СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: Правовой консалтинг ОТРАСЛЬ: Строительство и производство стройматериалов ФОРМАТ: Открытый
Разработчики и ведущие программы - специалисты, контролирующие соблюдение законодательства при выдаче разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, помогут Вам избежать ошибок при их выдаче, разобрав сложные, спорные моменты из своей практики.
Для кого
для руководителей и специалистов региональных и муниципальных органов власти, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, а также всех заинтересованных лиц.
ПРОГРАММА
- Случаи, когда выдача Разрешений не требуется.
- Разделение полномочий по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию (далее: Разрешение) между различными органами власти.
- Получение прав на земельный участок как основное условие получения Разрешения. Федеральные законы № 171-ФЗ от 23.06.2014 и № 224-ФЗ от 21.07.2014 о новом порядке предоставления земельных участков под строительство.
- Исходно-разрешительная документация (град-план, проект планировки, проект межевания, техусловия, результат инженерных изысканий).
- Изменившийся статус градостроительного плана земельного участка (срок действия, случаи необходимости переоформления, содержание, документы для его разработки и т.д.).
- Статус проекта планировки и межевания (в случаях его необходимости, основания для разработки, документы для его разработки и т. д.).
- Требования законодательных и нормативных актов РФ при выдаче Разрешений. Продление сроков действия Разрешений, отмена, прекращение действия, внесение изменений.
- Правила заполнения форм Разрешений, типовые ошибки.
- Основание для отказа в выдаче Разрешений.
- Межведомственное взаимодействие при выдаче Разрешений.
- Практика оспаривания разрешений.
- Полномочия по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности при выдаче Разрешений. Исполнение предписаний органов по контролю за соблюдением законодательства органами местного самоуправления при реализации полномочий по выдаче Разрешений.
- Ответственность должностных лиц при неправомерной выдаче Разрешений.
- Риски застройщиков при привлечении к ответственности должностных лиц, неправомерно выдавших Разрешения.
Удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часов (лицензия № 3095 от 15.08.2017).
Для оформления удостоверения необходимо предоставить:
- копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ, просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по контактным телефонам или электронной почте)
- копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).
В пакет участника входит:
- обучение по заявленной программе;
- комплект информационно-справочных материалов;
- экскурсионная программа;
- кофе-брейки.
Посмотреть полную программу семинара и зарегистрироваться на него Вы можете на сайте .
Возможно корпоративное обучение (для сотрудников только Вашей компании) или специальные предложения для корпоративных клиентов.
СТОИМОСТЬ: 37400 руб.
Ситуация: с вопросом о последствиях отмены разрешения на строительство в VERDICTO обратился один из наших постоянных Клиентов. Выданное в установленном порядке разрешение на строительство, было отменено в результате прокурорской проверки. В предписании прокуратуры, адресованной Администрации района Московской области, было указано, что здание возводится с нарушением строительных норм. Следовательно, разрешение следует «отозвать». Администрация, исполняя предписание городской прокуратуры, отменила разрешение на строительство и уже была готова обратиться в суд с иском о сносе объекта. Но клиент обратился к нам.
Вопрос: Что делать, если администрация района отменила разрешение на строительство?
Ответ: Главное правило - приостановить строительство объекта. Обжаловать решение об отмене разрешения на строительство в суде (срок 3 месяца).
Обоснование ответа: Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство является документом, удостоверяющим право застройщика осуществлять создание или реконструкцию недвижимости, а также подтверждает соответствие проекта требованиям градостроительного плана земельного участка (Далее – ГПЗУ). Как мы уже указывали ранее в других справочных статьях, размещенных на сайте Verdicto, осуществление строительства без разрешения ведет к признанию постройки самовольной.
Все же иногда разрешение на строительство отменяют, когда стройка уже идет полным ходом. Такие ситуации, к сожалению, возникают не редко. Орган, выдавший разрешение на строительство, может отменить его по результатам осуществления муниципального надзора, руководствуясь представлением прокуратуры, или на основании акта проверки Госстройнадзора, которым установлены нарушения градостроительных и строительных норм и правил. Так произошло в случае с ООО «Атон»: разрешение на строительство было отменено по результатам проверки Инспекции Тульской области по государственному строительному надзору (см. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 г. по делу № А68-3435/13). Впоследствии решение Администрации города Тулы было отменено, но это потребовало от ООО «Атон» обращения в арбитражный суд (см. дело № А68-2908/2013).
В случае отмены разрешения на строительство (реконструкцию) продолжать ведение строительных работ категорически запрещается! Это повлечет за собой признание возведенного или реконструированного объекта самовольной постройкой. Такая правовая позиция отражена в Апелляционном определении Смоленского областного суда от 10.02.2015 г. по делу № 33-455/2015. В частности, в определении сказано следующее: «…суд исходил из того, что возведенное истцом верхнее строение магазина "Российский продукт" является самовольной постройкой, поскольку истец продолжал строительные работы, когда разрешение на строительство было отменено…».
Отмена разрешения не означает, что уже построенный объект является самовольным. Аналогичного мнения придерживался Высший арбитражный суд Российской Федерации, вынося Определение от 17.11.2010 № ВАС-12369/10 по делу № А51-5040/2009. Коллегия судей в составе председательствующего судьи Борисовой Е.Е., судей Куликовой В.Б., Медведевой А.М. указали, что «…последующая отмена разрешения на строительство объекта капитального строительства в административном порядке само по себе не влечет за собой признание недвижимого имущества, возведенного в соответствии с таким разрешением, самовольной постройкой…». Такая правовая позиция получила свое развитие и в пункте 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 г. № 143. Однако Президиум указал, что постройка, разрешение на строительство (реконструкцию) которой было отменено, не будет признана самовольной только в случае, когда отсутствуют иные основания для признания ее таковой (см. ст. 222 ГК РФ).
Что же делать застройщику?
Алгоритм действий зависит от конкретных обстоятельств дела. Однако, оценивая обстановку, нужно ответить на следующие вопросы:
- Было ли фактически завершено возведение объекта (его реконструкция) к моменту отмены разрешения на строительство;
- На законных ли основаниях оно было отменено;
- Все ли документы, которые нужны для строительства/реконструкции объекта, имеются на руках (инженерные изыскания, проект, ГПЗУ и пр.);
- Допущены ли при строительстве нарушения строительных норм и правил.
Если выяснится, что отмена разрешения на строительство произошла с нарушением закона, необходимо обжаловать такое решение в суде. Решение суда, вынесенное в пользу застройщика, будет основанием для продолжения строительства. Срок на обжалование действий органов государственной власти – 3 месяца.
Если же решение было вынесено на законных основаниях, все зависит от степени готовности объекта и наличия нарушений, допущенных при строительстве. Собственник может зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства в Росреестре. А в случаях, когда для регистрации нет необходимого комплекта документов или имеются иные препятствия, необходимо признавать право собственности на объект в судебном порядке.
Для выбора способа защиты своего права необходима грамотная консультация юриста и тщательная подготовка к суду. Только деликатное и щепетильное отношение к делу поможет исправить ситуацию. Напротив, поверхностный подход только навредит.
- 2.2. Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу
- 2.3. Описание результата предоставления государственной услуги
- 2.5. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги
- 2.6. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме
- 2.7. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме
- 2.8. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
- 2.9. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
- 2.10. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги
- 2.11. Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги
- 2.12. Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, включая информацию о методике расчета размера такой платы
- 2.13. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги
- 2.14. Срок и порядок регистрации заявления о предоставлении государственной услуги
- 2.15. Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг
- 2.16. Показатели доступности и качества государственной услуги, в том числе количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность, возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий
- 2.17. Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме
- 3.1. Прием заявления о выдаче разрешений на строительство
- 3.2. Проверка соответствия заявления и представляемых документов требованиям настоящего Административного регламента
- 3.3. Формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги
- 3.4. Рассмотрение заявления и представленных документов по существу
- 3.7. Размещение сведений о земельных участках, на которых планируется осуществление строительства или реконструкции объектов капитального строительства в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
- 4.2. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги
- 4.3. Ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги
- 4.4. Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
Действует Редакция от 25.06.2012
Наименование документ | ПРИКАЗ Минприроды РФ от 25.06.2012 N 162 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИЯ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННОМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ НЕДР И НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧАСТКАМИ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ)" |
Вид документа | приказ, регламент |
Принявший орган | минприроды рф |
Номер документа | 162 |
Дата принятия | 11.11.2012 |
Дата редакции | 25.06.2012 |
Номер регистрации в Минюсте | 25636 |
Дата регистрации в Минюсте | 09.10.2012 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПРИКАЗ Минприроды РФ от 25.06.2012 N 162 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИЯ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННОМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ НЕДР И НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧАСТКАМИ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ)"
3.9. Исправление технических ошибок в разрешении на строительство
100. Основанием для начала административной процедуры является поступление в Роснедра или его территориальный орган заявления об исправлении технической ошибки (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки) в сведениях, указанных в разрешении на строительство, допущенной Роснедрами или его территориальным органом при выдаче разрешения на строительство (далее - техническая ошибка).
101. При обращении об исправлении технических ошибок заявитель (его уполномоченный представитель) представляет:
Заявление об исправлении технических ошибок;
Документы, имеющие юридическую силу, свидетельствующие о наличии в разрешении на строительство технической ошибки и содержащие правильные данные;
Выданное Роснедрами или его территориальным органом разрешение на строительство, в котором содержится техническая ошибка.
Заявление об исправлении технической ошибки в сведениях, указанных в разрешении на строительство, подается заявителем (его уполномоченным представителем) лично, либо почтовым отправлением (в том числе с использованием электронной почты), либо через единый портал государственных и муниципальных услуг.
102. Должностное лицо, осуществляющее прием заявлений об исправлении технических ошибок, регистрирует заявления и передает их уполномоченному должностному лицу для принятия решения об исправлении технических ошибок.
Уполномоченное должностное лицо рассматривает заявление об исправлении технических ошибок и представленные заявителями или иными заинтересованными лицами документы и принимает решение об исправлении технических ошибок путем проставления письменной резолюции о внесении соответствующих изменений в разрешении на строительство.
103. Срок выдачи разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками не может превышать 5 дней с момента регистрации заявления.
104. Исправленное разрешение на строительство выдается в строгом соответствии с реквизитами второго экземпляра разрешения на строительство, находящегося в архиве Роснедр или территориального органа Роснедр, выдавшего разрешение на строительство.
105. Должностное лицо Роснедр, территориального органа Роснедр, ответственное за выдачу разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками, не позднее 5 дней, следующих за днем регистрации поступившего заявления, если оригинал разрешения на строительство, в котором содержится техническая ошибка, не был представлен заявителем (его уполномоченным представителем) ранее, вручает разрешение на строительство с исправленными техническими ошибками заявителю либо его уполномоченному представителю лично под роспись с изъятием у заявителя (его уполномоченного представителя) оригинала разрешения на строительство, в котором содержится техническая ошибка, или направляет в адрес заявителя почтовым отправлением с уведомлением или посредством использования электронной почты письмо о возможности получения разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками при предоставлении в Роснедра или территориальный орган Роснедр оригинала разрешения на строительство, в котором содержится техническая ошибка.
В случае, если оригинал разрешения на строительство, в котором содержится техническая ошибка, был представлен заявителем (его уполномоченным представителем) ранее, должностное лицо Роснедр, территориального органа Роснедр, ответственное за выдачу разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками, не позднее 5 дней, следующих за днем регистрации поступившего заявления, вручает разрешение на строительство с исправленными техническими ошибками заявителю либо его уполномоченному представителю лично под роспись или направляет его в адрес заявителя почтовым отправлением с уведомлением.
Датой выдачи разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками считается дата его отправления заявителю почтовым отправлением с уведомлением или дата отправления заявителю посредством использования электронной почты или почтовым отправлением с уведомлением письма о возможности получения разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками, при предоставлении в Роснедра или территориальный орган Роснедр оригинала разрешения на строительство, в котором содержится техническая ошибка.
Оригинал разрешения на строительство, в котором содержится техническая ошибка, после выдачи заявителю (его уполномоченному представителю) разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками не подлежит возвращению заявителю (его уполномоченному представителю).