Во что же верили древние люди. Первобытные собиратели и охотники Верования древнейших людей

Задание №2. Впишите недостающие слова

Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад.

Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги.

Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда.

Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий.

У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательство и охота

Задание №3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле»

1.Надпишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей

2.Закрасьте предполагаемую область прародины человека

3.Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков

Задание №4. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени

Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот ответ и объясните свою мысль

Это древнейшие люди. На переднем плане древнейший человек изготавливает орудие труда, обрабатывая камень. Умение изготавливать орудия труда, умение создавать, а не только потреблять — главное отличие человека от животных

Задание №5. Составьте по рисунку нашего времени описание охоты на пещерного медведя

Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Опишите действия охотников. С какими целями они стремились убить медведя?

Охотники подстерегали медведя на выходе из пещеры, где, скорее всего, находится логово зверя. Это очень крупный и сильный зверь. Забравшись на уступ скалы, охотники кидают большие камни в медведя, стараясь убить или, хотя бы, оглушить зверя, чтобы потом можно было уверенно спуститься и добить медведя копьями. Скорее всего люди охотятся на медведя, чтобы добыть мясо, а может быть хотят прогнать зверя из пещеры, ведь древние люди жили в пещерах

Задание №6. Впишите недостающие слова

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным .

Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и стрел с наконечниками с загнутыми зубьями

Задание №7. Составьте по рисункам нашего времени рассказ об охоте на мамонтов

1. Вот начало рассказа

"Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов..."

Предположите куда и зачем?

Древние охотники загоняли крупных животных в заранее подготовленные ловушки — естественные или вырытые самими охотниками ямы

Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты

Чтобы напугать животных, ведь дикие звери боятся огня. Это заметно по мамонтам, которые бегут прежде всего от огня, а не от охотников

2. Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисунку, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

Мамонт провалился в яму, которая была прикрыта ветками. Выбраться из нее животное не сможет и охотники добьют мамонта камнями и пиками. На рисунке мы видим, что один из охотников ранен, и можно предположить, что охота была очень опасным занятием. Но охота на мамонтов приносила много мяса. Из костей животного люди изготовляли орудия труда, а из шкур делали одежду

Задание №8. Ответьте на вопросы

1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу

2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?

Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими

3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать

Задание №9. Выполните задание и ответьте на вопросы

Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?

1. Копье. Оно предназначено для охоты на зверя

2. Гарпун. Необходим для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна

Задание №10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд»

Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?

Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире

Задание №11. Найдите ошибки.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли

Задание №12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели»

Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей

По горизонтали: 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди. 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди. 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке. 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди. 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники. 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам. 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?

Письмена на стенах пещер, раскопки

2. Как вы думаете, можно ли сравнивать первобытное и современное искусство? Свой ответ аргументируйте

Нет, потому что с развитием цивизизации было накоплено множество знаний как нужно правильно рисовать

3*. Узнайте, на территории каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте интернет)

На территории Южной Африки и Южной Азии от 5 миллионов до 400 тысяч лет назад

Верования первобытного человека

обряды божества имитативная магия верования

Религия существует в разных формах у всех народов Земли. Но первоначальные ее истоки кроются в такой отдаленной древности, что о них возможны только предположения. Открытия археологов, относящиеся к эпохе древнекаменного века палеолита, и изучение религий современных самых отсталых народов позволяют ученым представить себе религию первобытного человека. В религиозных верованиях и обрядах отразилась беспомощность первобытного человека перед подавляющими его силами природы.

Когда появились зачатки религиозных верований? Одни ученые полагают, что они существовали уже у наших неандертальских предков, т. е. еще в конце нижнего палеолита. Другие относят зарождение религии к гораздо более позднему времени - эпохе раннеклассового общества. Археологам известно всего несколько десятков костяков и черепов неандертальцев. Многие из них, например найденные в пещерах Франции, Крыма, Средней Азии, Италии, явно были захоронены руками человека. Затем же неандертальцы хоронили своих умерших? Большинство археологов считают, что из суеверных побуждений - веря, что мертвец (или его душа) продолжает жить после смерти и его надо обезвредить, чтобы он не сделал зла своим сородичам, или облегчить ему загробную жизнь. Это предположение правдоподобно. Но, возможно, что все было гораздо проще: неандертальцами руководила инстинктивная опрятность - желание избавиться от гниющего трупа - и в то же время безотчетная привязанность к умершему сородичу, ведь зарывали тело иногда в жилой пещере. Погребальные обряды существуют и в наше время даже у самых отсталых народов. Эти обряды нередко связаны с верой либо в сверхъестественные свойства мертвеца, либо в то, что его душа продолжает жить после смерти тела.

Видимо, погребальный культ, т. е. различные обряды и верования, связанные с погребением умерших, можно считать одной из древнейших форм религии.

Не менее древняя и другая форма первобытной религии - тотемизм. Так в науке называют веру в некую таинственную связь человеческих групп (родов) с теми или иными видами животных или растений. Тотемические верования ярче всего сохранились у аборигенов Австралии, которые до конца XVIII в. жили на своем небольшом материке почти совсем отрезанные от остального мира. Австралийцы жили родовыми группами, каждая группа называла себя именем какого-нибудь животного - тотема: Кенгуру, Змея, Ворон и т. п. Люди верили в свое родство с этим животным, считали его своим предком, или отцом, или старшим братом. Они не убивали этого «родственника», не ели его мяса, кроме особых торжественных случаев, когда устраивались религиозные обряды «размножения».Такую странную для нас форму первобытной религии многие ученые долго не могли объяснить. Но новейшие исследования зарубежных и особенно советских ученых показали истоки тотемических верований. Видимо, первобытные охотники, жившие постоянно среди зверей, то опасных, то полезный как добыча, невольно переносили отношения кровного родства между людьми на зверей - других отношений они просто не знали.

Тотемические верования зародились в глубокой древности, на заре родового строя. Когда позже, в эпоху неолита, родовые отношения начали слабеть и распадаться, стали слабеть и тотемические представления. Образы тотемических животных - «предков» начали незаметно сливаться с представлением о настоящих человеческих предках. Однако пережитки тотемизма встречаются и у более развитых народов. Они вплелись и в сложные религии: например, многие божества древнеегипетской религии представлялись в образах полуживотных-полулюдей (бог Гор - с головой сокола, богиня Хатор - с головой коровы, богиня Сохмет - с головой львицы и т. д.).

К тотемизму близок промысловый культ. Это различные обряды и поверья, связанные с охотничьим и рыболовным промыслом. Они порождены чувством бессилия первобытного охотника перед окружавшей его суровой природой. Неуверенный в своей собственной охотничьей сноровке, в своей промысловой снасти и оружии, древний охотник бессознательно стремился "восполнить" (выражение К. Маркса) свои силы, обращаясь к колдовству.

Об этом говорят некоторые находки. В нескольких пещерах нижнепалеолитической эпохи, открытых в Швейцарии, Баварии и в других местах, найдены кости пещерного медведя, на которого древние люди охотились; кости уложены в строгом порядке между каменными плитами, и можно думать, что над ними совершались какие-то колдовские, "магические" обряды. Это, правда, спорно. Но вот от эпохи верхнего палеолита сохранились более выразительные памятники "промысловой магии". В пещере Монтеспан во Французских Пиренеях найдена безголовая фигурка медведя, слепленная из глины и вся покрытая круглыми дырками. Видимо, этого глиняного медведя кололи копьями или дротиками, чтобы потом вернее поразить настоящего медведя. Две глиняные фигурки бизонов найдены и во французской пещере Тюк-д"Одубер. В обеих пещерах на глиняной почве видны отпечатки босых человеческих ног - как будто там устраивались обрядовые пляски. В пещере Нио (Франция) на теле бизона, нарисованного на стене, видны знаки, изображающие наконечники копий. Видимо, назначение рисунка было тоже магическое.

Наши верхнепалеолитические предки были вообще искусными художниками-рисовальщиками. На стенах очень многих пещер, где жили тогда люди, особенно в южной Франции и северной Испании, встречаются тысячи великолепно выполненных реалистических изображений разных зверей, главным образом диких лошадей и бизонов. Следы магических обрядов встречаются на них редко. Но зато довольно много нарисовано либо человеческих фигур, обычно в каких-то масках и фантастических нарядах, либо причудливых фигур полулюдей-полузверей. Возможно, это изображения исполнителей каких-то колдовских промысловых обрядов.

А этнографические данные показывают нам, как подобные обряды совершались. Индейское племя манданов в Северной Америке жило еще в первой половине XIX в. главным образом охотой на бизонов. Путешественник художник Джордж Кэтлин, побывавший там в те годы, рассказывал, что, если стадо бизонов долго не появлялось, манданы устраивали колдовскую охотничью пляску, чтобы привлечь их. 10 -15 охотников наряжались в бизоньи шкуры с рогами и хвостами и, держа в руках лук и стрелы, танцевали по кругу. Пляска продолжалась иногда сутками, а то и неделями. Танцоры сменяли друг друга: утомленный танцор делал вид, что падает на землю, другой стрелял в него из лука тупой стрелой, остальные кидались на упавшего с ножами, как будто снимали с него шкуру, а затем оттаскивали вон из круга, и на его место вступал другой. А на окрестных холмах стояли дозорные, выглядывая бизонов, и при появлении их давали сигнал пляшущим охотникам.

Такие обряды совершались по правилу "имитативной (подражательной) магии": подобное вызывает подобное. Верили, что обрядовое подражание охоте принесет, успех в настоящей охоте.

В более позднюю эпоху промысловый культ принял вид почитания "духов-хозяев". Так, народы северной Сибири верили, что у каждого животного есть свой невидимый "хозяин" и, если охотник сумеет его умилостивить, он позволит убить данное животное. Верили и в "хозяев" отдельных местностей, в "хозяев" тайги, реки, горы, моря; всех их старались задобрить жертвами.

Вера в невидимых "духов" или в "души" называется анимизмом (от латинского слова "анима" , "анимус" - душа, дух). Верили и в злых духов болезней - их особенно боялись, так как первобытный человек был бессилен перед болезнями; верили в духов умерших, в духов - помощников шаманов (шаманами назывались люди, якобы способные общаться с духами и при их помощи прогонять духов болезней, отвращать всякие несчастья и неудачи).

Когда наши предки начали - в эпоху неолита - переходить от охоты и собирательства к земледелию и разведению домашних животных, то и их религиозные верования приняли новые формы. Древний земледелец не меньше, чем охотник, зависел от стихийных сил природы. За обильным урожаем могли последовать несколько неурожайных годов, а с ними голод, и первобытный земледелец обращался к помощи таинственных сверхъестественных сил. Например, островитяне Меланезии при посадке съедобных клубней ямса обычно зарывали рядом камни такой же формы, чтобы получить клубни такие же большие и твердые, как эти камни.

Чтобы умилостивить жестоких божеств плодородия, во многих странах приносили им в жертву животных, а иногда даже и человека.

Почитание богов и богинь - покровителей плодородия, обряды и праздники в их честь известны у всех земледельческих народов. Это так называемый аграрный культ.

С разложением общинно-родового строя, нарастанием социального неравенства, обострением классовых противоречий религиозные представления усложнялись. Прежние колдуны и шаманы становились профессиональными служителями богов; постепенно они обосабливались в наследственную касту жрецов, которая жила на доходы со своей профессии. Складывались классовые государственные религии, господствовавшие некогда в Египте, Вавилонии, Финикии, Иудее, Иране и в других древних государствах. В большинстве стран их впоследствии вытеснили или поглотили так называемые мировые религии - буддизм, христианство и ислам. Но и в состав этих весьма сложных религий вошло немало элементов древнейших, первобытных верований.

Первобытная культура сыграла значительную роль в развитии человечества. Именно с этого культурно-исторического периода началась история человеческой цивилизации, формировалась человек, зарождались такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

С развитием материальной культуры, орудий труда, повышением значения коллективных форм труда, развивались элементы духовной культуры, в том числе мышление и речь, возникали зародыши религии, идеологических представлений, появились в праобщині и некоторые элементы магии и зарождении искусства: волнистые линии на стенах пещер, изображение контура руки. Однако большинство ученых называет это протомистецтво натуральной изобразительной деятельностью.

Формирование общинно-родового строя способствовало развитию духовной жизни первобытного человека. Сутки ранньородової общины характеризовалась заметными успехами в развитии языка, основ рациональных знаний.

Еще недавно считалось, что языки наименее развитых групп человечества обладают очень незначительный лексический запас и почти лишены общих понятий. Однако дальнейшее изучение этого вопроса показало, что лексикон даже самых отсталых племен, например аборигенов Австралии, насчитывает не менее 10 тыс. слов. Выяснилось также, что в этих языках преобладают конкретные, детализированные определения, есть в них и слова, передают содержание общих понятий. Так, у аборигенов Австралии есть обозначения не только различных пород деревьев, а и деревья вообще, не только различных видов рыб, но и рыбы вообще.

Особенностью примитивных языков является неразвитость синтаксических форм. В устной речи даже самых развитых народов, в отличие от их письменности, фразы также обычно состоят из малого количества слов.

Источником знаний первобытного человека была его трудовая деятельность, во время которой накапливался опыт, прежде всего окружающую природу. Значительно расширились практические отрасли знания. Человек овладел простейшие способы лечения переломов, вывихов, ран, змеиных укусов, других заболеваний. Люди научились считать, измерять расстояние, вычислять время, разумеется, весьма примитивно. Так, изначально существовали три - пять обозначений числовых понятий. Большие расстояния измерялись днями пути, меньшие - полетом стрелы или копья, еще меньшие - длиной конкретных предметов, чаще всего различных частей человеческого тела: ступни, локтя, пальца. Отсюда - названия древних мер длины, как пережиток сохранились во многих языках: локоть, фут, дюйм и тому подобное. Время исчислялось лишь сравнительно большими відтинками, связанными с расположением небесных тел, сменой дня и ночи, с природно-хозяйственными сезонами.

Даже самые отсталые племена имели достаточно развитую систему передачи на расстояние звуковых или зрительных сигналов. Письменности не было вообще, хотя у аборигенов Австралии появились зачатки піктографії.

Образцы изобразительного искусства эпохи ранньородової общины известны по многочисленным археологическими памятниками: графическими и живописными изображениями животных, реже растений и людей, на-скальными рисунками животных и людей, охотничьими и военными сценами, танцами и религиозными церемониями.

В устном творчестве раньше всего развились предания о происхождении людей и их обычаи, подвиги предков, возникновения мира и различные явления природы. Вскоре появились рассказы и сказки.

В музыке вокальная или песенная форма предшествовала инструментальной. Первыми музыкальными инструментами были ударные приспособления из двух кусков дерева или натянутого куска кожи, простейшие щипковые инструменты, прототипом которых, вероятно, тетива лука, различные трубы, флейты, свирели.

К древнейшим видам искусства относятся танцы. Первобытные танцы были коллективными и очень образными: имитация (чаще в масках) сцен охоты, рыболовства, военных столкновений и тому подобное.

Наряду с рациональным мировоззрением возникла религия в таких ранних, первоначальных своих формах, как тотемизм, фетишизм, магия, анимизм.

Тотемизм - это вера в тесную связь между человеком или какой-либо родовой группой и ее тотемом - определенным видом животных, реже растений. Род носил имя своего тотема, и члены рода верили, что происходят от общих с ним предков, находится с ним в кровном родстве. Тотемові не поклонялись. Его считали отцом, старшим братом, который помогает людям рода. Люди, со своей стороны, не должны уничтожать свой тотем, причинять ему какой-либо вред. Вообще тотемизм был своеобразным идеологическим отражением связи рода с его природной средой, связи, который осознавался в единой понятной в то время форме кровного родства.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства неодухотворених предметов, в том, что они могут как-то помогать человеку. Таким предметом - фетишем - может быть определенное орудия труда, дерево, камень, а позже специально изготовленный культовый предмет.

Магия - вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растений, явления природы. Не понимая истинного взаимосвязи определенных фактов и явлений, превратно толкуя случайные совпадения, первобытный человек считал, что с помощью особых слов и действий можно вызвать дождь или поднять ветер, обеспечить успех охоты или сбора, помогать или вредить людям. В зависимости от назначения магия делилась на несколько видов: производственную, охранительную, любовную, лечебную.

Анимизм - вера в существование души и духов.

С развитием верований и усложнением культа их выполнения нужны были определенные знания, умения, опыт. Важнейшие культовые действия стали выполнять старейшины или определенная группа людей - колдуны, шаманы.

Духовной культуре ранньородової общины было присуще тесное переплетение рациональных и религиозных представлений. Так, леча рану, первобытный человек прибегала и к магии. Протинаючи копьем изображение животного, он одновременно практиковался в приемах охоты, показывала их молодежи, "магически обеспечивала" успех следующего дела.

С усложнением производственной деятельности первобытного человека увеличивался и запас ее положительных знаний. С возникновением земледелия и скотоводства накапливались знания в области селекции - искусственного отбора самых полезных сортов растений и пород животных.

Развитие математических знаний обусловил появление первых средств для счета - связки соломы или кучки камней, шнуров с узелками или нанизанными на них ракушками.

Развитие топографических и географических знаний обусловил создание первых карт - обозначений маршрутов, нанесенных на кору, дерево или кожу.

Изобразительное искусство поздненеолитических и энеолитических племен в основном было довольно условным: вместо целого изображалась определенная характерная часть предмета. Распространился декоративный направление, то есть украшения прикладных вещей (особенно одежды, оружия и домашней утвари) художественной росписью, резьбой, вышивкой, аппликацией и тому подобное. Так, керамику, которую в раннем неолите не украшали, в позднем неолите орнаментували волнистыми линиями, кругами, треугольниками и тому подобное.

Эволюционировала и усложнялась религия. С накоплением знаний о собственную сущность и окружающую природу первобытное человечество меньше отождествляло себя с последней, а все больше осознавало зависимость от неизвестных ему добрых и злых сил, которые казались сверхъестественными. Формировались представление о борьбе доброго и злого начал. Силы зла люди пытались умилостивить, добрым силам стали поклоняться как постоянным защитникам и покровителям рода.

Изменился смысл тотемизма. Тотемные "родственники" и "предки" стали объектом религиозного культа.

Одновременно с развитием родового строя и анимизма зародилась вера в духов умерших прародителей рода, помогают ему. Тотемизм сохранялся в пережитках (например, в тотемных названиях и эмблемах родов), но не как система религиозных верований. Именно на этой анімістичній основе начал создаваться культ природы олицетворялся в образах различных духов животного и растительного мира, земных и небесных сил.

С возникновением земледелия связано появление культа возделываемых растений и тех сил природы, от которых зависело их рост, особенно Солнца и Земли. Солнце считалось запліднюючим мужским началом, Земля - запліднюваним женским. Цикличность животворного влияния Солнца обусловила возникновение у людей представление о нем как о духе плодородия, умирающего и воскресающего.

Как и на предыдущей стадии развития, религия отражала и идеологически закрепляла определяющую хозяйственную и общественную роль женщины. Развился материнско-родовой культ хозяек и охранниц семейного очага. Вероятно, тогда зародился известный в некоторых более развитых народов культ женских предков-праматери. Большая часть духов природы, и среди них прежде всего дух Матери-Земли, выступала в образе женщин и имела женские имена. Женщины, как и раньше, часто считались основными, а у некоторых племен даже исключительными носителями тайных знаний и магических сил.

Развитие земледелия, особенно ирригационного, что потребовало точного определения сроков полива, начала полевых работ, способствовал упорядочению календаря, усовершенствованию астрономических наблюдений. Первые календари обычно основывались на наблюдениях за изменением фаз Луны.

Необходимость оперировать большими числами и развитие абстрактных представлений обусловили прогресс математических знаний. Сооружение укреплений, таких транспортных средств, как повозка и парусный корабль, способствовали развитию не только математики, но и механики. А во время сухопутных и морских походов, связанных с войнами, накапливались астрономические наблюдения, знания по географии и картографии. Войны стимулировали развитие медицины, особенно хирургии: врачи ампутировали поврежденные конечности" делали пластические операции.

Медленнее развивались зародыши обществоведческих знаний. Здесь, как и раньше, царили тесно связаны с религией мифологические представления о чудесной природе всех основных явлений хозяйственного, общественного и идеологического жизнь. Именно в это время были заложены основы правовых знаний. Они отделились от религиозных представлений, обычного права. Это хорошо видно на примере первобытного (да и ранньокласового) судопроизводства, в котором решающую роль часто играли нереальные обстоятельства, например "знамение свыше". Для того, чтобы появилось такое знамение, применялись испытания клятвой, освященной пищей, ядом. При этом считалось, что виновный погибнет, а невинный останется жив.

Возведение оборонительных сооружений и рассчитанных на тысячелетия усыпальниц положило начало монументальной архитектуре. Отделение ремесла от земледелия способствовало расцвету прикладного искусства. Для нужд военно-племенной знати создавались ювелирные украшения, ценное оружие, посуда, нарядная одежда. В связи с этим распространились художественная чеканка, тиснение металлических изделий, а также техника эмали, инкрустация драгоценными камнями, перламутром и тому подобное. Расцвет художественной обработки металла, в частности, отразился в известных скифских и сарматских изделиях, украшенных реалистичными или условными изображениями людей, животных, растений.

Из других специфических видов искусства следует выделить героический эпос. Шумерский эпос о Гильгамеше и эпический раздел Пятикнижия, "Илиада" и "Одиссея", ирландские саги, "Рамаяна", "Калевала" - эти и много других классических образцов эпоса, возникшие в основном в эпоху разложения родового строя, донесли до нас упоминания о бесконечные войны, героические подвиги, отношения в обществе.

К устного народного творчества начали проникать классовые мотивы. Поощряемые военно-племенной знатью певцы и рассказчики прославляли ее благородное происхождение, военные подвиги, богатство.

Во время разложения первобытнообщинного строя возникали и развивались адекватные новым условиям жизни формы религии. Переход к патриархату сопровождался становлением культа мужских предков-покровителей. С распространением земледелия и скотоводства утвердились сельскохозяйственные культы плодородия с их эротическими обрядами и человеческими жертвами, широко известными образами духов, которые умирают и воскресают. Отсюда в определенной степени ведут свое начало древнеегипетский Осирис, финикийский Адонис, греческий Дионис и, наконец, Христос.

С усилением племенной организации и образованием союзов племен утвердился культ племенных покровителей, племенных вождей. Некоторые вожди оставались объектом культа и после своей смерти: считалось, что они становятся влиятельными духами, которые помогают своим соплеменникам.

Началось выделение профессионального умственного труда. Такими профессионалами прежде всего становились вожди, жрецы, военачальники, затем - певцы, рассказчики, постановщики театрализованных мифологических представлений, знахари, знатоки обычаев. Выделение профессионального умственного труда значительно способствовало развитию и обогащению духовной культуры.

Вершиной развития духовной культуры первобытного общества было создание упорядоченного письма.

Это происходило путем постепенного превращения пиктографического письма, которое передавало лишь общее содержание сообщений, на письмо1, состоящее из системы ієрогліфів2, в котором точно фиксированные знаки означали отдельные слова или слоги. Таким было древнейшее иероглифическое письмо шумеров, египтян, критян, китайцев, майя и других народов.

Многие явления современной жизни возникли именно в первобытном обществе. Через такую важнейшую особенность этого этапа истории человечества его изучение имеет не только познавательное" но и мировоззренческое значение.

Самые простые формы религиозных верований насчитывают уже более 40 тысяч лет, и именно в те далекие времена появился человек современного типа, который в значительной мере отличался от своих предшественников, иными словами – от предполагаемых предшественников, прежде всего своим физическим строением, психологическими и физиологическими характеристиками.

Но самое главное отличие того человека состояло в том, что он был разумным и способным к абстрактному мышлению.

Первобытные религии - тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, шаманизм

О существовании древней и первобытной религии знают уже давно, как и о самых разных религиозных направлениях и верований того далекого периода человеческой истории. Об этом свидетельствует хотя бы - практика захоронения первобытных людей.

Археологами мира найдены доказательства того, что хоронили людей в те далекие времена, в специально приготовленных местах. Даже отметим, что при этом предварительно проводили существующие на тот обряды и процедуры подготовки усопших к загробной жизни.

Тела этих людей покрывали определенным слоем, обычно охрой, а рядом с ними укладывали оружие, бытовые предметы, в основном - домашнего обихода, драгоценные украшения и прочее.

Очевидно, что уже в те далекие времена, начало понемногу складываться религиозное представления о том, что усопший и после своей смерти продолжает жить, что с реальным и живым миром параллельно есть и другой мир, где живут умершие.

На раннем этапе зарождения человечества, верование в какие-то силы, возможно в религию, людей, когда-то живших в первобытные времена, прекрасно отраженна ими их творчеством - в произведениях пещерных и наскальных рисунков.

Они множественно были найдены в Европе, в той же Франции и Италии. Большая часть этих наскальных творений - это изображения людей и животных, сцены охоты и прочее.

Анализ наскальных и пещерных рисунков, дал ученым возможность сделать вывод, что первобытный человек свято верил в особую связь между собой и животными, как и в возможность управлять поведением животных, при помощи неких магических заклинаний.

Наконец, стоит отметить и тот факт, что учеными было установлено то, что у людей, живших в первобытный век, имело широкое распространение почитание самых разных предметов и вещей, которые по их убеждению, должны были приносить им удачу и оберегать от опасности.

Древние регилгии мира - Поклонение природе

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе.

Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

Первобытные религи мира - Тотемизм

Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм.

Тотемизм - вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

Тотемизм - вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром.

Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками.

Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытного коллектива.

Одна из самых древних религий - Магия

К ранним формам религии относится магия.

Магия - вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

Появившись в далекой древности, магия сохранялась и успешно продолжала развиваться на протяжении нескольких тысяч лет. Если изначально магические представления и обряды носили как бы общее направление, но в дальнейшем, постепенно произошла их трансформация.

Современные историки и специалисты данного вопроса, квалифицируют древнюю магию по методам, направленности и целям воздействия.

Виды магии в древней религии

Виды магии по методам воздействия:

Контактная магия (непосредственное взаимодействие носителя магической силы с объектом или субъектом, на который направлено магическое действие)

Инициальная магия (магический акт, направленный на отдаленный объект, который находится в недосягаемости для субъекта магической деятельности);

Парциальная магия (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ноги, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю магической силы);

Имитационная магия (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

Виды древнейшей магии по своей социальной направленности, методам и целям воздействия, делятся на:

Вредоносная магия (причинение ущерба - нанесение порчи человеку);

Военная магия (система обрядов, призвана оказать помощь в обеспечении победы над врагом);

Любовная магия (направлена на повышение или понижение полового влечения: отворот, приворот);

Лечебная магия (призвана была излечить человека или домашнее животное);;

Промысловая (промышленная) магия (призвана обеспечить удачу в охоте или рыболовстве);

Метеорологическая (погодная) магия (помогает изменить погодные условия);

Магию иногда называют первобытной наукой или пра наукой, ведь она содержала в себе - начальные знания об окружающем мире и явлениях природы.

У первобытных людей немаловажную роль играло - почитание самых разных предметов и вещей, которые должны были приносить им удачу и оберегать от неприятностей. Эта форма религиозных верований получила название "фетишизм".

Древнейшие религии мира - Фетишизм

Фетишизм - вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе.

Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.

Древнейшие первобытные религии - Анимизм

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме.

Анимизм - вера в существование души и духов.

Находясь на начальном этапе развития человечества, примитивные на тот момент люди, стремились обеспечить себе защиту от всяких напастей, каких-то болезней, влияния природных явлений. В те времена, они наделяли природу и окружающие их вещи и предметы чем-то магическим, от которых зависело очень многое, например, их существование.

Поклонялись они сверхъестественным силам, олицетворяя их, не чем иным, как духами этих вещей и субъектов.

Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов, как и в существование души, сохраняется и в современном мире, во всех мировых религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов или же нечистую силу, как и в бессмертную душу - все это модификации анимистических представлении первобытной жизни человечества.

То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие - оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

Древние мировые религии - Шаманизм

Шаманизм - вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм как древняя религия, появился на более позднем этапе развития человечества, когда уже появились люди, которые имели на тот момент, особый социальный статус. Шаманы были призваны свято хранить полученную ими информацию, имеющее особое значение, для того рода или племени, где они проживали.

Шаман умел совершать древний ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

На ранних этапах развития человечества, первобытные формы религиозных верований не имели место в чистом виде. В самых причудливых формах они переплетались друг с другом.

Именно по этой причине ставить вопрос о том, какая из форм древнейшей религии первобытного человека возникла перовой, раньше какой-то другой, а какая позже, наверняка мы не узнаем никогда, это просто, напросто не возможно, не реально точно установить.

Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!