Урок как основная организационная форма обучения химии. Методические особенности проведения уроков химии

Урок – это систематически применяемая (в определенных временных границах) для решения дидактических задач – образования, воспитания и развития учащихся, объединенных в коллектив класса, - основная организационная форма обучения, обеспечивающая реализацию в едином процессе содержания, средств, форм и методов обучения.

Важнейшими особенностями (характеристиками) урока являются следующие:

  • систематичность, постоянство применения данной организационной формы;
  • это форма обучения, обязательная для всех учащихся (в отличие о факультативов, кружков);
  • постоянство состава учащихся класса на всем протяжении изучения предмета; установленная длительность занятия (40-45 мин.), постоянное место занятий (химический кабинет); каждый урок включается в учебное расписание;
  • учащиеся класса занимаются по единой учебной программе и именно урок обеспечивает систематическое усвоение всеми обучаемыми программных знаний и умений; достижение комплексных целей обучения.

Дидактическими компонентами урока, как и всего процесса обучения являются: цели; содержание; методы и средства обучения; организация учебной деятельности учителя и учащихся; конечные результаты.

Требования к дидактическим компонентам урока .

Итак, цель урока – важнейший компонент. Без цели – нет управления, без цели – нет результата.

Цели урока должны находиться в соответствии с требованиями учебной программы, с особенностями учебного материала, т.е. учитель не придумывает цели, а отбирает и формулирует их на основе программы. Цели должны быть ориентированы и на особенности конкретного класса и отдельных учащихся. Цель урока должна отражать и познавательный, и развивающий, и воспитательный аспекты, т.е. быть триединой и конкретизироваться в задачах. Цель урока должна быть реальной, конкретной, следует исключать слишком широкие и неопределенные формулировки, например, «осуществлять экологическое, нравственное воспитание» и т.д.; цель должна быть сформулирована диагностично, т.е., чтобы можно было определить степень ее достижения.

Конструирование целей уроков химии

Цели урока

Обучающие

Воспитывающие

Развивающие

– Обеспечить усвоение

(закрепление, обобщение…)

понятий (законов, фактов…);

– сформировать (продолжить

формирование, применить…)

предметные умения:

проводить химический

эксперимент (решать задачи)

– Продолжить формирование мировоззренческих

представлений…;

– содействовать трудовому

(нравственному,

эстетическому…)

воспитанию

– Развивать приёмы

мышления: анализ

(сравнение,

обобщение…);

– развивать эмоции

(мотивы, волю…)

Следующий дидактический компонент урока – его содержание . Оно определяется целями, требованиями учебной программы. При отборе содержания урока учитываются дидактические принципы: научности, доступности, установления внутри- и межпредметных связей. Важно обеспечить рассмотрение политехнических аспектов учебного материала, использовать возможности экологизированного подхода. Содержание урока должно способствовать осуществлению не только образовательных, но и воспитывающих, развивающих функций обучения.

С целями урока, его содержанием в тесной связи находятся методы обучения. Укажем наиболее важные моменты при планировании и применении методов обучения:

  • учёт требований программы, целей урока, учебных возможностей учащихся, профиля класса;
  • соответствие дидактическим принципам;
  • отражение обучающей, развивающей, воспитывающей функции;
  • сочетание репродуктивных и продуктивных методов обучения, с увеличением по возможности доли последних;
  • сочетание словесных, наглядных, практических методов обучения;
  • реализация возможностей специфических методов (химический эксперимент, решение химических задач);
  • эффективное применение самостоятельной работы учащихся;
  • рациональное использование различных средств обучения.

Фронтальная форма – это такая форма, при которой учитель ставит общую цель и дает одинаковые по объему и сложности задания всем учащимся одновременно, ограничивая их работу во времени, и наблюдает за ходом и порядком работы.

Групповая форма – это такая форма, при которой учитель ставит общую цель и определяет частные цели для временно созданных в классе групп учащихся, предлагая им разные или одинаковые задания для совместной внутригрупповой работы, ограничивая их работу во времени, и наблюдает за ходом и порядком работы.

Индивидуальная форма работы предполагает деятельность учащихся без контакта с другими учащимися.

Индивидуализированная форма – это такая форма, при которой учитель дает каждому учащемуся класса разные по характеру, объему, сложности или времени выполнения задания с учетом учебных возможностей школьников.

Структура урока представляет совокупность этапов с их дидактическими компонентами. Одно из важнейших требований к структуре урока – это целостность урока, взаимосвязь этапов.

Выделяют следующие этапы учебного процесса:

  • вводная часть: подготовка учащихся к восприятию новых знаний и умений;
  • основная часть:
  • восприятие учащимися нового материала;
  • обобщение и формирование понятий и законов;
  • совершенствование знаний и умений, закрепление их в процессе упражнений;
  • применение знаний и умений;
  • анализ достижений учащихся, проверка усвоения знаний и умений;
  • заключительная часть урока: подведение итогов урока; без этого этапа ощущается логическая незавершенность урока.

Среди многообразия уроков могут быть выделены несколько типов, характеризующихся общими и существенными признаками. Существует несколько систем классификации уроков .

1. На основании ведущей дидактической цели:

  • усвоения новых знаний и умений (изучения нового материала);
  • совершенствования и применения знаний и умений;
  • обобщения и систематизации знаний;
  • контрольно-учетные уроки;
  • комбинированные уроки.

2. На основании способа проведения уроков, преобладающих методов выделяют:

  • уроки-лекции;
  • семинары;
  • уроки с организацией самостоятельной работы учащихся;
  • зачеты и др.

Урок является основной формой обучения, так как на нем реализуется учебная программа по химии (или другому предмету). Урок должен выполнять образовательную, воспитывающую и развивающую функции.

В качестве вспомогательных форм обучения используются факультативные занятия, внеклассные занятия, экскурсии.

Виды уроков

Уроки по химии можно характеризовать по дидактическим (учебно-воспитательным) целям и по методам, применяемых на них.

В зависимости от дидактических целей уроки могут быть следующие:

I. Уроки изучения нового материала – приобретение учащимися знаний.

II. Уроки формирования и совершенствования умений и навыков.

III. Уроки обобщения и систематизации знаний.

IV. Проверка знаний, умений, навыков и их корректировка.

В зависимости от применяемых методов обучения выделяют такие уроки:

1. Изложение учителем учебного материала (лекция, рассказ, беседа).

2. Самостоятельная работа учащихся (ученический эксперимент, семинар, деловая игра).

В практике обучения химии применяются различные варианты методов обучения на одном и том же уроке, а один и тот же метод может применяться для решения разных дидактических целей. Например, беседа может иметь целью и изучения нового материала и усовершенствования знаний. А при изучении нового материала могут применяться и изложение учителя, и ученический эксперимент, и различные виды самостоятельной работы учащихся.

Общие педагогические требования к уроку

Ко всем урокам химии можно предъявить следующие требования:

1. Ясное осознание учителем цели и задачи урока, а также разъяснение их учащимся.

2. Установление органической связи между частнометодическими целями каждого урока и общими задачами образования и воспитания.

3. Целесообразный отбор средств для решения определенных учебно-вос­пи­тательных задач, отбор упражнений и задач для усовершенствования и проверки знаний.

4. Целесообразный выбор различных вариантов методов, соответствующих целям и содержанию урока.

5. Организация ученического коллектива: простор проявления индивидуальности каждого ученика в условиях работы всего класса.

6. Соблюдение надлежащей дисциплины.

Структура урока

Структура урока зависит от типа урока и метода его проведения.

I. Уроки изучения нового материала

При проведении уроков изучения нового учебного материала чаще всего используется трехчленная структура урока:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

1. Вводная часть урока . Ее назначение состоит в подготовке учащихся к изучению нового материала:

Во вводной части можно показать значимость темы, заинтересованность ею.

Можно создать проблемную ситуацию, которая обязательно разъяснит учащимся цель урока.

Может быть проведена письменная работа, мобилизующая знания учащихся, необходимые для понимания новой темы. Например, самостоятельная работа по составу атома на 10 минут в начале урока по теме: "Строение электронных оболочек атомов. Физический смысл периодического закона".

Вводную часть можно проводить и другими методами, но при всех методах вводная часть урока должна быть строго направлена к определенной цели – к подготовке учащихся к изучению нового материала .

Закрепление ранее приобретенных знаний, выявление знаний учащихся, развитие умений и навыков являются сопутствующими целям обучения и не должны заслонять основных целей вводной части урока.

2. Основная часть урока – это часть урока, на которой учащиеся в основном приобретают новые для них знания. Однако это может быть и обобщение, совершенствование знаний. Например, заключительные уроки по общей химии носят исключительно обобщающий и систематизирующий характер. Но в любом случае основная часть урока должна содержать для учащихся что-то новое, иначе урок будет для них неинтересным. Простое повторение изученных ранее сведений необходимо для тех учащихся, которые пропустили занятия или недостаточно хорошо их усвоили (например, при повторении химических свойств написать цепочку превращений). В соответствии с требованиями развивающего обучения новый материал на уроке изучается в напряженном темпе.

При планировании изложения нового материала нужно, прежде всего, определить его структуру:

В начале объяснения целесообразно дать учащимся план изложения нового материала, а затем объяснить его по плану, расчленяя материал на отдельные логически завершенные этапы.

Особо внимание обратить на новые, впервые вводимые, понятия. Целесообразно выписать их на доске, обращая внимание учащихся на новые термины, передвигаясь от простого к сложному.

План можно сообщить и после объяснения. Это способствует закреплению материала, усвоенного на уроке.

Новый материал в сжатой форме может быть изображен на плакате (опорный конспект) и использован при закреплении материала. Опорные сигналы в течение многих лет успешно использует при обучении математики учитель Шаталов В.Ф. Накоплен опыт составления опорных сигналов и по химии.

Выделяют следующие основные этапы составления опорных сигналов (Хим. в шк., № 5, 1987, с. 38):

Анализ учебной программы по данной теме. Отбор основного содержания. Структурирование на разделы – блоки.

Вычленение опорных понятий (знаний) в каждом блоке, изображение их в сжатой, образной форме в виде общепринятых или специально придуманных простых знаков (символов, рисунков), с которыми ассоциируется содержание понятий.

Главное требование : краткость, наглядность, минимум текстовой информации.

Компановка закодированных понятий в блоки. Выбор геометрической формы оформления каждого блока. Отдельные блоки должны быть обведены четким контуром и отличаться друг от друга формой и размерами.

Размещение блоков на плакате в логической последовательности. Между блоками должно быть пространство, что способствует более четкому зрительному вычленению их.

Необходимо, чтобы блоки отличались по цвету. Можно выделить их тонированием.

Рисунок

1 блок - химический знак, Аr, валентность, распространенность в природе;

2 блок - способы получения;

3 блок - физические свойства;

4 блок - химические свойства.

Химический знак (О) во всех блоках выделяют жирным шрифтом.

Таким образом, основная часть урока может проводиться разными методами, важно при этом сохранить целенаправленность учебной работы по четко разработанному плану.

3. Заключительная часть урока . Обычно эту часть называют закреплением знаний учащихся, полученных на уроке. Но закреплять следует лишь то, что правильно понято. С этой целью в конце урока проводят краткую беседу, в которой осуществляется проверка учителем результата своего преподавания на уроке. Но проверка знаний не является главной целью заключительной беседы. Основная цель –усовершенствование знаний, полученных на уроке , обучение учащихся применять эти знания путем выполнения упражнений и решения задач.

Чтобы лучше увидеть положительные стороны и недостатки в преподавании, необходимо руководствоваться определенными педагогическими требованиями, выработать систему анализа и самоанализа различных видов урока.

Примерная схема анализа и самоанализа урока:

1. Общие сведения:

Школа, класс, дата проведения урока;

Тема урока, задачи урока;

Оборудование урока:

Какие средства обучения использовал учитель;

Подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

Как подготовлена классная доска к уроку.

Правильно ли был определен объем учебного материала и какова глубина изложения темы урока;

Соответствует ли содержание программе, задачам урока;

Проведена ли его дидактическая обработка;

Формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

С каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;

Как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

Какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

Как осуществлялись межпредметные связи;

Соблюдались ли внутрипредметные связи;

Способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

3. Тип и структура урока:

Какой тип урока избран, его целесообразность;

Место урока в системе уроков по данному разделу;

Как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

Каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

Соответствие структуры урока данному типу;

Как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

4. Реализация принципов обучения:

Принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

В чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

Как реализовался принцип доступности обучения;

С какой целью использовался каждый вид наглядности;

Как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;

Как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство умением школьников;

В какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

Какой характер познавательной деятельности преобладал (репро­дуктивный, поисковый, творческий);

Как реализовались индивидуализация и дифференциация обучения;

Как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

5. Методы обучения:

В какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

Каков характер познавательной деятельности они обеспечивали;

Какие методы способствовали активизации учения школьников;

Как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие самостоятельности учащихся;

Какова эффективность использования методов и приемов обучения.

6. Организация учебной работы на уроке:

Как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

Как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

Правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

Как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

Какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

Как учитель подводил итоги этапов и всего урока.

7. Система работы учителя:

Умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

Показ учащимися рациональных способов учебной работы;

Определение учебного материала на урок;

Поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный), объективность;

Роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

8. Система работы учащихся:

Организованность и активность на разных этапах урока;

Адекватность эмоционального отклика;

Методы и приемы работы, уровень их сформированности;

Отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

Уровень освоения основных знаний и умений;

Наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

9. Общие результаты урока:

Выполнение плана урока;

Мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

Уровни освоения знаний и способов деятельности учащихся:

1‑й – усвоение на уровне восприятия, понимания и запоминания;

2‑й – применение в аналогичной и сходной ситуации;

3‑й – применение в новой ситуации, то есть творческое;

Общая оценка результатов и эффективности урока;

Приемы активизации познавательной деятельности при изучении нового материала :

Проблемность;

Исследование ярких примеров, фактов;

Подключение учащихся к обсуждению;

Подкрепление тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами;

Использование наглядно-образовательного материала и технических средств в обучении.

"Чистые" уроки изучения нового материала применяются в среднем и старшем звеньях за счет:

Большого объема нового материала;

В этом возрасте школьники уже готовы к длительной работе с неизвестным материалом и большими нагрузками.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

УРОК КАК ГЛАВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Урок в системе форм обучения

Главной организационной формой обучения в средней общеобразовательной школе является урок.

«Урок -- это систематически применяемая (в определенных временных границах) для решения дидактических задач -- образования, воспитания и развития учащихся (объединенных в коллективе класса) -- основная форма организации учителем обучения, обеспечивающая реализацию в едином процессе содержания, средств, форм и методов обучения». 1

Помимо урока, различают и другие уже утвердившиеся в современной школе организационные формы работы: факультативные занятия, внеклассные (внеурочные) занятия, экскурсии, и т. п.

В системе форм обучения урок доминирует и определяет ее структуру, играя в ней ведущую роль. Из системы можно удалить любой элемент, кроме урока. Вместе с тем элементы системы оказывают друг на друга взаимное влияние. Каждый из них выполняет свою функцию.

Урок является важнейшей формой обучения, потому что только в его рамках реализуется учебная программа по химии. Каждый урок представляет собой структурный элемент процесса обучения. Поэтому к уроку предъявляются те же требования. Он должен выполнять образовательную, воспитывающую и развивающую функции. Если все обучение по химии по школьной программе рассмотреть как систему уроков, то внутри нее можно выделить системы по отдельным темам, а в них -- отдельные уроки как структурные элементы.

Урок как система. Требования к уроку химии

Урок -- это целостная функционирующая система, в которой обеспечивается взаимодействие процессов преподавания и учения. Условия организации урока следующие: социально-педагогические (наличие квалифицированного, творчески работающего учителя и дружного коллектива учащихся с правильной ценностной ориентацией, обеспеченность хорошими учебниками и учебными пособиями, благоприятный психологический климат) и психолого-дидактические (высокий уровень обученности учащихся, наличие сформированных мотивов учения, соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса). Функционирование этой системы определяется целями обучения. Остальные элементы подчинены этим целям и являются лишь средствами их достижения. Именно эти компоненты следует считать структурными элементами системы урока.

Планирование и проведение урока определяется его целями. Основные требования к уроку химии (по Р. Г. Ивановой ) следующие:

направленность на достижение конкретных целей обучения, воспитания, развития учащихся;

обеспечение высокого идейно-политического уровня учебно-воспитательного процесса, условий для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, атеистического, трудового, нравственного воспитания, связи с практикой коммунистического строительства;

использование всех возможностей содержания и методов обучения для развития интереса учащихся к учению, логического мышления, творческих способностей; широкое применение проблемного обучения;

обучение с учетом межпредметных связей;

сочетание разнообразных методов обучения, соответствующих целям урока и содержанию учебного материала, обеспечивающих доступность обучения; целесообразное применение всех видов химического эксперимента и комплексов средств обучения, включающих технические средства;

привитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке в ее фронтальных, групповых и индивидуальных формах:

целостность урока по всем его параметрам (содержанию, дидактическим звеньям), определяемая целями обучения, согласованность всех его частей; экономия учебного времени;

спокойная, деловая обстановка на уроке, основанная на доброжелательности и взаимном доверии учителя и учащихся и общей заинтересованности в успехе урока.

Предметное содержание урока определяется программой и учебником, но учитель при подготовке к нему обязан использовать дополнительный материал, особенно если он актуален и позволяет устанавливать тесную связь обучения с окружающей действительностью, с жизнью. Главное, чтобы отобранный материал не превышал объем, определенный программой и учебником, т. е. не содержал дополнительных новых понятий. Иллюстративный материал отбирают так, чтобы он не мешал усвоению и закреплению на уроке основного программного материала. Важной характеристикой урока является его структура. В качестве обязательных компонентов любого урока выделяют три: актуализацию прежних знаний и способов действий, формирование новых понятий и способов действий и применение новых понятий и способов действий -- формирование умений. Все эти компоненты обязательно присутствуют в любом уроке в разных соотношениях. Они неразделимы и динамичны. Важнейшими среди них является формирование новых понятий и способов действия, которое невозможно осуществить без опоры на прежний опыт и не применяя приобретенные знания на практике.

Наиболее простая классификация уроков на основании дидактической цели следующая: уроки передачи и приобретения новых знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний и умений и уроки проверки результатов усвоения. Однако эта классификация, как и любая другая, весьма относительна, ибо обучающий характер урока предполагает, наряду с передачей новых знаний, обеспечивать их закрепление и контролировать их усвоение.

Классификация уроков на виды в зависимости от доминирующих методов (лекция, беседа, практическое занятие и т. д.) также относительна, так как при одном ведущем методе учитель обычно использует еще множество вспомогательных методов и приемов, которые играют при проведении урока не менее существенную роль. Иногда разнообразие методов на уроке столь велико, что вообще невозможно точно определить его вид, но методы всегда должны соответствовать целям обучения, содержанию урока и конкретным условиям в классе.

Отбор системы адекватных методов и средств обучения -- процесс творческий. Для того, чтобы повысить эффективность урока, необходимо отбирать систему методов обучения, исходя из конкретных условий, хорошо ориентироваться в методической литературе и регулярно изучать публикации в журнале «Химия в школе», где освещаются вопросы преподавания отдельных тем курса химии, а также печатаются материалы о передовом опыте учителей.

Нужно также хорошо ориентироваться в комплексе средств обучения и воспитания, имеющихся в распоряжении школы.

Особого рассмотрения требуют уроки, включенные в систему какой-либо определенной технологии обучения. Они, как правило, не вписываются в традиционную классификацию.

Планирование системы уроков по химии

Система уроков по каждой теме представляет собой целостное единство. В основу ее построения положен комплексный подход к обучению, а функции каждого урока определяются, кроме того, дидактической целью.

На основании анализа программы по химии определяется прежде всего образовательная функция темы: важнейшие понятия, теории, законы, факты, которые необходимо раскрыть в процессе изучения темы, связи между этими элементами содержания, последовательность их изучения. Главная задача учителя на этом этапе -- проанализировать содержание, чтобы установить взаимосвязь и на этой основе определить их последовательность. Полезно и учащимся старших классов знать о структуре темы и последовательности ее изучения. Для определения воспитывающей функции темы следует проанализировать ее содержание с точки зрения формирования научно-материалистического мировоззрения, а также других сторон воспитания. Развивающая функция темы определяется возможностями развития на ее материале логического мышления, интереса к предмету, самостоятельности и т. д. После этого рассматривается поурочная структура темы.

Работа над содержанием и определение цели урока

Прежде всего, надо глубоко проанализировать химическое содержание урока, чтобы выявить образовательную дидактическую цель. Без должного анализа содержания поставленные цели урока бывают либо формальными, совпадающими с темой урока по формулировке, либо нереальными, превышающими возможности содержания. Над содержанием следует хорошо поработать, раскрыв его структуру и выделив главное. Проанализировать содержание -- это значит выявить возможно большее число его связей с предыдущими и последующими уроками (внутрипредметные связи), а также связи с другими предметами, которые облегчают учащимся понимание вопроса.

После этого устанавливаются связи содержания урока с предшествующим материалом. При этом недостаточно ограничиваться только предыдущим уроком. Необходимо выявить все изученные опорные понятия, от которых учитель будет отталкиваться на уроке и которые нужно будет учесть. Затем нужно выяснить, где содержание планируемого урока будет использовано в дальнейшем в ходе изучения материала. Это необходимо знать, чтобы понять, на чем важно сосредоточиться, на что обратить особое внимание. Только после этого можно формулировать цель урока, которая будет отражать его главную идею.

Так, например, на уроке по теме «Ионная связь» неопытные учителя формулируют цель: «Ознакомить учащихся с ионной связью». Это неправильно по ряду причин.

Во-первых, не раскрыта главная идея урока: ионная связь -- это крайний случай полярной, так как любая химическая связь имеет единую природу.

Во-вторых, не учтена опора данного урока на предыдущий (неправильная формулировка изолирует урок от остальных).

В-третьих, должно быть сформировано понятие о ионной связи и ионах, участвующих в ее образовании, а эта цель в формулировке не ставится, предлагается только ознакомление с материалом.

В-четвертых, не учитываются межпредметные связи с физикой (о свойствах положительных и отрицательно заряженных частиц).

В-пятых, формулировка ставит задачу только перед учителем.

Если тщательно проанализировать содержание, выделить в нем главную идею, то цель урока будет звучать иначе: добиться понимания образования ионной связи как крайнего случая полярной. Сформировать понятие о единой природе химической связи в соединениях и о ионах как заряженных частицах, между которыми возникает связь. В этой формулировке заложена также и воспитательная, мировоззренческая задача: формирование идеи о материальном единстве мира.

Другим примером может служить урок в IX классе на тему «Взаимодействие простых веществ с водой». 1 В содержание урока входят многочисленные примеры, подтверждающие факты, что металлы (Na, Са, Mg, Fe, А1) и неметаллы (F 2 , С) могут вступать в окислительно-восстановительные реакции с водой.

Первое, с чего следует начать, это определить, что учащимся уже известно о простых веществах и о воде, т. е. на что можно опереться (числом опор определяется доступность материала и последующая организация урока) при изложении нового материала.

Из курса 8 класса следует, что учащимся известно о простых веществах очень многое:

простые вещества могут вступать в реакцию друг с другом;

при соединении простых веществ с кислородом образуются оксиды;

оксиды типичных металлов являются основными;

металлы могут взаимодействовать с кислотами с вытеснением водорода в зависимости от положения металла в вытеснительном ряду;

известно, что существуют металлы, неметаллы и переходные элементы;

О воде также известно многое:

вода реагирует с оксидами металлов;

при взаимодействии воды с некоторыми основными оксидами образуются основания;

вода взаимодействует с натрием (и другими щелочными металлами) с выделением водорода;

вода взаимодействует с фтором и хлором с выделением кислорода.

Все это факты, которые изучены учащимися на атомно-молекулярном уровне. Но к моменту проведения урока уже оказываются изученными теории, которые следует обязательно иметь в виду:

периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева;

строение атома;

химическая связь;

электролитическая диссоциация;

окислительно-восстановительные процессы;

понятие о вытеснительном ряде металлов.

Вот какая большая база сведений по химии к моменту проведения урока имеется у учащихся. Практически все известно. Тогда в чем же смысл урока? Чего не хватает? Может быть, этот урок вообще не нужен?

Для ответа на этот вопрос уже нужно заглянуть вперед, и тогда мы увидим, что учащиеся подводятся к широким обобщениям через систематизацию знаний о простых веществах, к переосмыслению химического материала в свете изученных теорий, к восприятию идей о материальном единстве окружающего мира. Таким образом, цель данного урока не просто проинформировать учеников о том, как простые вещества реагируют с водой, а обобщить сведения о реакциях металлов и неметаллов с водой, систематизируя их на основе изученных теорий. Таким образом, цель сразу приобретает и развивающий и воспитательный характер.

Если же учитель не произведет такого анализа содержания, то он просто определит главную идею урока -- сопоставить отношение к воде металлов и неметаллов и подчеркнуть различие в их свойствах, после чего добросовестно изложит материал, сделав урок повторительным и скучным. Таким образом, от поставленной цели зависят методы и организация урока.

Еще пример. Урок на тему «Соляная кислота и ее свойства». Анализ содержания материала по изучению соляной кислоты показывает, что большинство свойств соляной кислоты 1 учащимся уже известно из главы «Основные классы неорганических соединений» и др. Поэтому формальная постановка цели: «Изучить свойства соляной кислоты» -- будет неверной. Она не учитывает исходный уровень знаний учащихся, ориентирует на простое повторение и не предусматривает развития мышления учащихся. В то же время формулировка цели: «Систематизировать и конкретизировать знания о кислотах на примере соляной кислоты» -- ориентирует на формирование сложных мыслительных приемов и определяет постановку познавательной задачи урока.

Во время проведения урока образовательная цель ставится перед учащимися в виде познавательной задачи, общей проблемы урока.

В зависимости же от уровня подготовленности класса познавательная задача урока формулируется по-разному: либо в приведенной ранее формулировке (если учащиеся знают, что такое систематизация, и владеют этим мыслительным приемом), либо ставится задача доказать всеми известными способами состав соляной кислоты, либо предлагается из ряда веществ выбрать те, с которыми будет реагировать соляная кислота, и объяснить почему. После ответа на этот вопрос в конце урока учитель проводит обобщение. Во всех случаях познавательная задача определит разную последовательность изучения соляной кислоты, хотя итог урока будет одинаковым.

Так им образом, формулирование цели определяет и организацию содержания, и построение урока, и отбор методов, и успех самого урока, и интерес к нему учащихся. Правильно определить и сформулировать цели урока можно лишь после тщательного анализа химического содержания, определения его структуры, выделения главной цели. Когда же цели определены, вся дальнейшая работа заключается в подчинении урока этим целям.

Предметное содержание урока должно соответствовать программе, но не повторять учебник. Логика изложения материала, а также отдельные примеры могут отличаться от приводимых в учебнике. Это даже необходимо для того, чтобы стимулировать работу учащихся на уроке и дома с учебником. Логическая перестройка материала также определяется необходимостью использования проблемного подхода. Учитель быстро утрачивает свой авторитет, если излагает на уроке только содержание учебника. Нельзя также забывать о дидактических требованиях к любому содержанию.

Определение структуры урока

Предметное содержание урока в значительной степени определяет его структуру, в которой определяют так называемые дидактические звенья: вводная часть, основная часть, закрепление. Эти звенья обычно всегда имеют место, но выражены неодинаково. В любом случае все структурные звенья урока планируются так, чтобы обеспечить его целостность и целенаправленность. А это значит, что важно не только определить структуру данного урока, но и выявить и использовать его связи с предшествующими и последующими уроками, чтобы он был структурным звеном всего учебного процесса.

Итак, после разработки основного содержания планируется вводная часть. Ее задача -- установить связи с предшествующим материалом путем проверки усвоения учащимися изученного ранее материала.

После кратковременного (7--10-мин) вводного этапа, в ходе которого возникает достаточно полная картина подготовленности класса, кратко обобщают предыдущий материал, чтобы перейти к изучению нового.

Так, например, на уроке в IX классе по теме «Аммиак», 1 планируется рассмотреть свойства аммиака в растворе как электролита, образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму и поведение аммиака в окислительно-восстановительных реакциях. Во вводной части этого урока необходимо вспомнить механизм образования ковалентной полярной связи, особенности строения атома азота, электролитическую диссоциацию оснований, а также электронную сущность окисления и восстановления. При этом учитель может избрать разные варианты. Он может все перечисленные вопросы задать в начале урока, а затем поставить проблему в виде познавательной задачи -- спрогнозировать химические свойства аммиака. Тогда это будет ярко выраженная вводная часть. Здесь учитель может провести фронтальную беседу или пригласить ученика к доске, чтобы он более подробно пояснил свой ответ на поставленный вопрос, может даже предложить задачу для решения. А может поступить и иначе, если он уверен в подготовленности учащихся: начать объяснение, попутно актуализируя знания учащихся, ставя перед ними вопросы, выражающие части названной проблемы.

Планировать вводную часть нужно очень тщательно. И на учет знаний, и на решение задач четко определяется время, необходимое для самостоятельной работы учащихся, и т. д. Следует предусмотреть также средства обучения, которые функционировали на предшествующем уроке. Вводная часть урока организовывает учащихся для дальнейшей работы.

Основная часть урока, как правило, посвящается изучению нового материала. Однако это может быть обобщение, закрепление и совершенствование знаний или проверка результатов усвоения. Например, заключительные уроки по химии в средней школе носят исключительно обобщающий систематизирующий характер: обобщение сложных теоретических вопросов, сравнительные характеристики разных групп элементов и их соединений, выявление генетической связи между веществами, роль химии в народном хозяйстве и т. д. Но в любом случае основная часть урока должна содержать для учащихся что-то новое, иначе урок для них будет неинтересным и скучным. Простое повторение изученных ранее сведений необходимо для тех учащихся, которые пропускали занятия или недостаточно хорошо его усвоили.

В соответствии с требованиями развивающего обучения новый материал на уроке изучается в напряженном темпе, который требует от учащихся усилий при его усвоении. Этим условиям удовлетворяет проблемное обучение. При планировании изучения нового материала нужно прежде всего определить структуру последнего. При этих условиях знания легче усваиваются, прочнее удерживаются в памяти.

Так, например, при проведении в IX классе урока на тему «Химические свойства серы» главная ключевая идея заключается в том, чтобы на основе этого материала расширить, углубить, конкретизировать теоретические знания учащихся о строении вещества, об окислительно-восстановительных процессах, о тепловом эффекте химических реакций, о связи химических свойств простого вещества серы с положением элемента в таблице Д. И. Менделеева. Вокруг этой стержневой идеи и строят урок, определяют его содержание и его структуру. Таким образом, учащихся учат определенному, характерному для химии методологическому подходу к изучению химических объектов, который способствует формированию специальных учебных умений в процессе освоения химического содержания.

С позиций ключевой идеи далее выбирают логический подход -- индуктивный или дедуктивный. Индуктивный подход применяют тогда, когда у учащихся недостаточно теоретических знаний, на основе которых можно было бы рассматривать нужные факты, и не хватает фактического материала для теоретического обобщения. Дедуктивный подход продуктивен там, где можно строить изучение нового материала на основе имеющихся у учащихся теоретических знаний. Например, в курсе VIII класса, когда в начале обучения химии у учащихся не накопились химические факты, применение дедуктивного подхода нецелесообразно, так как это может привести лишь к формальным знаниям. Однако после обобщения сведений об атомно-молекулярном учении уже переходят на дедуктивный подход. Использованию дедуктивного подхода может способ ствовать пропедевтический курс в VII классе, если он обогащен фактами. После же изучения периодического закона Д. И. Менделеева преимущественно используется дедуктивный метод, строящийся на основе предшествующего обобщения. Дедуктивный подход экономит время и способствует формированию научно-теоретического мышления. Но следует помнить, что развивающее обучение обеспечивается не только дедуктивным подходом, но и проблемным, а также всеми видами самостоятельной работы учащихся.

Составление конспекта урока

Замысел и проект урока обязательно должен быть выражен в конспекте. Начинающий учитель пишет подробный конспект урока, своего рода сценарий. В дальнейшем, накопив достаточно опыта, он может ограничиваться подробным планом урока.

Конспект урока пишут в тетради или на отдельных листах бумаги. В последнем случае его легко дополнить или изменить. На первом месте в конспекте указывают дату проведения урока, тему, цели и последовательно по плану излагают весь ход урока в виде подробного сценария: сначала вводная часть, потом основная, закрепление, домашнее задание. Весь урок излагается полным текстом в конспекте молодого учителя, так как для него важно не только что говорить, но и как говорить. Оговаривается время, отводимое на каждую часть урока. Особое внимание уделяется вопросам, задаваемым учащимся. К ним учитель формулирует предполагаемые ответы. Рекомендуется сначала составить ответ, а затем к нему подбирать вопрос. Тогда он получается более точным.

В конспект вносят рисунки и схемы приборов, указания о месте использования средств обучения, комментарии к ним и краткое содержание, которое в них имеется, название каждого средства. В конспекте выделяют цветными чернилами ту запись, которая будет сделана на доске, а также то, что будет записано учащимися в тетрадях. Очень важно подробно описать домашнее задание. Письменные задания вносят в конспект полностью в том виде, в каком они должны быть выполнены учащимися. Тогда легче проверять тетради. Имеющаяся в конспекте дата поможет установить, когда и какое задание учащимися не выполнено.

Подобные документы

    Анализ школьного урока с точки зрения целостной системы образовательного процесса. Характеристика современного урока химии: методы, структура, типология. Структура урока и формы организации учебной работы. Этапы урока по электролитической диссоциации.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2012

    Исследование и анализ главных причин потребности интегрированных уроков. Выявление преимуществ и проблем интеграции. Анализ результатов интегрированного обучения и его значение. Разработка плана-конспекта интегрированного урока по химии и физике.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2013

    Определение целей и задач урока по химии, формы организации и методы обучения. История открытия фосфора, его нахождение в природе и роль в организме человека. Аллотропные модификации и химические свойства данного элемента, его получение и применение.

    конспект урока , добавлен 02.02.2014

    Урок как форма организации учебной работы в школе и часть педагогического процесса. Характеристика частей, составляющих урок. Требования к уроку, виды оценки знаний. Дополнительные формы урока, особенности его тематического, поурочного планирования.

    презентация , добавлен 10.01.2015

    Урок как основная форма организации учебно – воспитательного процесса. Определение целей, посещения уроков. Определение урока или системы уроков, позволяющих достичь цели посещения. Подготовка к сбору и фиксации информации в ходе наблюдения, ее оценка.

    реферат , добавлен 09.08.2008

    История урока как формы организации учебной работы. Основные требования к уроку математики, аспекты его проектирования и конструирования с использованием цифровых образовательных ресурсов. Определение содержания понятия "современный урок математики".

    реферат , добавлен 12.04.2015

    Пути совершенствования урока в современной школе. Инновационная направленность педагогической деятельности (в химическом образовании). Разработка задач нового поколения. Развитие демонстрационного эксперимента. Интерпретация некоторых положений химии.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2015

    Общие требования к анализу урока. Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока. Схема протокола анализа урока иностранного языка. Урок формирования лексических навыков говорения. Оценка уроков с использованием функционально-смысловых таблиц.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    План-конспект урока - основной документ для проведения конкретного урока по теме, его структура. Рекомендации по составлению плана урока и его проведению. Образец плана-урока производственного обучения при изучении теме "Резка" для слесарей-ремонтников.

    методичка , добавлен 24.10.2012

    Основные этапы планирования уроков иностранного языка. Планирование урока иностранного языка с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. Урок-дискуссия по теме "Образование в Великобритании и России".

АНО ВПО

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дополнительной профессиональной образовательной программе

профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование: учитель химии»

700 часов, 6 месяцев

Тема:

«Урок химии : проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе»

Дипломную работу подготовил: Чуфистова Татьяна Александровна

Должность: Учитель

Место работы: МАОУ СОШ № 71 г. Екатеринбурга

Номер и дата договора: 2016/01-974- 03 от 23.03.2016

_____________11 октября_2016 г._____________

г. Екатеринбург. Свердловская область

Российская Федерация

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….….3

Глава I .Урок как целостная система……………………………………..5

Глава II .Типология и структура урока химии………………………....6

2.1.Структура урока химии………………………………………….……6

2.2. Классификация типов урока по химии и их характеристика...…8

2.3. Подготовка учителя к уроку химии. Планирование…………….11

2.4. Подготовка урока химии……………………………………………..14

2.5. Организация учебной деятельности на уроке……………………..20

2.6. Современный урок…………………………………………………..…23

2.7. Особенности и требования к современному уроку химии……….27

Заключение……………………………………………………………………29

Список литературы……..……………………………………………………31

Введение

Как бы не совершенствовались реформы и модернизации, основной организационной формой обучения остается урок. На нем держалась и стоит современная школа.

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются, в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей.

Урок предлагает решение проблем воспитания, ценностного отношения к жизни, выработки осмысленной, мотивированной творческой позиции средствами нетрадиционной организации учебного процесса.

Актуальность темы квалификационной работы состоит в том, что урок является основной динамической и вариативной формой организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития ученика. В свете концепции современного образования в настоящее время обучению, воспитанию и развитию уделяется огромное внимание, так как развитие научно-технического прогресса в XX веке выявило большую потребность всего человечества в получении качественного образования.

Каким он должен быть, современный урок? Как должна изменяться его структура? Вопросы эти не случайны. В последнее время резко повысился интерес учителей к проблемам современного урока, в том числе и на таком сложном уроке как химия. Безусловно, урок должен быть систематичным, последовательным и прочным в усвоении знаний учащихся.

Эффективность урока во многом зависит от умелого выбора методов обучения и их структуры. Познавательный интерес можно вызвать или усилить включением всех учащихся в активную учебную деятельность доступную им, приносящую радость познания, чувство удовлетворения успехом. Для этого иногда целесообразно поставить перед классом проблему или проблемный вопрос, эвристическое или познавательное задание. Для улучшения запоминания наиболее важного материала применяются различные приемы, в частности фиксация на доске, специальном плакате или проекция на экране с помощью технических средств, опорных смысловых пунктов - понятий, терминов, основных дат, названий, схем и т.п. - того главного, запоминание которого способствует воспроизведению всего материала.

Целью исследования курсовой работы является выявление особенностей главной организационной формы обучения химии, особенностей проведения современного урока, а также разработка конспектов уроков по химии.

Задачи курсовой работы: рассмотреть урок как целостную систему; проанализировать цели и задачи уроков химии; выявить типологию и структуру уроков; раскрыть основные этапы проведения урока, а именно подготовку урока, составление конспекта и организационные моменты; дать оценку современного урока химии.

Объектом исследования выступает основная форма организации образовательного процесса.

Предмет исследования - современный урок.

Методы исследования - изучение методических и научных литературных источников и моделирование урока.

Глава I . Урок как целостная система

Главной организационной формой обучения в средней общеобразовательной школе является урок.

Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, - как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения. Таким образом, урок - это целостная функционирующая система, в которой обеспечивается взаимодействие процессов преподавания и учения.

Глава II . Типология и структура урока химии.

2.1.Структура урока химии.

Структура урока и формы организации учебной работы на нем, имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока химии, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. Структура любого урока представлена тремя частями:

    Вводная часть (2-7 мин.) это проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и умений.

    Основная часть (25-40 мин.) состоит из сообщения темы урока, цели и мотивация учебной деятельности, обобщения и систематизация знаний, закрепление и применение полученных ЗУН (знаний, умений и навыков); далее в соответствии с дидактической целью урока.

    Заключительная часть (3-5 мин.) Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.

В урок включены содержание материала, методы и формы обучения, методы управления и контроля за учебной деятельностью, технические средства, учебные средства, дидактические материалы для самостоятельной работы, формы организации учебной деятельности учащихся, личность учителя, но являются ли они компонентами урока? Конечно, нет! Так как не является компонентом урока и цель урока. Нельзя согласиться и с утверждением о том, что не существует объективно постоянной структуры урока.

Вместе с тем ученые-педагоги едины в том, что структура урока не может быть аморфной, безликой, случайной. Процесс обучения эффективен лишь тогда, когда учитель правильно понимает единство функций каждого компонента в отдельности и его структурных взаимодействий с другими компонентами урока, когда он осознает, что каждый из компонентов дидактической структуры урока связан с предшествующими. Формирование новых знаний может быть успешным только с опорой на имеющиеся знания, а отработка навыков и умений успешно осуществляется после усвоения нового . Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью. Так на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др.; на другом уроке - демонстрация опытов, воспроизведение опытов учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.; на третьем - решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя, воспроизведение знаний и т.д. .

Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению новых знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие. Современный урок – это урок, на котором учитель использует все возможности применения разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся. Организация современного урока возможна при соблюдении следующих правил: определение целей урока, типа и вида урока, отбор его содержания, выбор методов и приемов обучения, структуры урока в соответствии с поставленными целями. Любой урок призван комплексно решать триединую цель обучения – образовательную, развивающую и воспитывающую учащихся. Таким образом, характеристики урока по химии следующие:

1. Каждый урок химии включен в расписание школы/гимназии/лицея и регламентирован временем и объемом программного учебного материала.

2. Урок - постоянная форма организации, которая обеспечивает систематическое усвоение всеми обучаемыми программных знаний, умений и других компонентов содержания обучения.

3. Посещение уроков для всех учащихся обязательно.

Системность урока химии проявляется в наличии таких компонентов, как: цель урока, его содержание, рационально организованная работа учителя и ученика, комплекс последовательных действий по достижению поставленных целей, единство перспективного и поурочного планирования, межпредметные и внутрипредметные связи, решение триединых задач с учетом особенностей класса и др. факторов.

2.2. Классификация типов урока по химии и их характеристика.

Типологии уроков посвящено много научных работ. На сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной дидактике химии. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. Из педагогов прошлого наиболее стройную и до настоящего времени сохраняющую свое научное значение классификацию уроков дал К. Д. Ушинский. Дидактика в основном сохраняет разработанную К. Д. Ушинским классификацию уроков, но несколько уточняет ее. Основными типами уроков, которые проводятся в школе, являются следующие:

1) Классификация К.Д. Ушинского.

    уроки смешанные, или комбинированные;

    уроки сообщения новых знаний учителем;

    уроки закрепления изученного материала;

    уроки повторения и обобщения изученного материала;

    уроки семинары и конференции;

    уроки проверки и оценки знаний.

Кроме того, выделяют следующие виды классификаций:

3) Третья классификация основана на характере деятельности учителя и учащихся: лекция, семинар, зачет, конференция, КВН, путешествии, устный журнал, деловая игра, диспут, творческий отчет, консультация, конкурс, аукцион, соревнование, общественный смотр знаний, педагогическое ателье, с применением компьютера

4) Следующая классификация уроков представлена в работах М.И.Махмудова. Он предлагает классифицировать уроки по цели организации занятий общепедагогической целью, характером изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом все уроки делятся на 4 типа:

    урок изучения нового материала,

    урок совершенствования знаний, умений и навыков,

    комбинированный урок,

    урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

5) Следующая классификация уроков (по В.А.Онищук) практически не отличается от предыдущей:

    урок усвоения новых знаний,

    урок усвоения навыков и умений,

    урок применения знаний, умений и навыков,

    урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков,

    урок обобщения и систематизации знаний.

Известный отечественный дидакт М. А. Данилов отмечал: «…в бесконечном потоке множества уроков можно подметить известную повторяемость и выключить структуры уроков, встречающиеся чаще других». Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока. В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия

Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:

    организационный этап

    этап проверки домашнего задания

    этап актуализации субъектного опыта учащихся

    этап изучения новых знаний и способов деятельности

    этап первичной проверки понимания изученного

    этап закрепления изученного

    этап применения изученного

    этап обобщения и систематизации

    этап контроля и самоконтроля

    этап коррекции

    этап информации о домашнем задании

    этап подведения итогов занятия

    этап рефлексии

Из этого набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами.

2.3. Подготовка учителя к уроку химии. Планирование.

Тематическое планирование. Планирование учебной работы учителя химии является важным звеном в подготовке урока. Планирование - это творческая деятельность учителя, состоящая из предварительной разработки годового тематического плана, а также планов и конспектов отдельных уроков.

Годовой тематический план охватывает весь учебный материал по курсу с учетом распределения времени в течение всего учебного года. В годовом плане намечаются общие задачи обучения химии, предусматривается совокупность учебной работы в системе с учетом особенностей класса и уровня подготовки учащихся, определяется место учебных экскурсий, примерное направление внеклассной работы. В годовом плане отражен главный его компонент – тематическое планирование химии, то есть, разработка планов изучения программных тем. Материал курса на год разбивается на отдельные темы и уроки, особо выделяются практические, контрольно-учетные, уроки обобщения и систематизации знаний.

Основная работа учителя химии над составлением плана состоит в следующей последовательности:

    Ознакомление с учебной программой.

    Ознакомление с содержанием учебника.

    Подбор и просмотр дополнительной литературы.

    Осмысление связей материала темы с другими темами курса и с другими предметами.

    Разбивка каждой темы на уроки.

    Выделение в плане практических занятий, контрольных работ, уроков обобщения и систематизации знаний, экскурсий.

    Составление перечня учебно-наглядных пособий к теме.

    Текстовое оформление плана.

Подготовка каждого урока химии - это большой творческий труд учителя. Она начинается с анализа предыдущих уроков исходя из намеченных целей. Далее ставится вопрос, каким будет следующий урок, определяются внутрипредметная связь и триединые задачи, характер организации познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выбор эффективной совокупности методов и средств обучения.

При подготовке к уроку химии учитель:

    определяет место данного урока в системе уроков (внутрипредметная связь), руководствуясь программой и тематическим планом, выявляет связи урока с другими уроками и предметами – биологией, физикой, математикой и др. (межпредметная связь);

    определяет и уточняет объем и содержание учебной информации, которая будет изучена учениками, по учебнику и дополнительной литературе;

    изучает методическую литературу по теме урока;

    определяет структуру урока, выделяя главную дидактическую задачу, выбирает тип урока, определяет суть новых понятий и углубление уже изученных;

    определяет методику выполнения химических опытов с обязательным предварительным их проведением;

    выявляет другие средства обучения, в том числе информационные, наглядные пособия, тексты заданий, задач и т. д.;

    моделирует последовательность хода урока.

    составляет план или конспект урока;

План-конспект урока учителя – это более общая форма проекта урока, которая составляется по усмотрению учителя. Независимо от выбранной формы записи в плане необходимо отразить:

    тему урока;

    цели урока и перечень средств обучения;

    вопросы, которые будут предложены учащимся;

    тексты или номера задач заданий, упражнений для проверки или закрепления знаний и умений;

    тезисное содержание нового материала по пунктам (вопросам);

    даты, константы, термины, определения, формулы, уравнения реакций, фамилии ученых - все то, что учитель не надеется удержать в памяти;

    перечень химических опытов или иной наглядности с указанием их места на уроке;

    домашнее задание.

Самая простая форма планирования охватывает лишь содержание курса и ограничивает процесс планирования распределением учебного материала по темам и отдельным урокам в примерном соответствии с тем количеством часов, которое предусмотрено в программе. Наиболее сложная форма планирования напоминает поурочные рабочие планы учителя, потому что включает формулировки целей обучения, воспитания, развития для каждого урока; краткое изложение содержания; ведущие методы урока; оборудование к уроку; материал для повторения; домашние задания и нередко другие детали уроков.

Часто форма тематического плана устанавливается школой. Таким образом, формы тематического планирования не могут быть раз и навсегда установленными. Годовой тематический план должен соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта. Годовой план обычно визируется заместителем директора по учебной части и утверждается директором школы.

2.4. Подготовка урока химии.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической насыщенностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание.

Итак, в подготовке такого урока:

1)Первое, с чего надо начать это четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2)Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3)Спланировать учебный материал: подобрать литературу по теме, при этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4)Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником. Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5)Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6)Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7)Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8)Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Подготовленный таким образом урок должен лечь в проект - это завершающая стадия подготовки урока и заканчивается она составлением конспекта урока, в котором фиксируются важные моменты .

Следовательно, подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы, которая даст максимальный эффект. Таким образом, чтобы урок достиг своей цели, он должен быть тщательно подготовлен.

Подготовка каждого урока химии - это большой творческий труд учителя. Она начинается с анализа предыдущих уроков исходя из намеченных целей. Далее ставится вопрос, каким будет следующий урок, определяются внутрипредметная связь и триединые задачи, характер организации познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выбор эффективной совокупности методов и средств обучения.

Определение целей урока определяет его эффективность. Главную дидактическую цель урока в значительной мере определяет тип урока, его формы, дидактические средства. Любое действие учителя на уроке направлено на достижение конкретной, продуманной цели. Достижение образовательных целей можно проконтролировать уже по ходу урока, при проведении проверочной работы или на этапе закрепления. Достижение общепедагогических целей (воспитание, развитие учащихся) непосредственно проконтролировать трудно, об их достижении можно судить косвенно. Общепедагогические цели учителя обычно определяют к изучению всей темы. Практика показывает, что учителя без затруднений формулируют методические и дидактические цели и с большим трудом - общепедагогические. В результате этого цели воспитания и развития оказываются неконкретными, носят случайный характер, а на уроке недостаточно полно используется воспитывающий и развивающий потенциал предмета, средств, методов и форм обучения.

Требования к дидактической цели урока состоят в следующем:

четкое определение образовательных задач каждого урока;

рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

рациональное сочетание разнообразных видов, форм, методов и методических приемов;

творческий подход к формированию структуры урока;

сочетание различных форм коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;

обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

научный расчет и мастерство проведения урока.

Требования к воспитательной направленности урока:

определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности учащихся на уроке, ориентация на реально достижимые воспитательные цели;

воспитание у учащихся нравственных ценностей, формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, самостоятельности, ответственности, обязательности, аккуратности и др.

К постоянно реализуемым на всех уроках требованиям развития учащихся относятся:

развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

развитие логических операций мышления на установление причинно-следственных взаимосвязей дидактического химического треугольника «состав–строение–свойства»;

обеспечение условий для дальнейшей эволюции названного треугольника в квадрат: «состав–строение–свойства–применение», пятиугольник: «состав–строение–свойства–применение–получение» и шестиугольник: «состав–строение–свойства–применение–получение–нахождение в природе».

Алгоритм подготовки учителя к уроку химии можно проиллюстрировать следующим образом:

Кроме выше упомянутых требований к уроку химии выделяются и другие: организационные, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, сотрудничества, а также санитарно-гигиенические и определяемые правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).

Таким образом, каждый урок химии должен быть направлен на решение учебно-воспитательных задач через планирование и дальнейшую реализацию, определяющуюся содержанием, структурой, применяемыми методами и способами организации урока.

2.5. Организация учебной деятельности на уроке.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы - фронтальная, индивидуальная и групповая . Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

При изучении нового материала и его закрепления наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником,

другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

·класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

·задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

·состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой .

Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

2.6. Современный урок.

Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основания для будущего.

Развитие научно-технического прогресса в XX веке выявило потребность всего человечества в получении качественного образования. В любой сфере деятельности требуются глубокие специальные знания, высокий профессиональный уровень, навыки, отработанные до автоматизма, умение быстро ориентироваться в сложных и быстро меняющихся ситуациях современного мира.

Школа должна заложить фундаментальные базовые знания, и представления, опираясь на которые ученик сможет не только выбрать интересующее его направление дальнейшей деятельности, но и строить дальнейшую пирамиду профессиональной эрудиции на прочной основе. Школа должна научить, как самому получать знания, работать с книгой, конспектом, современными техническими средствами образования. Как получать информацию на лекциях и во время практических занятий, как синтезировать различные дисциплины в единую мировоззренческую теорию. Как, наконец, ориентироваться в сложном и насыщенном информационном пространстве, какие маяки в нем находить.

Таким образом, на школьную педагогику ложатся сложные, ответственные и разнообразные задачи. Каким же образом учитель может с ними справиться? Что нужно знать, как строить процесс обучения? Безусловно, современному учителю необходимо связать воедино три компоненты:

1)глубокое знание предмета, умение увлечь им учеников, заинтересовать, показать «изюминки» именно своей дисциплины;

2)понимание психологических особенностей учеников, как отдельно каждого ребенка, так и коллектива, с его общей коллективной психологией, нравами, традициями, идеалами и ценностями. К этим традициям придется адаптироваться, идеалы и ценности аккуратно и ненавязчиво корректировать в процессе совместной работы, а психологию каждой отдельной личности учитывать;

)обладать специальными педагогическими знаниями, т. е. знать не только чему учить, но и как учить, владеть педагогическими технологиями, методиками и приемами. Постоянно совершенствовать эти методики и приемы.

а) Методы совершенствования классического урока

Положительная сторона схемы классического урока в том, что к такому уроку и учителя и ученики подготовлены прошлым ученическим и учительским опытом, имеются наработки, позволяющие сделать урок более эффективным, найти индивидуальные подходы к детям. При современном уроке, вместо опроса при проверке домашнего задания могут быть выданы индивидуальные карточки для проведения текущего контроля. При этом работа школьника на уроке активизируется, роль учителя становится менее заметной, но более эффективной от педагога при этом требуются дополнительные усилия, как по созданию раздаточного материала, так и по контролю.

Следующий шаг - поручить подготовку заданий ученикам. На них же возложить и функции проверки при этом, класс естественным образом разделяется на группы: одни оказываются в роли обучаемых, другие - в роли учителей и контролирующих. Группы должны периодически меняться функциями. При таком построении урока ученик перестает быть пассивным объектом обучения - приемником. Он становится активным участником образовательного действия, в нем востребованным оказывается творческое начало. На учителя в этом случае возлагается принципиально иная функция. Из лектора, источника информации, непогрешимого судьи, он превращается в организатора урока, менеджера. Одной из наиболее сложных задач при такой форме проведения урока становится задача подбора ролей, наиболее психологически комфортных для учеников. Процесс раскрепощения, навык работы с аудиторией развивается постепенно. Здесь от учителя требуется учет индивидуальных психологических особенностей детей. При таком проведении урока некоторые воспитательные задачи решаются автоматически.

б) Многообразие форм современных уроков

Используя принципы личностно - ориентированного обучения и деятельностный подход к обучению современная дидактика предлагает разновидности форм уроков, такие как:

    Мастерская;

    Игровое обучение;

    Модульное обучение;

    Обучение в сотрудничестве;

    Групповое обучение;

    Технология развития критического мышления (ТРКМ);

    Метод проектов;

    Портфолио;

    Педагогическая мастерская.

Современная педагогика освободилась от ряда стереотипов и не только разрешает, но и рекомендует вариативные методы проведения уроков. Например, могут включать в курс - экскурсии, проводимые вне стен школы, лекции, к которым привлекаются высококлассные специалисты, демонстрации фильмов и видеоматериалов, даже уроки- концерты, подготовленные учениками. Интересной можно считать форму проведения урока в читальном зале библиотеки. Посещение концерта или спектакля - своеобразный урок, поскольку несет и воспитательную, и образовательную и развивающую нагрузку.

Для повышения эффективности преподавания школа обеспечивается комплексом технических средств. Так, уроки химии немыслимы без проведения лабораторных работ. Для таких уроков важно наличие реактивов, колб, пробирок.

Особое значение в наше время приобретает использование на уроках телевизоров и видеомагнитофонов. Имеется богатая коллекция учебно-методических материалов на видео кассетах. Их использование позволяет задействовать несколько органов чувств, повышает интерес к предмету.

Особая роль отводится использованию компьютеров в образовательном процессе. Не касаясь собственно предмета информатики, отметим, что компьютер может применяться так же как телевизор, поскольку выпущено значительное количество мультимедийных компакт-дисков в поддержку учебных дисциплин. В отличие от телевизора, предоставляющего ребенку роль пассивного приемника информации, компьютер дает возможность двухстороннего общения в интерактивном режиме. Хорошие учебные программы предусматривают вариативность заданий и вопросов в зависимости от уровня предыдущих ответов.

Важное значение в современном мире имеет умение найти информацию. Сегодня основным источником информации наряду с книгой становится сеть Интернета. Способность быстро найти нужную информацию, использовать ее необходимо для успеха дальнейшей работы. Есть уверенность, что в дальнейшем использование компьютера на различных уроках приобретет популярность.

2.7. Особенности и требования к современному уроку химии.

Профессия учителя требует ежедневной работы над собой. При подготовке к уроку или внеклассному мероприятию учителю требуется поработать с большим объемом информации, изучить, переосмыслить специальную и методическую литературу.

Проблемы совершенствования современного урока химии:

1. Повышение воспитывающей направленности каждого урока по своему содержанию, методам и приемам работы, организации урока, его структуры, стиля общения. Учитель должен осознавать назначение каждой темы и отдельного урока в решении задач по обучению, воспитанию и развитию учащихся, в формировании мировоззрения.

2. Решение проблемы эффективной занятости каждого учащегося на протяжении всего урока. Необходимы поиски повышения эффективности учебного труда школьников на уроке, формирования ответственного отношения к учению.

3. Повышение роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении нового материала, закреплении и повторении.

4. Развитие речи учащихся и совершенствование изложения материала учителем на уроке.

5. Выбор оптимальных приемов использования технических и других дидактических средств в целях индивидуализации процесса обучения.

6. Использование оптимального сочетания коллективных и групповых форм организации работы учащихся в процессе обучения и воспитания.

7. Использование новых педагогических и инновационных технологий для подготовки и проведения урока.

Заключение

Урок - это целостная функционирующая система, где необходимо детально продумывать все этапы, цели, структуру и схему урока. Учитель, которому удается изменить ход урока так, что это нравится не только ему, но и ученикам, стремится совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс учеников.

Любой урок нуждается в модернизации, совершенствовании форм учебной деятельности. Чем урок разнообразней, тем он интересен для учителя и учеников. Учитель не освобождается от своей основной функции - учить, и начинает учить по-новому, а урок остается.

Использование технических средств, использование методик и рекомендаций способствует проведению качественного урока, однако никакая техника, никакие методики не дадут результата, если учитель не найдет общего языка, общего интереса с учениками, не станет для них другом, примером для подражания. Для этого у него есть 45 минут учебного времени на каждом уроке.

В данной работе рассмотрели урок, как форму обучения. Выяснили, что урок наиболее распространенная форма обучения, но типы уроков необходимо по возможности разнообразить. Рассмотрели механизмы взаимодействия всех типов уроков и их значение в воспитании и развитии учащихся.

Подводя итог курсовой работе, следует отметить, что каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитать, развить. С учетом этого требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях, кроме этих требований к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, эстетические и т.д.

Проблема совершенствования урока химии является важной проблемой учебно-воспитательного процесса преподавания химико-биологических дисциплин в школе, наибольшее внимание при этом уделяется, прежде всего, поиску путей использования новых методов и форм организации учащихся на уроке. В результате проведённых исследований можно сделать вывод, что современный урок должен соответствовать целому ряду требований: соответствие содержания и методов поставленным целям; рациональность распределения времени на уроке (на химические опыты и теоретический материал); логичность и последовательность изложения содержания и организуемой учителем самостоятельной деятельности учеников; соответствие словарного запаса учителя активному словарному запасу школьников; умеренный темп урока; постоянная обратная связь с классом на всех этапах урока; разнообразие видов деятельности школьников на уроке; опора на жизненный опыт ребят; благоприятный стиль делового общения на уроке и его общий психологический климат; тактичность учителя; своевременность и достоверность оценки учебной деятельности школьников; опора на индивидуальные и возрастные особенности детей; сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся на уроке.

Таким образом, только при выполнении обозначенных требований урок приобретёт статус наиболее эффективной формы обучения и осуществит свою миссию.

Список литературы.

1. Аспицкая А.Ф., Кирсберг Л.В. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении химии. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. 356 с.

2. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский.- М.: «Академия», 2005.- 128с.

3. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005.- 448с.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова.- М.: Айрис-пресс,2006.- 256с.

5. Кузнецова Н., Васильева П. Обучение химии. С.-Пб.: КАРО, 2003. 128 с.

6. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева.- М.: Просвещение, 2007.- 158с.

7. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие / А.В. Мудрик.- М.: «Академия», 2006.- 304с.

8. Нечаев М.П. Современный кабинет химии /М.П. Нечаев, Н.Л. Галеева.- М.: 5 за знания, 2006.- 208с. – (Школьный кабинет).

9. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская.- М.: «Академия», 2004.- 224с.

10. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2006.- 608с.

11. Учителю химии о внеклассной работе / Сост.А.Х. Гусакова, А.А. Лазаренко. М.: Просвещение, 1998. 97 с.

12. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 72 с

13. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982. 160 с.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!