевая и кружась, Наташа спешила на свое первое свидание.
  2. Посмеиваясь и подмигивая, Паша закрыл дверь.
  3. Она молчала, злясь, но труся.

Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.

Выделение запятыми одиночных деепричастий

Обособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:

  1. Если деепричастие играет в предложении роль второго сказуемого. Сохраняет значение глагола. Указывает на условие, причину или время действия, но не на его образ. Убежав, Марина потеряла сумочку. После праздника гости разъехались, не успокоившись.
  2. Если в уме можно проверить предложение, заменив деепричастие глаголом, или из простого предложения сделать сложное. Когда Марина убежала, она потерла сумочку. Гости после праздника хоть и не успокоились, но разъехались.

Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:

  1. Одиночное деепричастие потеряло значение глагольности или имеет тесную связь со сказуемым. Маша вбежала в комнату не постучавшись. Женя слез с дерева молча и не торопясь.
  2. Если деепричастия являются обстоятельствами образа действия и их нельзя заменить глаголами. Женя слез молча и не торопился.
  3. Если одиночное деепричастие можно заменить существительным. Маша вбежала в комнату без стука.

Выделение одиночных деепричастий в зависимости от их месторасположения в предложении

Обособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:

  1. Таня примеряла тапочки не торопясь.
  2. По дороге, не торопясь, Таня любовалась цветами.

В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом - "неторопливо".

Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины ("так как не торопилась").

Как образуется деепричастный оборот?

Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом.

В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия.

Примеры деепричастных оборотов

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:

  1. Весь день по небу ходили темные тучи, то открывая солнце, то опять закрывая его.
  2. Идя рядом с мамой, малыш удивленно и завороженно смотрел на нее.
  3. Радость, принося счастье одним людям, давала другим неизбывное горе.
  4. Я смотрела на солнечный восход, не отрывая глаз.
  5. Малыш, следя за маминой рукой, делал те же самые движения.

Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?

Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:

  1. Выраженное глаголом-сказуемым, основное действие и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, должны относиться к одному лицу, предмету или явлению.
  2. Чаще всего обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, применяют при написании односоставного, определенно-личного предложения, а также при глаголе в повелительном наклонении.
  3. Если предложение безличное в инфинитиве, то употребить деепричастный оборот также возможно.
  4. Обособление деепричастий и обособление обстоятельств - это одно и то же, так как деепричастие выражает признак обстоятельства в предложении.

В каких случаях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются запятыми?

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:

  1. Обстоятельства соединяются союзом «и» с необособленным обстоятельством или сказуемым. Она ненавидела его и принимая его знаки внимани. Даша играла шумно и крича от радости.
  2. Обстоятельства сближаются с наречиями. Они теряют добавочное значение и приобретают значение признака действия. Это:
  • деепричастия, которые стали фразеологическими оборотами (не смыкая глаз, засучив рукава, сломя голову, раскрыв рот и другие). Например: Петя работал спустя рукава. Но: засучив рукава, она мыла руки в ванночке. Следует помнить, что фразеологические вводные словосочетания (судя по всему, иначе говоря, собственно говоря, и другие) запятой отделяются.
  • деепричастия, несущие основную смысловую нагрузку. Без них сказуемое выражает мысль не полностью. Стоит эта часть речи обычно после сказуемого. «Наречность» этих деепричастий очевидна в предложениях, где имеется группа однородных членов - деепричастий и наречий. Например: Он отвечал мне не смущаясь и откровенно . Не смущаясь - это деепричастие, а откровенно - наречие.

Запятыми не выделяются деепричастия в составе имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе.

От чего следует отличать деепричастия

Обособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги.

Выделяют следующие наречия:

  • припеваючи;
  • крадучись;
  • шутя;
  • молча;
  • сидя;
  • стоя;
  • лежа и другие.

Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко) . В этих предложения используются наречия.

Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении.

Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи).

Обособление причастий и деепричастий: в чем разница?

Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:

  1. Причастный оборот или одиночное причастие относятся к определяемому слову (существительному или местоимению). Деепричастие или деепричастный оборот тесно связаны с глаголом-сказуемым. При этом причастие изменяется по числам, родам, падежам, имеет полную и краткую формы, а деепричастие - не изменяемая словоформа.
  2. Причастный оборот и причастие выполняют функцию определения в предложении, а деепричастие и деепричастные обороты выступают в роли различных обстоятельств.
  3. Различны причастия и деепричасти между собой суффиксами. Причастия имеют такие суффиксы как -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ)- -вш-, -ш- у действительных причастий и - ом-(-ем-), -им-- -енн-, -нн-, -т- у страдательных. В то время как деепричастия имеют следующие суффиксы:-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

  1. Если в предложении рядом с деепричастным оборотом стоит союз, то они разделяются запятой. Союзы и не включаются в оборот. Например: Он улыбнулся другу и, перепрыгивая через лужу, побежал домой. Исключением является союз «а», который стоит перед деепричастным оборотом. Он включается в этом случае в оборот. Например: Человеку необходимо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, он расскажет и другим .
  2. Если предложение состоит из нескольких деепричастных оборотов или одиночных деепричастий, то запятые между ними ставят как при перечислении однородных членов предложения. Например: Она подходила, пошатываясь и придерживая подругу за плечо одной рукой, а другую держала на поясе.
  3. Если в составе одного предложения имеется несколько деепричастных оборотов, относящихся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми. Например: Толкнув ногой калитку, он выбежал на дорогу и, не обращая внимания на людей, понесся прочь.
  4. Деепричастный оборот всегда отделяется запятыми с двух сторон.

Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении.

Как помочь ребенку закрепить изученный материал?

После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.

Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.

После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.

Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.

«Деепричастный оборот. Роль в художественном тексте.»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Метод обучения: частично-поисковый, личностно-ориентированный.

парная, индивидуальная, фронтальная.

Цель урока:

Закрепление знаний и умений по теме «Деепричастие и деепричастный оборот»,

Формирование представлений о роли деепричастий в художественных текстах.

Задачи урока:

Обучающие:

Активизировать знания по теме “Деепричастие”;

Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах,

уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте;

уметь работать над связным текстом на лингвистическую тему.

Развивающие:

Развивать творческие способности;

развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение;

развивать языковую компетенцию;

развивать речевую культуру.

Воспитательные:

Повысить интерес к изучению и учебному процессу, бережное отношение к слову, умение анализировать и обобщать, умение работать сообща.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, доска, мультимедийная презентация, компьютер учителя, мультимедийный экран, мультимедийный проектор, технологические карты для каждого ученика.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока


Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку.

Актуализация знаний

Работа с художественным текстом. Сообщение темы урока, постановка цели урока.

Повторение теоретических знаний.

Проверка домашнего задания.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

Закрепление знаний

Тренировочные упражнения

Обучающая работа

Закрепление полученных знаний

Подведение итогов, выставление оценок

Рефлексия, выставление оценок.

Информация о домашнем задании

Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению.

Организационный момент. Приветствие.

Сегодня на уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики, литературы и географии.


А какова тема этой встречи, цели и задачи мы выясним с вами, выполнив первое задание.

2. Актуализация полученных знаний.

1) Работа с текстом. (фронтальная работа).

Учитель: Прочитаем стихотворение «Лодорский ». Оно написано английским поэтом Робертом Саути.

В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.) Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)

«Лодорский водопад»

Как падают воды в Лодоре?

Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Держа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Какую роль играют в этом тексте деепричастия?

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту? (Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада.) (фронтальная работа).

Вспомните, при изучении какой мы уже сталкивались с подобным явлением, когда весь текст стихотворения создан из слов одной части речи?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы)

Используя опорную схему, сформулируйте цели нашего урока

1) закрепить умение находить __________________________________ в предложениях и текстах,

2) повторить правила постановки ___________________________________,

3) сформировать представление о _____________ деепричастий в художественных произведениях.

Запишем тему: «Деепричастный оборот. Роль деепричастий в художественных текстах».

3. Повторение теоретических сведений. На основании данного выше текста, используя план, составим необычный портрет, лингвистический (работа по вариантам).

Лингвистический портрет деепричастия

Глагольные признаки

1. Обозначает ________________________ действие.

2. Образуется от ___________________.

3. Имеет ____________ и _____________ вид.

4. Имеет ______________________

Наречные признаки

Изменяемость ________. В предложении является __________________

Лингвистический портрет деепричастного оборота

1. Деепричастный оборот это - ________________________________________.

2. Деепричастный оборот _______________ выделяется на письме ________________.

3. Одиночные деепричастия ______________ выделяются на письме.

4. Деепричастный оборот в предложении является ______

** Используя текст стихотворения, подготовить ответ на вопрос: «Для чего нужно изучать деепричастия и деепричастные обороты?»


Ответы детей. (Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой эмоциональной, предложения с деепричастными оборотами более выразительны, живописны)

4. Гимнастика для глаз.

5. Закрепление знаний (работа в парах).

1) * Спишите предложение, найдите границы деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены), обозначьте границы деепричастного оборота, подчеркните деепричастный оборот как член предложения.

Любовь к матери зарождаясь в колыбели всегда живет в душе человека.

Мама нежно заботясь о своем малыше много времени проводит с ним.

** Замените одно сказуемое деепричастием. Запишите получившееся предложение, обозначьте границы деепричастного оборота, подчеркните деепричастный оборот как член предложения.

Любовь к матери зарождается в колыбели и всегда живет в душе человека.

*** Спишите предложение, найдите границы деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены), начертите схему предложения

Мама, любя ребенка всем сердцем простит ему любую ошибку и неудачу.

Поэкспериментируйте. Переставьте деепричастный оборот. Запишите получившиеся предложения. Сделайте вывод о месте деепричастного оборота в предложении.

Деепричастия, деепричастный оборот занимают ______________ место в предложении.

Дополнительный вопрос для всех: - Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нем нет глагола? Почему?

2) Применение. Прочитайте текст. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, графически объясните расстановку знаков препинания.

Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:

Я не знаю, что делать в этом мире.

Бог, подумав, ответил:

Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой.

Но я не понимаю его язык.

Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.

А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув, ребенок.

Неважно, как его зовут… Ты будешь называть его Мама.

Красивая притча? А что представляет собой текст? Какие особенности существуют в оформлении диалога? Проверяем задание. Какова роль деепричастных оборотов в данном тексте?


Обучающая работа (индивидуальная работа)

Прочитайте текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.

Озаглавьте текст. Сформулируйте основную мысль притчи. Вставьте подходящие по смыслу деепричастные обороты или одиночные деепричастия. Расставьте знаки препинания, укажите границы деепричастных оборотов, подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Что изменилось в составленном вами тексте?

Однажды к маме пришли ее дети _________________ спросили, кого она любит больше всех на свете. Мать __________ взяла свечу, зажгла ее и начала говорить: «Вот свеча – это я! Ее огонь – моя любовь». Мама ________________ зажгла ее от своей. «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь. Разве огонь моей свечи стал меньше?». И так она зажгла столько свечей, сколько у нее было деток. Она с любовью смотрела на них __________ . А огонь ее свечи оставался все таким же большим и теплым.

Слова для справок: улыбнувшись, споря между собой, взяв еще одну свечу, внимательно вглядываясь в их глаза.

Прочитайте получившийся текст. Как изменился текст, после того, как мы добавили в него деепричастия и деепричастные обороты?

Сформулируйте основную мысль притчи:__________________________(Притча о любви матери к детям.)

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Сегодня на уроке мы говорили о самом дорогом для всех человеке – о маме.

**Попробуем составить синквейн о маме, но вместо трех глаголов используйте деепричастие или в четвертой строке – предложение с деепричастным оборотом.

Кому трудно выполнить это задание, предлагаю оценить свои действия на уроке

*1. На этом уроке я вспомнил ____________________________________________

2. Было трудно, но ____________________________________________________

3. Теперь я могу____________________________________________________

4. Я бы хотел ____________________________________________________

Сегодня на уроке мы повторяли __________________

Мы вспомнили, как ______________ на письме деепричастия и деепричастные обороты.

Деепричастия делают речь _____________________, _____________, ______________.

Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более ______________ , ____________.

7. Домашнее задание:

*Чтобы закрепить полученные знания и на следующем уроке успешно выполнить , ваше домашнее задание будет заключаться в следующем:

На двойном листе написать: «Что я должен сделать, чтобы получит «5» за проверочную работу по т. «Деепричастие и деепричастный оборот» (составить план и выполнить его).

** Используя отрывок из произведения «Кладовая солнца», раскройте смысл высказывания русского писателя «...деепричастие дорисовывает движение»:

«Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: “Чуф! Ши!”

Аргументируйте свой ответ 2-3 примерами из прочитанного текста.


И наречия. С глаголом его «роднит» общность лексического значения, т.е. обозначение действия, общность вида (совершенного или несовершенного), характер сочетаемости и возможность определяться («быстро читать» – «быстро читая»). Наречность выражается в его неизменяемости, а также в назывании обстоятельственного признака глагольного действия и в синтаксическом примыкании к другому .

Деепричастие в предложении выступает в роли обстоятельств, характеризующих основное действие, заключенное в сказуемом. Поэтому деятель-подлежащее для выполнения основного и добавочного действия один и тот же. Например, в предложении «Волны , гремя и сверкая» подлежащее «волны» выполняет основное действие «несутся» и два добавочных – «гремя и сверкая». Обратите внимание, что иное построение предложения с употребленным деепричастием невозможно, кроме присоединения деепричастного оборота к односоставному безличному инфинитивному предложению. Сравните:
– «Закрыв книгу, вы восстановите в памяти текст стихотворения». – Предложение построено правильно.
– «Закрыв книгу, можно восстановить в памяти текст стихотворения». – Предложение построено правильно (деепричастный оборот употреблен в односоставном безличном предложении).
– «Закрыв книгу, сразу вспомнилось стихотворение». – Предложение построено неверно, т.к. подлежащее «стихотворение» не выполняет добавочного действия «закрыв».

Деепричастие всегда образуется от исходного глагола, сохраняя признак вида и возвратности. Например, «трещать → треща» (деепричастие несовершенного вида, без признака возвратности); «рассмеяться → рассмеявшись» (совершенного вида, с признаком возвратности). Иногда глаголы имеют вариантные формы деепричастий: «озябнуть → озябнув, озябши». Последняя форма имеет стилистическую помету «устаревшее» и обычно используется для создания художественного образа.

Не следует путать деепричастие, обозначающее добавочное действие, и наречие, образовавшееся путем перехода из одной части речи в другую.
– «Он шел очень медленно, прихрамывая на правую ногу». – Деепричастие «прихрамывая» обозначает добавочное действие и имеет значение образа действия.
– «Он шел прихрамывая». – Наречие «прихрамывая» утеряло значение добавочного действия и обозначает только признак действия «шел».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!